Оценка физического развития ребенка центильным способом

Оценка физического развития ребенка центильным способом thumbnail

Сущность
центильного метода: все результаты
измерений одного признака у большой
группы детей одного пола и возраста
располагают в восходящем порядке в виде
упорядочен­ного ряда. Этот ряд делят
на сто интервалов. Для характеристики
распределения приводят обычно не все
100, а лишь семь фикси­рованных центилей:
3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль
отсекает 3 % наблюдений данного ряда,
10-й центиль — 10 % наблюдений и т.д. Каждый
из фиксированных центилей называют
центильной вероятностью и обозначают
в процентах. Между фиксированными
центильными вероятностями образуется
восемь промежутков, которые получили
названия центильных интервалов
(коридоров):

– центильная
вероятность, % 3 10 25 50 75 90
97

– центильный
интервал 1 2 3 4 5 6
7 8

Принадлежность
изучаемых признаков к тому или иному
центильному интервалу позволяет оценить
их по следующей схеме:

очень низкая оценка

1

низкая оценка

2

пониженная оценка

3

средняя оценка

4,5

повышенная оценка

6

высокая оценка

7

очень высокая
оценка
8

В центильном методе
величину наблюдаемого признака считают
средней (типичной), если она находится
в пределах 25 — 75-го центилей.

Следовательно, за
среднее значение признака принимают
его величины, ограниченные 4-м и 5-м
центильными интервалами.

Первый-третий
интервалы характеризуют снижение
изучаемого показателя, 6 — 8-й интервалы
свидетельствуют об увеличении изучаемого
показателя по сравнению с его средним
значением.

При оценке
физического развития данным методом
используют одномерные центильные шкалы.
Центильные шкалы составлены по 10
признакам, характеризующим
морфофункциональное состояние организма:

  • длине тела

  • массе тела

  • окружности грудной
    клетки

  • жировой складке
    живота

  • жизненной емкости
    легких

  • мышечной силе
    правой и левой кистей

  • максимальному и
    минимальному АД

  • частоте сердечных
    сокращений.

В шкалах указаны максимальные и
минимальные значения каждого из 10
признаков и диапазон колебаний по
центильным вариантам. Шкалы позволяют
детально охарактеризовать морфологический
статус, определить гармоничность
физического развития, оценить
функциональное состояние организма,
выявить детей, склонных к ожирению, и с
изменением сосудистого тонуса.

Центильные шкалы разработаны для
определенных возрастно-половых групп:
для мальчиков и девочек школьного
возраста от 7 до 17 лет.

После установления точного возраста
школьника определяют положение каждого
показателя в одном из восьми центильных
интервалов, пользуясь одномерными
центильными шкалами, и дают им
сосответствующую оценку (табл. ).

Недостатком
этого метода является отсутствие
корреляцион­ной связи между массой
тела, ростом и окружностью грудной
клетки. Каждый из этих показателей
оценивается отдельно, вне связи с
другими, так как одномерные центильные
шкалы рассчитаны для каждого показателя
без учета их взаимосвязи.

Оценка
гармоничности физического развития.

По центильным шкалам можно судить о
гармоничности развития массы тела по
отношению к его длине. Если значения
рассматриваемых показателей оказываются
в одном или соседних центильных
интервалах, то физическое развитие
оценивают как гармоничное. Если значения
изучаемых показателей выходят за границы
соседнего интервала, то физическое
развитие ребенка считают дисгармоничным.
Если разница в оценке составляет более
двух интервалов, то физическое развитие
оценивается как резко дисгармоничное.

Оценка
избыточного жироотложения.

Оценивая гармоничность физического
развития, следует учитывать, что основными
компонентами, определяющими массу тела,
являются костная, мышечная и жировая
ткани. Для определения жировой массы
необходимо оценить толщину жировой
складки.

Если ее величина
оценивается по шести центильным
интервалам или более, это свидетельствует
об избытке жировой ткани у ребенка. При
нормальной толщине жировой складки и
общей большой массе тела ее избыток
обусловлен костно-мышечным компонентом.
Дифференцированный подход к оценке
массы тела позволяет выявить детей с
различной степенью ожирения.

Пример.
Кузнецова Аня, 13 лет, имеет сле­дующие
соматометрические показатели: длина
тела — 154 см; масса тела — 46 кг; окружность
грудной клетки — 73 см. Мышечная сила
правой и левой рук составляет 26,5 и 22,0
кг соответственно, жизненная емкость
легких — 2500 мл, частота сердечных
сокраще­ний — 83 ударов/мин, величина
максимального и минимально­го
артериального давления — 110/60 мм рт. ст.

Оцените
уровень и гармоничность физического
развития центильным методом.

Решение

С
помощью центильных шкал для оценки
морфофункционального развития девочек
13 лет определяют положение каждого
ин­дивидуального показателя (длины
и массы тела и др.) в одном из восьми
центильных интервалов и дают им
соответствующую оценку. Длина тела (4-й
центильный интервал) и масса тела (5-й
центиль) имеют среднее значение (табл.
6).

Физическое
развитие в данном случае оценивается
как среднее, гармоничное (показатели
длины и массы тела находятся в соседних
центильных интервалах). Показатели
жизненной емко­сти легких и мышечной
силы левой руки оцениваются как хоро­шие
(они находятся в 4 —5-м интервале), а
правой руки как повышенные (5-й центильный
интервал), частота сердечных сокраще­ний
соответствует возрастной норме (4-й
центильный интервал), величина
артериального давления также соответствует
средним возрастным показателям.

Таблица
5

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Babyzzz От 0 до 1 года Как с помощью центильных таблиц определить, соответствует ли физическое развитие ребёнка его возрасту


Когда вы с ребёнком приходите к участковому педиатру на очередной профилактический осмотр, доктор обязательно взвешивает малыша, а также измеряет его рост (длину тела) и обхваты (грудной клетки, головы). Зачем это делается? Чтобы сверить полученные замеры с данными центильных таблиц и определить, соответствует ли возрасту ребёнка его развитие, пропорциональна ли его фигура, гармонично ли растут все части его тела. Такой метод достаточно прост, но позволяет вовремя выявить отклонения в физическом состоянии малыша и принять меры по исправлению ситуации. Что же собой представляют центили? И как с их помощью можно определить, правильно ли развивается ребёнок?

Читайте также:  Гбоу г москвы центр развития ребенка детский сад 272

Центильные таблицы физического развития — это…

Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).

Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:

  • роста (или длины тела);
  • веса (или массы);
  • окружности (или обхвата) головы;
  • окружности (или обхвата) грудной клетки.

Для составления центильных таблиц исследования проводятся по 4 параметрам: длине тела, массе, обхвату головы и длине окружности груди

Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другой: так можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело.

На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.

После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.

Баллы — центильный коридор (интервал), который охватывает показатели антропометрических замеров вашего ребёнка.

Видео: какой рост (вес) должен быть у ребёнка — доктор Комаровский

Что такое центили (процентили)

Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.

К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.

В таблицы заносятся данные детей, согласно такой схемы

Фиксируются показатели:

  • третьего (либо 5);
  • десятого;
  • двадцать пятого;
  • пятидесятого;
  • семьдесят пятого;
  • девяностого;
  • девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).

Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.

Как вариант представления центильных таблиц, можно использовать графики. Центр графика — средние величины (большинство), по краям низкие и высокие значения (малочисленные).

Современные стандарты ВОЗ

В 2005 году эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) составили и утвердили таблицы соответствия (центильные), которые и рекомендованы для применения в современной педиатрии. За основу в них были взяты результаты, полученные в ходе проведения МИЕР 1997–2003 г.г. (Многофокусного исследования по эталонам роста).

В процессе реализации проекта было обследовано большое количество здоровых детей разных национальностей, проживающих в разных климатических зонах. Их данные антропометрии систематизировали, проанализировали и занесли в таблицы.

Обязательным условием для участия было соответствие ухода за детьми правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ.

На сегодняшний день именно данные этих исследований и составленных на их основе центильных таблиц принято считать стандартом, с которым сравнивают соответствие развития детей возрастным нормам педиатры во всём мире.

Фотогалерея: данные ВОЗ о развитии детей

Распределение длины тела, веса (массы), обхватов груди и головы по возрасту у мальчиков

Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.

Длина тела — показатель системного процесса развития всего организма. Рост и гармоничное развитие детей — основной критерий состояния здоровья всего населения.

Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др.

На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:

  • на первый год жизни после рождения приходится наибольшая энергия роста — ребёнок в этот период прибавляет к длине тела в среднем 25 см;
  • до 17 лет — активная фаза роста (прибавка идёт, то усиливаясь, то замедляясь);
  • после — рост постепенно замедляется.

Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек.

Таблица: соответствие роста возрасту (мальчики)

График: процентили роста к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Масса тела у детей — самый изменчивый (лабильный) показатель. Он способен в короткие сроки увеличиваться или уменьшаться под влиянием самых различных причин (не только физиологического характера, но и психологического). Наибольшая прибавка в весе приходится на первые 3 месяца после появления ребёнка на свет.

Читайте также:  Портрет ребенка с проблемами в развитии

Таблица: соответствие веса возрасту (мальчики)

График: процентили веса к возрасту — мальчики до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата головы возрасту (мальчики)

График: процентили окружности головы к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата груди возрасту (мальчики)

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Распределение длины тела, веса, обхватов груди и головы по возрасту у девочек

В силу физиологических особенностей и влияния на развитие девочек женских половых гормонов, цифры в таблицах для девочек заметно отличаются от тех, что указаны в составленных для мальчиков центильных таблицах. Разница прослеживается с самого рождения. Это нормально и закономерно.

Таблица: центильная для девочек (рост)

График: процентили роста к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (вес)

График: процентили веса к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (обхват головы)

Процентили окружности головы к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (обхват груди)

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — девочки от 0 до 36 месяцев

Для оценки соответствия антропометрических данных вашего ребёнка его возрасту можете пользоваться приведёнными таблицами. Но помните, что делать какие-либо выводы способен только специалист.

Как пользоваться, производить оценку по центильным таблицам

Чтобы оценить, соответствует ли развитие ребёнка его возрасту, найдите в таблице (в зависимости от пола малыша) строку, где указан его возраст — полных месяцев или лет. И, двигаясь по этой строке, остановитесь на пересечении её со столбцом, содержащим антропометрические данные (рост, либо вес или любую из окружностей — головы, груди), предварительно вами измеренные у сына или дочери.

Пользоваться центильными таблицами совсем не сложно: находите возраст своего ребёнка в столбике слева и в этой строке ищете цифры, соответствующие вашим замерам

Обнаружив искомое значение, обратите внимание, в какой колонке оно находится — к какому центильному интервалу (коридору) относится. Это значение и определяет, насколько гармонично (пропорционально) развивается ребёнок.

Таблица: интерпретация центилей

Центильные таблицы — это лишь условно-нормативная документация. Один из инструментов, упрощающих работу педиатра, но никто не ставит диагнозы, основываясь лишь на цифрах, в них указанных.

Мы не имеем морального права лечить цифры на весах. Мы лечим детей. Ребёнок, который «активно развивается и по многим параметрам физического развития заметно опережает сверстников» не нуждается в лечении — это не лечение, а психотерапия родителей.

Что делать, если показатели выше или ниже нормы

Если посредством использования центильных таблиц было выявлено несоответствие антропометрических данных ребёнка его возрастным показателям, родителям обязательно следует обратиться к участковому педиатру для выявления причины отклонений в его физическом развитии. Но помните, что далеко не всегда слишком низкий или высокий рост, к примеру, или большой или малый обхват головы и т. п. могут быть свидетельством патологии.

Причины отклонений от нормы могут быть разными:

  • генетическая предрасположенность, наследственность;
  • национальная принадлежность;
  • климат в зоне проживания;
  • особенности питания и др.

Любые нормативы, касающиеся здоровья детей, весьма относительны. Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого, отдельно взятого, ребёнка. Малыш вполне может быть совершенно здоров, весел и счастлив при самых низких и самых высоких показателях

Очень важно обращать внимание на самочувствие ребёнка: хорошо ли он спит, быстро ли утомляется, нормальные ли у него аппетит, стул, температура тела, настроение — здесь всё индивидуально.

Коль скоро дитя весёлое и энергичное, так значит, это дитя здоровое, а у здорового дитя свои нормы.

Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру.

Он назначит дополнительные обследования для постановки диагноза. Могут потребоваться консультации профильных специалистов. И только после этого будет поставлен диагноз и назначены терапевтические мероприятия для исправления ситуации.

Обычно, при своевременном выявлении проблемы и адекватном лечении, дети очень быстро восстанавливаются, а их показатели роста, веса и др. приходят в норму.

Центильные таблицы представляют собой один из диагностических методов, позволяющих определить соответствие физического развития ребёнка его возрасту. Но только на основании полученной с их помощи оценки невозможно поставить диагноз. Центили показывают, отсутствует проблема или существует. А определить, в чём она состоит и назначить соответствующее лечение может только врач после дополнительных обследований.

Источник

Центильный
метод
,
в отличие от традиционных, ориентованных
на оценку признаков физического развития,
которые варьируют по закону нормального
деления, являются эффективным
непараметрическим способом сжатого
описания характера их
деления,
которое имеет право-
или левостороннюю ассиметрию.

Суть
центильного
метода заключается в сопоставлении
фактического признака развития отдельной
характеристики физического развития
с упорядоченным рядом, который включает
в свою структуру весь диапазон колебаний
исследуемого признака, распределенный
на 100 интервалов, попадание в которые
имеет равную вероятность, однако размеры
этих центильных
интервалов в абсолютных единицах
измерений не
одинаковые.

Читайте также:  Норма развития стопы у ребенка

Для
определения степени физического развития
используют 7 фиксированных центилей:
3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й и соответственно
8 центильных
интервалов:

  • 1-й
    интервал (ниже 3%) – очень
    низкие показатели;

  • 2-й
    интервал (от 3% до 10%) – низкие
    показатели;

  • 3-й
    интервал (от 10% до 25%) – снижены
    показатели;

  • 4-й
    и 5-й интервалы (соответственно от 25% до
    50% и от 50% до 75%) – средние
    показатели;

  • 6-й
    интервал (от 75% до 90%) – повышены
    показатели;

  • 7-й
    интервал (от 90% до 97%) – высокие
    показатели;

  • 8-й
    интервал (выше 97%) – очень
    высокие показатели
    .

Индивидуальную
оценку
морфофункциональных
показателей
проводят
по одномерным оценочным шкалам, которые
включают в свою структуру размах
колебаний (максимальное и минимальное
значение), центральную тенденцию (медиану
упорядоченного ряда) и 8 центильных
интервалов. Такой подход позволяет
определить как отдельные характеристики
развития соматометрических
признаков, так степень
гармоничности физического развития

следует учитывать тот факт, что 4-й и 5-й
интервалы номограммы характеризуют
гармоничное
физическое развитие
,
3-й и 6-й интервалы,

дисгармоничный,
1-й и 2-й и 7-й и 8-й – резко
дисгармоничный за счет дефицита или
избытка массы тела.

Приложение 3

Учебная инструкция по методике гигиенической оценки состояния здоровья и физического развития организованного детского коллектива

Сравнительная
оценка уровня физического развития
разных коллективов

или одного и того же коллектива в динамике
обучения в современной школе осуществляется
на основании определения разницы величин
основных показателей состояния здоровья
и физического развития путем применения
методов сравнения средних арифметических
величин, распределения относительных
чисел и квадратических отклонений, а
также на основании корреляционного
метода.

Следует
отметить, что в ходе использования
метода
сравнения средних арифметических
величин

сопоставлению подлежат показатели
состояния здоровья и физического
развития лишь однородных взрастно–половых
групп. При этом, прежде всего, необходимо
установить достоверность отличий
средних величин сравниваемых групп,
которая определяется путем вычисления
критерия Стьюдента (t) по формуле:

t
=
Оценка физического развития ребенка центильным способом

где:
М1
и М2

средние арифметические взвешенные
величины групп сравнения;

m1
и m2

ошибки средних арифметических взвешенных
величин.

ООценка физического развития ребенка центильным способомценка
значений критерия (t) проводится таким
образом: если t3,
то отличия средних величин считаются
достоверными (p<0,05), если t 
3 — отличия средних величин считаются
недостоверными (p>0,05).

Так
если, например, в городах В. и К. проводится
углубленный медицинский осмотр
школьников 10 лет и полученные при этом
показатели физического развития
представляют:


в городе В.: средняя длина тела мальчиков
— 156,0 +
0,72 см, средняя масса тела — 44,40+0,38
кг,


в городе К.: средняя длина тела мальчиков
— 151,0 +0,58
см, средняя масса тела — 43,20+0,73
кг.

Оценка
степени достоверности отличий показателей
длины и массы тела школьников названных
городов проводится:

Для
длины тела: t =
Оценка физического развития ребенка центильным способом=Оценка физического развития ребенка центильным способом= 5,6;

Для
массы тела: t =
Оценка физического развития ребенка центильным способом=Оценка физического развития ребенка центильным способом= 1,3.

Следовательно,
в городе К. школьники 10 лет по длине тела
существенно ниже, чем их ровесники из
города В., что, естественно, нуждается
в проведении дополнительного исследования
направленного на изучение причин,
влияющих на физическое развитие
школьников.

В
случае применения метода
распределения относительных чисел

вначале оценивают физическое развитие
каждого ребенка отдельно, что входит в
состав организованного коллектива и
определяют оценочную группу, к которой
она относится, а затем рассчитывают
относительное число детей в каждой
группе.

Достоверность
отличий определяют по формуле:

t
=
Оценка физического развития ребенка центильным способом

где:
Р1

количество детей (%) в первом коллективе,
который оценивается;

Р2

количество детей (%) во втором коллективе,
который сравнивается;

m1

ошибка Р1;

m2

ошибка Р2.

Ошибку относительного
количества детей определяют по формуле:

m1
=
Оценка физического развития ребенка центильным способом;

где:
m1 
ошибка Р1;

Р1

количество детей (%) в первом коллективе,
который сравнивается.

Метод
сравнения средних квадратических
отклонений

используют для оценки однородности
состояния здоровья и физического
развития по определенным показателем.
При этом считается, что чем больше
значения стандартного отклонения (),
тем
большим будет размах колебаний
исследуемого признака и, таким образом,
степень ее неоднородности.

Корреляционный
метод

предоставляет возможность установить
наличие определенной связи между
ведущими характеристиками состояния
здоровья и физического развития путем
определения коэффициента корреляции
(r).
Если величина r
равняется 0 
корреляционной
связи между исследуемыми признаками
не существует. Вместе с тем, если величина
r
равняется 1 
корреляционная связь между исследуемыми
признаками является очень сильной. При
значениях r
в пределах от 0 до 0,3 корреляционную
связь определяют как слабую, при значениях
r
в пределах от 0,3 до 0,5 
как среднюю, при значениях r
в пределах от 0,5 до 0,7 
как сильную, при значениях r
в пределах от 0,7 до 1,0 
как очень сильную. В случае положительного
значения r

связь следует определять как прямую
(при увеличении одного исследуемого
показателя другой возрастает), в
случае отрицательного значения r

связь следует определять как обратную
(при увеличении одного исследуемого
показателя другой уменьшается).

186

Соседние файлы в папке Gigiena_Bardov_1

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник