Развитие памяти у ребенка с дисграфией

Развитие зрительной памяти у младших школьников

с дисграфией.

В последние годы в школах заметно возросло количество детей, страдающих расстройствами письма и чтения.

Нарушения процесса развития письменной речи у детей — дисграфия — это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку — при изучении морфологии и синтаксиса. Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных устойчивых ошибок.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Характерными для детей с нарушениями письма являются нарушения ориентации «право-лево», низкие изобразительные возможности, слабость кратковременной слухоречевой памяти, неспособность к «рядоговорению» (перечислению времён года, дней недели).

Важным в логопедической работе является развитие зрительной памяти, т.к. память — основа психической деятельности. Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину.

Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память бывает непроизвольная и произвольная.

Непроизвольная память — информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией.

Произвольная память — информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.

Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.

Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить выученное и уметь воспроизвести его через длительное время как устно, так и письменно.

Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: трудности формирования зрительного образа буквы; трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.п.

 Неумение ребенка запоминать не только сказывается на его учебной деятельности, но и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

В своей работе я использую упражнения и игры для решения следующих задач:   развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; расширение объема кратковременной зрительной памяти; развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти; формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики); развитие внимания; развитие звукобуквенного анализа; развитие навыков работы с текстом.

Предложенные упражнения и игры можно применять не только на логопедических занятиях, но и на занятиях в группах продленного дня.

Упражнение «По порядку становись!»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

Упражнение «Конструирование фигур»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Инструкция:

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.

Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

Дидактическая игра «Запомни рисунки»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Инструкция:

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки.

— На верхней картинке представлены разные фигуры. Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке.

Время экспозиции верхней картинки составляет 20-30 сек.

Дидактическая игра «Шалунишка»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Инструкция:

Логопед пишет на доске, в зависимости от этапа коррекционной работы, различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. «Шалунишка»-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.

Упражнение на срисовывание фигур

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.

Инструкция:

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Логопед дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.

Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.

Упражнение «Что где было?»

Цель: развитие восприятия положения в пространстве, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

В нарисованном на магнитной доске квадрате из 9 ячеек закрепляют различные магнитные картинки. Детям предлагают секунд 10 внимательно посмотреть на квадрат и запомнить расположение фигур. Логопед снимает магнитные фигуры с доски.

Читайте также:  Методика физического воспитания и развития ребенка степаненкова

После некоторого времени, занятого другой деятельностью (которое постепенно увеличивают с 5 до 30 минут), логопед предлагает ребенку разложить магнитные фигуры в первоначальной последовательности.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Инструкция:

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.

— Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.

Дидактическая игра «Найди сходство и различие»

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Инструкция:

Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должен уловить ребенок.

Упражнение «Словарные слова на карточках»

Цель: развитие зрительной памяти, формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики), облегчение процесса запоминания словарных слов.

Инструкция:

Первый тип карточек: на карточках печатными буквами или прописями пишутся словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, выделяются цветом.

Например: МЕДВЕДЬ, СУББОТА, ПЕНАЛ, МОЛОКО, ВОКРУГ.

Второй тип карточек отличается тем, что наиболее «уязвимые и ошибочные» буквы выделяются с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми.

Например: в слове ВОСХОД буква «О» изображена в виде солнца; в слове СНЕГ буква «Г» нарисована как висящая зимой сосулька с падающими на все слово снежинками; в слове ХОРОШО буквы «О» нарисованы как воздушные шары на веревочках; в слове ЛОПАТА буква «О» нарисована в виде лопаты; в словах ОГУРЕЦ и ОГОРОД буквы О имеют вид огурца; в слове САПОГИ буква «А» нарисована в красных резиновых сапогах (буква получается вдвое выше самого слова).

Инструкция:

— Я сейчас покажу тебе несколько карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые тебе слова. В каждом слове одна или несколько букв выделены цветом. Когда я буду называть слово и показывать карточку, ты это слово повтори про себя и глазами хорошенько запомни. Обрати особое внимание на цветные буквы в словах. Когда ты просмотришь и проговоришь про себя это слово, я попрошу тебя в своей тетради написать его. А потом мы сверим свои записи.

Игра «Дорога домой»

Цель: развитие зрительной памяти и пространственных представлений.

Инструкция:

Логопед задает ребенку направление по лабиринту.  Ребенку предлагается рассмотреть картинку-схему, после чего картинку-схему закрывают, и ребенок на карте карандашом отмечает дорожку к нужному дому. Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал.

Упражнение «Корректурная проба»

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы букв и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

В течение 3-5 минут ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Сначала одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести). Желательно задавать те буквы, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы (например, ч-щ, с-ш, з-ж).

Игра «Поле чудес»

Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа

Инструкция:

На доске вывешивается плакат со словами, например:

КЛЮЧ, ВЕДРО, ПТИЦА, ИГРУШКА,

ЧАШКА, ДЕРЕВО, ПУГОВИЦА, АРБУЗ.

Доска закрывается. Ребенку предлагают выбрать карточку с вопросами:

—     Сколько букв в предпоследнем слове?

—     Какие два слова начинались с гласной буквы?

—     Назови третье с начала слово.

—     Напиши два слова, оканчивающиеся на согласные.

—     Встречалась ли в названных словах буква «Ц»?

—     Было ли среди слов название ягоды?

В начале коррекционной работы можно предлагать ребенку отвечать только на 1-2 вопроса, постепенно увеличивая количество вопросов.

Игра «Брейн-ринг»

Цель: развитие зрительной памяти и навыков работы с текстом.

Инструкция:

Ребенок читает один раз текст, например:

Между Цветочным городом и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на пятнадцатый трамвай и сойдете на третьей остановке с конца, которая называется «Сосновая улица», перед вами будет магазин «Игрушки». На третьей полке слева от входа сидит полосатый зверь по имени Тигр. Купите его, пожалуйста, в подарок своей тете.

После прочтения текста ребенок выбирает конверт с одним из следующих вопросов:

—     Сколько остановок от Цветочного города до Сосновой улицы?

—     Какой трамвай идет до Сосновой улицы?

—     Как называется конечная остановка трамвая?

—     На какой полке сидит нужная нам игрушка?

—     Какому родственнику предназначается подарок?

—     Какое слово было первым в нашем рассказе?

В процессе коррекционной работы количество вопросов постепенно увеличивается.

Упражнение «Бордюр»

Цель: развитие зрительной памяти и графо-моторных навыков.

Инструкция:

По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-«бордюры» по памяти, а при затруднении — с опорой на образец (приложение 7).

Упражнение «Списывание без пробелов»

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Инструкция:

Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:

—     Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.

—     Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.

—     Детииграют.Мамаготовитобед.Бабушкавяжет.Папаработает.

Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно — с пробелами.

Читайте также:  Занятие для умственного развития ребенка

Упражнение «Списывание без ошибок»

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Инструкция:

Ребенку предлагается прочитать на доске и записать в тетрадь по памяти заведомо неверное по смыслу предложение, например:

—     Медведь боится волка.

—     Папа младше сына.

—     Кошка спряталась от мышки в норку.

Ребенок на свое усмотрение или записывает в тетрадь сначала неправильный вариант, а потом исправляет его, или же сразу пишет исправленный вариант предложения. Время экспозиции предложения — около 10 секунд.

Игра «Шифровка»

Цель: развитие зрительной памяти, развитие оптико-пространственных представлений, формирование графических образов букв.

Инструкция:

Ребенку дается шифр тех букв, при воспроизведении которых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:

—     «д» — ↓              «б» — ↑

—     «п» — //             «т» — ///

—     «з» — ←            «е» — →

Шифр демонстрируется на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предложения, «проблемные» буквы в которых заменены шифром. Например:

—     ↑а↑ушка лю↑ит со↑ирать гри↑ы. ↓е↓ушка у↓ит ры↑у. На ↓у↑е растут желу↓и. В зоопарке ↑ыли зе↑ры, о↑езьяны, ↑егемот и кроко↓ил.

—     //аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он //ринес ве///ки ///о//оля.

—     ←автра у ←ины д→нь рожд→нья — ←ин→ исполнится д→вять л→т. ←ам→р←ший ←айчонок спрятался под →ловой в→ткой. В ←оопарк→ были ←→бры, ←убры, об→←ьяны и б→г→мот.

Упражнение «Вставь пропущенные слова»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.

Инструкция:

Ребенок читает один раз небольшой текст.

Например:

Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.

После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.

Например:

Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.

Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.

Пропуски должны быть двух видов: такие, заполнение которых возможно на основе сложившихся целостных речевых штампов (избушка на курьих ножках), и такие, заполнение которых возможно лишь с учетом более или менее широкого смыслового контекста (в нашем примере слово «увидел»).

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Что бы понимать особенности развития внимания у детей с дисграфией, нам необходимо рассмотреть основные возрастные этапы развития внимания в онтогенезе.

Младенчество – в этот период появляются первые реакции, свидетельствующие о наличии внимания к окружающему миру. Ребёнок вздрагивает при резких звуках, появляется ориентировочный рефлекс. В конце первого месяца жизни происходит слуховое и зрительное сосредоточение. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, фокусирует взгляд на лицах людей. В 2-3 месяца возникает комплекс «оживления». При приближении матери малыш активно начинает шевелить руками и ногами, улыбается, гулит.

В более поздний период, после 2-3 месяцев родители начинают побуждать ребенка искать игрушку, тем самым тренируя его концентрацию внимания. С каждым месяцем требования к ребёнку увеличиваются, а задания усложняются. Ребёнок делает попытки приспособиться к таким заданиям и тем самым его внимание развивается, а качественные показатели улучшаются. Здесь важно отметить то, что развитие внимания может проходить и без воздействия социальных факторов, основываясь только на генетических предпосылках, но тогда развитие будет дефицитарным или нарушенным.

В конце года на основе манипуляций с предметами у ребенка устанавливается распределение внимания. Малыш выбирает ту вещь, которая интересует его сильнее, а ненужную отбрасывает в сторону.

В раннем детстве (1-3 года) появляется внимание не только к предметам, но и к словам взрослых. Ребёнок начинает реагировать на простые инструкции «Дай куклу», «Брось мячик» и.т.д. Однако способность концентрировать внимание пока отсутствует. Увлечённо играющий в мяч ребенок может увидеть яркую машинку и забыть про мяч в ту же секунду. Удерживать внимание малыша на определенном объекте дольше 4-5 минут тоже невозможно. К 3 годам эта способность совершенствуется. Ребёнок трёх лет может более 10 минут слушать, как взрослый читает интересную сказку или рисовать фломастерами.

В раннем и дошкольном развитии, так же, как и в младенчестве необходимы социальные факторы. Здесь на формирование внимания ребенка помимо сенсомоторных факторов большое влияние оказывают социальные составляющие, такие как действенный и чувственный опыт. Для благоприятного развития внимания ребёнку необходимы дидактические игры, в которые играют с ребёнком дома и в детском саду. Произвольное внимание ребёнка в этот период формируют игры, развивающие занятия и занятия по подготовке к школе.

В дошкольном возрасте происходят изменения всех видов внимания. Значительно улучшаются качественные характеристики, такие, как объём, концентрация и переключаемость. Благодаря этому, ребёнок может под руководством воспитателя выполнить даже ту работу, которая ему неинтересна. Многие исследователи дошкольного периода выделяют в нем возраст 5 лет, когда устанавливаются связи между образными и знаковыми сферами, выстраивается когнитивная система. В этот период идет развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

Колоссальная перестройка и развитие внимания происходит в младшем школьном возрасте. Эти изменения связаны со сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный. Главная задача школьного обучения – научить ребёнка пользоваться произвольной памятью, мышлением и вниманием. Именно в школе ребёнок учиться направлять своё внимание на необходимый объект, удерживать и распределять его в течение определённого времени. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным, для развития качественных характеристик внимания. Поэтому большинство заданий в школьных учебниках и рабочих тетрадях строится на вопросах, которые способствуют развитию данного процесса.

Читайте также:  Школы для развитие ребенка на ботанике

В норме ребёнку 6-7 лет доступны все виды внимания (непроизвольное, произвольное и после произвольное), но непроизвольное внимание развито намного сильнее. У детей хорошо развито зрительное внимание, несколько хуже слуховое. На момент поступления в школу ребёнок может непрерывно заниматься одним видом деятельности, не отвлекаясь по 10-15 минут.

Развитие произвольного внимания происходит не сразу Ученики первого – второго класса нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя. Узкий объём внимания затрудняет выполнение одновременно нескольких видов деятельности (смотреть на доску, отвечать на вопросы, вести записи в тетради и.т.д.). Первый класс является переходным периодом от дошкольного к школьному этапу. В 8 лет включается интеллектуальная сфера и усиливается переработка информации в процессе функционирования внимания.

Между учениками первого и второго класса наблюдается значительная амплитуда в показателях. В первом классе дети с трудом сосредотачиваются на предметах, быстро устают в то время, как ученики, посещающие школу второй год, справляются намного лучше. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте идёт активное развитие корковых центров головного мозга. Поэтому внимание школьника существенно изменяется по качественным показателям в 2 – 2, 5 раза. К 3-4 классу увеличивается объём, переключаемость и устойчивость.

Намного лучше у детей этого возраста развито непроизвольное внимание. Они могут упустить важные, но не интересные на их взгляд вещи, но обратить внимание на интересующие их мелкие детали.

К третьему – четвёртому классу эти навыки совершенствуются. Большая часть детей успевает не только слушать учителя, но запоминает, что лежит у него на столе, сколько минут на часах до звонка, какого цвета новый пенал у соседа и.т.д.) Интересен тот факт, что при написании сочинения по картине дети улавливают больше мелких деталей, чем взрослые.

При поступлении в школу ребенок начинает учиться овладевать навыком письма.

Письмо – это сложный и многоуровневый процесс, психофизической основой которого являются работа разных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного и рукодвигательного. В этом виде деятельности задействованы все высшие психические функции. При письме происходит взаимодействие такие функции, как мышление, память, внимание, речь, воображение и внимание. Письмо включает в себя несколько этапов:

1.Акустический – ребёнок слышит фонемы (звуки);

2. Артикуляционный – уточняется состав слова, последовательность фонем;

3.Зрительный – перевод звука в графический образ буквы или нескольких букв;

4. Удерживание в памяти – запоминание графического образа слова и его правильного расположения;

5.Наличие устойчивого внимания — запись слова по орфографическим и пунктуационным правилам.

Написать слово труднее, чем его прочитать. Именно поэтому в школе дети намного чаще имеют нарушения письма, чем чтения, однако в 90% случаев эти нарушения взаимосвязаны и закономерны.

Трудность письма заключается в том, что даже если нарушен только один из этапов письма или его часть, письмо ребенка становится несовершенно.

Дисграфия – это специфические нарушения в процессах освоения письма, имеющие нейробиологическую основу и проявляющиеся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, несмотря на достаточный уровень развития интеллекта ребенка и отсутствие проблем со слухом и зрением.

У младших школьников, имеющих трудности в освоении письменной речи, отмечается неравномерность развития психических функций. Одной из таких функций является внимание.

В соответствии с нейропсихологическим подходом отмечено, что у детей с дисграфией имеются трудности в удержании и распределении произвольного внимания, а также повышенной утомляемости. Такие особенности приводят к персеверации букв и слогов, слитному написанию слов в предложениях, искажению почерка, несоблюдения орфографических правил. Этот вариант ошибок называют упрощенной программой письма, а само нарушение имеет название «Регуляторная дисграфия». Основная причина этого нарушение – недостаточность произвольного внимания.

«Регуляторная дисграфия» встречается у детей, имеющих трудности в программировании и контроле своих действий. Её появление связано с системным эффектом: из-за недостаточного уровня сформированности одного звена страдает вся система письменной речи.

В то же время, все остальные функции могут быть полностью развиты, при асинхронном развитии ребёнок может быть с хорошей памятью и мышлением, которое даже может превышать норму по качественным показателям.

Этот феномен объясняется трудностью поддержания в активном состоянии тонуса коры головного мозга. У детей сильно колеблется работоспособность, быстро наступает утомляемость. Падает концентрация внимания. Обычно, такие дети не сразу включаются в работу, медленно пишут, быстро устают и начинают делать грубые ошибки, после школы не могут сделать домашние задания даже с помощью взрослых. Почерк и орфография сильно зависят от степени утомления и прямо ей пропорциональны.

Пространственные ошибки – еще одна из распространённых проблем у детей, имеющих дисграфию. Недостаточный уровень сформированности зрительно — моторной координации (система глаз – рука) мешает соотнести движения руки с вертикальными и горизонтальными координатами. Отсюда получается «наползание» одних букв на другие, постоянные колебания размеров букв, сложности в отступании строк и клеток, ошибки при записи чисел в тетради. Ребёнок не может списать текст, или столбик с примерами, так как постоянно теряет строчку, слово и нужный ему для списывания слог или пример. В результате он работает намного медленнее других учеников, при этом допуская большое количество ошибок.

Любопытен тот факт, что скорость письма у детей с дисграфией со временем увеличивается. В любом случае второклассник будет переписывать текст быстрее, чем ученик первого класса. Но при отсутствии коррекционной работы характер ошибок меняться не будет. Многие дети с дисграфией могут выполнить упражнения очень быстро, например, переписать текст, но при этом допустить большое количество ошибок.

Таким образом, мы можем утверждать, что вниманию детей младшего школьного возраста, имеющим дисграфию свойственны следующие особенности:

Трудности в концентрации, удержании и распределении произвольного внимания;

Повышенная утомляемость познавательных процессов;

Трудности в программировании и контроле своих действий;

Малый объём внимания;

Пространственные ошибки.

Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.

Источник