Влияние музыки на развитие речи ребенка

Влияние музыки на развитие речи ребенка thumbnail

Юлия Мамаева
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на речевое развитие детей.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

Музыка в этом вопросе — незаменимый помощник,так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи.Например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

• Например, упражнение для детей младшего и среднего возраста:

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками

• Для детей старшего возраста:

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,

Указательный — в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,

Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Например:

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например: «Жаба Квака» (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.

«ТРАКТОРА» (Для старших дошкольников).

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП» (Для младшего и среднего возраста).

Читайте также:  Что обозначает термин развитие ребенка

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой (см. ноты ниже).

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над головой

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Источник

«Влияние музыки на развитие речи детей»

Музыкальный руководитель

МБДОУ №22“Росинка”

Иванова Людмила Ивановна

Казань 2017г.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни каждого человека. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей – дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Голос передает часть различать звуки на слух, воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Вкратце рассмотрим разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи.

Слушание ( восприятие музыки) безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Прослушав музыкальное произведение мы беседуем с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Интерес детей повышается, если в игровой форме закрепить услышанное:

— предложить детям подвигаться под эту музыку, передавая ее характер, выражая свои чувства, свое отношение к музыке.

— предложить муз-дидактическую игру «Узнай и назови произведение».

Пение – безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Перечислю кратко некоторые преимущества певческой деятельности для развития речи:

— Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, поэтому помогает исправить недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.

— Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения мы совершенствуем его для речи.

— Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

— Песни пополняют словарный запас детей, знакомят с новыми понятиями.

— Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!

Музыкально – ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л. Генералов)

Для развития речи детей мы отмечаем важной в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развития чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Лого ритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью лого ритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Упражнения по лого ритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному развитию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики. Специальные оркестрово – исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином муз. инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, ложки, маракасы, треугольники).

Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Все это развивает слух, что в свою очередь, важно для активизации речи ребенка.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Читайте также:  Определенные возрастные этапы в психическом развитии ребенка

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

Методическое пособие «Веселые Гонзики». (Показать и познакомить педагогов)

Список используемой литературы:

-О.Н. Арсеневская. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». Волгоград: Учитель, 2009г.

-А.Г.Гогоберидзе, В. А Деркунская «Детство с музыкой» (Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей в детском саду), «Детство-пресс», Санкт-Петербург, 2010 г.;

— Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»;

— М.Б.Зацепина Музыкальное воспитание в детском саду (программа и методические рекомендации), издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2006 г.;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования.(2013г)

Источник

Оксана Дорофеева
Влияние музыки на развитие речи дошкольников

О. Н. Дорофеева

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.

Современная наука признает дошкольное детство, как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Именно музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.

Музыкальное творчество, по своей сути связано с душой маленького человечка, поэтому должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В связи с этим, при организации музыкальной НОД я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой не только задачи по развитию музыкальных способностей, но и большое внимание уделяю развитию речи детей, используя различные методы, приёмы и формы работы, стимулирующие речевую деятельность дошкольников. В процессе НОД проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Этому способствует регулярное проведение речевых игр, логоритмических упражнений, артикуляционной и пальчиковой гимнастики положительно влияет на речевую деятельность детей.

Особое внимание в своей работе уделяю развитию словаря воспитанников в процессе различных видов музыкальной деятельности.В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значений слов:

а) подбор слова, противоположного по значению (антонима): неряха — чистый, опрятный, аккуратный;договаривание предложения с антонимами: Летом жарко, а зимой. (холодно, студено, морозно); Все люди радовались весне, а Снегурочка. (грустила, печалилась); составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (умный — глупый, весело — скучно);

Тема: Человек.

печальный — радостный

воспитанный — невоспитанный

молодой — старый

женский — мужской

слепой — зрячий

стройный — сутулый

худой — толстый

ловкий — неуклюжий

бледный — румяный доброта — злоба

жизнь — смерть

мудрость — глупость

радость — горе

любовь — ненависть

счастье — несчастье

здоровье — болезнь

успех — неудача

трус — храбрец

умник — глупец

друг — враг

ребенок — старик

спать — бодрствовать

говорить — молчать

спрашивать — отвечать

б)объяснение значения слова через его определение: герой — человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги; березняк — березовый лес; босоногий — ходит босиком;

в) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов;

Подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова:

Мост – хвост – тост, дрозд и т. д.

Птица – пицца – синица, лисица и т. д.

Подушка – лягушка – кадушка, клюшка и т. д.

1. Зайка звонко барабанит.

Он серьезным делом … (занят).

2. Снеговик – «морковный нос»

Ёлку нам домой … (принёс).

г) подбор слов, близких по значению, характеризующих разные сто-роны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с «малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами.Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять)синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. ; замена синонима в предложении,обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы, «Бежит маленький ручей» (струится, журчит, льется);

д)объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика, ушко иголки; «Топай, топай ножками, новыми сапожками.»; «Я — капелька лета на тоненькой ножке» — в стихотворении о землянике; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»;

— Где можно встретить шляпку? (Шляпка бывает у гриба, гвоздя, девочки).

-Что может быть золотым? (Золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер).

Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Названные выше приемы используются при слушании музыкальных произведений, в играх, при разучивании песен.

Читайте также:  Договор на оказание услуг по развитию ребенка

Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по характеру, происходит очень быстро. Таким образом расширяется словарный запас детей, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике –это:

1. Пение. Именно пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. И, хотя певческие возможности дошкольников невелики, начиная с подпевания, дети постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства. Педагог лишь должен заинтересовывать как содержанием песни — как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.

Успешному разучиванию песни способствует выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания (образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д.)

Не секрет, что условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.

Именно поэтому,в своей работе я использую приемы:

– выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;

– коллективное проговаривание текста нараспев, негромко, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;

– коллективное произношение текста шепотом;

— коллективное произношение текста «с выключенным звуком».

Так, в процессе пения происходит расширение и обогащение словарного запаса детей и ведётся регулярная словарная работа. Нередко в песнях встречаются незнакомые или труднопроизносимые слова, которым уделяется особое внимание в ходе разучивания песенного репертуара. В ходе работы над усвоением детьми певческих навыков дошкольники очень часто неправильно произносят окончания слов, особенно это касается прилагательных.Например: «солнышко лучистая» вместо «солнышко лучистое»,или: «накормлю лошадку свежаю травою» вместо «свежею травою». Поэтому, как правило,перед исполнением песни играем в словосочетания: осень – разноцветная, кораблик – маленький, мотылечек — желтый.

2. Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс обучения лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы. Доказано, что музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

«Здравствуй, милый друг!», «Танцуй вместе с нами» и др.

3. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. При помощи совместного пения и музыкальных игр происходит стимулирование и активизация речи ребенка.

«Мы платочки постираем», «У бабушки Натальи», «Здравствуй, Осень!» — с элементами ритмодекламации, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.

4. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами. «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух». Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Существует методика Андроновой (Арутюнян) Л. З. «Нормализация речи заикающихся на основе синхронизации речи с движениями пальцев».

«Предлагаемый способ коррекции заикания снижает фиксированность на акте речи, поскольку «ответственность» за технику речи (темп, слияние слов в синтагме, интонационный рисунок фразы) берёт на себя обученная рука, и заикающиеся могут, наконец, как и все нормально говорящее люди, прежде всего думать о смысле высказывания». При этом учитывается неразрывная связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.).

5. Логоритмика. Ильина Н. С. отмечает, что эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки — короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Влиянием занятий с использованием элементов логоритмики у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Музыкальный дождь

Дождь стучит по окнам и по крыше:

— Тук-тук-тук!

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

То стучит он громче, то вдруг –тише:

— Тук-тук-тук! (громко) Тук-тук-тук! (тихо)

— Но не просто дождь идет –

Дождик песенку поет:

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук!

В ритме танго он полил дорожку:

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

В ритме вальса постучал в окошко:

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук!

— Да, не просто дождь идет –

Дождик песенку поет:

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Полечку танцуя,мыл травинки:

— Тук-тук-тук, тук-тук! Тук — тук!

Маршем он прошелся по тропинке:

— Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

— Гром фанфарами гремит,

Дождь меняет темп и ритм:

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

Барабаня,дождик напевает:

Рок-н-ролл, быть может,сочиняет:

Кто умеет слушать – тот поймет,

Что же дождь сейчас поет:

/Звучит музыка, дети определяют ее характер/

(Автор О. Н. Громова)

Опираясь на наши наблюдения, а также результаты, видимые в процессе работы, можно отметить, что музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет произведения, раскрыть настроение рисунка. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса, а значит напрямую способствует речевому развитию ребёнка.

Источник