Влияние мамы на психическое развитие ребенка

С первых дней жизни развитие ребенка определяется не только общением с мамой, но и множеством других внешних факторов. На психологическом состоянии вашего крохи могут сказаться неправильная организация пространства в детской, шум, несбалансированное питание и нехватка общения со взрослыми и сверстниками. Мы расскажем о ключевых факторах, влияющих на психологическое здоровье вашего малыша.

Как физиологические факторы влияют на детскую психику?

Пища является одной из базовых потребностей плода в материнской утробе, потому врачи так строго контролируют питание беременных женщин. Неправильное питание во время беременности, невозможность грудного вскармливания и отсутствие сбалансированного питания могут привести к негативным последствиям для психики вашего чада. Нехватка питательных веществ, в особенности белка, нарушает правильный ход формирования мозга, что, в свою очередь, замедляет интеллектуальное и психологическое созревание крохи.

Здоровый микроклимат в детской также играет огромную роль в становлении детского интеллекта и психики. Комната должна быть светлой и чистой со свежим, прохладным и влажным воздухом. Если в собственной детской крохе будет тяжело дышать, все ресурсы организма будут расходоваться не на развитие, а на поддержание жизнедеятельности и сохранение здоровья.

Негативно сказывается на детской психике и избыток шума. Постоянный шумовой фон большого города и оживленных дорог вызывает перевозбуждение головного мозга, препятствуя его нормальному созреванию. Поэтому важно оборудовать детскую комнату звукоизолирующими окнами и дверьми, чтобы свести уровень шума к минимуму. С другой стороны, постоянная гробовая тишина также нежелательна, иногда можно баловать малютку мелодичной музыкой или записями звуков природы.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый малыш рождается на свет с огромным потенциалом и заложенными предыдущими поколениями способностями. Однако далеко не каждый ребенок становится гениальным художником или выдающимся инженером, поскольку для выявления и развития врожденных способностей требуется благоприятная внешняя среда, которая включает не только физиологические, но и социальные факторы.

В младенчестве и младшем возрасте ключевое значение в жизни малютки имеет семья: мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Теплая семейная атмосфера помогает крохе быстро и гармонично развиваться не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и психологически.

Малышу важно получать достаточно внимания и заботы от мамы и других взрослых. Ведь именно благодаря общению у ребенка формируется желание познавать окружающий мир, набираться знаний и опыта. Детишки, испытывающие нехватку общения со взрослыми, безразличны к своему окружению, апатичны и малоподвижны. Из-за нехватки внимания их психологическое развитие замедляется, а способности остаются на зачаточном уровне, не получая стимулов для укрепления.

Сегодня многим малюткам общение с папой и мамой заменяет телевизор, из-за чего в детском характере усиливается раздражительность, нервозность и агрессивность. Помните, что живое общение с близкими гораздо благоприятнее влияет на психику ребятни, чем просмотр мультфильмов. Даже если вы разрешаете своему крошке смотреть телевизор, ограничивайте время перед экраном и тщательно отбирайте материал для просмотра, чтобы исключить зрелища жестокости и агрессии.

Именно в семье ребенок примеряет на себя первые социальные роли. Он чувствует себя сыном, братом или внуком, осваивает допустимое поведение для каждой из этих ролей, благодаря чему повышается его способность к адаптации. Важно, чтобы у малыша было как можно больше положительных примеров социальных ролей, и как можно меньше — отрицательных. В попытке имитировать поведение взрослых кроха может невольно перенять дурные привычки, от которых вам будет тяжело его избавить.

Родители могут влиять на психологическое развитие ребенка и его социальную адаптацию при помощи всевозможных воспитательных приемов. Важно помнить, что с возрастом ваш отпрыск становится все более самостоятельным, потому возможности родительского воспитания снижаются. На его место приходит внутреннее стремление маленького человечка к развитию и совершенствованию собственной личности — самовоспитание.

Социальная адаптация в коллективе

Становясь старше, кроха расширяет круг своих знакомств, особенно заметными перемены становятся после поступления в детский сад. На этом этапе у него появляется новый авторитет среди взрослых — воспитатель. От манеры обращения воспитателя с детьми во многом зависит психологическое развитие вашего дошкольника, потому подходите к выбору группы детского сада особенно аккуратно.

Одновременно, ваше чадо становится частью своего первого коллектива и осваивает новые социальные роли: друга, партнера по игре, лидера. С возрастом навыки, приобретенные дошкольником будут эволюционировать, помогая ему адаптироваться к школьному классу, университетской группе и рабочему коллективу.

Если малыш легко влился в группу, он будет расти счастливым и уверенным в своих силах. Если же коллектив плохо воспринял ваше чадо, появляется риск заниженной самооценки, неуверенности и безынициативности. Негативизм, агрессивность и повышенное самомнение могут развиваться у малыша, который сильно отличается от других членов коллектива и испытывает отторжение со стороны сверстников.

В комплексе внешние факторы среды, отношения в семье, воспитание, самовоспитание и социальная адаптация формируют личность ребенка. Задача родителей заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для роста своего малыша, выявления его способностей и их развития.

Читайте также:  Сайт развитие ребенка папка передвижка

Источник

Екатерина Ушахина

Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.

От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.

Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.

Поговорим о них.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Источник

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Источник

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Телевизор и развитие ребенка

Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.

Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.

После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.

Читайте также:  Задание для ребенка 5 лет дома для развития

Источник

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Источник

Влияние плача

Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.

В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста The Pled.

Источник

Роль матери в развитии психики новорожденного ребенка огромна, разберем ее важные основы.

Позитивное отношение малыша к внешнему миру и правильное развитие новорожденного в семье — составляют основу психического здоровья ребенка.

Особенности ухода за новорожденным

Чтобы в дальнейшем личность и характер ребенка сформировались как нужно, следует с первых дней заложить основу воспитания и развития малыша — фундамент — развитие психики новорожденного ребенка с первых дней.
Правильно организованный уход за ребенком особенно важен в первый месяц жизни малыша, он же является и средством воспитания.

Статистические данные говорят, что правильный уход за новорожденным гарантируют развитие здоровой психики малыша, а так же являются коррекционным методом после трудных родов, профилактикой послеродового стресса.
Чтобы организовать необходимый уход за младенцем, мама должна понимать его психологические особенности и внутриутробный опыт.

Мама — первый воспитатель своей крохи, чтобы развитие ребенка началось как нужно, маме необходимо знать психологию новорожденного и понимать свои взаимоотношения с грудным ребенком.

Новорожденный ребенок полностью зависим от взрослого. Потребности грудного ребенка можно разделить на телесные и психоэмоциональные.

Телесные потребности ребенка: потребность в сосании, кормлении, физиологические потребности, необходимость эмоционального общения с матерью, потребность в тепле, комфортной одежде, безопасность.

Психоэмоциональные потребности: контакт с матерью, получение положительных эмоций, удовлетворение познавательной потребности и общения, потребность в ощущении, звуках, вкусах, запахах.

Согласно исследовательским данным новорожденный ребенок, чьи потребности игнорируются или удовлетворяются не в полной мере ощущает: страх, безысходность, отказ от жизни.

Ребенок попавший в неблагоприятную среду испытывает страх жизни, горе ведущее его к отказу от жизни. Если ребенок переживает негативный опыт часто — его психика будет нарушена.

Если базовые потребности малыша удовлетворяются в полной мере — малыш проходит стадию зависимости без негативных переживаний.

Поддержать малыша и оказать необходимый уход за новорожденным в данный период жизни может только мать.

Понятие материнства

Психофизиологические потребности новорожденного должна удовлетворять мать. От умения матери правильно ухаживать за свои ребенком зависит полноценное развитие нервной системы ребенка, головного мозга и всего организма. Здоровая психика новорожденного тесно связана с темой материнства.

Материнство — способность женщин выносить и родить здорового ребенка, выкормить до определенного возраста малыша грудью. Природа женщины позволяет ей с успехом выполнять материнскую функцию. Кора головного мозга женщины так устроена, что она услышав плач ребенка во сне, может проснуться и подойти к ребенку.

Во время беременности организм женщины подготавливается к родам и грудному кормлению. Ребенок и мать представляют собой сембиотический союз, поэтому после родов мать способна создать все необходимые условия для успешного развития малыша.

Что такое материнский инстинкт

Материнский инстинкт служит женщине помощником при реализации своей лучшей роли — роли матери. Материнский инстинкт вырабатывается у женщины в процессе беременности, в родах, а также формируется материнским поведением.

Читайте также:  Программы онлайн для развития ребенка 2 года

Материнское поведение — поведение женщины в процессе обучения и наблюдения за более опытными женщинами. Материнское поведение формируется еще в детском возрасте, в игре «дочки-матери», в семье, помогая маме с братьями и сестрами, а так же в процессе ухода и грудного кормления своего ребенка.

Материнский инстинкт — характеризуется набором специальных качеств, позволяющих женщине осуществлять уход за новорожденным младенцем.

К материнским качествам относят: способность идентифицировать себя с ребенком, способность понять нужды малыша. Материнский инстинкт вырабатывается в процессе беременности, но роды являются ключевым звеном, чем естественней прошли роды — тем больше шансов у мамы проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью.
Процедуры обезболивания: эпидуральная перидуральная, сакральная анастезия и стимуляция родовой деятельности, снижает психоэмоциональную привязанность молодой мамы к ребенку.

Первые сутки — важное время для пробуждения материнского инстинкта, в этот период, в течение часа, необходимо приложить ребенка к груди. Прикладывание ребенка к груди благоприятно отражается на появлении молока и в дальнейшем на грудном кормлении малыша.

Итак, для пробуждения материнского инстинкта необходимо, чтобы роды прошли максимально естественно. Стимуляция и обезболивание должны применяться максимально корректно в соответствии с необходимыми для этого показателями, т. к. эти механизмы изменяют появление материнского инстинкта, что сказывается на полноценном грудном вскармливании ребенка. В течение часа после родов необходимо приложить новорожденного к груди.

Автор: Лубянская Светлана

Иллюстрация pixabay.com

Источник

Друзья, сегодня я решила немного рассказать о диагностике психического развития ребёнка, которую вы можете провести самостоятельно дома.

Знаю, что многие мамы скептически относятся к нормам развития. Но именно нормы создают хотя бы какой-то ориентир, и помогают вовремя забить тревогу.

Цель этих выдержек, да и блога в целом — чтобы родители более ответственно относились к развитию и здоровью ребенка. Не списывали плохое или отклонённое поведение на врожденные способности, темперамент и наследственность. Они, конечно, имеют место быть, но законы развития психики не мы придумали. Всё изучено и доказано веками.

Напомню, что говорю о детках 1-3 лет.

Психическое развитие оценивается по общению и действию с предметами. Поэтому очень важно учить ребенка играть, объяснять и показывать все-все, что его окружает.

В норме — любознательный, открытый, инициативный ребенок, несмотря на темперамент. Есть, конечно, застенчивые дети. Но в таком случае присмотритесь внимательнее, нет ли явных отклонений в поведении.

Сейчас много детей с задержкой в развитии. Поэтому важно ориентироваться не на большинство, а на нормы развития, и организовывать игры и занятия дальше, даже если кажется, что ребенок все знает и умеет. (Статья про то, как заниматься с малышами — тут)

В 11 месяцев ребенок должен не просто манипулировать предметом, а знать, для чего этот предмет нужен. Например, не только грызть молоток и махать им, а стучать. Качать и кормить куклу, мешать ложкой в кастрюле.

В 2 года ребенок уже может начинать интересоваться тем, что сейчас не видит. Отсюда «вопросы-почемучки». После трех сюжетно-ролевая игра станет основным видом деятельности, а общение будет внеситуативным.

Родители сами могут провести диагностику психического развития своего ребенка дома (возраст 1-2,5 года):

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

  • Посмотреть, как ребенок играет один. Часто ли он использует предметы по назначению. Разнообразные или скудные действия с предметами.

Что делать по итогу — показывать разные варианты игр (как строить гараж из кубиков, как кормить, укладывать, одевать куклу и прочее), купить наборы для сюжетно-ролевых игр — посуда, овощи на липучках, которые режут ножом, домики для кукол и животных. Ребенку нужны разнообразные игрушки и примеры действий для процессуальной игры.

ОБЩЕНИЕ

  • Как реагирует на взрослого? Желательно, чтобы мама оценивала взаимодействие не только с собой, а с кем-то из родственников и знакомых. Ищет ли одобрения, делится эмоциями? Реакция должна быть четко выраженной на оценку взрослого (похвала- ребёнок радуется, порицание-недоумевает, расстраивается). Игрушки должны вызывать положительные эмоции.

Что делать по итогу: При нормальной реакции- продолжать периодически играть вдвоем, т.к.ребёнок до трёх лет развивается при общении со взрослым. Если ребенок агрессивен с игрушками, а положительные эмоции маловыразительны — то это тревожный сигнал. Нужно обратиться за консультацией к психологу или психиатру.

Многие мамы чувствуют интуитивно — нормально развивается ребенок или нет, но тем не менее, могут упустить момент, что ребенку важно предлагать варианты игр и показывать разнообразные действия с предметами. А есть тревожные мамы, которым нужны ободряющие нормы и убежденность, что с их ребенком все хорошо. Поэтому считаю тему проведения небольших самостоятельных диагностик актуальной, если нужно больше информации о нормах -маякните в комментарии.

Источник