Параметры развития ребенка раннего возраста

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Читайте также:  Развитие ребенка в соответствии с его способностями это

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Читайте также:  Задержка развития у ребенка после года

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник

Развитие социально-эмоциональной сферы.
Социально-адаптивная функции.

Данный параметр характеризует в первую очередь адекватность взаимодействия ребёнка с детьми и взрослыми. Отклонения по этому параметру означают возможность нарушения в коммуникативной сфере, трудности адаптации, личностные особенности ребёнка.
Развитие эмоций.

Показывает состояние координации общих движений у ребёнка.

Зрительно-моторная координация.

Показывает состояние зрительных реакций и насколько развита координация движений руки под контролем зрения. Один из важнейших параметров. Отставание по нему может говорить о нарушении зрения, или недостаточного развития движений руки или недостаточной тренировки координации «глаз-рука». При отставании по данному параметру рекомендуется посетить консультацию окулиста.

Тонкая моторная координация.
Показывает насколько развиты движения пальцев рук и тактильная чувствительность.

Умственное развитие.
Восприятие и познавательная активность.

Этот параметр выявляется только в раннем возрасте. Он параметр показывает уровень развития ориентировочных реакций на зрительные, слуховые, тактильные и другие раздражители, на базе которых ребёнок знакомится с предметами и их свойствами, развивается исследовательский интерес и формируются разные приёмы знакомства с окружающим миром (подражание, разглядывание, прислушивание и т.д.).

Представления о форме предметов.
Форма, цвет, величина – это основные свойства предметов, с которыми ребёнок знакомится в начале своей жизни, и различение которых необходимы для развития восприятия и мышления ребёнка. Этот параметр показывает умение ребёнка выделять предметы определённой формы, группировать по форме, подбирать предметы, подходящие друг другу по форме (позже, после 5 лет, этот параметр становится частью параметра «Развитие математических представлений»). Представление о величине предметов. Показывает умение ребёнка соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды, выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и др.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами.

Представление о цвете предметов.
Цветовосприятие играет важную роль в развитии точности восприятия. Этот параметр показывает, умеет ли ребёнок ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними. Показывает наличие знаний об основных цветах и оттенках.

5.Восприятие.
Восприятие – это первая ступенька в познании действительности. Оно даёт нам знание об отдельных конкретных предметах, о внешних отношениях, существующих между ними. Восприятие всегда связано с мышлением, памятью, вниманием. После пяти лет этот параметр выделяется отдельно и показывает умение ребёнка объединять информацию в единый образ, полученную через ощущения на основе предыдущего опыта.

Внимание.
Показывает умение ребёнка сосредотачивать на одном или нескольких объектах. Отдельные задания направлены на выявление особенностей внимания (концентрации, объёма, распределения и переключаемости).

Память.
Объём информации, который необходимо запоминать детям, достаточно велик. Показывает уровень развития памяти.

Мышление.
Человек не только непосредственно воспринимает окружающий мир, в том числе закономерные, существенные связи между объектами и явлениями, но и развивает свои возможности оперировать отношениями между ними. Параметр «Мышление» характеризует умение ребёнка устанавливать эти связи и оперировать ими. Исследования показывают, что невыполнение словесных заданий часто связано с педагогической запущенностью в развитии ребёнка, а трудности в выполнении несловесных заданий могут быть связаны с более серьёзным (органическими нарушениями).

7 а. Вербальное мышление.
Показывает умение пользоваться понятиями, словами, выполнять задания, связанные с использованием знаний.

7б. Невербальное мышление.
Показывает умение ребёнка пользоваться формами, выполнять задания, связанные с образными представлениями, показывает умение использовать их. Понимание отношений «часть-целое». Эти отношения лежать в основе двух взаимообратных операций: «Анализ» — расчленение целого на части. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления.
«Синтез» — необходимый этап познания, процесс практического или мыслительного воссоединения целого из частей. Этот параметр показывает уровень развития умений ребёнка разделять целое на части (определять из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т.п.) Понимание пространственных отношений. Этот параметр показывает умение ребёнка выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы ( в том числе части одного предмета), опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга. Эти отношения также являются основой операций анализа и синтеза.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации шипицына

Понимание отношений «сходство-различие». Лежит в основе мыслительных операций «сравнение». Этот параметр показывает умение ребёнка устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам.

Понимание отношения «общее-частное». На этом отношении строится мыслительная операция «обобщение». Этот параметр показывает умение ребёнка объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства.

Понимание причинно-следственных связей.
Этот параметр показывает умение ребёнка устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке.

Объём знаний.
Этот параметр является необходимой характеристикой мышления, так как показывает наличие и уровень развития у ребёнка знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Развитие математических представлений.
Развитие математических представлений полезно для умственного развития ребёнка и является неотъемлемой частью подготовки к школе. Этот параметр показывает наличие и уровень у ребёнка ЭМП о количестве, числе, счётных операциях, геометрических фигурах, величинах, пространственном положении предметов.

Временные представления.
Параметр показывает уровень развития у ребёнка представлений о сезонных явлениях, чередовании времён года (до 3-х лет), месяцев, дней недели, частей недели, суток и режиме дня; а также умение определять время по часам.

Речевое развитие.
Слух.

Параметр показывает наличие у ребёнка слуховых реакций в той мере, в какой они необходимы для нормального развития речи. Данная оценка является приблизительной и не заменяет мед.диагностики.

Понимание речи.
Параметр показывает наличие у ребёнка адекватных реакций на речевое обращение к нему со стороны других людей.

Активная речь.
Параметр показывает наличие у ребёнка соответствующих возрасту голосовых реакций, уровень развития его словарного запаса, наличие в употреблении разнообразных грамматических конструкций.

Грамматический строй речи.
Характеризует правильность построения грамматических конструкций. Развитие речи. Параметр объединяет и продолжает предыдущие, характеризуя уровень развития речевых навыков у детей старше 4-х лет.

Развитие деятельности.
1. Развитие деятельности.
Развитие деятельности ребёнка тесно связано с развитием его психических функций. Данный параметр показывает уровень развития деятельности ребёнка ( действий с предметами, игрой, творческой, учебной, и трудовой деятельности), степень овладения умениями и навыками, необходимыми для разных видов деятельности.

2. Рисование.
Рисуя, ребёнок отображает окружающую действительность, поэтому развитие рисунка связано с развитием представлений и знаний ребёнка об окружающем мире. В связи с этим данный параметр показывает ещё и уровень его знаний, воображения. С рисованием связано и развитие зрительно-моторной координации.

3. Конструктивная деятельность.
Показывает уровень развития у ребёнка необходимых для этого вида деятельности умений и навыков. Это умение создавать по образцу, чертежу, схеме или самостоятельно (в соответствии с поставленной задачей) конструкций из различных материалов, менять расположение деталей для улучшения качества постройки и т.п. Уровень развития конструктивной деятельности связан с пониманием пространственных отношений, развитием воображения.

Навыки самообслуживания.
Показывает уровень развития у ребёнка умений и навыков, необходимых ему для самостоятельных действий (одевания, еды, мытья, и т.п.) Показывает уровень физического развития, и косвенно показывает уровень умственного развития. Отставание по этому параметру может говорить о проблемах в развитии моторики (крупной и мелкой), и об упущениях в воспитании.

Культурно-гигиенические навыки.
Показывает наличие и уровень усвоения ребёнком норм поведения. Низкий уровень развития по этому параметру при отсутствии проблем в психическом развитии, не оказывает особого влияния на общее развитие ребёнка. Но из-за этого у него могут возникать определённые социальные трудности. Поэтому своевременное обращение внимания на развитие культурно-гигиенических навыков имеет значение для нормального развития ребёнка. У детей, имеющих психические отклонения этот параметр не показателен и является следствием общего отставания в развитии.

Источник