Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации шипицына

Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации шипицына thumbnail

Особенности развития личности ребенка-сироты

Исследования особенностей психического развития личности ребенка-сироты предпринимались многими психологами. Результаты этих исследований свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития ребенка-сироты в отличие от ребенка, воспитывающегося в семье. Многими авторами подчеркивается негативный характер таких отличий.

Развитие личности ребенка-сироты определяется следующими условиями.

Во-первых, ребенок получает неблагоприятный опыт проживания в родительской семье, еще до поступления в детский дом. Причины того, что родители не справляются с задачей воспитания детей, могут быть разные: алкоголизация родителей, их недееспособность в связи с психическими заболеваниями, преждевременная смертность. Часто дети-сироты имеют опыт жестокого обращения в семье. Раннее «социальное» сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития (Шипицына Л.М.).

Во-вторых, развитие детей в сиротских заведениях также имеет неблагоприятные последствия. Утрата ребенком родительской семьи, и прежде всего общения с матерью, влияет на его развитие крайне негативно, причем, чем раньше происходит отрыв от матери, тем более выражено это влияние. Впервые такие данные были получены в исследованиях Ш.Бюлер. Позже они были подтверждены в исследованиях Р.Спитца, Дж.Боулби, К.Гольдфарба (Боулби Дж.).

В психологических исследованиях привязанности показано, что только эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности ведут к нормальному психическому развитию, к формированию здоровой, активной и социально адаптированной личности. Неизбежная нестабильность и многочисленность социального окружения в сиротских учреждениях, отсутствие ключевой фигуры, принимающей на себя заботу о ребенке, сопровождает его на протяжении всей жизни, создает крайне неблагоприятные условия для формирования привязанности и эмоционального развития ребенка, способствует разрушению естественного стремления ребенка к близости и любви. У таких детей не формируется важное для последующего психического развития чувство базового доверия к миру (Шипицына Л.М., Иванов Е.С.).

Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения оказывающегося в условиях материнской депривации, Дж.Боулби обозначает как «безэмоциональный характер». Обобщенный портрет этого типа личности можно представить следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Для типичных представителей воспитанников детского дома, по мнению Дж.Боулби, характерно большое количество межличностных контактов, носящих поверхностный, формальный, безэмоциональный характер.

В психологии известен феномен «отчуждения своего опыта», характерный для детей-сирот: анализируя становление опыта у детей, воспитывающихся в детском доме, А.Х.Пашина и Е.П.Рязанова отмечают, что взрослый в данных условиях не становится «источником жизненного смысла» для самого ребенка. Воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей, поэтому «переданные» им знания и образцы поведения чаще всего остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения (Психологический журнал).

Читайте также:  Развитие ребенка 1 месяц 2 месяц 3 месяца

Согласно результатам исследования А.Х.Пашиной и Е.П.Рязановой, для детей-сирот характерно крайнее однообразие качественной окраски эмоциональной сферы. Они выражают меньше легко распознаваемых эмоций и хуже распознают выражение эмоций, чем «благополучные» дети. Для воспитанников детских домов также характерен высокий уровень личностной тревожности, низкий уровень эмпатии  и выраженная агрессивность в отношениях с окружающими.

У детей из детских домов импульсивность в удовлетворении своих потребностей сочетается с приступами агрессивности в ситуациях фрустрации. Исследователи отмечают, что при столкновении с трудной ситуацией дети-сироты склонны к аффективному реагированию, к перекладыванию ответственности на других (Нелидов А.Л., Беганцова И.С.).

Особенностями развития интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности детей-сирот являются несформированность внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации, преобладание ориентации на внешнюю ситуацию. Преобладают «мотивы сегодняшнего дня», мотивы отдаленной перспективы оказываются практически невыраженными.

Интеллектуальное развитие детей-сирот, согласно данным исследований, характеризуется дисгармоничностью: невербальное мышление у них развито слабо при соответствующем возрастной норме вербальном мышлении.

А.М.Прихожан выявила, что у воспитанников детских домов все аспекты Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка) имеют качественное своеобразие.

Так, вследствие недостатка родительской любви, у детей-сирот складывается устойчиво заниженная самооценка, которая в дальнейшем может приводить к личностным отклонениям и невротическим расстройствам. Низкая самооценка проявляется у детей-сирот в их нерешительности, неуверенности в незнакомой ситуации, низкой инициативности. Часто способом компенсации низкой самооценки становится внешняя агрессия.

Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: у детей-сирот не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, но формируются зависимость от других и конформность.

Чувство Я у воспитанников детских домов также слабо сформировано. Неясность прошлого и причин осиротения являются фактором, препятствующим созданию собственной идентичности.

Для детей-сирот характерно простое, нерасчлененное отношение к себе, носящее оценочный характер (Нелидов А.Л., Беганцова И.С.).

Таким образом, ранняя материнская депривация и воспитание ребенка в условиях детского дома оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка. Негативный характер этого влияния проявляется в неразвитости когнитивной, аффективной и поведенческой сфер личности ребенка-сироты.

Список литературы

  1. Психологический журнал, №1, 1993
  2. Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. М.: Гардарики, 2003 — 477 с.
  3. Нелидов А.Л., Беганцова И.С. Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа. Монография. Арзамас: АГПИ, 2003 – 303 с.
  4. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб.: ЛОГУ, 1997 – 160 c.
  5.  Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005 – 627 с.
Читайте также:  Презентация родительское собрание особенности развития ребенка 10 лет

Источник

Психологическая наука и образование - №3 (55) / 2009 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2018

2 место —
направление «Психология»
2 место — направление «Народное
образование. Педагогика»

75 место
— общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 —
двухлетний импакт-фактор

 

Психологическая наука и образование
2009. Том. 14, № 3. С. 5–12
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)

Прихожан А.М.
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия
e-mail: a.prihojan@gmail.com

Толстых Н.Н.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития». факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический универ-ситет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: nnvt@list.ru

Аннотация

В статье представлены результаты многолетнего многоаспектного исследования особенностей развития интеллектуальной, аффективно-потребностной, волевой сферы воспитанников детского дома. Полученные результаты интерпретируются с позиции концепции развития личности Л. И. Божович и расцениваются как недоразвитие внутренних механизмов опосредования, формирование которых создает возможность перехода от реактивного, ситуационного к активному, свободному поведению. Последнее, в свою очередь, и определяет магистральный путь личностного развития. Материалы эмпирического исследования показывают, в чем именно проявляется «реактивность, а не активность» поведения учащихся школьных возрастов, воспитывающихся в учреждении для детей-сирот, при решении ими интеллектуальных задач, в общении со взрослыми и сверстниками, в произвольной регуляции поведения, в мотивации и «Я-концепции». Выявленные особенности личности и поведения рассматриваются авторами как проявление различного рода защитных образований, обеспечивающих адаптацию к условиям закрытого детского учреждения, но препятствующих формированию активной личности.

Ключевые слова: депривация, развитие, развитие личности, личность ребенка, сирота, Я-концепция, идентичность, общение, временная транспектива, мотивация, произвольность, психическое развитие

Рубрика: Психология развития

… Решающий прорыв был сделан в середине ХХ века психологами Д. Боулби и Р.
Шпицем, доказавшими первостепенную значимость для развития ребенка материнской
заботы. Следует особо отметить, что широкое общественное признание проблемы
обязано именно ученым, психологам, которые сами по-человечески были потрясены
состоянием детей, оказывающихся без матери даже на сравнительно короткое время.
Материалы психологических исследований привлекли внимание к данной проблеме
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта организация несколько раз
обращалась к проблеме длительной разлуки матери и ребенка, настоятельно
указывая работникам детских больниц, домов ребенка и других учреждений такого
типа на необходимость создания атмосферы эмоциональной теплоты.

Таким образом, к середине ХХ века стало научно доказанным и общепризнанным,
что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и
стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать).
Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» (maternal
deprivation)
. Сегодня все больше научных данных и наблюдений
свидетельствует, что от материнской депривации страдают не только дети,
оставшиеся без родителей или находящиеся длительное время в больницах, но и
многие из тех, кто живет в семье. Конечно, в наиболее яркой, концентрированной
форме последствия материнской депривации проявляются у детей, растущих в
детских учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.
Ситуация с развитием таких детей поистине трагична. По утверждению Генеральной
прокуратуры, 40 % выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и
наркоманами, 40 % совершают преступления, 10 % кончают жизнь самоубийством и
только оставшиеся 10 % живут относительно нормально [5, c. 8].

В подходе к проблеме воспитания детей в детских учреждениях закрытого типа
наблюдаются две крайности, которые, намеренно заостряя, можно описать следующим
образом. С одной стороны, до сих пор существует представление, что дети из
детских домов и школ-интернатов – совершенно обычные, ничем не отличаются от
растущих в семьях, и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением
материального положения, привлечением спонсоров, созданием нормальных условий
обучения и воспитания. С другой стороны, распространена точка зрения, что
сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все
воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные прежде
всего тяжелой наследственностью. …

В определенном смысле и то и другое правильно.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  2. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
  4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  5. Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красницкая и др. М., 2001.
  6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

 
Читайте также:  Развитие речи ребенка в 3 года упражнения видео

Источник