Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя

Екатерина Чернова
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности

Тема: Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(выступление на районном методическом объединении)

(1 слайд)

Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(2 слайд)

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально — дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

(3 слайд)

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

(4 сл)

Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилиюкомпозитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)

(5 слайд)

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков,пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых,а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

(6 слайд)

Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание и тренируют силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок

(7 слайд)

Песенки –распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.

(8 слайд)

Музыкально – дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо — громко», «Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др

(9 слайд)

Музыкально- ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,

Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, Активизируют речь детей, Тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)

(10 слайд)

Игра на детских музыкальных инструментах.

Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.

В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты. Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.

(слайд 11)

Музыкально – пальчиковые игры.

Способствуют развитию

1. мелкой и крупной моторики.

2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь

Заключение

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

(12 слайд) Спасибо за внимание!

Источник

Елена Ломакина
Чистоговорка как инструмент развития речи детей в работе музыкального руководителя

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.

Выразительность музыки и речи сходна.

И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.

Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего.

Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.

НОД по музыке включает в себя такие составляющие как:

• пение, песенное творчество

• слушание музыки

• музыкально-ритмические движения

• игра на музыкальных инструментах

• игровое и танцевальное творчество

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Читайте также:  Дошкольные центры развития ребенка в магнитогорске

Общеизвестно, что пение развивает:

— речевое дыхание,

— голос,

— формирует чувство ритма и темпа,

— улучшает дикцию,

— координирует слух и голос.

Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Одним из инструментариев такой автоматизации являются чистоговорки, основной целью которых, является развитие фонематического слуха в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми, развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Произносить и петь чистоговорки можно:

— постепенно ускорять или замедлять темп произношения;

— меняя метроритм;

— выделять паузами слово с закрепляемым звуком;

— меняя силу голоса (динамику, т. е. громко, тихо, шепотом;

— в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации;

— совмещая с пальчиковой гимнастикой и пальчиковыми кинезиологическими упражнениями;

— совмещая с игрой на детских музыкальных инструментах.

Музыкальные руководители часто используют чистоговорки, как распевки, развивая звуковысотный, тембровый, динамический слух и чувство ритма. Пение даёт возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.

Метроритм в чистоговорке

В детской психологии и методике речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма не совершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Что же такое ритм. Это чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой.

Метр – это непрерывное чередование опорных (акцентируемых) и неопорных (безакцентируемых) звуков. Музыка как бы равномерно пульсирует, в ней непрерывно сменяются моменты напряжения и разрядки. Моменты напряжения принято называть сильными долями, моменты разрядки – слабыми.

Таким образом, используя и меняя метроритм, чистоговорка каждый раз будет звучат по-новому. Например,

Приложение. Презентация.

Речь и пальчиковые игры

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Особую роль в развитии речи играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

Таким образом, распевая чистоговорки, совмещая их с пальчиковой гимнастикой и пальчиковыми кинезиологическими упражнениями, помогает решить ряд задач по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей.

Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.

Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.

И, помните! Ежедневное произношение и пение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Читайте также:  Показатели нормального развития ребенка дошкольного возраста

Спасибо за внимание!

Источник

ОТЧЁТ

По годовой задаче на 2017-2018 год

оптимизирование условий, способствующие   развитию познавательно-речевой деятельности ребёнка посредством игровых технологий.

Развитие связной речи ребёнка, его речевого творчества через практическую деятельность.

«Развитие речи на музыкальных     занятиях»

Составил:

Музыкальный руководитель: Шолохова С.В.

                МБДОУ детский сад №16 с.Дуван

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

               МБДОУ детский сад №16 с. Дуван

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

 От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Основная задача музыкального воспитания: 

воспитывать любовь и интерес к музыке.

Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Музыкальная и разговорная речь имеют определённые  черты сходства:

-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;

-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);

-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.

Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками,  во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

-развитие словаря;

-обучение рассказыванию и чтению стихов;

-формирование диалогической речи;

-ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и башкирской);

-воспитание культуры речевого общения;

-развитие дыхания.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика)  используются   в работе над развитием  речи.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка»     (Л.Генералова).

оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л.Кулаковский). Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений.                                К  музыкально – ритмическим движениям   относятся  танцы: парные,  с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

 При разучивании танцевальных движений необходимо сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д.

Слушание музыки:

является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки.        Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

«… Для  ребёнка  голос –  самый     доступный  и  первейший инструмент»−

 писал  Л. Стоковский.

Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –

Пение:

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:

-дети не поют, а говорят;

-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

-плохо запоминают тексты песен, их названия;

-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;

-затрудняются в передаче ритмического рисунка.

 В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

1.В работе над дыханием я стараюсь  сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использую  игры

 « Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.

2. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

Читайте также:  Развитие ребенка в первый месяц фото

3. И третья сторона в процессе обучения пению — это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

  -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

 — культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

 — формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

 -развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

  Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д.  – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие  автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о)  в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Дом большой» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение  и пропевание по ступенькам, по лесенкам  и т.д) .

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.

Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями,  для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.

 

«Ум ребенка находится на кончиках его                 пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

«Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
                                         В.М.Бехтерев

Пальчиковые игры:

Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму» . На своих занятиях, я использую обязательно пальчиковую гимнастику, где мы вместе с детьми не просто инсценируем стихотворение пальчиками или ладошками, но включаем в репертуар и музыкальные пальчиковые игры.

«Улитка», «Котенька, коток» и т.д. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Пальчиковая гимнастика применяется в качестве физминуток во время слушания или пения. Она способствует развитию речи ребенка и повышению координации способности пальцев.

 

Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.  В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.

Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения ( мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).Театрализованная деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является  психологической основой правильной речи.  «Два клёна» музыкальная сказка поставлена с детьми логопедической подготовительной группы «Улыбка »и подготовительной группы «Лесная сказка», дети показали не только свои артистические способности, но и раскрепостились, как говориться «раскрылись», стали  более уверенные. Именно с такой целью и производился подбор артистов.

На музыкальных занятиях  мы используем игры, как хороводные, игры- приветствия, классические, национальные и т.д.,  с целью  концентрации внимания детей ,развитию координации движений, речи и  артикуляции, развития  ритмического  слуха и умение действовать согласованно, воспитанию  доброжелательного отношения  друг к другу.

«Поприветствуй друга», «Здравствуйте», «Печём пирог», «Капустку солим» и т.д.

Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью работы и имеют огромное воспитательное значение для решения задач формирования эмоциональной отзывчивости у детей, создания радостного настроения. Поэтому в подготовке музыкального сопровождения использовала разнообразный музыкальный материал: классическую музыку, русскую народную, детскую. В своей практике применяю исполнение детьми песен, как под «живую музыку», так и под фонограммы – минусовки.

Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей  также используются благоприятно на музыкальных занятиях

Для работы с детьми создана фонотека с музыкальным материалом, которая содержит классическую, зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала.

Для оформления зала, для занятий  систематически обновляется и изготавливается  дидактический и наглядный материал.

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

 

                               Музыкальный руководитель: Шолохова С. В.

                                                  с. Дуван 2018 г.

Источник