Влияние эмоционального общения матери на развитие речи ребенка

Влияние эмоционального общения матери на развитие речи ребенка thumbnail

Елена Репецкая
Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка»

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил 3. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

Четыре возможных стиля общения матери и ребенка:

1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль — «Мать агрессивна».

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью

Стиль общенияНарушение речи, % — Нет — Слабые — Сильные

«Оптимальный» — 48% —39% — 13%

«Мать молчит, ребенок говорит» — 30% — 53% — 17%

«Оба молчат» — 27% — 43% — 30%

«Мать агрессивна» — 33% — 40% — 27%

При материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки», сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

Источник

Диана Никульникова
Консультация для родителей «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Консультация для родителей:

«Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Семья для ребенка – это его первая школа. Общение с родителями, бабушками и дедушками изначально закладывает в ребенке его будущее. Каким оно будет, как ребенок войдет в самостоятельную жизнь во многом зависит от родителей, от климата в семье. Любовь родителей, их постоянная забота и внимание, уделяемые малышу – основа его внутреннего развития. В семье, где царит доброжелательная атмосфера, дает ребенку чувство уверенности, защищенности, способствует позитивному восприятию мира.

С самого рождения ребенок прислушивается к окружающим звукам, реагирует на голоса, различает их. Благоприятная обстановка в семье создает среду для формирования будущей личности. Общение в семье должно занимать первое место в воспитании ребенка и развитии его речи. В семье, где богатый духовный мир, где ребенку уделяется много внимания и заботы, созданы все условия для того, чтобы у него постоянно повышался его интеллектуальный уровень, формировалась грамотная речь и способность к дальнейшему совершенствованию, как личности.

Читайте также:  Развитие речевой сферы у ребенка

Но, к сожалению, существует и негативный опыт развития малыша. Когда в семье создается дефицит общения, когда ребенку уделяют минимум внимания – кроме как одеть, накормить, уложить спать и т. п., ребенок замыкается, становится обидчивым, зачастую агрессивным, общение с окружающими постепенно становится ему не интересно. Бытовые проблемы, работа зачастую удаляют нас от ребенка, а ему в этот начальный период жизни, как никогда необходимо именно общение, именно наша забота и внимание. Ещё хуже ситуация в тех семьях, где «жесткая» обстановка, состоящая и конфликтов, постоянных перебранок и прочего негатива. Такая обстановка способствует тому, что у детей создается постоянное чувство страха, подавленности и ненужности. Очень ранимая психика ребенка получает в данной обстановке тяжелую эмоциональную травму. Все это является подавляющим фактором в развитии речи и интеллекта ребенка. Если в семье на ребенка сыплются только отдельные реплики типа: «Отстань», «Замолчи», «Иди сам поиграй», то о каком развитии может идти речь?

Много зависит и от образованности самих родителей. Ребенка, который не видит, что родители читают, обсуждают что-то, дискутируют на какие-либо темы, очень трудно будет приучить к чтению, развить в нем интерес не только к книгам, но и к стремлению познать окружающий мир.

Отдельно хочется остановиться на таком «печальном» факторе, как просмотр ребенком телевизионных передач. Во многих семьях ребенок гораздо больше сидит у телевизора, чем общается с родителями. Это, как считают многие, «безопасное» занятие хранить в себе много печальных последствий. Развитие речи ребенка серьезно тормозится. Их речь бедна, она сплошь напичкана фразами из мультиков, зачастую, примитивных. Экран телевизора часто вытесняет такие формы общения, как сказки, колыбельные песенки и просто диалоги с ребенком. Ребенок, который проводит в среднем у телевизора около 2-4 часов в день, в дальнейшем может серьезно отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Об это нужно помнить всем родителям.

Очень важно научиться слушать ребенка. Когда малыш пытается что-то объяснить, зачастую торопясь, не находя сразу нужных слов, не надо говорить ему: «Отстань, потом расскажешь». Ведь это серьезно ударяет по его самолюбию. Ребенок обижается, даже может проявить агрессию. Родителям крайне необходимо научиться выслушивать ребенка до конца, вникать в то, что он говорит, дать ему понять, что вам тоже это интересно, что вы сопереживаете ему и готовы всегда обсудить с ним затронутую им тему. В таком общении обогащается словарный запас ребенка, он учится правильно излагать свои мысли, иметь свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Подводя итог, в заключении можно выделить основные направления правильного развития речи ребенка, берущие свое начало именно в семье:

1. Необходимо наладить позитивный эмоциональный климат в семье, оградить ребенка от конфликтов, ссор и семейных перепалок, сформировать благоприятную для него атмосферу;

2. Снизить до минимального «общение» ребенка с телевизором и компьютером. Вы, а не они должны занимать большую долю времени общения с малышом.

3. Повышать свой интеллектуальный уровень. Это позволит и ребенку «тянутся» за вами в получении новых знаний, развитии своих способностей и склонностей.

4. Всегда стараться найти время на общение с ребенком, уделять ему больше внимания, даже не смотря на загруженность в работе, различные жизненные неурядицы и прочее.

И последнее – не существует какой-то универсальной, «шаблонной» методики воспитания и развития ребенка, его речи и мышления. Каждый родитель должен понимать, что только любовью, лаской, позитивным личным примером и, конечно же, постоянным общением с ребенком, можно вырастить грамотного, всесторонне развитого человека.

Источник

Влияние эмоционального общения матери
на развитие речи ребенка
Речь ребенка развивается постепенно. И если малыш трех лет по каким-либо причинам отстает в речевом развитии, то невозможно наверстать упущенное за несколько занятий. Поэтому в первую очередь, обозначим те факторы, которые влияют на становление речи малыша, обогащают его словарный запас, а затем представим авторские упражнения, которые помогут Вам сориентироваться и выбрать правильное направление занятий с ребенком.

Читайте также:  Развитие общения у ребенка с рда

Что влияет на развитие речи ребенка
Фактор №1. Общение. Речь появляется и развивается вследствие потребности в общении с другими людьми. Позитивное влияние на динамику развития речи оказывает общение и со взрослыми, и со сверстниками. Причем общение с детьми оказывает намного более выраженный характер – ведь в группе товарищей дети слышат больше новых слов, усваивают новые грамматические конструкции. Однако для раннего развития речи наиболее актуально общение со взрослыми, и в первую очередь, с матерью. Именно мать «в ответе» за речевое развитие малыша первых месяцев жизни. Поэтому мы можем вывести самое важное и ключевое правило для тех, кто задумывается о речевом развитии крохи: необходимо как можно больше общаться с ребенком, начиная с первых минут его жизни. И содержательное, и эмоциональное общение будут залогом не только успешного речевого развития, но и психологического благополучия ребенка. Проговаривайте все то, что видит ребенок, беседуйте с ним (как бы ожидая от него ответа, даже если он еще и очень мал), подпевайте его гулению, активно радуйтесь первым словам (мамина реакция очень важна для ребенка).
Фактор №2. Деятельность. Основная деятельность малыша – это, конечно же, игра. Именно в игре ребенок проявляет максимально самостоятельность в освоении языка. Именно поэтому так важно вовремя обеспечивать ребенка необходимыми игрушками и книжками. Для самых маленьких наиболее актуальны книги с крупными изображениями знакомых ребенку предметов. Из игрушек малышу понадобятся куклы и зверюшки – их так легко «одухотворить» и представить, что они способны к диалогу.
Фактор №3. Среда или материальная обстановка. Здесь речь идет вовсе не о стоимости игрушек и развивающих пособий! Е.И.Тихеева неоднократно подчеркивает, что для полноценного развития ребенка, ему необходимо взаимодействие с природой. Установлено, что дети раннего и дошкольного возраста с радостью наблюдают за растениями и животными, слушают сказки о природе, сочиняют их самостоятельно. Выходя на прогулку в разные сезоны, мы обнаруживаем, что ребенок узнает все новые и новые слова. Мы обращаем внимание малыша на снег, лед, кормушки для птиц. И яркие впечатления, которые кроха получает от общения с природой, помогают надежно закрепиться новым словам или словосочетаниям в его памяти. Поэтому так важно отправляясь на прогулки с ребенком, не забывать разговаривать и обсуждать его впечатления. Особую роль играет насыщенность яркими впечатлениями. Поэтому не ленитесь расширять привычные ребенку границы мира. Отводите все в новые и новые места. Совершайте экскурсии! Экскурсии возможны ведь не только к памятникам, но и к старым деревьям, красивым ярким клумбам, цветущим кустарникам.
Фактор №4. Речь взрослых. Именно она выступает источником для становления речи ребенка. От того, насколько правильно разговаривает взрослый, зависит многое!
Фактор №5. Слух и способность к подражанию. Слух – механизм, который позволяет развиться речи. А способность к подражанию необходима для того, чтобы освоить интонационную сторону языка. Дети склонны повторять все за взрослыми. Поэтому они с радостью повторяют за взрослым новое слово. Поэтому так важно обладать терпением и повторять малышу снова и снова название нового для него предмета.

Источник

ВЛИЯНИЕ  СТИЛЯ  ОБЩЕНИЯ  С  МАТЕРЬЮ  НА

ФОРМИРОВАНИЕ  РЕЧИ  РЕБЁНКА

      Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность общеобразовательных учреждений. Роль семьи, в частности матери, почти не обсуждается. Первым на особое влияние матери, на формирование психического и физического развития ребёнка обратил внимание Зигмунд Фрейд.  Исследования влияния стиля общения с матерью проводились в 2002 – 2004 г. Данные были получены путём анкетирования, объём выработки составил 5724 пары «мать – ребёнок». Были выявлены 4 стиля общения матери и ребёнка. 

Стили общения пар «мать – ребёнок»

стиль

условные названия

частота встречаемости

1

«Оптимальный»

47,7 %

2

«Мать молчит, ребёнок говорит»

29,7 %

3

«Оба молчат»

14,1 %

4

«Мать агрессивна»

8,5 %

1 стиль — «ОПТИМАЛЬНЫЙ».

     Мать с удовольствием общается с ребёнком, внимательно выслушивает всё, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребёнку. В таких парах часто идёт разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери вы глаза и воспринимает её невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддерживать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми.

2 стиль — «МАТЬ МОЛЧИТ, РЕБЁНОК ГОВОРИТ».

        Мать не любит, когда ребёнок, что – то увлечённо рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей не уместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся», «Помолчи» и другими аналогичными замечаниями. Ребёнок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать  своё неприятие ребёнка: он на самом деле становится гиперактивным.

3 стиль — «ОБА МОЛЧАТ».

Читайте также:  Истории развития ребенка с речевой патологией

     Ребёнок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступать в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребёнок – в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица.

4 стиль — «МАТЬ АГРЕССИВНА».

       Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребёнку: кричит, ругает, дёргает, иногда бьёт.

   Исследование показало, что в благоприятных условиях находится меньше половины детей (47,7 %). Большинство (52,3 %) испытывают ту или иную степень  депривации* со стороны матери.

     Каждая третья мать (29, 7 %) старается оттолкнуть ребёнка от себя; она считает необходимым  рвать все связи, которые тот пытается наладить с ней и с окружающим миром. Ребёнок не сдается: он пытается объяснить матери, что любит её и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным, но эта экспрессия даёт обратный результат: мать испытывает психологический дискомфорт от близких контактов с ребёнком, поэтому пытается подавить его активность с ещё большей силой. В отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой и обаятельной.

      Каждая седьмая мать (14,1 %) добилась желаемого результата: ребёнок перестал с ней общаться. В подавляющем большинстве случаев эта женщина тоже не имеет отклонений в общении с другими людьми.

      Каждая двенадцатая мать (8,5 %) проявляет агрессию к ребёнку. Этот факт в комментариях не нуждается.

    Далее было изучено, как влияет стиль общения с матерью на становление речевой функции ребёнка.

Развитие речи детей при разных стилях общения с матерью

стиль

Нарушение речи, %

нет

слабое

 сильное

«Оптимальный»

48

39

13

«Мать молчит, ребёнок говорит»

30

53

17

«Оба молчат»

27

43

30

«Мать агрессивна»

33

40

27

Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей.

Депривация в общении с матерью и в материнском уходе у детей  приводит к нарушениям развития, невротическим и аффективным расстройствам.

При ОПТИМАЛЬНОМ данном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь, у 39 % детей отмечаются слабые нарушения и у 13 % — сильные.

При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5 – 2 раза. При ВТОРОМ стиле общения резко возрастает количество детей со слабыми нарушениями речи (53 %). Увеличивается количество детей, страдающих сильными речевыми дефектами (17 %).

Ещё более серьёзное положение складывается при ТРЕТЬЕМ стиле: число нормально разговаривающих детей продолжает уменьшаться (27 %), а тяжёлые нарушения встречаются в 2,5 раза чаще, чем при первом стиле, и составляют 30 %.

Интересно явление обнаруживается при ЧЕТВЁРТОМ стиле общения. Здесь замечается слабая тенденция увеличения количества детей, имеющих нормальную речь. Это происходит за счёт того, что слабые речевые расстройства встречаются здесь реже. Число тяжёлых нарушений остаётся стабильно высоким (27 %)

       Таким образом, можно  с уверенностью утверждать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребёнка затрудняется.  Если мать молчит, а ребёнок говорит, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжёлых расстройств.  Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественный тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.

       Воспитатель и логопед могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звук»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи ребенка лежит на матери.

Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребёнка не слушают – речь становится ненужной, и её развитие тормозится. Главным cлушателем маленького ребёнка является мать. Между ней и ребёнком ещё не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникшую мысль, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить ещё трудно.

Источник