Влияние исследовательской деятельности на развитие ребенка

Влияние исследовательской деятельности

на развитие ребенка

Система образования должна подготовить детей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный поход к обучению, проектно – исследовательская деятельность.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. В настоящее время все чаще говорят о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных, в ходе обучения знаний, на практике.

Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальной считается та работа, для исполнения которой необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

В настоящее время, можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

  • помощь в профессиональной ориентации;

  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы. Целью нашей работы является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания. Мы стремимся к тому, чтобы научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно.

Организация исследовательской деятельности проходит в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале.

С первого класса дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Ребята изучают историю города, края и историю своей семьи, а результат своей работы выполняют в виде собственных альбомов, рассказов. Следующий этап научно-исследовательской деятельности учащихся — это выход на школьный фестиваль среди участников научного общества «Интеллектуал», традиционно проводимый весной как символ окончания какого-то этапа и перехода на новую ступень. Работа организована по ступеням обучения: начальная школа, средняя, старшая. Каждая ступень работает в определённом кабинете. В день конкурса в зале проходит открытие фестиваля: приветствие и напутствие участников, выставляются стенды с работами, что позволяет всем желающим познакомиться с работами, чтобы пробудить интерес не вовлечённых в процесс учащихся. Такой подход направлен на привлечение как можно большего количества учащихся на заслушивание проектов и на формирование исследовательской мотивации у детей.

Следует отметить, что исследовательская деятельность в рамках школы является процессом двусторонним, строящимся как на потребностях учащихся, так и на активном привлечении педагогами детей. На помощь приходит, проводимое в школе, психологическое сопровождение детей и подростков. В процессе данного вида деятельности учащиеся могут узнавать о своих способностях и способах их развития, одним из которых является учебно-исследовательская деятельность.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка по комаровскому

Ещё одна сторона работы нашей школы заключается в системе поощрений. Принцип нашего заведения — каждый ребёнок должен быть награждён по окончании учебного года. Это крайне важно для всех школьников. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены на традиционном празднике «по окончанию учебного года» заставляет ребят трудиться в течение учебного года. И хотя поощрение носит чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы), дети с нетерпением ждут этого и очень сильно огорчаются, если в течение года не сделали ничего, заслуживающего награды.

В 2008-2009 учебном году в школьном фестивале приняли участие 16 учащихся начальной школы. 10 работ были направлены на межрегиональный фестиваль исследовательских работ младших школьников «Открытие мира», 2 работы – на фестиваль проектов «Грани познания». 6 исследовательских работ прошли в очный тур: «Улица, на которой я живу», «Книга вчера, сегодня, завтра», «Человек и мусор: кто победит?», «Шахматный гамбит — что это?», «Зубная паста», «Как Волгоград стал городом – героем». Дети стали дипломантами 1 и 3 степени, четверо детей стали лауреатами.

Конспект урока литературного чтения .

Тема: Пословицы и поговорки.

Цель: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками;

развивать творческие способности;

учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием

различных источников, работать в группах, обмениваться информацией;

уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её;

анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы:

Этап 1. Определение темы, уточнение целей, выбор групп, определение источников информации, постановка задач.

1 группа – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках.

2 группа – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

3 группа – найти пословицы народов мира;

4 группа – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах. Я консультирую и наблюдаю.

Этап 3. Анализ выполнения заданий.

Этап 4. Урок – презентация (защита подготовленного материала)

Выступление 1 группы:

Пословицы и поговорки

Трудно сказать с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А.С.Пушкин, И.Крылов, П.Катенин. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И.Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И.Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают её образной. Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В 18 веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Более крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц. ( Здесь дети рассказали интересные факты из биографии В.И.Даля).

Выступление 2 группы:

Рассказы о пословицах:

Тише едешь – дальше будешь.

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила дорожного движения и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливают работники ГАИ и штрафуют. И они еще больше опаздывают на работу.

Всему свое время.

Жил – был мальчик Вася. Не был он ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Васе задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала посмотрел телевизор, потом почитал книгу, потом с друзьями поиграл в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Вася решил их не делать.

На следующий день была контрольная работа. Вася получил двойку. Дома мама сказала: «Всему свое время».

( Были придуманы рассказы: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Нашла коса на камень», «У страха глаза велики», «Семеро одного не ждут»).

Выступление 3 группы

Пословицы народов мира.

«Оглядывайся на себя три раза в день» — эта японская пословица учит следить за своим поведением.

«И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» — монгольская пословица говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Читайте также:  Игры для логопедического развития ребенка

« Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка» — арабская пословица о невиновном человеке.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», а осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

«Слово — серебро, а молчание – золото», — скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание:

Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей:

Язык до Киева доведет.

Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Один утренний час лучше двух вечерних.

Слезами горю не поможешь.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.

Утро вечера мудренее.

Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление 4 группы:

Викторина.

  1. Вставь слово в пословицу:

  • Дареному ……. в зубы не смотрят. (коню)

  • Когда ………. на горе свистнет. (рак)

  • ………рубят – щепки летят. (лес)

  • Не ……….., так и не мычи. (корова)

  • Не плюй в ……….- пригодится воды напиться. (колодец)

  • Большому ………. – большое плавание. (кораблю)

  1. Собери пословицу:

— сколько волка не корми

— век живи

— любишь кататься

— лучше поздно

— семь бед

— за спрос

— он все в лес смотрит

— век учись

— люби и саночки возить

— чем никогда

— один ответ

— денег не берут

Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Источник

Елена Шипицына
Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть II)

часть 1

наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений дети открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Мы вместе рассматриваем разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Так, осенью во время прогулок-открытий внимание детей обращаю на овощи и фрукты. Мы рассматриваем их, составляем из них «живые» натюрморты. Рассматривая осенние цветы, обращаю внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Рассматривая деревья, обращаю внимание на их осеннее убранство, отмечая разнообразие цветов оттенков листьев. В ноябре отмечаем изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Поздней осенью вместе с детьми рассматриваем кору разных пород деревьев, отмечаем разнообразие цвета, фактуры (гладкая, шершавая). Так же обращаю внимание детейна разнообразие листьев в природе: с одной пластинкой (подорожник, мать-и- мачеха, с тремя пластинками (клевер, земляника, с сильно изрезанными краями (своеобразие рисунка края у разных листьев).Во время прогулок-открытий дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду; жесткие, хрупкие во время заморозков.

Особое внимание в своей работе я уделяю самому близкому для человека дереву – березе, используя разные формы деятельности: занятия на природе, прогулки-открытия, занятие-загадка в природе, игры-импровизации, русские народные игры и игровые припевы. Играя с детьми в игру «Вопрошайки», предлагаю отгадать, что находится в коробочке. В «волшебной» коробочке лежит необыкновенная «одежда» деревьев, которую они сначала могут потрогать, а потом уж посмотреть. Дети, получив картонку с определенными кусочками коры, угадывают название дерева и находят его на территории участка. Выясняем с детьми для чего же нужна кора деревьям? (Оберегает их от жгучего мороза, от палящих лучей солнца, защищает от всяких повреждений и от случайных ушибов.) Как называется верхний слой коры белоствольных березок? Можно ли бересту назвать защитницей березы. Далее предлагаю детям превратиться в «ученых»: вооружиться чудо-приборами — лупами и рассмотреть с их помощью и невооруженным глазом бересту березы.После исследования предлагаю на обсуждение свою версию: береста березы почему-то напоминает тоненькую книжку со склеенными страницами. И предлагаю еще раз рассмотреть кусочек бересты под лупой, подводя к выводу, что береста слоится. Затем предлагаю сравнить бересту с кожей человека. Чем они похожи и чем отличаются? (Живые клетки человека и живые растительные клетки, но только береста состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко соединенных друг с другом).

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка в раннем детстве

Затем выясняю у детей: стареют ли клетки кожи человека и «кожи» дерева? Показываю старый слой бересты, находящийся на поверхности ствола, и самый молодой, находящийся в глубине ствола, уточняя знания детей о процессе замены у человека старых ороговевших клеток кожи. Дети имитируют этот процесс при помощи ладоней рук. Одна группа детей соединяет ладони плотно, другая — снизу тихонько раздвигает их и ставит свои ладони над ними. Вот так же происходит замена верхнего слоя коры березы — бересты. Затем выясняем, почему береста не тонет? Можно ли снимать бересту с растущих живых деревьев? Почему?

В следующий раз мы открываем еще одну тайну: почему березу называют белоствольной, отчего у нее ствол белого цвета? (черными кусочками ткани проводим по коре). В клетках бересты находится белое вещество, похожее на зубной порошок – бетулин, который покрывает кору берез тоненьким слоем. Отвечая на вопрос, почему березу называют чернобровой, ищем так называемые черные «брови» берез и проверяем у всех ли берез на стволах есть черные поперечные полоски-чечевички. Узнаем, что береза дышит не только с помощью листьев, но и еще при помощи чечевичек, которые состоят из рыхлой древесной ткани, между клетками которой имеются как бы окошечки — отверстия. Вот через них и проходит воздух, которым дышат березы. Но зимой деревья засыпают и, что происходит с чечевичками? (за-крываются). А какие превращения с чечевичками произойдут весной? Кто их разбудит?

Отправляясь на экскурсию в березовую рощу, находим «семьи» берез, растущих из одного ствола, молодые и старые деревья, деревья с по-вреждениями.

И выясняем, почему эту группу берез можно назвать семьей? Находим березу-Отца, березу-Мать, березу-Бабушку, березок- Детей. Чем люди и деревья похожи друг на друга? (Живые, растут, дышат, питаются, дают потомство и т. д.)

Затем касаемся кончиками пальцев своей кожицы на щеке и коры молоденькой березки и осторожно проводим подушечками пальцев по глубоким «морщинам» — зарубинам березы-«старушки», и делимся своими ощущениями. Выясняем, отчего появляются морщины-зазубрины на березе и у человека?

По моему мнению, ценность поисковой деятельности заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.

Таким образом, для речевого развития огромное значение играют средства, методы приемы, использующиеся для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. п.) использую новые. Например, «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Заранее определяю объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т. д.) По пути на место внимательно осматриваем все вокруг, поддерживаю заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?» Придя на место, вместе с детьми вспоминаем известную им сказку (или несколько сказок, отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор идет о сказке «Гуси-лебеди». Вместе с детьми рассматриваем дерево, его ветки, листья и плоды (если есть, пересказываем соответствующий эпизод, при необходимости вспоминаем предшествующие и последующие события сказки, предлагаем свои варианты обращений с просьбой к яблоньке.

Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Источник