Нарушения в интеллектуальном развитии ребенка их систематика и статистика

Нарушения в интеллектуальном развитии ребенка их систематика и статистика thumbnail

«Нарушение в интеллектуальном развитии ребёнка их систематика и статистика.»

Интеллект (лат. – познание, понимание) – это высший уровень развития человеческой сущности, выраженный в мыслительных способностях человека, интегрирующих в себе познавательную чувственную и волевую сферы. В практической жизни интеллект условно сводят к мышлению человека, лишь немного расширяя зону функционирования

Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Они могут являться центральным симптомом заболевания либо одним из вторичных. Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития.

Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей.

Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.

Олигофрения — это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста

По данным Г. Е. Сухаревой, следует различать три группы па­тогенных факторов, обусловливающих возникновение олигофре­нии: 1) неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза); 2) вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, ро­довая травма; 3) постнатальные поражения нервной системы ре­бенка (инфекции, травмы, ожоги) до трех лет

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).

Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.

Натальное повреждение ЦНС. Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.

Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.

Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.

Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  • Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.

  • Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).

  • Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Статистика:

По имеющимся данным в мире, дети с интеллектуальными нарушениями составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Наши зарубежные коллеги нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка.

Читайте также:  Развитие памяти и внимания у ребенка в домашних условиях

Сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с
образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.

Приведем некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.
В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных организациях вместе с обычными детьми. В системе Министерства образования открыта сеть специализированных (коррекционных) детских садов с круглосуточным пребыванием детей, и специализированных (коррекционных) детских домов, а так же дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3-4-х до 7-8-и лет. Отбор детей в указанные учреждения осуществляется на основе заключения медико-педагогических комиссий. Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе представителя органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования. 

Таким образом, более 500 тыс, детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.

Источник

Определение 1

Интеллект (лат. – познание, понимание) – является высшим уровнем развития человеческой сущности, которая выражается в мыслительных способностях человека, включающих в себя волевую и познавательную сферы.

Замечание 1

В обыденном понимании интеллект – это мышление человека, которое имеет несколько расширенную зону функционирования.

Основными предпосылками развития интеллекта человека являются его когнитивные функции – память, внимание, мышление, пространственное восприятия, а также ряд психофизиологических особенностей – инициативность, познавательный интерес и работоспособность. В том случае, если одна из перечисленных функций нарушена, то развитие интеллекта будет снижено или затруднено.

Интеллектуальные нарушения у детей

Определение 2

Интеллектуальные нарушения у детей – разнообразные по направленности, проявлениям и происхождению отклонения в умственном развитии.

Интеллектуальные нарушения (в общем) – это количественные и качественные отклонения в развитии умственных способностей человека.

Симптомами нарушений интеллектуального развития являются недостаточная способность решения трудных ситуаций и жизненных задач, недостаточные знания, умения и навыки, ограниченный словарный запас, низкий уровень абстрактно-логического мышления.

Диагностика нарушения интеллектуального развития осуществляется психологом, психиатром и неврологом. При необходимости дополнительно могут назначить инструментальное исследование головного мозга.

После установления диагноза разрабатывается индивидуальный план лечения, который включает в себя психокоррекцию, фармакотерапию и социальную реабилитацию.

В настоящее время наиболее распространенным нарушением интеллектуального развития является олигофрения.

Олигофрения — является клинически разнородной группой, включает в себя такие состояния, которые возникают после различных поражения ЦНС ребенка в период «до развития его речи» (до 1-2х лет).

Основные причины возникновения олигофрения являются внутриутробные и наследственные повреждения плода, природовые и родовые травмы, асфиксия плода, а также иные заболевания, оказывающие негативное влияние на нервную систему ребенка в возрасте до 2х лет.

Принято выделять три основные группы патогенных факторов, которые обуславливают возникновение олигофрении:

  • Неполноценность генеративных клеток родителей
  • Различные наследственные заболевания
  • Патологии беременности в период эмбриогенеза
  • Разнообразные вредные воздействия на плод во внутриутробный период
  • Родовые травмы
  • Постнатальные поражения нервной системы ребенка до 3-х лет, вызванные инфекционными заболеваниями, травмами, ожогами и т.д.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Нарушения в интеллектуальной сфере развития ребенка возникают на основании негативного влияния экзогенных и эндогенных факторов. Степень тяжести нарушения зависит от интенсивности воздействия негативного фактора, от того в каком возрасте было данное воздействие.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка в норме шпаргалка

Принято выделять следующие причины интеллектуальных нарушений:

  1. Генетические изменения – вызывают отклонения интеллектуального развития на основании дисфункции отдельных генов (аутизм, синдром Ретта) и ряда хромосомных аномалий:

    • трисомии (синдром Дауна)
    • делеции хромосом
    • однородительские дисомии
  2. Перинатальные поражения ЦНС – возникают при гипоксии плода, вызванной различными заболеваниями матери (эндокринные, сердечно-сосудистые патологии, болезни печени, почек и т.д.), а также несовместимостью матери и плода по резус-фактору. Кроме того, к перинатальным причинам относят перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности, радиационное облучение, эмоциональные стрессы, интоксикации и недоношенность плода.

  3. Натальное повреждение ЦНС – вызывается осложненными родами, в результате которых возникает асфиксия у новорожденного, травмы, разнообразные органические и функциональные поражения мозга.

  4. Постнатальное поражение нервной системы – интеллектуальные нарушения разной степени тяжести, которые развиваются на фоне таких заболеваний как эпилепсия, нейроинфекции (менингит, энцефалит), эндокринные и аутоиммунные заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы, дистрофии и в ряде случаев после клинической смерти.

  5. Психические, неврологические расстройства – оказывают негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, на фоне разнообразных эмоциональных, поведенческих и волевых дефектов, а также патологий анализаторных систем.

  6. Социальные факторы – негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают дисгармоничные семейные отношения, асоциальный образ жизни родителей, педагогическая запущенность ребенка, длительное пребывание в стационаре и т.п.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  1. Задержка психического развития – характеризуется замедленным созреванием морфофункциональных систем мозга, вследствие влияния разнообразных негативных факторов. Проявляются данные нарушения в виде незрелости психомоторных и когнитивных функций.

  2. Умственная отсталость – выражается в виде умственного недоразвития, вызванного стойким, либо рано приобретенным нарушением интеллекта. В настоящее время различают:

    • легкая (дебильность)
    • умеренная (имбецильность)
    • тяжелая (идиотия)
  3. Деменция – это приобретенное стойкой или прогрессирующее слабоумие, которое развивается вследствие утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков.

Источник

«Нарушение в интеллектуальном развитии ребёнка их систематика и статистика.»

Интеллект (лат. – познание, понимание) – это высший уровень развития человеческой сущности, выраженный в мыслительных способностях человека, интегрирующих в себе познавательную чувственную и волевую сферы. В практической жизни интеллект условно сводят к мышлению человека, лишь немного расширяя зону функционирования

Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Они могут являться центральным симптомом заболевания либо одним из вторичных. Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития.

Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей.

Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.

Олигофрения — это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста

По данным Г. Е. Сухаревой, следует различать три группы па­тогенных факторов, обусловливающих возникновение олигофре­нии: 1) неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза); 2) вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, ро­довая травма; 3) постнатальные поражения нервной системы ре­бенка (инфекции, травмы, ожоги) до трех лет

Читайте также:  Основные характеристики психического развития ребенка

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).

Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.

Натальное повреждение ЦНС. Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.

Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.

Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.

Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  • Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.

  • Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).

  • Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Статистика:

По имеющимся данным в мире, дети с интеллектуальными нарушениями составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Наши зарубежные коллеги нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка.

Сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с
образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.

Приведем некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.
В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных организациях вместе с обычными детьми. В системе Министерства образования открыта сеть специализированных (коррекционных) детских садов с круглосуточным пребыванием детей, и специализированных (коррекционных) детских домов, а так же дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3-4-х до 7-8-и лет. Отбор детей в указанные учреждения осуществляется на основе заключения медико-педагогических комиссий. Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе представителя органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования. 

Таким образом, более 500 тыс, детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.

Источник