Влияние футбола на развитие физических качеств ребенка среднего возраста

Влияние футбола на развитие физических качеств ребенка среднего возраста thumbnail

Влияние занятий футболом на развитие физических качеств младших школьников

Актуальность.

На сегодняшний день развитие физических качеств — одна из важных задач физического воспитания младшего школьника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость).

Ученые считают, что  при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам  затруднено, а в некоторых случаях  и совсем невозможно.

В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по развитию физических качеств. Ряд авторов: Верхошанский Ю.В., Сыч В.Л., отдают предпочтение воспитанию быстроты и скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Практикой физического  воспитания подтверждается, что успешное развитие физических качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.

Исследования Ю.С. Левик показывают, что уровень развития физических качеств младших школьников находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема развития физических качеств у младших школьников является актуальной и требует дальнейшего совершенствования.

Известно, что двигательный опыт, приобретаемый человеком в  процессе развития, выражается в образовании и закреплении двигательных программ разных уровней. Естественно, что чем разнообразнее двигательные программы, чем чаще повторяются движения в разных комбинациях и условиях, тем больше возможность для их успешного усвоения. В этой связи спортивные игры, а в частности футбол, являются одним из ведущих средств совершенствования двигательных навыков и связанных с ними физических качеств.

Однако остается недостаточно изученной проблема применения игры в футбол с целью развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Характеристика и развитие физических качеств у младших школьников

Рассмотрим определение физических качеств в современной научной литературе.

Физические качества – это врожденные морфофункциональные характеристики, благодаря которым становится возможной физическая активность человека, находящая полное проявление в целесообразных двигательных действиях.

К основным физическим качествам относятся следующие:

сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Выделяют абсолютную (суммарное усилие всех мышечных групп) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящаяся на один килограмм собственного веса). Различают следующие категории силовых способностей: собственно-силовые способности проявляются в преодолевающем, статическом и уступающем режимах работы мышц; скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц; силовая выносливость характеризуется способностью противостоять утомлению продолжительным мышечным напряжениям значительной величины;

быстрота – способность индивида к совершению двигательных действий в кратчайший для данных условий промежуток времени.

Существуют три основные формы быстроты: латентное время двигательной реакции,  скорость одиночного сокращения (при малой величине сокращения) и  частота движения. Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений; выносливость – возможность длительного выполнения определенной деятельности без существенного понижения эффективности. Время, на протяжении которого индивид способен к поддержанию заданной интенсивности деятельности, принимают за показатель выносливости. С увеличением интенсивности деятельность выносливость человека снижается. Различают общую и специальную выносливость: общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной мощности при глобальном функционировании мышечной системы (свыше 2/3 мышц тела); специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности;

ловкость – это совокупность координационных способностей. Измерители ловкости следующие: координационная сложность задания, точность и время его выполнения. Ловкость – это сложное комплексное качество, не имеющая единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае, в зависимости от условий, выбирают тот или иной измеритель. С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия собственных движений в окружающей обстановке и инициативности;

гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Выделяют: активную гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав; пассивную гибкость – способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения и др. — Основы занятий физической культурой и здоровье студентов: учеб. пособие /В.В. Бянкин. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. – С. 57-60.

Развитие физических качеств является одной из главных задач процесса физического воспитания ребенка.

Методики развития физических качеств средствами футбола.

Рассмотрим, какими потенциальными возможностями для ее реализации обладают тренировочные занятия по футболу.

Действия футболиста во время игрового матча имеют преимущественно динамический характер; при этом интенсивность выполняемых движений постоянно варьируется от умеренной до максимальной. Эти обстоятельства предъявляют довольно высокие требования к физической подготовке спортсменов.

Изучение сложной техники игры в футбол базируется на приобретенных в младшей школе простейших навыках обращения с мячом. По своему воздействию спортивные игры считаются наиболее комплексным и универсальным средством развития школьников. — Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию. 1-11 класс. – М.: Просвещение, 2003. – С. 4.

Читайте также:  Возрастные периоды развития ребенка до года

В качестве основного средства подготовки используются физические упражнения – двигательные действия, которые выбираются и используются по определенной методике для реализации поставленных задач. Комплексный характер игры в футбол обуславливает и комплексность методики тренировок, включающей в себя аспекты тактико-технической и физической подготовки. — Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студентов ВУЗов / A.M. Максименко. – М.: Типография 4-й филиал Воениздата, 2007. – С. 127. Специальная физическая подготовка базируется на общей физической подготовке. Она направлена на развитие таких физических качеств, как быстроты, силы, ловкости. Упражнения, используемые в ходе специальной физической подготовки, максимально имитируют характер движений в футболе. Хорошая физическая подготовка создает необходимые предпосылки для выполнения тактико-технических задач во время игры. Основу технической тренировки составляет работа с мячом. Преподаватель может организовывать разные формы занятий.

Обязательным условием для овладения элементами техники игры в футбол является развитие «чувства мяча». Это качество развивается в результате различных упражнений с мячом. Подобные элементы тренировки особенно значимы при обучении детей и подростков.

Помимо этого, используют групповые упражнения с несколькими мячами; комплексные упражнения, включающие технические и тактические элементы; технические, игровые формы тренировки (бег, эстафеты и т.д.). Изучение футбольной техники рекомендуют осуществлять по следующим этапам:

1.обучение основным приемам обращения с мячом на месте и в движении в облегченных условиях с учетом основных тактических правил; совершенствование техники на высокой скорости и с максимальной точностью, с использованием финтов;

2.обучение технике посредством комплексных упражнений и игровых форм с определенными физическими нагрузками в условиях, максимально приближенных к реалиям футбольного матча.

Число используемых при подготовке физических упражнений очень велико.

Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Определенное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм школьника, дает возможность решения ряда задач спортивной подготовки.

Физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию.

Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча.

Специфические упражнения, применяемые в тренировке, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.

Соревновательные упражнения – это совокупность двигательных действий, которые составляют предмет футбольной игры и выполняются в строгом соответствии с правилами футбольных состязаний. Для них характерно комплексное проявление основных физических качеств, использование полной совокупности технических приемов в условиях непрерывной и внезапной смены тактической ситуации. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры.

Специальными упражнениями называют двигательные действия, которые состоят из элементов соревновательных упражнений и их вариаций. Их предназначение состоит в технико-тактическом совершенствовании и развитии специальных физических качеств.

К специальным упражнениям относят: индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках и т.д.), игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и т.д.). Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.

Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные упражнения – это двигательные действия, которые являются по преимуществу способом общей подготовки тренирующихся. С их помощью обеспечивается всестороннее физическое воспитание, избирательное воздействие на развитие основных базовых качеств, улучшение координационных и двигательных способностей.

Упражнения для общей подготовки можно использовать и в качестве средства активного отдыха и восстановления. Эти упражнения также содействуют сохранению высокого уровня физической и психической работоспособности, при отсутствии возможности использования специальных средств в сложившихся условиях (климатические факторы, травмы и т.д.);

специально-подготовительные упражнения – это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.

Перечисленные виды игровых упражнений, выполняемых в индивидуальном порядке, в группах, командах, подвижные игры и тренировки с мячом предоставляют большие возможности для развития у школьника следующих координационных способностей: ориентация в пространстве; быстрота реакции и перестройки двигательных действий; точность при дифференцировании и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений; согласование отдельных движений в необходимые для достижения цели  комбинации.

Таким образом, методики школьного обучения технике футбола способствуют развитию у ребенка таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость.

Читайте также:  Развитие интеллектуальной сферы ребенка раннего возраста

Список литературы

1. Ашмарин, Б.А. Теория  и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина. – М., Просвещение, 1990. – 287с.

2. Ашмарин, Г.А. Теория  и методика педагогических исследований  в физическом воспитании / А.Г. Ашмарин. – М., Просвещение, 1995.  – 287с.

3. Верхошанский, Ю.В. Основы  специальной физической подготовки  спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

4. Воробьев, В.И. Определение физической работоспособности спортсменов: учебное пособие [Текст] / В.И. Воробьев. — Челябинск, 1998. — 54 с.

5. Зациорский, В.М. Физические  качества спортсмена / В.М.  Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 2001. – 278 с.

6. Иваницкий, М.Ф. Анатомия  человека /М.Ф. Иваницкий,  Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. — М., Тера-Спорт, 2003 — 624с.

7. Иванов, В.В. Комплексный  контроль в подготовке спортсменов  /В.В. Иванов. — М., Спорт, 1987.- № 8. — С. 43.

8. Кода, Я.М Спортивная  физиология /Я.М. Кода. — М., 2003. -39с.

9. Комплексная программа  для 1–11 классов общеобразовательных  школ с направленным развитием  двигательных качеств / В.И.  Лях. — М.: Физкультура и спорт, 1993. – 53 с.

10. Лаптев, А.П. Возрастные  особенности организма / А.П.  Лаптев // Физическая культура и  спорт. – 2006, №8. – С. 12 – 15.

11. Ломейко, В.Ф. Развитие  двигательных качеств на уроках  физической культуры в I-X классах [Текст] / В.Ф. Ломейко. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 128 с.

12. Лях, В.И. Координационные  способности школьников / В.И.  Лях. — Мн.: Полымя, 2002. — 159 с.

13. Пьязин, А.И. Группы  упражнений для развития скоростно-силовых  качеств / А.И. Пьязин. – Ж. «Физкультура и спорт». – 2003, № 4. – С. 15 – 17.

14. Семикоп, А.Ф. Основы  теории и методики спортивной  тренировки: учебное пособие [Текст] / А.Ф. Семикоп. – Гомель, 2001. –  149 с.

15. Суслов, Ф. П. Проблема  общей выносливости в системе  подготовки спортсменов (терминология, критерии, решаемые задачи) [Текст] / Ф.П. Суслов // Теория и практика физической культуры. – 2005, №7. – С. 37-42.

16. Сыч, В.Л. Современная  система спортивной подготовки [Текст] / В.Л.Сыч, Ф.Л.Суслов, Б.Н.Шустин. –  М.: Физкультура и спорт, 1995. – 243 с.

Источник

Гюзяль Саттарова
Роль футбола в физическом воспитании дошкольника

Роль футбола в физическом воспитании дошкольников.

Ежегодно 10 декабря в мире пока неформально, но традиционно отмечается Всемирный день футбола (World Football Day). Таким образом международное сообщество отдает дань этому виду спорта, который для многих миллионов не просто игра, а стиль жизни.

Футбол является достаточно распространенным видом спорта во многих странах. Во дворах часто можно заметить подростков, играющих в эту увлекательную игру, а по телевидению спортсменов, которые посветили этой игре всю свою жизнь. Футбол — вид спорта, который способствует разностороннему физическому развитию человека и вместе с тем предъявляет высокие требования к занимающимся. Играя в футбол необходимо поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного времени и выполнять работу на фоне общего утомления и стресса. Все спортивные игры сопряжены с психологической нагрузкой, футбол не является исключением. Во время игры футболисты испытывают стресс, который непременно отражается на их техническом мастерстве. Занятия футболом вырабатывают способность быстро осваивать двигательные навыки и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой. Ловкость в футболе проявляется в движениях с мячом, без мяча, в меняющихся игровых ситуациях. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от игроков проявления координационных возможностей. Кроме этого двигательная деятельность в футболе протекает в условиях единоборства и постоянно меняющихся внешних условий (состояние поля, зрители, погода, что требует высокого проявления ловкости и выносливости. Занятия футболом оказывают следующее положительное влияние на организм дошкольников:

1.Укрепление опорно-двигательного аппарата: Научно доказано, что постоянные занятия футболом укрепляют костные мышцы, а также повышают скорость восстановления костей. Кроме того, футболисты не испытывают проблем с костями в старости. Также, ученые установили, что футбол как и, возможно, все другие игры с мячом — очень эффективный метод профилактики возрастных патологических изменений костей и частых переломов у людей пожилого возраста. Помимо изменений в плотности костной ткани, ученые отметили увеличение объема и массы мышц голени и бедра, в особенности это касалось икроножных мышц, что способствовало улучшению устойчивости тела и баланса тела в целом.

2. Повышение выносливость. Футбол влияет на выносливость, ничуть не хуже чем бег. Соответственно, этот вид спорта оказывает положительное влияние на состояние сердечно-сосудистой системы. У людей, которые занимаются футболом, сердце способно легко адаптироваться как к умственным, так и физическим нагрузкам, у них практически не бывает обмороков или тахикардии. Кроме того, при занятиях футболом тренируются легкие и развиваются икроножные мышцы, мышцы бедра и голени, что чрезвычайно полезно не только для мужчин, но и женщин.

3. Улучшает реакцию и тренирует умственные способности. В футболе главное — не прозевать мяч. Футболисты всегда должны мгновенно реагировать на подачи от игроков противника или же игроков своей команды, они всегда должны следить за мячом и должны уметь во время забивать его в ворота. Такое постоянное наблюдение за игрой, значительно влияет на скорость реакции и тренирует сообразительность.

Читайте также:  Календарь развития ребенка от рождения до 5 лет

4. Улучшает работу сердечно-сосудистой системы.

Сердце людей занимающихся спортом лучше адаптируется к различной умственной и физической нагрузке, вследствие чего людей практически не беспокоят боли в области сердца, одышка при физической нагрузке, они меньше подвержены усталости, как от физической, так и от умственной работе, у них нормализуется цикл сна, улучшается работа головного мозга.

Футбол, как командная спортивная игра, способствует разностороннему физическому развитию юного спортсмена. У юного футболистаразвиваются следующие качества характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, чувство ответственности и строгое соблюдение бытового и спортивного режима, пунктуальность, уважение к соперникам или партнерам в играх и спортивна этика, преодоление усталости и боли; вырабатывается устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды и т. д. Футбол воспитывает не только быстроту, ловкость, силу, но и чувство коллективизма и взаимопомощи, мужество, активность и волю к победе.

Социальная значимость занятий футболом.

Футбол — это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 млн. человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.

Занятия футболом оказывают эстетическое воздействие на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.

Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.

В местах коллективного отдыха — в парках, на пляжах, в походах, в пионерских лагерях, домах отдыха — футбол является эффективным средством физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Что же касается пользы для здоровья от этой замечательной игры,то вот некоторые наиболее характерные примеры:

Футбол повышает аэробную выносливость и укрепляет сердечно-сосудистую систему

— снижает жировые отложения и улучшает мышечный тонус

— повышает прочность суставов, способствуя при этом развитию гибкости и подвижности

— усиливает мышечную и костную прочность

— тренирует организм за счёт постоянной смены темпа бега.

Другие преимущества игры в футбол:

— учит концентрации

— развивает способность к взаимоотношениям в коллективе

— закаляет характер и тренирует самодисциплину

— учит мгновенной реакции и умению быстро думать на ходу

— это отличный способ познакомиться с людьми или провести время с друзьями

— повышает вашу уверенность в себе и самоконтроль

— требует очень мало оборудования, так что можно играть во дворе или в парке

— является международным видом спорта.

Если детский футбол как полезная физическая нагрузка, как спортивное увлечение для вашего ребенка, то он обеспечит большое позитивное влияние на малыша.

Футбол – это командный вид спорта. Благодаря этому, родители смогут быть уверены в социальной адаптированности ребенка. Для тех детей, которые уже до секции прекрасно адаптировались в социуме, общение в команде будет в удовольствие. А тем, кто по каким-то причинам не ходил в детский сад и имеет трудности в общении, детский футбол поможет развить социальные навыки.

Футбол многосторонне способствует психологическому развитию личности. Ребенок обретает и развивает навыки планирования, приучает бороться ради цели, развивает упорство и силу воли. Будет развиваться и трудолюбие, ведь нельзя достичь результатов в этом виде спорта, не приложив к этому максимум усилий, большого труда Хорошим психологическим приобретением после футбольных занятий становится «бойцовский» дух, здоровый дух соперничества. Игра в футбол учит не отступать даже после проигрыша, учит правильно делать выводы. Вот почему футбол является прекрасным видом спорта для детей, чтобы уже с детства они учились действовать в коллективе сообща, привыкая к совместным достижениям, что непременно пригодится им в дальнейшей жизни.

Источник