Интерактивная программа речевого развития ребенка

Интерактивная программа речевого развития ребенка thumbnail

Татьяна Катасонова
Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной образовательной программы «Дошколка»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет 5 образовательных областей, одна из которых «Речевое развитие».

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевогообщения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

Речевое развитие включает:

Обогащение активного словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (развитие восприятия звуков родной речи и произношения)

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Методы используемые в развитии речи:

Наглядные:

— Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

— Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения.

Эти методы определяет общения детей со взрослыми, сверстниками, развивающая предметно – пространственная среда, использование дополнительных образовательных программ и технологий.

В нашем ДОУ определена система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием развивающих обучающих технологий и современных методик.

Эта система включает следующие компоненты:

комплексно — тематическое планирование развития речи;

использование развивающих обучающих программ, технологий, направленных на развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи, а в итоге — развитие связной речи в целом.

Создание системы последовательного обучения развитию речи.

В настоящее время для развития речи детей дошкольного возраста наряду с основной образовательной программой дошкольного образования, парциальной программой О. С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста» мы используем:

технологию М. Монтессори,

интерактивную развивающую программу «Дошколка»

Интерактивная развивающая программа «Дошколка»

Интерактивные развивающие пособия, входящие в состав программы «Дошколка», предназначены для организации разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым ФГОС ДО и способствуют развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, абстрактно-логического и пространственного мышления, стимулируют физическое развитие.

Комплекты интерактивных развивающих программ нацелены на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

• части программы «Дошколка: «Смотри и говори», «Игры со Словами», «Шаг за Шагом»)

Остановлюсь на содержании каждой части программы и вы убедитесь, что программа «Дошколка» удачно решает задачи ФГОС ДО по речевому развитию, усвоению речевого материала образовательной программы дошкольного образования и удачно вписывается комплексно – тематическое планирование.

«Смотри и говори» направлена на расширение словарного запаса, использование в речи слов и выражений. Её разделы так и называются

слова и выражения

упражнения

Темы этой программы

погода игрушки

семья музыкальные инструменты

фрукты части тела

овощи цвета

транспорт дикие животные

календарь экзотические животные

эмоции домашние животные и питомцы

сладости дом

еда и напитки посуда и предметы гигиены

профессии мебель

спорт школьные принадлежности

прилагательные обувь

наречия одежда

глаголы бытовые приборы

разные темы. Расположения предметов

«Игры со словами»

Включает набор упражнений, направленных на развитие речевых способностей детей дошкольного возраста

Темы

названия предметов

эмоции

существительные

прилагательные

глаголы

сложные конструкции заданий

антонимы

цветные предметы

предложения

последовательность событий

мини – диалоги

«Шаг за шагом»

Направлена на развитие связной речи, зрительного восприятия, слухового восприятия.

С помощью выше перечисленных программ и технологий развития речи, мы добиваемся, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, состояния, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать, обобщать, делать выводы.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка 242

Источник

Об интерактивных играх и занятиях

Интерактивные игры и занятия становятся все более популярным инструментом для развития детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Мы представляем вашему вниманию разнообразные интерактивные образовательные игры, созданные квалифицированными педагогами специально для детей!

У нас вы можете скачать интерактивные игры:

  • для детей дошкольного возраста;
  • для детей младшего школьного возраста.

Каждая игра была разработана под определенный возраст, с учетом тех знаний и навыков, которыми уже обладают детки той или иной возрастной категории. Заходя в раздел каждой игры, вы можете ознакомиться с ее содержанием, узнать на что направлена данная игра, кто ее разработал, а также рекомендуемый возраст детей, для которых она создавалась. Благодаря удобной навигации темы и рекомендуемый возраст ребенка вы можете узнать на главной странице всероссийского образовательного портала СОВА, не заходя в раздел самой игры. Это упрощает поиск и экономит ваше время на подготовку занятия.

Все виды интерактивных игр, представленных у нас на сайте, решают сразу три типа задач:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Всероссийский образовательный портал СОВА предлагает вам огромный список интерактивных игр на любой вкус, созданных педагогами детских садов различной направленности и учителями начальных школ.

Мы представляем различные категории игр:

  • ДОУ;
  • СОШ;
  • ОВЗ;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;
  • Безопасность.

Возможности наших интерактивных игр

Вы можете как скачать интерактивную игру для дошкольников и выстроить занятие вокруг игры, так и подобрать множество игр под конкретные темы, уже запланированных уроков. Наши игры открывают массу новых возможностей в работе педагогов. Перед началом работы вы можете посмотреть примеры интерактивных игр, представленных на всероссийском образовательном портале СОВА, а также узнать больше о программно-аппаратных комплексах у нас на сайте.

При работе с новыми группами или новичками в коллективе, электронная интерактивная игра является отличным способом наладить коммуникацию между детьми и создать площадку для их дальнейшего взаимодействия.

Игры для интерактивной доски позволяют деткам:

  • узнавать много новой полезной информации;
  • развиваться в разнообразных направлениях;
  • отрабатывать сразу несколько навыков (работа с интерактивным оборудованием, оттачивание непосредственно знаний по выбранной теме, умение работать в команде);
  • налаживать коммуникацию в группе или классе.

Сегодня купить интерактивные игры не составляет никакого труда — масса компаний предлагают данный продукт. Но насколько эффективно данные занятия показывают себя в образовательном процессе – это вопрос. Практически все интерактивные игры, занятия и уроки выполнены, как простейшие флеш-игры. И дети, сыграв в них всего пару раз, запоминают сюжет и наизусть выучивают все ответы к заданиям. Тем самым занятие теряет свой образовательный посыл, а детям становится не интересно. Второй вопрос – это само наполнение таких интерактивных уроков. Как правило, компании разработчики сами придумывают задания не всегда соблюдая существующие образовательные стандарты, а иной раз вообще игнорируя их. Мы же реализуем совершенно иной подход к созданию образовательного контента: во-первых, все наши игры, занятия и уроки созданы практикующими педагогами и методистами в строгом соответствии с ФГОС. Ко всем интерактивным играм прописаны уникальные методики и рекомендации по использованию данного контента в образовательном процессе детей дошкольного или школьного возраста. А во-вторых, все наши игры, созданные учителями и воспитателями в интерактивном редакторе СОВА, имеют возможность редактирования. То есть, при необходимости, у Вас есть возможность изменить игру под собственные нужды. При помощи редактора, очень легко поменять задание уже готовой интерактивной игры. Или используя огромную базу интегрированных в редактор изображений создать собственную интерактивную игру. Также приятным бонусом является, то что мы предлагаем скачать интерактивные игры для детей бесплатно у нас на сайте. Ведь главная цель компании Интерактивные системы и всероссийского образовательного портала СОВА – это всесторонняя помощь образовательным учреждениям в формировании эффективной и безопасной интерактивной среды в соответствии с существующими стандартами для всестороннего развития каждого ребенка.

Источник

Камалдинова Гульнур Мугтасимовна
Вирфель Татьяна Михайловна
Михайлова Лариса Павловна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан

Камалдинова Г.М., Вирфель Т.М., Михайлова Л.П. Играем, говорим, размышляем: программа по речевому развитию дошкольников // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 05.04.2020).

Читайте также:  Физическое когнитивное и психосоциальное развитие ребенка

Заказ № 427652

 ПРИЛОЖЕНИЕ: Полная версия программы с приложениями (брошюра)

Пояснительная записка

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

В настоящее время ученые и педагоги – практики отмечают снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста. При стихийном  речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому педагогам необходимо обратить самое пристальное внимание на детей, имеющих проблемы в речевом развитии.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, коммуникативных навыков. Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Актуальность

В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако,  когда у ребенка взрослый просит рассказать, что интересного он увидел в зоопарке,  пересказать  сказку, рассказ, описать картинку, составить рассказ по картинке, то  сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становиться эпизодической, неполной, невыразительной.

К 5 – 6 годам современный ребенок должен овладеть всеми компонентами речи: правильно произносить все звуки и слова сложной звуко-слоговой структуры, уметь полно и последовательно излагать свои мысли, строя сложные развернутые  предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы, описывать картинки, события.

Программа «Играем, говорим, размышляем» позволяет решить проблемы речевого развития детей с младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением задач формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность коммуникативного общения и подготавливающей к обучению в школе.

Цель программы

Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей.

Задачи программы

  1. Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.
  2. Формирование грамматического строя речи.
  3. Формирование звуковой культуры речи.
  4. Формирование и развитие связной речи.
  5. Формирование потребности самостоятельного вхождения в диалог.
  6. Формирование умения аргументировать свои умозаключения.
  7. Раскрепощение ребенка, дать ему возможность обнародовать свою реакцию, свое впечатление на различные события.
  8. Создание комплексной интегрированной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ как условие речевого развития ребенка.

Отличительные особенности программы

Программа по развитию речи «Играем, говорим, размышляем» предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет. 

Данная программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем году обучения содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания. 

Первый год обучения: Сенсорное воспитание (развитие зрительного восприятия, слухового восприятия). 

Второй год обучения: Развитие мышления.

Третий год обучения: Развитие речи. 

Выбор такой структуры обусловлен тем, что состояние произносительной и содержательной сторон речи, уровень развития речи находятся в прямой зависимости от уровня сформированности внимания, сенсорных процессов; умения самостоятельно  вычислять значимые для решения каждой конкретной задачи свойства предметов, умения делать самостоятельные обобщения, самостоятельно находить выбор решения практической задачи в незнакомой ситуации. Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности: от простого — к сложному. Во всех трех годах обучения  решаются задачи воспитания звуковой культуры речи, формирования словаря и грамматического строя речи, развития связной речи.

В возрасте 4- 5 лет (I год обучения) обучение направлено на развитие зрительного восприятия, тактильно-двигательного восприятия, речевого дыхания; на развитие артикуляционной моторики  фонетического слуха и речевого внимания детей; что подготавливает их к звуковой культуре речи, полноценному овладению фразовой речью.

В возрасте 5- 6 лет (II год обучения) совершенствуется лексико-грамматический строй речи, основные психические процессы (внимание, память) формируется критический стиль мышления и поведения, ключевой характеристикой которого является диалог между взрослым и ребенком, между детьми.

В возрасте 6 – 7 лет (III год обучения) развивается критическое мышление, способность обосновывать свое мнение и понимать позиции других людей, развивается речь, коммуникативные способности, возрастает уверенность в себе.

Предлагаемая дополнительная программа является адаптированной, за основу были взяты следующие источники:

  • Леонгард Э.И. Общение» воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду: программа, Москва 1996.
  • Исаева Г.И. Точка отсчета – ребенок: методическое пособие. Казань, 2003.
  • Ткаченко Г.А. Учим говорить правильно: методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей, М.: ГНОМ Д, 2003.
Читайте также:  Развитие ребенка по карточкам глена

Данная программа «Играем, говорим, размышляем» основывается на идеях вышеперечисленных авторов, а также включает некоторые их теоретические материалы и практические задания. 

Реализация данной программы предполагает:

  • повышение у детей уверенности в себе;
  • овладение  правилами разговорной речи, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составление любого типа высказывания.
  • развитие культуры общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять.
  • знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться или в зависимости от ситуации.

Организация образовательного процесса

Сроки реализации программы: в течение 3-х лет. Программа рассчитана для работы с детьми 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет.

Ведущие формы работы: занятия, игры, сценарии, активизирующие обучение.

Продолжительность занятий в зависимости от возраста детей: средний возраст – 20 минут, старший возраст – 25 минут, подготовительный к школе возраст – 30 минут.

Программа состоит из трех разделов:

1 раздел – диагностический

Диагностика является начальным и завершающим этапом работы с ребенком и группой в целом. Логопед проводит обследование речи детей, воспитатели, психолог ведут наблюдение за поведением детей в период общения, за отношениями между детьми в детском саду. 

2 раздел – практический 

В практической части ставятся и решаются задачи речевого и коммуникативного развития детей.  Целью педагога является пробуждение речевой активности ребенка, его языковых способностей, создание ситуаций диалогового общения между детьми. Педагог организует деятельность детей так, чтобы деятельность не выступала как форма обучения, это может быть досуг, развлечение, игра, чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, художественное творчество и т.д. При использовании сценариев активизирующего общения, обучение происходит как на занятиях, так и вне занятий, в течение всего дня, и носит  интегрированный характер с активным применением игровых приемов.

Цели и задачи деятельности:

  • формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
  • обогащение и активизация словаря;
  • формирование грамматического строя языка ребенка;
  • развитие связной речи; 
  • развитие звуковой культуры речи;
  • развитие умения работать с картинками;
  • развитие умения четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение.
  • развивать умение внимательно выслушивать собеседника;
  • развивать умение аргументировать свои умозаключения.

3 раздел – контрольный

Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. После завершения учебного года выявляется уровень речевого и коммуникативного развития. 

Данные сравниваются с первоначальными данными диагностики. 

Глубокий анализ результатов помогает сформировать дальнейшую работу с детьми, разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с  задачами дальнейшего обучения, а также определить рекомендации педагогам и родителям.

Методическое обеспечение программы:

Основными формами и методами являются: диагностика, индивидуальные и групповые беседы, создание ситуации успеха; проведение фоноритмики речевых упражнений; беседы по картинкам с простыми и проблемными сюжетами. 

При проведении упражнений  с картинками, игрушками, предметами большое место отводиться такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать  умственную активность ребенка.

Дидактическое и техническое обеспечение программы:

Применяются игрушки, муляжи, сюжетные и предметные картинки, картинки с проблемным сюжетом, иллюстрации, цветные карандаши, дидактический «чудесный мешочек», произведения детской художественной  литературы, музыкальные произведения, магнитофон, проектор, мультимедийный экран  и прочая наглядность.

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей М : Мозаика – Синтез, 2008.
  2. Бычкова С.С. Формирование умение общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. М.: Аркти, 2003.
  3. Точка отсчета – ребенок: методическое пособие / автор – составитель Р.И. Исаева.  Казань, 2003.
  4. Леонгард Э.И. Общение: программа
  5. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. М.,  1996.
  6. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. / под.ред. Умаковой О.С. М.: ТЦ Сфера, 2002.
  7. Скоролупова О.А. Введение ФГОС Дошкольного образования. М.: Скрипторий, 2014.
  8. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2003.

Полная версия программы с приложениями (брошюра)

Источник