Влияние фортепиано на развитие ребенка

Влияние фортепиано на развитие ребенка thumbnail

Огромные преимущества обучения игре на пианино для вашего ребенка

Пианино — волшебный инструмент, который позволяет Вам расслабиться и успокоиться, независимо от того, слушаете Вы музыку или играете сами. Обучение игре на пианино содержит много полезного для взрослых и детей, в том числе влияя на развитие мозга, умение избавляться от стресса, координацию движений и т. д. Когда детей учат играть на пианино в раннем возрасте, они развивают различные навыки, а уроки фортепиано дают им множество преимуществ с точки зрения поведения и здоровья, которые останутся с ними в будущем.
 
Умственное развитие и душевное здоровье

Одним из преимуществ уроков фортепиано для маленьких детей является развитие мозга и психического здоровья. Когда дети начинают играть на пианино, различные доли их мозга подвергаются стимуляции. Пианино требует от них координации движений различных частей тела для правильного выполнения одного задания. Оно заставляет их читать ноты и одновременно с этим перемещать пальцы по клавиатуре. Все пьесы и тона исполняются по-разному, поэтому изучение фортепиано сделает их ум более острым. Они должны играть разные фрагменты музыки разными руками, и мозг вынужден отдавать отдельные команды каждой руке.
Кроме того, ничто не успокаивает лучше музыки, особенно классической. Когда дети начинают учиться музыке, она помогает им выражать свои эмоции во время выступлений или репетиций. Выражение эмоций через инструмент поможет им снимать стресс в душе и теле, а так же расслабляться. И это не все — как только они начнут играть, Вы увидите, что у них повысится чувство уверенности и появится удовлетворение, которое поднимет их самооценку и улучшит настрой.

Помощь в занятиях

Различные исследования и обзоры показали, что дети, которые умеют играть на пианино или на любом другом инструменте, показывают более высокие результаты и в школьных предметах. Установлено, что игра на пианино помогает им в школьных уроках и занятиях с точки зрения общего, поведенческого или пространственного когнитивного развития. Ученики, умеющие играть на инструменте, например, на пианино, показывают лучшие результаты на тестах в различных областях, чем другие ученики. Исследования показали, что дети, играющие на пианино, очень хорошо учатся по математике и похожим предметам, которые требуют решения задач.

Поднятие самооценки

Научиться играть на инструменте непросто, а пианино — сложный инструмент. Но упорная работа и завершение обучения может облегчить процесс для ребенка. Вы сами увидите, что когда Ваш ребенок выучит какой-либо тон или песню, у него повышается настроение и самооценка. Обучение игре на пианино — очень результативный процесс. Изучение тона или песни дает Вам то же самое чувство удовлетворения, что и победа в матче между школами.

Решение проблем

В процессе обучения игре на пианино дети вырабатывают положительное отношение к проблемам и трудностям. Эти дети вырабатывают навыки решения проблем и терпение. Они понимают, что только терпение, концентрация и постоянная упорная работа позволят им добиться успехов в фортепиано.

Улучшение внимания

Чтение музыкальных нот и игра по ним требует полной концентрации и сосредоточения. Ребенок должен сосредоточиться и сфокусировать мысли во время чтения ноты и передвижения руки или пальцев по клавиатуре, чтобы сыграть ритм. Это задание улучшает критическое и творческое мышление, поскольку после того, как одна нота сыграна, необходимо немедленно перейти к следующей.

Улучшение координации движений

Фортепиано требует хорошей координации глаз и рук. Это необходимо. Когда Ваш ребенок учится  играть на пианино, он, несомненно, разработает хорошую координацию глаз и рук, которая позволит ему лучше играть.  Дети, которые обучаются игре на фортепиано, учатся работать двумя руками по отдельности. Это может быть трудно, поскольку им может понадобиться перемещать одну руку медленно, а другую — очень быстро.

Помощь в изучении другого инструмента

Детям, которые уже научились играть на пианино, будет легче выучиться играть на другом инструменте по сравнению с теми, кто никогда ни на чем не играл. При обучении игре на пианино дети слышат разные формы музыки и учатся их понимать. Как только ребенок научился играть на пианино, он быстро овладеет другим инструментом по своему выбору.
 
Повышенная дисциплина

Дети, обучающиеся игре на пианино, с самого начала хорошо понимают, что такое дисциплина, и более организованны по сравнению с другими детьми. Они понимают, что упорная работа и целеустремленность приведут к заслуженному успеху.

Оформление личности

Помимо физических навыков и психологического развития, обучение игре на пианино делает Вашу личность и образ более утонченными. Во время обучения игре на пианино Вы приобретаете изысканность и вежливость, а Ваша личность и темперамент становятся более гармоничными. Обучение игре на пианино не такое легкое занятие, и другие люди часто будут называть Вас очень умным и талантливым, что придаст Вам (ребенку) уверенности в себе.

Clip2net_160609152719.png

Акустическое пианино Yamaha M2 в сатинированной отделке

Исследования показывают

Существуют различные исследования, проведенные на основании множества обзоров учреждениями и специалистами. Результаты этих исследований объясняют, почему обучение игре на пианино полезно для развития детей.

  • Университет Макгилла (Монреаль) обнаружил, что дети, которые брали уроки фортепиано в течение примерно 3 лет, получали более высокие оценки на тестах общего и когнитивного развития по сравнению с другими детьми. Они показывают большие успехи в математике, инженерном деле и других предметах, связанных с решением задач.
  • Университет штата Мичиган сообщает, что уроки фортепиано снимают стресс и тревожность у людей.
  • Калифорнийский университет в Ирвайне показал, что дети, обучающиеся игре на пианино, лучше обращаются с компьютерами и решают задачи.
  • Неврологические исследования сообщают, что учащиеся, берущие уроки фортепиано, легко понимают концепции физики и математики. Учащиеся детского сада, обучающиеся игре на пианино, показали результат на 34 % выше остальных (при совместном тесте с другими учениками) в различных быстрых тестах.

Занимайтесь вместе с детьми

Обычно, когда Ваши дети занимаются спортом и другими играми, Вы стараетесь в этом участвовать. Это стоит делать и при игре на пианино. Независимо от того, играет ли Ваш ребенок на акустическом или цифровом пианино, совместные занятия с детьми улучшат их внимание и концентрацию. Когда родители хвалят детей за реальные достижения, это увеличивает их уверенность и повышает настроение, стимулируя их учиться дальше.

Заключение

Итак, даже если это простые мелодии или несколько нот, уроки пианино творят чудеса в развитии личности и академических успехах Ваших детей. Купите детям подходящее для их возраста пианино, и Вы дадите им музыкальный дар на всю жизнь. Этот дар обогатит их личность на всю жизнь и подарит счастье, а также улучшит физическое и психическое развитие.

Источник

piano fix

Польза игры на фортепиано для человека

Почему выбирают фортепиано (пианино, рояль)

Музыкальных инструментов много, все они уникальны и имеют свои особенности.
Звуки скрипки завораживают своей мелодичностью, без гитары не будет веселой и дружной компании, где поход — не поход, и костер — не костер.
Фортепиано — это уникальный и наиболее совершенный инструмент, это оркестр в одном музыкальном инструменте, и если Вы освоите игру на фортепиано, Вам не составит труда овладеть навыками игры на любом другом музыкальном инструменте.

Виртуозная игра на фортепиано завораживает слушателей, ведь диапазон звучания таких инструментов, как фортепиано, рояля и пианино, это диапазоны почти всех музыкальных инструментов оркестра.
Ни один музыкальный инструмент не имеет такого широкого тонального спектра, каким обладает фортепиано (пианино, рояль).

Громко и тихо, так можно перевести с итальянского фортепиано (форте, в переводе — громко; пиано, в переводе — тихо).
Фортепиано — это мощное и грандиозное звучание форте, которое сравнимо с игрой оркестра, и легкая игра пиано, напоминающая шепот.

Читайте также:  Детерминация психического развития ребенка по фрейду

Многих людей отпугивает размер фортепиано, но если учесть, что овладев игрой на фортепиано, Вы получите власть над самым увлекательным и многоплановым в исполнении музыкальным инструментом, размеры инструмента меркнут перед его достоинствами.

Польза игры на фортепиано (пианино, рояле) в развитие детского организма

Играть на фортепиано приятно и полезно!
Во время игры на фортепиано, кисти и пальцы рук находятся в постоянном движении. На детский организм, это оказывает оздоровительное и развивающее воздействие.

Тренировка пальцев рук ребенка, важна, ведь от нее зависит общее развитие ребенка.
Игра на фортепиано развивает у ребенка моторику пальцев и готовит кисти рук к письму, повышает мозговую деятельность и улучшает речевые способности ребенка.

Моторно-мышечное развитие ребенка и устная речь тесно взаимодействуют между собой. Поэтому, игра на фортепиано благотворно влияет на развитие детского организма.

У детей младших классов, в момент быстрой речи, когда ребенку хочется что-то рассказать, проявляются неравномерное речевое развитие и затрудненное дыхание. Ребенку трудно управлять дыханием в момент разговора, когда желание сказать, опережает мысли.
Игра на фортепиано (пианино, рояле) воспитывает у ребенка чувство ритма и формирует правильное дыхание.

Во время игры на фортепиано, ребенок подключает голос, игра на фортепиано и пение заставляют работать различные функции головного мозга, согласовывая их работу между собой.
С одной стороны, игра на фортепиано и пение улучшают мозговую деятельность, а с другой стороны, улучшение мозговой деятельности способствует развитию мозговой и мышечной памяти, что развивает не только навыки пианистических способностей, но и улучшает освоение школьной программы и общеобразовательных наук.

Уроки игры на фортепиано развивают у ребенка способности к творчеству, аналитическому мышлению.

Регулярные занятия фортепиано положительно сказываются на возможностях изучения иностранных языков, изучение языков даются легче и в большем объеме, и на координации движений ребенка.

Детки получают не только музыкальное образование, но и вырастают душевно здоровыми людьми.

Влияние игры на фортепиано (пианино, рояле) на организм взрослого человека

Благотворное влияние музыки на организм человека подтверждено многими учеными-медиками.
Музыка не только постоянный спутник в жизни, в работе и быту, это средство лечения, как душевных, так и внутренних заболеваний.

Польза игры на фортепиано для взрослого человека немногим отличается от благотворного влияния игры на фортепиано на детский организм.
Игра на фортепиано способствует расширению и закреплению умственных способностей взрослого человека.
Игра на фортепиано, как тренировка для мозга и тела, ведь во время игры задействуются не только оба полушария головного мозга, но и все мышцы тела.
Исполнение классических произведений на фортепиано сравнимо с треннировкой спортсмена.

В отличие от других музыкальных инструментов, польза игры на фортепиано выражается в благотворном влиянии на психологию и физиологию человека.

Согласно исследованиям ученых-медиков живой звук фортепиано гармонизирует психику, улучшает работу щитовидной железы, мочеполовой системы и почек.
Классические произведения Моцарта улучшают мозговую деятельность, пьесы Чайковского и Грига успокаивают и помогают от бессонницы.

Игра на фортепиано оказывает благотворительное влияние на организм человека. Вселяет в нас уверенность и безмятежность.

Благотворное влияние игры на фортепиано на организм человека

Владение искусством игры на фортепиано (пианино, рояле) — залог успеха и уважения окружающих

Умение играть на музыкальном инструменте, всегда было в центре внимания у окружающих и вознаграждалось уважением к музыканту.

Обучение игре на фортепиано, это долгий и кропотливый труд, и мастерство, которое приходит с его освоением, всегда вознаграждается завороженными взглядами слушателей, будь то в классе музыки в школе, в зале института или на сцене консерватории.

Большинство людей, кто добился успехов в деловой и личной жизни, это люди, кто учился и умеет играть на фортепиано, рояле или пианино.

Только идеально настроенные фортепиано, рояль и пианино подарят красоту звучания этих инструментов

Не настроенный музыкальный инструмент можно сравнить с человеком, который плохо себя чувствует, и во время разговоры кашляет. Больного человека трудно не только слушать, но и понять, что он хочет сказать.

Если фортепиано, пианино или рояль не настроены, или настроены плохо, их звучание будет фальшивым, что ничего кроме головной боли не сулит ни учителю, ни ученику.
Только правильно настроенное пианино может подарить красоту и удовольствие звучания инструмента всем окружающим.

Источник

В детстве многие из нас брали уроки фортепьяно, однако немногие продолжили свои занятия в подростковом возрасте и далее.

Одна из причин, по которой выбирают именно этот инструмент, – простота и стабильность.  Если ребенок начнет играть на гитаре, то нажав три раза на струну, он получит три разных звука; на пианино же сколько не нажимай на клавишу, звук остается один и тот же.

Одним ударом по клавише можно взять отличную ноту, что нельзя сказать о скрипке или трубе.  Нельзя сказать, что игре на пианино легче научиться, чем, например, игре на струнных, духовых или других инструментах. Возможно, фортепиано наиболее сложный инструмент, этого мы коснемся дальше в нашей статье.

Обучение игре на любом инструменте требует немалого времени и умственных способностей.  Гитаристам и пианистам приходится запоминать и воспроизводить большое количество аккордов, но главное различие между этими двумя музыкантами, то что у гитаристов обе руки работают по-разному: аккорды на гитаре зажимаются левой рукой, а струны щиплет правая.

Дополнительное отличие между гитаристом и пианистом – разница в технике игры. Для игры на фортепьяно важно каждое действие.

Барабанщики задействуют обе руки, их специфика заключается в том, что не нужно брать аккорды.

Как игра на пианино влияет на мозгПианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки должны работать по всей длине с 88 клавишами.

Пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки при игре должны работать по всей длине с 88 клавишами. Нагрузка должна быть распределена по обеим рукам, однако многие музыканты предпочитают уделять большее внимание только одной из рук. Это неправильно.

Более того, вы должны задействовать каждый палец. Научно доказано, что пианисты развивают уникальные способности мозга в процессе освоения фортепьяно.

Центральные борозды мозга определяют, какая рука является доминирующей. У большинства людей эти доли глубже с той стороны, которая соответствует основной руке. Ученые сканировали мозг пианистов и нашли уникальную черту. Многие пианисты имеют более симметричные центральные борозды.

Таким образом, музыканты превращаются в амбидекстов – людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками. После нескольких лет игры на фортепиано их мозг научился управлять одинаково хорошо обеими руками. Это исследование показывает, что игра на пианино может натренировать более слабую сторону мозга, как в керлинге более тяжелые веса могут выправить оба бицепса.

Мозг пианистов стал более совершенен. Исследования показали, что у джазовых пианистов работают одновременно несколько частей лобной доли во время игры.

Лобная доля является очень важной частью мозга: при ее помощи мы принимаем решения, обучаемся говорению, разным языкам, социальному поведению и мн.др. Игра на фортепиано тренирует мозг и делает его более эффективным при обработке информации.

mozg1В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера.

Работа мозга пианиста сопоставима по скорости с высокоскоростным оптоволоконным интернетом, тогда как мозг обычного человека похож на работу через dial-up модем.

Работа мозга пианистов похожа на компьютерный код; не пианист получит тот же результат, только позднее. Потому что их компьютер менее мощный, и им нужно больше времени для обработки информации.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 48 город липецк

Другие исследования показывают, что опытные пианисты могут отключать часть собственного мозга. Именно ту часть, которая отвечает за стереотипы. Игра опытных пианистов всегда отличается неповторимостью, им свойственна импровизация.

Виртуозы же могут управлять собственной энергией. Согласно научным исследованиям, во время сольных выступлений у пианистов идет отток крови в области мозга, которые связаны с моторикой. Другими словами, им требуется меньше энергии (меньше крови), чтобы сосредоточиться.

Музыканты похожи на коммуникаторы. Комбинации звуков, которые они выдают, независимо от того, участвуют в них слова или нет, пробуждают эмоции. К примеру, мозг гитариста или любого другого музыканта, импровизирующего со своим инструментом, не может свободно объединять не подготовленные заранее звуки, они играют именно те нотные комбинации, которые знают. Их импровизация частична. Музыканты же могут это делать более чисто.

Некоторые пианисты тренируют лобные доли, чтобы уделять меньше внимания моторике; их лобная доля станет свободна для получения информации и извлечения уникальных звуков. Их мозг не имеет ограничений для нотных комбинаций.

Может быть, теперь ваши дети захотят заниматься фортепиано, когда у этого искусства найдены новые приятные последствия наряду с будущим талантливого пианиста. В определенном возрасте люди не считают нужным учиться игре на инструменте, и возможно, они совершают большую ошибку в своей жизни.

В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера. Как уже было сказано, люди должны заботиться о собственном теле, так как это – самый важный инструмент, которым мы владеем. Наш мозг является процессором нашего тела. Выбирая игру на фортепиано, вы заботитесь о собственном здоровье.

Загрузка…

Источник

Символы музыкиПновыйсихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Читайте также:  Два месяца ребенку развитие вес и рост

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает  – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

Источник