Основные факторы влияющие на развитие ребенка

Основные факторы влияющие на развитие ребенка thumbnail

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Факторы развития личности ребенка

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Читайте также:  Работа с семьей по воспитанию ребенка с нарушениями в развитии

Развитие ребенка — процесс сугубо индивидуальный и кропотливый. Дети являются отражением нашего отношения к ним. Все, что мы вкладываем в детей, отображается на их развитии и характере. Давайте поговорим о качественном «наполнении» для успешного развития ребенка.

Особенности психологического здоровья и развития детей

Особенности психологического здоровья и развития детей

Психологическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. И качество этого развития зависит от множества различных факторов. Влияют как внутренние факторы — наследственность и индивидуальные особенности малыша, так и внешние — отношения в семье и социальные аспекты. Скорость и особенности психологии развития ребенка также зависят от возраста самого малыша.

  • От рождения до года ребенок активно изучает двигательные функции своего тела.
  • От года до трех лет эти познания выходят на более сложный уровень. На этом этапе качество эмоционального развития ребенка зависит от его семьи.
  • От трех до двенадцати лет происходит становление психики ребенка, его эмоциональной части. На данном этапе жизни к влиянию на развитие детей подключаются не только семья и окружение семьи, а также друзья и педагоги.
  • После двенадцати лет активно развивается мыслительная деятельность ребенка. В этом возрасте он может быть подвержен влиянию других факторов, таких как СМИ (телевидение, интернет) и новые друзья. В этот период следует быть внимательным к окружению вашего чада, нужно развивать аналитическое мышление ребенка путем изложения ему своей точки зрения, при этом обязательно обосновывайте ее, подкрепляйте фактами.

Этапы разделены условно. Существуют различия из-за индивидуальности особенностей детей. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, у кого-то происходят скачки развития, чередуя застои и прорывы.

Психология: влияние родительского слова на развитие ребенка

Слова могут подарить человеку крылья, а могут и ранить больнее ножа. Дети не являются исключением для этого правила. Чего не следует говорить своему ребенку?

  • «У тебя не получится, я сделаю лучше»

Эта фраза способна убить в ребенке желание проявлять инициативу, уверенность в собственных силах и возможностях. Пусть мы говорим эту фразу с целью решить какую-то задачу быстрее, например, одеть малыша на улицу, дорисовать картинку в садик, она все же может привести к таким последствиям.

  • «Сейчас же прекрати»

Фразы, произнесенные с приказным посылом, никогда не дают желаемого результата в любом возрасте. Скорее всего, у ребенка появится желание замкнуться или ответить такой же грубостью.

  • «Если не прекратишь, накажу…»

В основном, дело до наказания не доходит, все ограничивается пустой угрозой. В результате, когда у родителя не хватает терпения, и он на десятый раз сдерживает свое обещание, ребенок реагирует обидой и непониманием.

  • «Разве девочки/мальчики так поступают?»

Такая фраза, может спровоцировать у ребенка комплексы во взрослой жизни. Например, у женщин, которые занимают не типично женские должности, или у мужчин, которые обладают высокой чувствительностью и мягкостью.

  • «Мы это не купим, потому что чересчур дорого»

Слыша эту фразу, малыш понимает, что как только денег будет немного больше, то игрушку можно купить. Гораздо сложнее объяснить истинную причину покупок вещей первой необходимости и других менее важных.

  • «Вот Вася (Коля, Катя, Петя)…»

Сравнения с другими детьми могут обидеть ребенка. Скорее всего, частое сравнение не в его пользу, при взрослении он будет занижать оценку своим способностям, будет робким и неуверенным в собственных силах.

Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей

  • Занятия для детей дошкольного возраста должны увеличивать силу концентрации и развитие внимания. Для этого можно предлагать малышу почти одинаковые картинки для поиска различий, или создать полную картинку из разных фрагментов, например, разместить вырезанных из бумаги животных согласно среде их обитания (вода, земля или воздух).
  • Занятия для детей дошкольного возраста нужно направить на развитие логического мышления, например, для поиска творческих путей решения ситуаций. С возрастом нужно усложнять задания. Делать это все еще лучше в игровой манере, так как от такой формы занятий дети меньше устают и способны долго концентрироваться. Для этого можно моделировать различные ситуации, играть в сказочных персонажей, определять логические цепочки, например, показав детям представителей различных профессий. А дети должны логически доказать, кто к какой профессии принадлежит.
  • В любом возрасте хороши занятия для детей, направленные на тренировку памяти. Для этого можно открывать страницу любой картинки книги, назвать животных, которые нарисованы на ней, затем закрыть книгу и предложить ребенку воспроизвести названия этих животных по памяти.

Как создать семейную атмосферу для благоприятного развития детей

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от его эмоционального состояния, которое, в свою очередь, — от эмоционального состояния матери и обстановки в семье.

Для того чтобы понять что нужно, а чего делать не следует, полезно прочесть слова Монтессори.

«Критикуя ребенка, мы учим его ненависти, воспитывая в условиях вражды — агрессии, высмеивая ребенка, мы делаем его замкнутым. Упрекая малыша, мы прививаем ему чувство вины, подбадривая — учим верить в свои силы, даря похвалу, мы учим его благодарности. В условиях справедливости, мы учим его честности, в условиях безопасности — вере в людей. Поддерживая ребенка, мы прививаем ему веру в себя, если ребенок окружен любовью, он учится видеть красоту и любовь в окружающем мире.»

Читайте также:  Сказка ком модель развития ребенка

Отталкиваясь от этих простых истин можно обозначить главные постулаты успешного развития детей. Счастливые дети — это любимые дети. Любите своих малышей, сколько бы лет им не было, беспокойтесь об их здоровье. Дарите им свою ласку, тепло, заботу и внимание, качественное внимание, которое выражается в совместном времяпровождении, душевных беседах, веселых играх.

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. — 2014

Общая психология / Маклаков А.Г.. — 2008

Источник

Поскольку биологические и социальные
факторы
играют огром­ную роль в
развитии ребенка, можно предположить,
что в развитии аномальных детей эти
факторы приобретают еще большее значение.
Ведь первопричиной нарушенного развития
является имен­но органический
(биологический) дефект, а условия
социальной среды могут или сгладить,
компенсировать последствия биологического
«сбоя», или же, напротив, усилить его
отрицательные последствия.

В связи с тем, что
среди биологических
факторов большое зна­чение принадлежит
наследственности, начнем с/этой группы.

Биологические факторы. Формирование
личности — сложный, Многозначный процесс
анатомо-физиологического, психического
и социального становления человека,
определяющийся внутренними и внешними
естественными и общественными условиями.

Развитие человека, как и
всех живых организмов, связано пре­жде
всего с действием фактора наследственности.

Человек от рождения несет в себе
определенные органические задатки,
которые играют существенную роль в
развитии различ­ных сторон личности,
особенно таких, как динамика психических
процессов, эмоциональная сфера, виды
одаренности. В ходе дол­гой эволюции,
путем действия законов наследственности,
измен­чивости и естественного отбора,
сложилась сложная телесная ор­ганизация
человека, потомкам передавались основные
биологи­ческие признаки, свойства
человека как вида. Материальными
носителями наследственности являются
гены.

В соответствии с законами передачи
наследственной информа­ции (их изучает
генетика) люди наследуют анатомическое
строе­ние, характер обмена веществ и
физиологического функциониро­вания,
тип нервной системы, степень пластичности
нервной тка­ни, делающей ее податливой
к воздействиям внешней среды. Вме­сте
с тем наследственно обусловлены основные
безусловнорефлекторные реакции,
физиологические механизмы жизненно
важных для организма влечений и
органических потребностей. Число
возможных комбинаций человеческих
генов и их мутаций биоло­ги считают
едва ли не большим, чем число атомов во
Вселенной. По мнению академика
Н.П.Дубинина, в современном человече­стве
за всю прошлую историю и в будущем не
было и не будет двух наследственно
идентичных людей.

И все же процесс развития
личности не есть простое раскрытие и
развертывание биологического фонда.
Еще Ч.Дарвин показал, что развитие живых
организмов идет через борьбу
наследствен­ности и приспособления
к условиям жизни, через наследование
старых и усвоение новых признаков. Ранее
многие ученые счита­ли, что гены
неизменны, отличаются абсолютной
устойчивостью. Ныне твердо установлена
изменчивость
наследственных
структур клетки. Следовательно,
изменчивость, как и наследственность,
является одним из коренных свойств
организма.

Как бы ни было велико значение
наследственности, ее влияние опосредствовано
системой воспитания и социального
воздейст­вия. Образ поведения человека,
по мнению И. П. Павлова, не только
обусловлен прирожденными свойствами
нервной системы, но и
зависит от постоянного
воспитания и обучения в широком смысле
этих слов. Благодаря пластичности
нервной системы свой­ства ее типа
изменяются под влиянием жизненных
впечатлений, обеспечивая соответствующее
приспособление организма к среде.
Свойства типа в этом случае сдвигаются
в ту или иную сторону, а вместе с этим
изменяются динамические особенности
личности (в частности, темперамент).

Прирожденные особенности нервной
системы и других систем организма
являются анатомо-физиологической
основой тех жиз­ненных сил, которыми
человек отчасти наделен от рождения и
ко­торые существуют в нем в виде
задатков. Человек получает от при­роды
не готовые психические свойства, а
функциональные возмож­ности, природные
потенции возникновения и развития тех
или иных качеств личности. Особенности
нервной системы человека не предопределяют
будущих форм поведения, но образуют
почву, на которой одни из них формируются
легче, другие-труднее.

Природные задатки весьма многозначны.
На основе одного и того же задатка могут
быть сформированы различные способно­сти
и психические свойства. Все будет
зависеть от сочетания за­датков, а
также от обстоятельств жизни и условий
воспитания.

Механизм наследственности легче
прослеживается в передаче физических
особенностей человека и относительно
простых пси­хических свойств. В
формировании сложных психических
свойств (качеств ума, характера, взглядов,
мотивов деятельности и т. п.) ведущая
роль принадлежит условиям жизни и
воспитания.

Наследственность как один из источников
развития личности еще не изучена наукой
должным образом. Каждый нормальный
человек к одному виду деятельности
способен больше, чем к дру­гому.
Потенциально, т.е. генетически, человек
необыкновенно богат по своим возможностям,
но он никогда не реализует их полностью
в своей жизни. В определенной степени
это объясняет­ся тем, что до сих пор
еще не выработаны методы выявления
ис­тинных способностей человека в
процессе его детского и юноше­ского
воспитания, а потому и не предоставляются
адекватные ус­ловия для их развития.

Читайте также:  Особенности развития ребенка на каждом возрастном этапе

Дальнейшее развертывание исследований
в этой области сде­лает педагогический
процесс более обоснованным, позволит
эф­фективнее управлять формированием
личности школьника.

Социальные факторы. В
самом общем виде формирование личности
ребенка можно определить как процесс
социализации, т.е. усвоения индивидом
социального опыта.

Человек на основе социального общения
и деятельности обособляется в особую
социально-психологическую
систему. Личность в пол­ном смысле
этого слова начинается тогда, когда из
всего соци­ально-психологического
материала, ставшего личным достоянием
индивида, формируется особым образом
организованная система, которая
обладает индивидуальностью, известной
автономией, способностью к саморегуляции,
избирательным отно­шением к социальной
среде. Оставаясь общественным сущест­вом,
человек вместе с тем выступает как
некоторый особенный индивид со своим
внутренним миром, со своими особыми
пси­хологическими качествами и
свойствами. На каждом уровне своего
развития ребенок, занимая определенное
место в системе доступных ему общественных
отношений, выполняет опреде­ленные
функции, обязанности. Овладевая
необходимыми для этого знаниями,
общественно выработанными нормами и
пра­вилами поведения, он формируется
как общественное существо, как личность.
Формирование личности есть расширение
круга отношений ребенка с действительностью,
постепенное усложне­ние форм
деятельности и общения с людьми.

Ребенок развивается как
личность под воздействием окружаю­щей
среды. В понятие «среда» входит сложная
система внешних об­стоятельств,
необходимых для жизни и развития
человеческого ин­дивида. К этим
обстоятельствам относятся как
естественные, так и общественные условия
его жизни. Ребенок
уже от рождения являет­ся не просто
биологическим существом. По природе
своей он спо­собен к социальному
развитию — у него возникает потребность
в общении, в овладении речью и т.п. При
этом во взаимодействии личности и среды
необходимо учитывать два решающих
момента:

1) характер воздействия обстоятельств
жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей
на обстоятельства с целью подчинения
их своим нуждам и интересам.

Но не все, что окружает
ребенка, является действительной сре­дой
его развития. Для каждого ребенка
складывается неповтори­мая и сугубо
индивидуальная ситуация развития,
которую мы на­зываем средой
ближайшего окружения.
Среда
ближайшего окру­жения, или микросреда,
есть выражение
социальной среды. В то же время она
относительно автономна. Микросреда —
это часть социальной среды, состоящая
из таких элементов, как семья, шко­ла,
друзья, сверстники, близкие люди и т. д.

Среда несет ребенку по
преимуществу неорганизованные влия­ния,
действующие стихийно и
нецеленаправленно.
Поэтому пола­гаться на воздействие
только одной среды, даже самой
благопри­ятной для формирования
человека, — значит рассчитывать на успех
весьма сомнительный, призрачный,
ненадежный. Это привело бы к самотеку,
к растворению процесса развития личности
в по­токе стихийных, неорганизованных
влияний жизни, различных средовых сфер.

Отношения со средой, в которые вступает
ребенок, всегда опо­средованы взрослыми.
Всякая новая ступень в развитии личности
ребенка есть одновременно новая форма
его связи со взрослыми, которая ими же
подготовлена и направляется. Вот почему
воспита­ние выступает как ведущий,
исключительно глубокий и действен­ный
фактор формирования личности, как
организованное, направ­ленное развитие.

Там. где есть воспитание, учитываются
движущие силы разви­тия, возрастные
и индивидуальные особенности детей,
используют­ся положительные и
ослабляются отрицательные влияния
среды (распущенность, пьянство и т. п.),
У детей формируется нравствен­ная
стойкость против всякого рода негативных
факторов, достига­ются единство и
согласованность всех звеньев,
осуществляющих воздействие на учащихся
(школы, семьи, внешкольных учреждений,
общественности). Там. где есть воспитание,
ребенок раньше оказы­вается способным
к самовоспитанию. С возникновением
этого но­вого субъективного фактора
он становится соратником воспитате­ля.

Воспитание проектирует личность,
преднамеренно и плано­мерно поднимает
ее на новую ступень, движет ее в заданном
на­правлении. Воспитание ориентируется
не только на уже достигну­тый уровень
развития, но и на те особенности, процессы,
свойства личности, которые находятся
в стадии становления.

Ключ к пониманию процесса
формирования и развития лично­сти
аномального (умственно отсталого)
ребенка лежит в работах Л. С. Выготского,
раскрывающих, как было показано выше,
слож­ную структуру дефекта и так
называемую «зону
ближайшего раз­вития».

Остановимся на первом.

Мы уже говорили о том, что
в основе любого нарушенного развития
лежит биологический фактор. При любых
нарушениях интеллекта присутствует
органическое поражение высшего от­дела
центральной нервной системы (ЦНС) — коры
больших по­лушарий головного мозга.
Например, при олигофрении кора головного
мозга может быть поражена в пренатальный
период (в период
беременности, до родов), в натальный
(во время родов) и в
постнаталъный
(послеродовой), в
первые годы жизни ребенка

Естественно, что при так называемых
сенсорных нарушениях (нарушениях слуха,
зрения) или речевой патологии органические
нарушения, в том числе и корковые, бу­дут
другими.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник