Влияние фонематического слуха на развитие речи ребенка
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка
Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
— недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
— недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
— глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.
Слоговая структура слова – это количество и порядок слогов внутри слова. Звуконаполняемость – количество и порядок звуков внутри каждого слога.
Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут опустить или добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик.
( У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сфомировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи.
Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Источник
«Значение фонематического слуха для развития ребенка»
Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков, составляющих звуковую оболочку слова).
Фонематический слух близок по значению к фонематическому восприятию.
Фонематическое восприятие — специальные умственные действия по восприятию и различению звуков речи, установлению звуковой структуры слова.
Другими словами, фонематический слух — это способность различать звуки родного языка, отличать согласные звуки от гласных, мягкие от твердых, глухие от звонких. Это умение осуществлять звуковой анализ слов: находить первый звук в слове, последний звук в слове, определять все звуки по порядку, давать характеристику звукам.
Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам.
Уже на третьей-четвертой неделе жизни у ребенка появляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого. В 5 месяцев ребенок различает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему речи. Примерно с 6-7 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги. В 1 год ребенок произносит отдельные облегченные слова. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить средством общения, быстро расширяется запас понимаемых слов. К 2-м годам ребенок может обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями, затем появляются трехсловные предложения, ребенок начинает употреблять прилагательные и местоимения.
Именно тогда, когда слово начинает служить средством общения и ребенок начинает активно этим пользоваться, исследователи детской речи утверждают, что фонематический слух оказывается сформированным. Далее фонематический слух продолжает развиваться и совершенствоваться.
В младшем дошкольном возрасте (примерно от 3 до 5 лет) под воздействием обучения начинает формироваться фонематическое восприятие — умение целенаправленно воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, их особенности. К этому времени у ребенка в норме заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки отдельных фонем и отличает их от других.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности », особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы.
При помощи длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети постепенно овладевают грамотным чтением и письмом.
С развитием фонематического восприятия развивается навык слухового контроля за своим произношением.
Важно!
- От определенного уровня развития фонематического слуха от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения звуков. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слогового строения речи. Исправление дефектов произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
У детей с недоразвитым фонематическим восприятием отмечается незаконченность процессов артикулирования (отсутствие в речи тех или иных звуков, замены звуков, нестойкое употребление звуков в речи, искажения звуков). - При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, слова сложнослоговой структуры. В норме развивается лексико-грамматическая сторона речи, отсутствуют грамматические ошибки.
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Для того чтобы ребенок усвоил навыки чтения, письма, а также избежал многих ошибок, его следует обучить звуковому анализу и синтезу — высшей ступени развития фонематического восприятия. В свою очередь звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
В настоящее время существует много литературы, адресованной родителям для занятий с детьми дома. Можно посоветоваться с воспитателями, логопедом д/с по приобретению определенного пособия для работы со своим ребенком дома, начинать заниматься. Важно быть дружелюбным и уважительным к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Источник
«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Подготовила учитель-логопед Одинцова Ольга Николаевна
ГБОУ школа№2048 г.Москва
Краткое описание:
В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации, как следует развивать фонематический слух.
«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию , и элементарный звуковой анализ.
Фонематическое восприятие — это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Является частью физиологического слуха .
При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно).
Ребенок может допускать следующие ошибки:
1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(«томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, — одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.
Чем чревато несовершенство фонематического слуха?
Дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)
Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:
— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался») ;
— слитное написание предлогов («втрех шагах… », «понебу… ») ;
— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце») ;
— не дописываются окончания слов;
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни — уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Итак, развитый фонематический слух позволяет:
1. Правильно произносить звуки;
2. Четко произносить слова;
3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ;
4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. Успешно освоить письмо и чтение.
Как правильно развивать фонематический слух
1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Примеры игр:
«Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.
«Волшебная палочка»
Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук
«Громко–тихо»
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному:
а) громко, а затем тихо;
б) протяжно и отрывисто;
в) высоко, а через пару мгновений низко.
«Сказочные голоса»
Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких–нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.
«Где позвонили?»
Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.
«Подбери картинку или игрушку!»
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.
2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.
«Правильно-неправильно».
1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.
«Придумай имя»
Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
«Отгадай слово»
Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
«Добавлялки»
Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).
«Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
«Будь внимательным!»
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко , звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» — в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами .Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
«Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
«Чудесная удочка»
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
«Придумать слова с заданными звуками»
1Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
«Назови картинки»
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.
«Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».
«Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).
«Определи место звука в слове»
Задача — развивать умение определять место звука в слове(начало,середина,конец)
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
«Прохлопай слово»
Задача – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).
Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.
«Позови слово»
Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.
«Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный гласный О.
«Путаница»
Прочтите ребенку шуточные предложения:
Тащит мышонок в норку хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце
поставил дочку.
Источник