Диагностика развитие ребенка в театрализованной деятельности

Диагностика развитие ребенка в театрализованной деятельности thumbnail

Тест «ЗАРД»

Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».

Утверждения:

1.  Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею………………………………………………..           

2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..   

3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения…………………………………………………………       

4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение…….   

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы…………………………………………………………       

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..   

7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»…………………………………………………………………………………….    …….   

8. Ребенок может организовать игру с другими детьми…………….   

9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому…………   

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики……………………………       

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации……………………………………………………………………..       

12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах………………………………………………………….       

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям………………………………………………………………………………..       

14. Ребенок обладает лидерскими качествами………………………..

15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью……………………………………………………………………..       

16.  Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации………………………………………………       

17.  Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам………………….   

18. Ребенку присущи качества — настойчивость, целеустремленность,   умение   преодолевать неудачи, решать конфликты………………………………….   

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)……………………………………………………..               

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной   деятельности………………………………………………….          

 Оценка результатов.
 Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
•  позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
•  позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
•  позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
•  позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.

 Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).

Таблица 1

1. Основы театральной культуры

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1.

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2.

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

1.

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

2.

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3.

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

2.

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Читайте также:  Восьмой месяц развития ребенка сон

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.Творческое задание № 1
 
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
 Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4.   Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5.    Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2 

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6.   Показ спектакля малышам.

Читайте также:  Центры развития ребенка в нижнем новгороде

Творческое задание № 3 

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, 

костюмы, разыграть сказку. 

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения. 
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям. 
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок»   «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; 

гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.

Материал скопирован с сайта: https://dramateshka.ru/index.php/theatre-in-kindergartens/4233-tema-17-pedagogicheskaya-diagnostika-teatralizovannoyj-deyateljnosti-deteyj-doshkoljnogo-vozrasta#ixzz2bAeoBpb2

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1.  Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2.  Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3.  Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4.  Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5.  Любишь ли ты играть в «театр»?
6.  В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7.  Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8.  Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12.  Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? 
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора. 

Источник

Чипиль Алёна Викторовна

Педагог дополнительного образования

МБУДО г. Иркутска ДДТ №2

Диагностика театрализованной деятельности дошкольников

Развитие театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если работа по этому направлению будет вестись с помощью диагностики, которая позволит оценить уровни и особенности развития театрализованной деятельности у старших дошкольников, выявить слабые стороны в развитии этой деятельности у детей, определить эффективность проведенной работы по устранению выявленных недостатков.

При диагностике театрализованной деятельности дошкольников необходимо учитывать, что эта деятельность имеет свою структуру: цель, мотивы, способы, приемы, результат, а ее успех зависит от трех компонентов: знаний, умений и мотивации.

На первом этапе работы в своем объединении «Волшебная рампа» я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 6 – го года жизни в количестве 15 человек.

В качестве критериев я использовала следующие положения:

— устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

— умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

— владение выразительностью речи;

— способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно   выражать   своё;

Читайте также:  Периоды развития ребенка во время беременности

— способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Каждый критерий я оценивала:

высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

— средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

— низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики 15 – ти исследуемых детей показали:

— интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 5 человек (33,3%), с низким уровнем — 10 человек (66,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

— умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек (73,3%), с низким уровнем – 4 человека (26,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

— владение выразительностью речи со средним уровнем – 2 человека (13,3%), с низким уровнем – 13 человек (86,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

— понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -3 человека (20%), с низким уровнем – 12 человек (80%), с высоким уровнем детей не выявлено;

— сопереживание героям сказок со средним уровнем -9 человек (60%), с низким уровнем – 6 человек (40%), с высоким уровнем детей не выявлено.

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что учащиеся объединения «Волшебная рампа» проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё мнение, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

— развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

— созданию атмосферы творчества;

— социально – эмоциональному развитию детей.

Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику. Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки». Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории».

В конце учебного года была проведена контрольная диагностика. Результаты оказались следующими: 

— интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66,7%), с высоким уровнем – 5 человек (33,3%);

— умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 10 человек (66,7%), с низким уровнем – 2 человека (13,3%), с высоким уровнем 3 человека (20%);

— владение выразительностью речи со средним уровнем – 6 человек (40%), с низким уровнем – 8 человек (53,3%), с высоким уровнем – 1человек (6,7%);

— понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86,6%), с низким уровнем – 1 человек (6,7%), с высоким уровнем – 1 человек (6,7%);

— сопереживание героям сказок -11 человек (73,2%), с низким уровнем – 2 человека (13,4%), с высоким уровнем – 2 человека (13,4).

Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:

— интерес к театрализованной деятельности на 54%;

— умение давать оценку поступкам на 61%;

— владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%;

— понимать эмоциональное состояние на 39%;

— сопереживание героям сказок на 44%.

Результат проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

Источник