Влияние физической нагрузки на развитие ребенка

Влияние физической нагрузки на развитие ребенка thumbnail

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе — ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

вс01-.jpg

Физическая культураположительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года — это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно — сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

вс04.jpg

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.

Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).

Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
Читайте также:  Ребенок 8 мес развитие речи

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Источник

Татьяна Зологина
Влияние физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие быстроты, силы и выносливости, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств.

Известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.

Следовательно, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детском саду.

Я считаю,что игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

В нашем детском саду постоянно организуются физкультурные досуги, ежегодно — физкультурные праздники (летний и зимний, когда дети показывают свои умения, соревнуются в скорости и ловкости.

Основные движения ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.

Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.

Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.

В коллективном воспитании детей в детском саду подвижным играм мы уделяем большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра,выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т. д.

В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка значительное место отводится также гимнастике. Каждый комплекс упражнений повторяется две недели. Во время гимнастики обеспечена максимальная двигательная активность детей.

Следует также присматриваться к тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, и, если нужно, показать ему правильные приемы движений.

Адаптационные возможности органов дыхания и сердечнососудистой системы в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых, поэтому физические упражнения строго дозируются.

Можно использовать готовые комплексы, а можно составлять самим с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма: потягивание, ходьба, мышцы шеи, рук и плечевого пояса, мышцы туловища и живота, мышцы ног, общего воздействия, силового характера, на расслабление, дыхательные.

Полезны занятия в форме так называемых двигательных рассказов, где ребенок может создавать знакомые ему образы, т. е. имитировать и подражать героям.

Использование таких приемов, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Источник

Для систематического обучения в школе детям, как известно, важно иметь хорошее здоровье, достаточный уровень развития физических качеств, опыт адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе к физическим нагрузкам.

В ряду наиболее актуальных в физическом воспитании сегодня стоят проблемы, связанные с интенсификацией процесса обучения, низким уровнем состояния здоровья детей, возрастно-половыми особенностями адаптации организма к различным физическим нагрузкам, расширением функциональных возможностей, оптимизацией режимов двигательной активности.

Влияние физической нагрузки на развитие ребенка

В физическом воспитании и развитии дошкольников существует ряд проблем. Среди которых — отсутствие единой программы, идеологии и стратегии в решении оздоровительных задач средствами физической культуры.

Ряд исследователей рассматривают физическое воспитание детей этого возраста как уменьшительный вариант школьной программы, отдавая предпочтение разнообразным методам развития, овладению иностранными языками, компьютерной подготовкой и пр. В физическом воспитании традиционно используется опыт проведения подвижных, народных игр и различных элементов спортивных игр, стимулируется моторное развитие, переносятся в практику работы с детьми методики спортивно-тренировочного воздействия, а физическая подготовленность оценивается по результатам контрольных тестов.

Читайте также:  Особенности развития ребенка младшего школьного возраста

О недостаточной эффективности «школьной идеологии» физического воспитания в дошкольной практике свидетельствуют исследования, в которых выявлена задержка роста у девочек при увеличении физической нагрузки, в то время как у мальчиков — его увеличение. От начала внутриутробного развития до начала полового созревания темпы роста у мальчиков в среднем выше. Приспособление женского организма к повышенным объёмам физической нагрузки в дошкольный период жизни происходит сложнее, чем мужского. Негативные последствия физических нагрузок для телосложения девочек можно объяснить несоответствием объёма нагрузок функциональным возможностям организма. Отличием детского организма от взрослого является снижение генетического контроля при избытке формирующих факторов, провоцирующих нарушения развития.

Сенситивные периоды в проявлении разных признаков у детей не совпадают.

Происходит экономия сил организма, который определяет в каждый момент времени необходимое ему направление роста и развития. Количественный прирост одних проявлений вызывает снижение других. Это позволяет предположить, что «перераспределение энергии» определено наследственной программой, а внешнее вмешательство может нести в себе опасность определённых сбоев в этих процессах. Очевидно, что целью физического воспитания в дошкольном возрасте должно стать создание условий для реализации наследственной программы роста, формирования и укрепления здоровья ребёнка средствами физической культуры. Из основных физических качеств у детей 5—6 лет сформированы быстрота, гибкость, координация, а для силы и выносливости необходимо активное функционирование гормонов.

Влияние физической нагрузки на развитие ребенка

Физические нагрузки оказывают специфическое действие на увеличение силы мышечных групп, поддержание гибкости и дают неспецифический эффект, реализуемый по механизмам реакции на стресс.

Неплохим способом снять стресс и привести свои нервы в порядок могут стать американские горки для шариков «Space Rail». Это конструкция, которая рассчитана на инерцию двигающихся сверху вниз по лоткам шариков. Опять вверх они приподнимаются при помощи мини-лифтов, а потом шарики катятся вниз. За это время ваша нервная система постепенно успокаивается и нормализуется.

Стрессовая реакция зависит от суммарной мощности нагрузки и насыщает организм кортикостероидами. Она способна вызвать задержку роста у девочек при повышенной двигательной активности. В гормонально «нейтральный» период дошкольного возраста такая эндокринно-регуляторная разбалансировка организма нецелесообразна. В связи с этим в ряде случаев необходимо ограничивать объёмы физической нагрузки. Нужно сохранять гибкость в суставах, стимулировать укрепление мелких мышечных групп, формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, повышать устойчивость организма детей к внешним воздействиям, формировать правильную осанку.

Источник

Ирина Павлова
Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей

ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ?

Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога

Кроме того, что я педагог-психолог, я долгое время занималась боевым искусством капоэйрой и помогала мужу вести детские и взрослые тренировки, а еще уже несколько лет я являюсь сертифицированным инструктором йоги. Влияние спортивной нагрузки на физическое и психологическое здоровье человека трудно переоценить. Она необходима всем: от мала до велика, об этом моя статья, составленная на основе групповой консультации с родителями в моей школе.

Удивительно, как в наш век, когда быстро сменяется информация, машины и приборы делают за людей большую часть работу, человечество буквально застыло – перед экранами телевизоров и компьютеров, на сиденьях машин.

Медики говорят о том, что гиподинамия – недостаточная физическая активность является одним из факторов риска. Она вызывает преждевременное старение, развитие различных заболеваний, проявляется в виде упадка сил, приводит к истощению интеллектуальных возможностей (ослаблению памяти, внимания). В итоге мышцы атрофируются, мышечная масса уменьшается, жировая прослойка увеличивается. В личностном плане также происходят изменения – вялость, агрессивность, сонливость, лень и многое другое.

Все эти изменения, по большей части относятся ко взрослым. А что же с детьми? Дети – это отражение воспитания родителей. Откуда взяться активности, если родители ведут малоподвижный образ жизни! Современные дети, в большинстве своём, плохо скоординированы, вялые, невнимательные. Уже старшие подростки прогулке предпочтут сидение за компьютером. Естественно, что проблемы со здоровьем имеют тенденцию к росту от поколения к поколению. Разумеется, мы не можем повлиять на все факторы, отвечающие за наше здоровье, но за некоторые аспекты мы, люди, родители, да и сами дети, можем взять на себя ответственность.

Цель данной статьи предложить ряд рекомендаций, лёгких и достаточно естественных, но почему-то часто позабытых. Ответить тем самым на вопрос, как увеличить или сформировать мотивацию ребёнка, как развивать у ребёнка адекватные представления о себе и своих возможностях, как работать с самооценкой, развивать коммуникативные навыки, да и просто, как развить память и внимание ребёнка, помочь ему найти способ быстро восстанавливать свои силы и заряжаться ежедневно энергией для творческой и интеллектуальной активности.

Читайте также:  Внутренние и внешние факторы развития ребенка кратко

Начнём с того, что активность человека бывает двух видов: физическая и психологическая.

При психологической активности организма (например, когда ребёнок учит новый материал, разговаривает с другом по телефону и т. д.) работают только определённые системы организма. При физической активности подключаются все системы организма (на клеточном уровне). Польза от такой работы неоценимая.

Итак, что же приносит нам активный образ жизни?

Насыщение мозга кислородом.

Вследствие этого повышается способность человека сосредотачивать внимание, запоминать, снимается нервное напряжение. Недаром мы. Педагоги, просим ученика, который регулярно отвлекается на середине урока, — протереть с доски, сходить за журналом. Даже сами дети отпрашиваются в туалет часто для того, чтобы просто прогуляться. Организм сам подскажет человеку, какой вид активности на данный момент актуальнее.

Гормональные изменения.

Во время физической активности (например, уже после 10 минут бега) выделяется гормон бета-эндорфин. Он оказывает положительное влияние на наше эмоциональное состояние. Вот почему людям, которые находятся в депрессии, настоятельно рекомендуют заниматься каким-либо спортом. Это не простое переключение внимания, это активные изменения, которые происходят внутри, увеличивая сопротивляемость организма стрессам.

Минимизация стресса для человека

, ведущего активный образ жизни, очень важна. Для ребёнка это – неоценимая помощь на экзамене, контрольных работах, где необходимо как-то совладать с собственным телом, чтобы оно было помощником, а не препятствием.

Есть замечательное выражение французского просветителя Жан Жака Руссо, которое отражает необходимость регулярной физической нагрузки для тела человека: «Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем сильнее, тем больше оно повинуется».

Работа с самооценкой.

Самооценка – это масштабное личностное образование, которое, так или иначе, регулирует становление мотивационной, волевой, эмоциональной, коммуникативной и нравственной сферы человека. Поэтому для воспитания ребёнка важна адекватность её формирования. Как правило, в спорте такая задача не ставится, самооценка формируется стихийно. Поэтому на эту тему не так много исследований. Однако они есть. Как правило, дети сопоставляют себя с другими участниками в ходе выполнения определённого вида деятельности.

Взаимосопоставление детей в привлекательной для них обстановке (в спортивной жизни) вызывает стремление подойти к себе более объективно и оценить свои результаты.

Кроме того, общеизвестно, что самооценка подростков зависит от того, как они воспринимают свою внешность. Девушки мечтают быть стройными и привлекательными, юноши – сильными и мускулистыми. Но спорт показывает, что тело – это продукт собственного труда человека. Хорошо потрудился – получил желаемый результат.

В процессе физической нагрузки

работают сразу два полушария головного мозга

: развивается координация, ребёнок учится чувствовать себя и своё тело. Среди тренеров можно часто услышать такую фразу: «играй сначала головой, а потом телом». Это значит, что сначала необходимо увидеть ситуацию, провести анализ и принять решение. Чтобы эти действия были как можно ближе друг к другу во временном пространстве, вырабатывается скорость реакции и быстрота принятия решения, которая полезна как в спорте, так и в жизни в целом.

Коммуникативные навыки

. В командном спорте отлично развиваются коммуникативные навыки. Как и в учебной деятельности приоритетным часто является необходимость увидеть партнёра, взаимодействовать с ним для достижения общего результата.

Развитие нравственно-волевой и мотивационной сфер

: регулярные занятия требуют определённых волевых усилий, даже если тренировки очень нравятся. Поэтому тут всё держится на силе воли – постоянном поиске причин прийти на тренировку. Внутри ребёнка (конечно, не без помощи окружения) рождается и выстраивается иерархия мотивов. Аналогично этому мы каждый день принимаем решения в нашей личной жизни.

«Целеустремлённый человек – сторонник дальней мотивации». Этот человек умеет выбирать главный мотив, долгое время идти к своей цели, не обращая внимание на стихийно появляющиеся мотивы (посмотреть фильм, полениться и т. п.).

Воспитание.

Родители часто сетуют в беседе с психологами и педагогами: «Сейчас такое окружение… нам трудно влиять на круг общения ребёнка»… Таким образом, они говорят – от нас мало что зависит. На самом деле это не так! От родителей напрямую зависит окружение ребёнка, потребности, мотивация, ценности ребёнка. Выбирая спортивную секцию, можно выбирать группу людей, с кем он будет тренироваться, тренера, который несет определённую идеологию и принципы. Это будет заметно по общему настрою команды: является ли приоритетным для них здоровый образ жизни, какое общение преобладает в детском коллективе, есть ли в этой секции мероприятия, помимо тренировок, организованные выезды (спортивные лагеря, участие в праздниках и т. п.).

Вольтер Ф. сказал «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.»

Источник