Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие ребенка

Влияние двигательной активности на здоровье ребенка

Чтобы ребёнок был здоров, он должен много и с удовольствием двигаться. Но потребность детей в движении не всегда реализуется на должном уровне.

Ограничение их двигательной активности, как в семье, так и в детском саду вызвано возрастными познавательными интересами, стремлением насытить мозг ребёнка всё возрастающим объёмом информации: компьютерные игры, просмотр телепередач и видео, часто без всяких временных и тематических ограничений со стороны взрослых; дополнительные занятия в студиях развития. Даже, если родители занимаются с ребёнком дома, то предпочтение отдаётся «сидячим» играм: мозаики, лото, пазлам, конструктору. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок может только в том случае, если будет полностью удовлетворёна его естественная потребность в движении. Дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статистикой. Всё это приводит к тому, что у ребёнка уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще. А в результате развиваются расстройства ЦНС и внутренних органов, ожирение, формируются дефекты осанки. Следовательно, необходима правильная организация двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений не только в детском саду, но и в условиях семьи на выходных, в праздничные дни и отпуске.

Двигательный режим дома должен включать самостоятельную двигательную деятельность и организованные физкультурные мероприятия: утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, физические упражнения, подвижные игры, спортивные игры и развлечения в помещении и на прогулке.

Делать зарядку по утрам – очень полезная привычка, которая помогает сохранить фигуру, сбросить лишний вес и продлевает жизнь. Однако, выбирая упражнения, надо помнить, что зарядка – это не обычная тренировка.

Утренняя гимнастика – это разминка для организма. Она помогает кровеносной системе настроиться на дневную активность и улучшает снабжение мышц, мозга, внутренних органов и тканей кислородом. После сна циркуляция крови по всему тела снижена, легкие сужены, нервная система заторможена. Давать себе серьезную нагрузку типа бега или силовых упражнений сразу после пробуждения нельзя – организм с ней не справится, высок риск получить травму или даже нарушить баланс различных систем. А вот после утренней зарядки можно хоть в спортзал, хоть на работу. Таким образом, цель утренней зарядки – постепенно улучшить циркуляцию крови по всему телу. Это ускорит обмен веществ.

Общие правила для домашней зарядки

• Утренняя зарядка не может полноценно заменить подвижные игры или специальные физические упражнения

• Одежда для зарядки не должна стеснять движения

• Во время занятий предложите ребёнку сначала, например, сделать одно упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2 – 3 упражнения для туловища и 2 – 3 упражнения для ног.

• Заканчивать гимнастику лучше всего спокойной ходьбой

• Продолжительность занятий с младшими детьми должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми около 8 минут.

• Не следует включать в домашнюю зарядку упражнения, требующие от ребёнка напряжённого внимания.

• Занятия должны иметь определённую последовательность. Первые упражнения не должны требовать большие затраты сил, а последующие можно выполнять с большей нагрузкой.

• Упражнения, вовлекающие большие группы мышц требуют меньшего количества повторений.

• Если ребёнок теряет интерес к каким-то упражнениям, постарайтесь их заменить.

Зарядка должна заинтересовать малышей. Делать скучные упражнения двух- трехлетним крошкам быстро надоест. Чтобы этого не произошло проводите занятия в игровой форме.

 
      После дневного сна рекомендуется провести  гимнастику для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, упражнения на дыхания (профилактика заболеваний верхних дыхательных систем) и закаливающие процедуры для повышения устойчивости организма к постоянно изменяющимся условиям среды.

Во время прогулки необходимо провести с ребенком подвижные игры и  упражнения спортивного характера. Выбор физических упражнений зависит от возраста ребенка, его самочувствия и физической подготовленности. Желательно, чтобы они отличались по своему влиянию на организм ребенка, развивали различные группы мышц. Необходима постепенная смена движений руками на движения ногами и туловищем. Основные движения следует выполнять ежедневно по 2 – 3 вида, лучше это делать на прогулке, детской или школьной спортивной площадке, оборудованной лесенками, лавочками, бревнами и т.д. Дома хорошо организовать спортивный уголок в комнате.

В процессе занятий родителей с ребенком необходимо соблюдать дозировку (для старших дошкольников 20-30 минут), следить за самочувствием ребенка. Если лицо ребенка покраснеет и участиться дыхание — это свидетельствует о нормальной физической нагрузке. Не допускайте переутомления, когда ребенок начнет потеть, сильно участиться дыхание  и будет нарушаться координация, следует уменьшить нагрузку.

Читайте также:  Схема диагностики психического развития ребенка с дцп

В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями. У ребят значительно улучшаются показатели ловкости, они овладевают более сложными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям. Ежедневное использование физических упражнений организует и дисциплинирует ребенка, формирует интерес к физическим упражнениям, привычку их выполнять, вырабатывает такие качества, как воля, смелость, умение доводить дело до конца, решительность. Таким образом, достаточная двигательная активность благотворно сказывается не только на физическом, но и на всех остальных сторонах развития ребёнка.

Источник

Ольга Голубева
Двигательная активность, здоровье и развитие ребёнка

Двигательная активность, здоровье и развитие ребёнка.

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной.

Начинать решать эту важную проблему необходимо ещё задолго до рождения ребёнка и особенно в первые, самые ответственные его годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Что же такое здоровье ребёнка?

Известный физиолог А. Г. Сухарев рассматривает здоровье ребёнка как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов.

Из данного определения следует, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять.

Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования.

Содержанием двигательной активностиявляются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движение являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной, костно- мышечной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.

Двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю.Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи. (М. Кольцова).

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). малыш учится ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т. д.

У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают а процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. У детей с пониженной двигательной активностью увеличивается в два раза заболеваемость, формируется малоподвижный образ жизни, что в конечном итоге ведёт к заболеванию сердечнососудистой системы.

Избыток движений также вреден для растущего организма. В этом случае ребёнок расходует много нервной энергии. Повышается режим работы сердечнососудистой, дыхательной систем. Нарушается гармоничность физического развития, часто наблюдается недостаточный вес тела. Избыточная двигательная активность может привести к повышению заболеваемости.

Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня, какова интенсивность его движений?

Дети 2 – 3 лет за сутки преодолевают примерно 2,5 – 3 км, в то время как дети 6 – 7 лет – в два — три раза больше. Разовая продолжительность движений у детей раннего возраста в связи с их быстрой утомляемости небольшая. Например, ребёнок второго года жизни может двигаться одновременно от нескольких секунд до 1,5 – 2 минут, затем меняет позу или вид движения.

Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки, хотя разница эта в раннем возрасте незначительная. Мальчики предпочитают движения, требующие большей затраты энергии (бег, лазанье, прыжки, девочки – более плавные движения.

Летом потребность в движениях у детей больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ, который в зимнее время понижается.

Меняется потребность в движениях и в течении суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую – с 17 до 19 часов.

Читайте также:  Читать о развитии ребенка в 1 месяц

Родители должны это учитывать и создавать условия для двигательной деятельности именно в эти часы. Двигательная активность должна занимать 50 – 60% времени всего периода бодрствования ребёнка.

По уровню подвижности можно выделить три группы: дети средней, большой и малой подвижности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, умеренной подвижностью в течении дня.

Дети большой подвижностью много двигаются в течении дня, охотно откликаются на предложение взрослого выполнять двигательное задание, поиграть в подвижную игру.

Но есть дети с чрезмерно высокой интенсивностью движений. Они отличаются неуравновешенным поведением, плохо регулируют свою двигательную деятельность. Они быстро утомляются. Такое поведение приводит к истощению нервной системы. Нельзя резко прекращать двигательную деятельность, переключать на спокойные игры. Делать это надо постепенно.

Есть дети, которые мало двигаются. Они отличаются пассивностью поведения, чаще всего выбирают спокойные виды деятельности, предпочитают наблюдать за играми других. Движения у таких детей мало сформированы. Таких детей нельзя насильно включать в двигательную деятельность. Важно заинтересовать их, вселить уверенность, помочь, подстраховать, постепенно обогащая двигательный опыт.

Важно в семье создавать условия для полного удовлетворения ребёнка в движении с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, уровня его развития.

При правильной организации двигательной активности в семье ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Список литературы.

Н. П. Кочетова «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», 2005г. Москва.

Источник

 Влияние двигательной активности на психическое и физическое здоровье детей

Движение оказывают всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего и развивающегося детского организма.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам и оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобильность защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостатком движений вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности к неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

Двигательная активность способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

Во время выполнения движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др.

Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия, которые сложились в данный момент.

При выполнении движений обогащает эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий.

Двигательная активность для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

От работающих мышц импульсы постепенно поступают в мозг, импульсируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Тем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития.

Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, то есть создается некоторый ее избыток. Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, эта предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развития речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которые необходимо для нормального развития малыша. Естественно в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше число движений он должен совершить для нормального развития [36, с.5].

Читайте также:  У i беременность и развитие плода будущего ребенка

Особенно в процессе двигательной активности требует от детей значительного эмоционального напряжения, активизации всех психических процессов, определенных поведенческих умений. Обеспечение психологического комфорта — важнейшее условие воспитания нравственности.

Не следует требовать от детей одинаково высоких результатов в движении и в играх, а только по способностям. Надо уметь увидеть неповторимость каждого ребенка и дать ему возможность почувствовать полную свободу самовыражения. Есть несколько действенных приемов, с помощью которых можно установить контакт с детьми на физкультурном занятии и вне его: обеспечить оптимальную нагрузку двигательной активности, довести до сознания детей суть каждого физкультурного упражнения, обеспечить целевую установку предстоящего занятия, чтобы она была понята и принята каждым из детей. Нужно помнить, что игры с движениями и в движении счастливые минуты жизни ребенка.

Важно учить детей видеть и понимать тех, кто рядом, согласовывать свои действия с их действиями, проявлять сочувствие, поддержку; в нужный момент помочь преодолеть препятствия; не смеяться над тем, кто упал, проявляет неуверенность, неумение.

Полезны подвижные игры, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче переносятся на другие виды деятельности, в обычные жизненные условия.

На сколько результативным, в плане нравственного воспитания оказались физкультурные упражнения, можно судить по поведению детей: сосредоточены, активны, старательны, в глазах радость [5, с.25].

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движение. Свободное применение достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает больше возможности для проявления детьми активности и творчества.

Уровень развития основных двигательных качеств — ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умения (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде, плаванием). К перечисленным двигательным качествам относятся так же и мышечная сила, то есть способность овладения движением. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро и долго бегать, плавать, ходить на месте. Крепкий, сильный ребенок легко осваивает новые движения, он уверен в себе, способен переносить трудности и даже любит упражнения с большей нагрузкой.

К 8 годам сила мышцы кисти у мальчиков составляет 14,0 и 13,2 кг, у девочек 11,6 и 11,0 кг. Становая сила мальчиков 39,0; у девочек — 34 кг. Особенно очевидны большие возможности дошкольников в проявлении силовых способностей, если рассмотреть показатели относительной силы. Она составляет 1,5 — 1,7 ед., то есть ребенок в состоянии поднять предмет, масса которого значительно превышает его собственную.

Однако сила разных групп мышц у дошкольников развита неодинаково, что мешает им овладевать двигательными умениями, и тормозит гармоничному развитию.

Особенно важно достичь равномерного развития мышц сгибателей и разгибателей туловища и верхнего ключевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов. Слабые мышцы ключевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки.

Для нормального физического развития ребенка необходимо следить за двигательной активностью в течение всего дня.

К показателям здоровья ребенка можно отнести и критерии:

— уровень физического развития, его гармоничность;

— соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;

— степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешне рядовым факторам и неблагоприятным воздействиям);

— наличие или отсутствие хронических заболеваний.

Каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только совокупность информации по всем критериям в комплекте позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.

В соответствии с названным критерием, детей можно условно разделить на 5 основных групп здоровья [36, с.4]:

1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а так же сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительными функциональными возможностями организма.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

Источник