Схема диагностики психического развития ребенка с дцп

Высоцкая Елена Павловна
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100»
учитель

Аннотация
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В статье рассматриваются особенности развития психических функций детей с церебральным параличом.

Библиографическая ссылка на статью:
Высоцкая Е.П. Особенности развития психических функций детей с церебральным параличом // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/02/25629 (дата обращения: 27.03.2019).

Отечественные специалисты Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И.Кириченко, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко изучали проблему психических нарушений детей с детским церебральным параличом.

Для детей данной категории  характерны специфические отклонения в психическом развитии. Патогенез данных отклонений выражается степенью и локализацией поражения мозга.  Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно. Данное своеобразие  выражается в  сочетании  раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Отклонения развития психики при детском церебральном параличе (ДЦП) включают нарушения развития  познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [1].

Данилова  Л. А  выявила специфические особенности в структуре  нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Данные нарушения имеются у всех детей с данным диагнозом.

1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций.  Данная  обусловлена  мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

2. Выраженность астенических проявлений, выражается в  повышенной  утомляемости, истощаемости всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире [2].

Вышеперечисленные  особенности обусловлены вынужденной изоляцией, ограниченным кругом контактов ребенка, трудностями в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Все эти проблемы возникли вследствие длительной обездвиженности, трудностей  в передвижениях или проявлением сенсорных расстройств [ 4].

При ДЦП значительно нарушена  деятельность различных анализаторов. Нарушения  зрения, слуха, мышечно-суставного чувства влияет на восприятие  в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Примерно ¼ детей с ДЦП  имеют нарушения зрения.  Вследствие  недостаточной фиксации взора, плавного прослеживания, сужения поля и остроты зрения у детей нарушено зрительное восприятие. Нередко дети страдают косоглазием, птозом (опущение верхнего века) [4].

Двигательная недостаточность является препятствием для   формирования зрительно-моторной координации. Все эти факторы способствуют  неполноценному и  искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [3].

При ДЦП нарушена  пространственно-различительная  деятельность слухового анализатора. Примерно 25% детей имеют сниженный слух,  и как следствие – нарушенное звукопроизношение. Недоразвитие фонематического восприятия являются причиной трудностей в овладении чтением и письмом,  а также письму под диктовку[6].

При всех формах церебрального паралича происходит задержанное и нарушенное развитие  кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети испытывают трудности в определении положения и направления движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупывающие движения рук зачастую слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.  Многие дети не могут или испытывают значительные трудности в  узнавании  предметов на ощупь без зрительного контроля. Ощупывание, действие  с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП значительно нарушено [7].

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

Пространственные и временные представления детей с детским церебральным параличом недостаточно сформированы. Они испытывают трудности в ориентации на собственном теле. Представления о ведущей руке формируются несколько позднее, чем у нормально развивающихся детей. Дифференциация сторон  тела и многие пространственные понятия дети понимают с трудом. При определении пространственной удаленности (далеко, близко, ближе)  дети испытывают значительные трудности либо заменяют их понятиями «там» и «тут» [8].

Большинство детей с ДЦП затрудняются в они с трудом воспринимают предмет целиком.. Они испытывают трудности в выполнении простых заданий: собрать разрезную картинку,  сконструировать что-либо  по образцу из палочек или строительного материала. Часто наблюдаются оптико-пространственные нарушения. Дети испытывают трудности в копировании фигур, рисовании, лепке, письме.

Психическое развитие при ДЦП характеризуется выраженностью психоорганических проявлений, к которым относят – замедленность, истощаемость психических процессов.

У детей с ДЦП затруднен переход  на другие виды деятельности. Наблюдается недостаточная  концентрация внимания, замедленное  восприятие , снижение объема механической памяти. У большинства детей наблюдается  низкая  познавательная  активность, что выражается  отсутствии интереса к выполнению заданий. Дети не могут сосредоточиться на задании, медленно выполняют его [11].

Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или близкий к норме  интеллект, задержку психического развития, либо умственную отсталость. Но довольно редко встречаются дети без отклонений в психическом (интеллектуальном)  развитии

Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни[11].

У детей с задержкой  психического развития при ДЦП   зачастую положительная динамика дальнейшего умственного развития.   Они принимают  помощь взрослого при обучении, они хорошо, хоть и медленно усваивают новый материал. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии [10].

У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Смены настроения могут сочетаться с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может  сочетаться  с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. Но нарушения поведения     чаще наблюдаются у детей с умственной отсталостью, а у детей с сохранным интеллектов данные нарушения поведедения наблюдаются значительно реже [12].

Читайте также:  Творческое развитие ребенка в процессе работы с природным материалом

У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии личности. Биологические, психологические и социальные  факторы влияют на формирование личности детей с ДЦП.

Также, безусловно, на формирование личности оказывает влияние чувство  собственной неполноценности,   социальная депривация и неправильное воспитание.

Недостаток  в физическом развитии оказывает влияние  на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение  ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП наблюдаются отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от  социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую  является гиперопека,  неправильное  воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [12].

Даже при нормальном интеллектуальном развитии у ребенка может наблюдаться неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость проявляется  в   наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков могут проявляться   иждивенческие установки. Также дети  могут выражать отрицательное отношение  к самостоятельной практической деятельности. Трудности  социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [13].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача  профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.

Библиографический список

  1. Гнедова, С. Б. Специальная психология: учебное пособие [Текст]/ С.Б. Гнедова. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 306 с.
  2. Данилова, Л. А. – Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП [Текст]/  Л. А. Данилова, К. Стока, Г. Н. Козлицына. – Санкт-Петербург; Москва, 2003 // Детский церебральный паралич: хрестоматия : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / сост. Л.М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2003. – С. 295-299.
  3. Коноваленко,  С. В. Развитие тонкой моторики и координации движений у дошкольников с легкой степенью детского церебрального паралича [Текст] / С. В. Коноваленко//Коррекционная педагогика. – 2004. – №1(3). – С.66 – 70 (0,25 п. л.).
  4. Коноваленко, С. В. Особенности формирования конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом [Текст] / С. В.Коноваленко // Спе­циальная психология. – 2004. – №1(1). – С.56 – 63. (0,44 п. л.).
  5. Левченко, И. Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом [Текст]/ И. Ю. Левченко.-М.: Коррекционная педагогика, 2008.-213с.
  6. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. -М. : Академия, 2001.
  7. Мамаева, А. В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия [Текст]: Дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2008.
  8. Максимов, В. Г.  Педагогическая диагностика в школе [Текст]: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ В. Г.Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
  9. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 7 лет [Текст]/ М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128 с.
  10. Симонова,  Т. Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст]/Т. Н. Симонова//Монография.- Изд-во РПГУ им. Герцена, 2008-128 с.
  11. Смирнов,  А. С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С. А.  Смирнов, И. Б.  Котова, Е. Н.  Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
  12. Флёрина,  Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]/ Е. А. Флёрина.-  М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.
  13. Шипицина, Л. М. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л. М. Шипицина, И. И.  Мамайчук.- СПб.: Дидактика Плюс, 2001.- 272 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Высоцкая Елена Павловна»

Источник

личность.
Психологическое обследование семьи
особенно ак­туально
на ранних этапах онтогенеза ребенка с
ДЦП, так кя к проведение
психологической реабилитации с детьми
до 3 5
лет без активного участия их родителей
организационно затруднено.
Кроме того, позиция родителей
предопределяет возможность
адекватного и активного «включения»
ребен­ка
в реабилитацию. И наконец, родители
тяжелобольного ребенка
сами нуждаются в психологической помощи
в силу дистресса,
вызванного болезнью ребенка.

§ 2. Психодиагностика в системе реабилитации больных

— невротизации,
которая может проявляться в
различных
формах,
в преимущественном доминировании
астениче­
ской
или депрессивно-ипохондрической
симптоматики
(невротическая
симптоматика может быть крайне
разно­
образной);

  • снижении
    толерантности к фрустрациям, склонности
    к
    агрессивным реакциям или аутизму;

  • психопатоподобном
    развитии личности и тенденциях
    к
    асоциальному поведению.

Читайте также:  Кроссворд рост и развитие ребенка

166

У
детей, страдающих церебральным параличом,
могут
наблюдаться многообразные нарушения
психического
развития. Тем не менее можно вы­делить
типичные
феноменологические
особенности
развития детей, страдаю
щих
ДЦП.
Они
выражаются в:

  • нарушениях
    психомоторных функций, когда страдают
    как
    крупная, так и мелкая моторика;

  • нарушениях
    речевых функций, когда страдают как
    экс­
    прессивная,
    так и импресссивная речь;

  • нарушениях
    сенсорно-перцептивных функций, когда
    су­
    щественно
    затрудняется пространственная
    ориентация;

  • нарушениях
    функции памяти и внимания, которые
    наи­
    более
    отчетливо проявляется в отношении
    произвольной
    (активной)
    памяти и активного внимания;

  • разнообразных
    нарушениях функций вербального и
    не­
    вербального
    мышления, когда наиболее ощутимый
    де­
    фект
    наблюдается в отношении процессов
    обобщения
    и
    абстрагирования, индуктивного,
    концептуального
    и
    пространственного мышления, практического
    матема­
    тического
    мышлений;

  • «заторможенности»
    умственной деятельности, повышен­
    ной
    истощаемости, крайне неустойчивой
    динамике ее
    продуктивности;

  • неустойчивости
    эмоционального тонуса, повышенной
    (ре­
    же
    пониженной) эмоциональной возбудимости,
    частых
    перепадах настроения;

  • повышенной
    тревожности, чувстве страха;

У
детей с ДЦП также часто наблюдаются
неко­
торые
психологические особенности,
не
относящиеся прямо к патопсихологическим,
которые
могут существенно пр епятст-
в
о в а т ъ их успешной
социальной
интеграции.
К ним относятся:

  • низкий
    уровень самокритики, неадекватные
    (часто завы­
    шенные)
    самооценка и уровень притязаний;

  • недостаточное
    усвоение коммуникативных навыков;

  • своеобразное
    избирательное принятие социальных
    норм
    и
    правил поведения, отрицание многих из
    них;

  • недостаточная
    социальная опосредованность
    ценностных
    ориентации
    и ведущих мотивов, общий социальный
    ин­
    фантилизм;

— узость
круга интересов, «размытость» иерархии
структу­
ры мотивов.

Как
правило, у детей, страдающих ДЦП,
наблюдается
характерная
динамика проявления расстройств
психическо­го
развития. Так, уже на ранних этапах
онтогенеза (первые недели,
месяцы жизни) у них могут выявляться
психомотор­ные,
сенсорно-перцептивные и речевые
расстройства, нару-1
шения функций внимания (в виде неадекватной
двигатель­ной
активности, дискоординации моторных
актов, отсутст­вии поведенческих и
эмоциональных реакций на сенсорные и
речевые стимулы и т. п.). На относительно
ранних этапах развития
могут обнаруживаться различные нарушения
ин­теллектуальных
функций. В то же время эмоционально-

167

Глава
VIII.
Психологическая диагностика детей с
ДЦП ^^

мотивационные
расстройства, нарушения на уровне
личное-! ти
проявляются обычно к 4—5 году жизни.
При этом в ходи возрастного
развития наблюдается недостаточно
позитивна л динамика
общего состояния «психического здоровья»
детей с
ДЦП. В первую очередь это относится к
эмоционально-мо-| тивационным
расстройствам, нарушениям на уровне
личнос­ти и характерологическим
дисгармониям. Это приводит к то­му,
что в ряде случаев даже при относительно
успешном вос­становлении,
например, интеллектуальных и двигательных
функций,
ребенок оказывается неспособным
усваивать необ­ходимые виды
деятельности, «включаться» в разнообразных!
системы
социальных и межличностных отношений.

Подавляющее
большинство родителей в первые годы
жиз­ни
ребенка, страдающего ДЦП, ориентированы
на обеспече­ние
максимально полного, интенсивного
лечения, проблема же обеспечения
психического развития оказывается для
них не
столь актуальной.

Осознается
она, как правило, к 5—7 году жизни ребенка,
когда
он оказывается некомпетентным в условиях
детских коллективов
(дошкольных или школьных учреждений),
т.
е. когда правила и нормы социума ставят
перед ребенком условия,
выполнение которых для него затруднительно
во многом в силу психологических причин.

Углубленное
психодиагностическое
обследование
ребенка, страдающего ДЦП,
должно
обеспечивать:

а) оценку
психомоторного развития (особенно на
относи­
тельно ранних этапах развития
ребенка);

б) всестороннюю
оценку интеллектуального развития
(от
оценки состояния отдельных
интеллектуальных функ­
ций
до интегральной оценки уровня умственного
разви­
тия
и структуры интеллекта);

в) оценку
эмоционально-мотивационной сферы;

г) оценку
характера и особенностей личности в
целом;

д) оценку
поведения и психологических механизмов
его ре­
гуляции.

Соседние файлы в папке Семейная психология

  • #
  • #
  • #

    12.06.2015773.47 Кб62Semeynyy_diagnoz_i_semeynaya_psikhoterapia.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Актуальность. Уже стало очевидно, что, чем раньше распознан детский церебральный паралич (ДЦП) у младенца, тем раньше можно предпринимать усилия для минимизации его последствий. Благодаря более глубокому анализу изменений моторики, усовершенствованию неврологического тестирования и методам нейровизуализации возможности диагностики ДЦП претерпели значительные изменения: диагностировать ДЦП либо предполагать его можно уже в первом полугодии жизни ребенка.
читайте также пост: Детский церебральный паралич (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
Ранняя диагностика ДЦП. Сегодня международным коллективом врачей признано, что точная ранняя диагностика или выявление высокой степени риска ДЦП до 5 месяцев после рождения ребенка представляется наиболее обоснованной при использовании (или комбинировании) трех подходов исследования, включающих [1] анализ общей моторики по Прехтлю, [2] неврологический анализ по Хаммерсмиту и [3] магнитно-резонансную томографию (МРТ) мозга. Выбор этих методов обоснован наиболее высоким уровнем убедительности доказательств и достоверности в диагностике ДЦП.

Метод Прехтля. Наблюдение за ребенком проводят в течение 30 — 60 минут (в том числе с помощью видеозаписи), затем заполняется таблица различных видов движений с оценкой в баллах. Показательным является нормальный тип двигательной активности в 3 — 5 месяцев, который назван «суетливостью» (fidgety) и представляет собой множественные быстрые движения шеи, головы, плеча, туловища, бедра, пальцев кисти, стопы, особое внимание уделяется контакту «рука — лицо», «рука — рука», «нога — нога». Судорожно-синхронные движения рук и ног в 2 — 4 месяца отражают ранние проявления тетрапареза. Значительное обеднение спонтанных движений рук и ног на одной стороне в 2 — 3 месяца жизни может в последующем проявиться спастическим гемипарезом. Маркерами спастических и дискинетических форм ДЦП в 3 — 5 месяцев является отсутствие подъема ног в положении лежа на спине, отсутствие суетливых движений (fidgety).

Читайте также:  Отклонения в социальном развитии ребенка

читайте также пост: Выявляем нарушение психомоторного развития ребенка (laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
Неврологическое обследование. При всей высокой предсказательности первоначальной версии метода Прехтля очевидно, что он не заменяетанализа общего неврологического статуса ребенка и не учитывает состояние его примитивной вокализации. Среди существующего множества схем неврологического обследования для ранней диагностики ДЦП альянсом врачей рекомендована схема неврологического обследования младенцев по Хаммерсмиту, которая включает 26 пунктов для оценивания (по 4-балльной шкале от 0 до 3) функции черепно-мозговых нервов, позы, качества и количества движений, мышечного тонуса, рефлексов и реакций. Максимальная оценка при нормальном развитии составляет 78 баллов. В возрасте 3 месяца при общей оценке < 57 предсказание ДЦП составляет 96%. В дополнение к методу Прехтля выполняется оценка двигательной системы по тесту двигательной способности младенцев (TIMP — Test of Infant Motor Performance). Не оспаривая ценность схемы Хаммерсмита, хотелось бы отметить возможность использования и других схем неврологического обследования при диагностике ДЦП. Общие сведения по дифференциальной диагностике ДЦП от других заболеваний можно почерпнуть в специальном руководстве.

Нейровизуализация мозга. Согласно метаанализам данных МРТ, структурные нарушения мозга при ДЦП заметно варьируют и частота их обнаружения составляет 80 — 90%. Реже всего нарушения выявляются при атактической форме ДЦП. Патология проявляется чаще в поражении белого вещества (кистозная перивентрикулярная лейкомаляция, перивентрикулярный геморрагический инфаркт), реже — в поражении коры, базальных ганглиев и таламуса, мультикистозной энцефаломаляции, а также в дисгенезии (лизэнцефалия, пахигирия, кортикальная дисплазия, полимикрогирия или шизэнцефалия). Однако отсутствие патологических нарушений при МРТ не исключает существования риска ДЦП], что подчеркивает необходимость обследования разными методами при условии интеграции полученной информации

Шкала Апгар. Каждый из расмотренных методов триады диагностики ДЦП требует участия высококвалифицированных специалистов, а нейровизуализация реализуется дорогим оборудованием. В этой связи хотелось бы обратить внимание на самую первую шкалу оценки состояния ребенка, используемую при его рождении — шкалу Апгар, подкупающую своей простотой и охватом всех тех важнейших функций новорожденного, которые проявляются явно и позволяют почти моментально оценить его жизнеспособность. Три ее пункта имеют прямое отношение к ранней диагностике ДЦП: состояние дыхания и мышечного тонуса и рефлекторная возбудимость.

[ШКАЛА АПГАР]
Если состояние мышечного тонуса определяется участием многих систем организма, включая, конечно, и нервную систему, то крик новорожденного — в значительной степени отражение его примитивной (первичной) вокальной моторной системы. У человека она продуцирует генетически детерминированные невербальные вокализации, например смех, стон или плач, и состоит из двух структурно-функционально разных систем: [1] паттерн-генерирующей системы ствола мозга и [2] инициирующей вокализацию при аффективных состояниях лимбической сети. Паттерн-генерирующая система ствола мозга консервативна у всех позвоночных и представляет связную сеть образований околоводопроводного серого вещества, парабрахиального ядра, ретикулярной формации нижнебоковой части моста, контролируя весь пул фонаторных мотонейронов (ядра V, VII и XII пар черепно-мозговых нервов, двойное ядро), а также мышц дыхательного аппарата, гортани, ротовой полости и языка при вокализации. Сама паттерн-генерирующая система ствола мозга контролируется лимбической инициализирующей вокализацию системой (передняя область поясной извилины, гипоталамус и другие лимбические диэнцефальные структуры, а также миндалина) через сложную систему связей. Тихий, слабый и почти беззвучный крик новорожденного и слабый голос в последующем — это прежде всего показатель слабого воздушного потока, создаваемого дыхательной системой и прорывающегося через голосовые связки, и соответственно слабости примитивной вокальной моторной системы. При нарушенной последней невозможно нормальное развитие ее надстройки — произвольной артикуляторной моторной системы, начальным проявлением формирования которой служит гуление, а затем лепет. По данным логопедов, частота нарушений речи при ДЦП составляет 80%. Для детей с ДЦП характерно длительное сохранение позотонических рефлексов (особенно лабиринтного, симметричного и асимметричного тонических рефлексов), препятствующих развитию у ребенка произвольных движений и, в частности, артикуляционного аппарата в целом. Удивительны ли будут низкие оценки по шкале Апгар по пунктам «дыхательная система», «мышечный тонус» и «рефлекторная возбудимость» при тихом крике новорожденного? Низкие показатели по трем этим пунктам — по-видимому, первый предвестник высокого риска ДЦП.

«Модель отпечатков» — компьютеризированная диагностическая система, предназначенная для автоматического выявления нейрофункцональных биомаркеров, относящихся к специфическим нарушениям младенческого и раннего детского возраста (например, использование сенсорного матраца для регистрации опорных точек спины). Новизна назначения системы состоит в ее направленности на раннюю диагностику нарушений развития с поздним проявлением или клиническим началом. Регистрация и количественный анализ спонтанных движений конечностей младенца посредством компьютеризованных технологий обеспечивают [1] непрерывность и [2] объективность наблюдения и [3] позволяют выявлять физиологическую и патологическую асимметричность в моторике конечностей ребенка.

Обратите внимание! В отсутствие возможностей обследования ребенка методами нейровизуализации комбинация данных по шкале Апгар, неврологическому анализу, динамике развития поз, общей моторике и вокализации позволяет передвинуть диагностику ДЦП на более ранние сроки — ко 2-му — 3-му месяцу жизни. Введение в классические методы обследования строгих количественных оценок переводит их диагностическую и прогностическую ценность на новый уровень, что находит свое подтверждение в разработке перспективной системы ранней диагностики «Модель отпечатков» .

подробнее в статье «Ранняя диагностика детского церебрального паралича» Е.П. Харченко, М.Н. Тельнова; Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия (журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста» №1, 2018) [читать]

Источник