Влияние детского коллектива на развитие ребенка
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:
- Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
- Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
- Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Значение коллектива в воспитательном процессе
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.
Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.
Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.
Воспитательные задачи педагога
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Самоутверждение и коллективная деятельность
Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:
- демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
- эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
- вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.
Формирование взрослых моделей общения и деятельности
Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.
Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.
Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.
Осознание себя самостоятельным индивидуумом
Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:
- изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
- помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
- организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
- перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
- содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
- поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Заключение
Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
Источник
Светлана Сорокина
Влияние коллектива на гармоничное развитие личности дошкольника
В современном обществе понятие «коллектив» все больше стало выходить на первый план, хотя несколько лет назад оно было не столь популярно.
Часто упор делался на формирование и поддержание индивидуальности ребенка, что несомненно важно, но при этом гораздо меньше говорилось о том, как научить эту индивидуальность сосуществовать с себе подобными, и не менее уникальными, личностями. А нужно ли это? И будет ли детский коллектив способствовать развитию индивидуальности ребенка, или наоборот, будет ограничивать ее?
Педагоги прошлого, которые уже внесли свой значимый вклад в мировую педагогику, подчеркивали значение коллектива для ребенка. В частности, великий советский педагог А. С. Макаренко, который, согласно позиции ЮНЕСКО,отнесен к четырем педагогам (наряду с Д. Дьюи, Г. Кергенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке) подчеркивал роль коллектива в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими участниками коллектива.
Главное, считал А. С. Макаренко,в коллективе то, что каждый его субъект яляется активной единицей (то есть не теряет своей индивидуальности, и все участники осуществляют совместную деятельность, ставят перед собой новые цели, которые их объединяют, в процессе этого происходит их рост,как личностей, поскольку новые задачи требуют нового уровня общения, развития себя, повышается общий настрой.
В настоящее время много говорится о необходимости воспитания «нового» гражданина – инициативного, успешного, коммуникабельного. Так противоречат ли запросы современного общества практике прошлого века?
Дело в том, что,к сожалению, в современном мире утрачено понятие «детское игровое сообщество». Во двор ребенка родители пускать боятся, вот и общается и играет такой малыш только в саду, и, если у папы и мамы хватает свободного времени, в кружках и секциях. И для того, чтобы ребенку такое общение пошло на пользу,конечно, необходимо руководство педагога, который сможет, при необходимости, исподволь моделировать ситуации, в которых ребенок сможет проявить себя. Ведь коммуникабельность и инициативность, как и другие качества, можно и нужно развивать. И именно детский коллектив будет служить ребенку стартовой экпериментальной площадкой, где он попробует свои силы и проявит себя.
Из опыта своей работы я могу рассказать о ситуации, когда в подготовительной группе были собраны дети, некоторые из которых росли вместе,еще с младшей группы,но было много и новичков, которые прежде посещали другие сады, кроме того, группу пришли и «домашние» дети, никогда детского сада не посещавшие. И поначалу вместе им было трудно.
Некоторые из пришедших ребят уже позиционировали себя, как лидеры, и пытались самоутвердится засчет тех детей, которые в чем-то на тот момент были слабее. Сразу же появилась проблема «предпочитаемых» детей, все хотели дружить со «звездами». Выявилась ситуация, при которой одни дети общались, а других общения лишали из-за «непризнанности». И здесь нужно было,чтобы «непризнанные» дети смогли раскрыться не только для других, но и для себя, и именно через это включиться в процесс коммуникации с другими детьми. В этом и заключается уникальность детского коллектива для ребенка, ведь вне его процесс познания себя как личности ребенком был бы невозможен. Но конечно здесь необходима правильная работа педагога.
Надо сказать, что при условии правильной работы педагога в коллективе происходит формирование и расширение внутреннего мира ребенка засчет взаимообмена новыми впечатлениями, знаниями и умениями. Кроме того, в коллективе ребенок познает и принимает общественные нормы – правила, по которым ему предстоит жить по мере его взросления.
Возвращаясь к теме, мне хотелось бы отметить, что с самого начала зарождения детского коллектива мы стали широко использовать коммуникативные игры и театральные этюды, где все дети смогли раскрыться, и выяснилось, что многие из детей «не предпочитаемых» могут передать свои чувства лучше, чем «звезды». Конечно, я старалась максимально этим воспользоваться, чтобы «поднять» ребенка в глазах коллектива и включить его в процесс коммуникации.
Современная личностно-ориентированнаямодель дает преимущества современному педагогу перед педегогами прошлого: она дает возможность быть не «над» детским коллективом, а частью его, что позволяет добиться больших результатов, организовывая детей в разные виды деятельности, предлагая новые формы взаимодействия, объединяя их в проекте по предложенной ими же проблеме.
То есть задача воспитателя заключатся в том, чтобы незаметно направлять жизнь детского коллектива в развивающее его русло с помощью создания ситуаций, которые помогут детям самостоятельно находить новые цели и достигать их вместе, это же также помогает сплочению детского коллектива. Кроме всего прочего педагог решает проблему детей «изгоев», поскольку,как я отмечала выше, он является частью детского коллектива и может создавать ситуации, в которых дети «изгои» имеют возможность проявить себя и взаимодействовать с другими детьми.
Большое значение в своей работе я уделяю фольклору. Дети с удовольствием играют в народные игры в группе и на улице. Эти игры в большинстве случаев сопровождаются пением, и когда ребята поют вместе,это очень сближает и веселит, улучшает эмоциональный фон в коллективе, происходит формирование коммуникативно-эмоциональных отношений.
Для того, чтоб ребенок раскрылся, очень важен стиль общения который предлагает детскому коллективу педагог. Если стиль демократический, то и дети стремятся к взаимопомощи, решению вопросов сообща. Если стиль авторитарный, то желание одних детей доминировать над другими будет преобладать, и именно это будет мешать детям осуществлять взаиморазвитие в общении.
В нашей группе нам удалось взять верный тон и, кроме всего прочего, сделать акцент на взаимопомощи. Дети имеют возможность проявлять свои лучшие качества – доброту,сопереживание, сочувствие, помочь другому и ощутить от этого положительные эмоции.
В детском коллективе у ребенка появляется целая сеть взаимоотношений, дети, с которыми он легко общается, и даже те, кто,возможно, не примет его сразу, но тем не менее, и с теми и другими ему нужно научиться взаимодействовать. Ребенок настойчиво ищет и находит свое место в коллективе, свой статус, пусть и детский, но не менее от этого важный, реализует себя, и,конечно, растет,как личность.
Воспитатель должен понимать, что детский коллектив нуждается в постоянной работе для сплочения, формирования детской дружбы и от него, и от родителей, необходимо уделять внимание работе с семьей в этом отношении. К сожалению часто родители, руководствуясь не всегда позитивным собственным опытом в этой области, настраивают своих детей по принципу «Каждый сам за себя».Эта позиция глубоко ошибочна. Ребенок, не умеющий сопереживать, сочувствовать, зацикленный на себе, впоследствии будет испытывать трудности в общении и, на что нельзя не обратить внимание, не сможет быть ни успешным, ни,самое главное,счастливым.
И конечно,если мы вновь зададим себе вопрос: «Будет ли детский коллектив способствовать развитию личности ребенка?», ответ будет напрашиваться сам собой. Вне детского коллектива гармоничное всестороннее развитие ребенка невозможно, и при умелом руководстве со стороны воспитателя, коллектив не только не ограничивает рост личности, но, напротив, помогает ему.
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Камбарский Дом детства и юношества
Тема педагогического совета:
«Роль детского коллектива
в воспитании личности».
Составил: Гридасова О.В.,
педагог дополнительного образования
г. Камбарка,
09.02.2016 год
Роль детского коллектива в воспитании личности.
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается ребенком в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (объединения, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива ребенок вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это совсем не означает, что ребенок пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.
Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др .
Проявляя социальную активность, каждый ребенок воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах дети включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.
В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений.
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.
Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива .
Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.
1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность и вызвать интерес к своей личности.
3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки.
Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.
Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
Коллектив расслаивает своих участников на четыре категории по направлению активности:
1) лица, вносящие только положительный вклад в организацию; 2) лица, влияющие только отрицательно;
3) лица нулевой включенности;
4) лица смешанной включенности (вносящие одновременно и положительный, и отрицательный вклад). Оказалось, что во всех категориях групп представлены все формы включенности; исключение составляют лидеры-дезорганизаторы, число которых в ряде категорий групп близко к нулю. Однако соотношение между категориями лиц по их величине зависит от уровня развития групп, их организованности.
Есть старая мудрая поговорка: Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь характер — пожнешь судьбу. К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: Посеешь коллектив пожнешь личность. Каким станет наше общество завтра зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние дети. Одним из коллективов, где ребенок находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс и творческие объединения. Знание его психологии, механизмов влияния на личность имеет поэтому очень важное значение. Чем глубже учитель поймет психологию классного коллектива, тем легче ему будет учить и воспитывать детей. Становление личности школьника происходит в его общении с окружающими людьми. Ребенок и семья, учащийся и школьный класс, работник и коллектив, личность и общество вот основные стадии постепенно расширяющихся человеческих отношений, в которые втягивается личность.
Большинство людей мечтает о лидерстве, но, к сожалению, добиваются его лишь немногие. Лидерство может дать все – статус, титул, должность, успех и … Этот список можно продлить до бесконечности. Поэтому и люди во все века стремились и стремятся быть лидерами в коллективе. Одних из них прельщает возможность влиять на поведение других людей, другим наличие этой власти тешит самолюбие, третьи таким образом самоутверждаются. Одни пытаются «играть» лидера в коллективе, а другие действительно ими являются.
Итак, как же определить являетесь ли вы лидером в вашем коллективе? Для этого предлагаю вам пройти следующий тест. Главные правила теста:
1. Ваши ответы на вопросы должны быть максимально искренними.
2. Тест необычный и состоит из утверждений. Вам нужно либо с ними согласиться, либо их опровергнуть.
1. «Я считаю, что являюсь авторитетом среди других людей в своем коллективе?»
А – я согласен,
Б – я не согласен.
2. «Если коллектив, в котором я нахожусь, обсуждает какую-либо проблему, то больше всего прислушиваются к моему мнению, и последнее слово всегда остается за мной».
А – я согласен,
Б – я не согласен.
3. «Я считаю, что могу оказывать влияние на других людей?
А – я согласен,
Б – я не согласен.
4.»В ситуациях, когда необходимо какое-либо действие то имени всего коллектива, то люди из коллектива чаще всего следуют моему призыву».
А – я согласен,
Б – я не согласен.
5. «В детстве я был главным заводилой среди ребят и инициатором всех детских игр».
А – я согласен,
Б – я не согласен.
6. «Большинство целей в жизни, которые я ставил перед собой, были достигнуты».
А- я согласен,
Б – я не согласен.
7. «Я умею брать на себя ответственность и делаю это довольно-таки часто».
А – я согласен,
Б – я не согласен.
8.» Внимание со стороны людей ко мне и то, что они придают большую важность моему мнению, приносят мне удовлетворение и довольство самим собой».
А – я согласен,
Б – я не согласен.
9. «Я люблю шумные и веселые компании, так они дают мне дополнительный шанс привлечь к себе внимание и быть в центре него».
А – я согласен,
Б – я не согласен.
10. «Мне часто приходят в голову интересные идеи активного времяпрепровождения, которые я с радостью могу предложить моему коллективу»
А – я согласен,
Б – я не согласен.
Ключ к тесту: за каждый ответ, с которым вы не согласились, поставьте 1 балл, а за каждый ответ «я согласен» поставьте 0 баллов.
Подведем итоги. Подсчитайте количество полученных баллов.
Вы набрали от 0 до 5 баллов. Вы хотели бы быть лидером в своем коллективе, но, к сожалению, пока вам это не очень удается. Вам необходимо немного поработать над собой… Или может, лидерство вам и не нужно, а «скромная» позиция в коллективе вас просто-напросто устраивает?
Вы набрали 6 — 8 баллов. Иногда вы можете взять инициативу на себя и направить коллектив в нужное русло, но, к сожалению, бывает так, что некоторые люди из коллектива не хотят идти по вашим призывам и прислушиваться к вам. Может, дело в том, что вы еще не нашли правильного подхода к каждому из них?
Вы набрали 9 – 10 баллов. Вы – прирожденный лидер. За вами люди идут, вашим мнением дорожат, вы имеете большой вес в своем коллективе. Люди ждут от вас решений проблем коллектива и полностью доверяют вам его судьбу. Они знают, что вы их никогда не подведете. Что ж, и это весьма похвально. Ставим вам пятерку за ваше лидерство!
Тест «Кто Вы?»
(выявление личностных качеств)
Ребенку предлагается выбрать ту фигуру, которая ему больше понравится (рис.).
Квадрат — трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата — распланированная предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
Прямоугольник — символизирует людей, не удовлетворенных тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятых поисками более подходящего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Треугольник — символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека). Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.
ВАШЕ МЕСТО В КОЛЛЕКТИВЕ
Этот тест поможет вам разобраться, какое место вы занимаете в коллективе, насколько ценят вас ваши коллеги и как относится к вам начальство. Выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос.
Вопросы
1. Вы решили посещать спортивный клуб, потому что там занимаются ваши коллеги. Как долго вы будете его посещать?
а) с упорством будете добиваться лучших показателей;
б) все зависит от настроения;
в) не продержитесь и недели.
2. Если кто то попытается влезть в очередь перед вами, что вы сделаете?
а) выразите свое недовольство;
б) промолчите, но не пропустите;
в) пропустите свою очередь, проклиная свою застенчивость.
3. Ваши коллеги начали спорить о вопросе, в котором вы отлично разбираетесь. Как вы себя поведете?
а) поможете коллегам разобраться;
б) не станете вмешиваться, пока не спросят вашего мнения;
в) останетесь в стороне, потому что уверены, что ваше мнение никого не интересует.
4. На улице к вам обращается с вопросом корреспондент телевидения. Ваша реакция?
а) спокойно ответите на вопросы;
б) будете разговаривать, только если тема вам интересна;
в) откажитесь от разговора.
5. Парикмахер предложил вам попробовать новую стрижку. Согласитесь ли вы на эксперимент?
а) полностью доверитесь мастеру;
б) только если вы сами придумаете стрижку;
в) останетесь верны привычной стрижке.
6. На работе вам поручили важное дело, выполнение которого зависит только от вас одного. Будете ли вы волноваться по этому поводу?
а) нет, любое задание вам по силам;
б) все зависит от того, что вам предстоит сделать;
в) да, постараетесь отказаться от задания.
7. На какое время вы запланируете важную встречу?
а) на раннее утро;
б) на вторую половину дня;
в) узнаете у собеседника, когда у него будет свободное время для встречи с вами.
8. Вы занялись интересным для вас делом, но вам нужно завершить работу с бумагами. Ваши действия?
а) работа важнее всего;
б) доделаете свое любимое дело до конца, а потом приметесь за работу;
в) будете заниматься своим личным делом.
9. Вы дали другу почитать вашу любимую книгу, а он возвратил ее безнадежно испорченной. Что вы предпримете?
а) не станете делать из этого трагедии;
б) потребуете компенсации;
в) промолчите, но больше никогда ему ничего не дадите.
Инструкции
За каждый ответ под буквой «а» поставьте себе 1 балл, «б» — 2 балла, «в» — 3 балла. Суммируйте полученные баллы.
Результаты теста
До 13 баллов. Вы незаменимый человек в коллективе. Ни один важный вопрос не решается без вашего непосредственного участия. Вы с легкостью справляетесь с любыми заданиями руководства. При полной загруженности вы еще успеваете дать дельный совет тем, кто в нем нуждается. Вы — лидер по своей природе. Вас часто задействуют в новых проектах, так как вы легко ориентируетесь в незнакомой обстановке и быстро реагируете на меняющиеся обстоятельства. Вы уже давно завоевали авторитет среди коллег, и у начальства вы на хорошем счету.
13 20 баллов. Вы обладаете определенной амбициозностью, но вам не хватает целеустремленности. Вы никогда не откажетесь от нового задания, но и особого энтузиазма не будете проявлять при его выполнении. Коллеги вас уважают, но за советом обращаются редко. Вы не являетесь для них авторитетом. В ближайшем будущем продвижения по службе не предвидится. Вы добиваетесь уважения и признания не напором и быстротой, а усидчивостью и верностью компании. Ваши старания будут вознаграждены.
21 27 баллов. Вас можно охарактеризовать как очень неуверенного в себе человека. Вам трудно ориентироваться в незнакомой обстановке, а общение с новыми людьми выбивает вас из привычной колеи. Вы довольствуетесь тем малым, что имеете, и к большему даже не стремитесь. Ваши коллеги часто сваливают на вас всю рутинную работу. Вероятнее всего, вы так и будете занимать всю свою жизнь одну и ту же должность. Перспектива смены работы пугает вас настолько, что вы будете держаться за прежнее место даже в том случае, если вам полгода не будут платить заработную плату. Вам просто необходимо поменять свои жизненные принципы.
Источник