Значение ползания в развитии ребенка

Значение ползания в развитии ребенка thumbnail

Статья о важности ползания младенцев для гармоничного развития. Автор статьи — врач-психиатр, психотерапевт Неровных Андрей Алексеевич.

Все видели на картинках рисунки человеческого мозга. Там два полушария, внешне похожих на грецкий орех. Они соединены между собой и вместе вдвоем называются мозгом человека. Левое и правое полушария мозга отвечают за организацию движений в противоположных частях тела. Левое отвечает за движения в правой части, а правое — в левой.

Два этих полушария во время своей работы дополняют и подменяют друг друга. Но в момент рождения ребенка они еще не умеют взаимодействовать и должны этому научиться. Должна сформироваться их тесная, тонкая и точная взаимосвязь. Возникает и вырабатывается эта связь исключительно в период младенчества и младшего детства. Главный способ выработки такой связи в самом младшем возрасте состоит в многочисленных стереотипных, сочетанных, перекрестных движениях верхних и нижних конечностей ребенка, как ручек, так и ножек.

Успех мероприятия зависит от количества произведенных во время ползания младенца перекрестных движений. Их может быть несколько тысяч за период младенчества, а может быть много сотен тысяч. И чем дольше и точнее координируются движения маленьких ручек и ножек любимого ползуна, тем в большей степени осуществляется, закладывается способность к координации деятельности правого и левого полушария и всего тела вслед за ними. В более позднем возрасте, конечно, появляются и другие механизмы, но мы сейчас говорим об одном, самом, наверное, первом и, поэтому, ключевом.

Вывод: Совершенствуя координацию движений, поначалу не сложную моторику ребенка, мы тем самым обеспечиваем условия для становления и калибровки сложнейших психических процессов. Банальное милое ползание обуславливает не только физическое развитие, а формирует именно психические особенности, психику ребенка, которая проявит затем себя в остальных возрастных периодах в т.ч. в школе, в зрелом возрасте и, когда он внуков вам принесет.

Возможные проблемы при отсутствии периода ползания: Среди тех, кто сейчас читает эту статью, практически каждый сталкивался с детьми, которые с  большим трудом способны сосредоточиться на выполнении самых простых, не говоря уже о сложных, заданий. В детском саду, в школе, при подготовке к школе.  

На этих ребятишек обычно ворчат, поругивают, требуют сосредоточиться. А называют их в глаза, и за глаза неорганизованными и невнимательными, вечно отвлекающимися, не сосредоточенными бедолагами. Вроде и соображает неплохо, интеллект хороший, но…

Когда такие дети идут в школу, прямо с первого класса они выделяются тем, что медленно и нудно читают, письменные задания выполняют крайне долго и очень неровным, некрасивым почерком. На ровном месте совершают большое количество ошибок, которые обычно относят к «глупым» ошибкам по невнимательности.

В выполнении математических заданий у них такие же трудности – простые и странные своим постоянством. Такой ребенок получает, например, правильный ответ в задаче, решает правильно, но в ответе почему-то пишет совсем другую цифру.  Ребенок очень старается, пытается выполнять все как положено, но во время очередной самостоятельной работы, контрольной или диктанта, снова повторяется одна и та же беда. Вдвойне обидно, когда родители видят, что ребятенок мучается, пыхтит, старается, но у него, ничего не получается. И семья хорошая и время массу на детеныша тратится – результат один и тот же.

Высока вероятность того, что этот ребенок просто мало ползал в младенчестве и раннем детском возрасте. То есть период ползания у него был коротким или вообще отсутствовал, ребенок сначала сел, а потом практически сразу без периода ползания, начал вставать на ножки и вскоре пошел.

Звучит на первый взгляд странно, но причины этих и многих других проблем в учебной деятельности связаны с анатомическими особенностями строения мозга. А именно, наличием правого и левого полушария и их совместным функционированием. И вот перед нами замечательный ребенок, который мало ползал в младенчестве, и не сформировал качественный механизм передачи информации от правого полушария к левому! В результате происходит раскоординация психики ребенка в восприятии целостного внешнего мира.

Если ребенок мало ползал в младенческом возрасте, это взаимодействие оказывается недосформированным.

Как вы уже поняли из текста статьи очень хорошо если риски будут преодолены и у ребенка произойдет полноценный период ползания. Конечно, не только качество младенческого ползания определяет качество межполушарного взаимодействия, но в раннем возрасте, безусловно, это один из, критически важных факторов.

Ползание является тем необходимым действием, которое запускает процесс выстраивания межполушарного взаимодействия. Важно помнить, что правое полушарие отвечает за левую половину тела человека, а левое полушарие отвечает за правую. Согласованные перекрещивающиеся движения при ползании дают возможность полушариям услышать и понять друг друга, и начать выполнять единую целостную работу по формированию психики ребенка. А насколько все это будет эффективно и достаточно во многом зависит от родителей младенца. Он ведь сам может еще только ползать, и, посмотрите, как рвется это делать….

Источник

Невропатологи считают, что ползание оказывает гораздо большее влияние на дальнейшее развитие ребенка, чем первый шаг. Именно во время периода ползания, предшествующего первым шагам, устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями головного мозга. У детишек, которые рано начали ползать, развиты оба полушария головного мозга, и преобладание одного над другим незначительно. Ранние «ползунки» отличаются всесторонним развитием и успехами, как в гуманитарных, так и в точных науках.
Дело в том, что эмоциональное и психологическое состояние малыша тесно связано с физическими нагрузками. Работа мышц поддерживает тонус центральной нервной системы: чем меньше двигается ребенок, тем пассивнее его восприятие окружающего мира, тем неувереннее он себя чувствует. Отсюда в будущем появляется эмоциональная неустойчивость, замкнутость и безынициативность.

Учимся ползать Уже к пяти-шести месяцам кроха учится владеть своим телом и осваивает координацию. Распространено мнение, что помощь в развитии навыков ползания необходима только ослабленным детишкам, отстающим в развитии, а здоровый малыш постепенно сам все освоит, главное — ему не мешать. Это неверно. Некоторые детишки действительно, почувствовав в себе силы, пытаются самостоятельно передвигаться на четырех точках. Но большинству малышей необходима родительская помощь. Подготовить маленькое тельце к ползанию помогают воздушные ванны и массаж. Причем заниматься физическим развитием ребенка необходимо с первых дней жизни. Элементарные навыки профилактического массажа вам покажут перед выпиской из роддома или при домашнем патронаже. Грудничкам массаж делают два раза в день приблизительно по десять минут — утром и вечером перед купанием. Основными приемами «домашнего» массажа для грудничков является поглаживание и растирание. Как правило, научившись самостоятельно переворачиваться со спины на живот, ребенок предпринимает первые попытки к ползанию. Но часто можно наблюдать ситуацию, когда физически развитый и здоровый малыш не предпринимает никаких попыток к ползанию, хотя физиологически он давно способен это делать. И наоборот, слабый, болезненный, но любопытный малыш активно ползает. Отсюда следует основной вывод: ребенку должно быть интересно ползать. Для того чтобы у ребенка появилось желание двигаться дальше, родители должны лишь немного подтолкнуть его и дать ему стимул для дальнейших открытий. Самое главное — заинтересовать. Положите кроху на живот, на твердую поверхность. Естественно, малыш должен быть сыт и доволен. На небольшом расстоянии от ребенка положите красивую игрушку (желательно музыкальную). Игрушка должна лежать не слишком близко, чтобы ребенок не смог достать ее рукой, но и не слишком далеко, чтобы, слегка приподнявшись на руках и качнувшись вперед, он смог ее достать. Пусть кроха сам потянется к ней, любопытство обязательно возьмет верх. Постепенно отодвигайте «приманку» все дальше и дальше.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка профессии и ремесла

Что считать нормой? Обычно здоровый ребенок в восемь-девять месяцев начинает ползать, а потом учится самостоятельно ходить. Положение на четырех конечностях полезно для еще неокрепших костей и особенно для позвоночника. Таким образом, кроха подготавливает себя к вертикальному положению. Можно сказать, что именно ползание дает основу для всех движений. Малыш, освоивший ползание, постепенно и естественно учится садиться из разных положений, вставать на четвереньки, на коленки и на ножки, ни на что не опираясь руками. Научившись уверенно передвигаться на четырех точках, малыш естественно переходит к движению на двух конечностях. Не переживайте, что, научившись ползать, ребенок будет залезать во все щели, и это приведет к дополнительным травмам. Контролировать ситуацию дети учатся под присмотром взрослых. Но не ограничивайте свободу ребенка, когда он осваивает просторы вашей квартиры. Родители должны только следить за безопасностью, но не препятствовать малышу узнавать свои возможности.

Источник

ползание ребенка

О преимуществах, пользе ползания и роли родителей на этом важном для ребенка этапе развития

Ползание – важный шаг на пути к полноценному развитию крохи. Когда малыш делает только первые усилия исследовать все вокруг, важно поддержать его инициативу и быть готовыми следовать за ним повсеместно по дому. Такова человеческая природа – прежде, чем научиться ходить, детям нужно научиться ползать на всех четырех конечностях. Именно поэтому, еще задолго до того, как кроха научится ходить, он, чтобы чувствовать себя в безопасности, начинает ползать.

Почему ползание считается важным для роста и развития ребенка

Синхронное движение руками и ногами позволяет малышу активно передвигаться, попутно изучая окружающие его предметы, а также отлично укрепляет мышечную систему крохи. Дети начинают ползать около 6-10 месяцев, когда чувствуют достаточно сил, чтобы опереться на собственные конечности. Раскачивание вперед-назад — одна из распространенных позиций при ползании большинства детей. Ползание некоторых малышей напоминает нормальный стиль ходьбы (левая рука-правая нога и наоборот), другие используют скоординированный стиль (правая рука-правая нога).

По мнению психологов, ползание развивает не только силу, но чувство баланса и равновесия также. К тому же, этот этап развития помогает сформировать и укрепить двигательные навыки, а еще чувственное и визуальное восприятие ребенка.

Роль родителей

Задача родителей – поддерживать интерес крохи в обучении его навыкам ползания. Наверняка, малышу понравится, если вы, хотя бы изредка, будете ползать вместе с ним. Ваше активное участие – это отличный стимул для крохи, что малыш все делает правильно. Можно заманивать малыша игрушками – для этого их располагают на расстоянии от ребенка, которому следует до них доползти и схватить игрушку. Просто разбрасывать игрушки вокруг крохи нет смысла, иначе внимание малыша будет рассеиваться. Отличный вариант для обучения ползанию – прилечь напротив малыша, так, чтобы ему стало видно ваше лицо, и убедить кроху доползти к вам. Поощрять активность малыша следует обязательно. Ведь кроха так старается, чтобы доставить вам удовольствие. Поэтому ласковые слова одобрения, поцелуи, нежные объятия только укрепят в малыше уверенность в своих силах. Кстати, все острые и хрупкие предметы, которые могут нанести вред ребенку, разумнее подальше убрать.

Польза ползания для ребенка

1. Развивает моторные навыки

При ползании все группы мышц, как конечностей, так и всего тела, включаются в работу. Ползая, ребенок использует руки и ноги, чтобы двигаться вперед, а это, в свою очередь, развивает туловище и мышцы конечностей. Постепенно мышцы укрепляются, обеспечивая баланс и стабильность рук и ног малыша.

2. Развивает мелкую моторику

Ползание развивает моторно-зрительную координацию, а это формирует навыки контроля за мелкими мышцами тела. Проворство стимулирует ловкость рук. Кроме того, ползание поможет в будущем, когда ребенок будет применять навыки мелкой моторики при написании, чтении, шитье и других видах деятельности.

3. Выравнивает и укрепляет позвоночник

Когда ребенок начинает ползать, он учиться управлять не только ручками и ножками, но и развивает мышцы, которые укрепляют позвоночник. В будущем, это устранит проблемы, связанные с осанкой.

4. Развивает визуальное развитие

Ползая, ребенок использует технологию, называемую «бинокулярное зрение», которая включает в себя постоянное движение глаз от пола до направления, в котором он движется. Постоянные корректировки в поле зрения формируют быструю реакцию, пригодятся для будущих навыков чтения и письма.

5. Развивает вестибулярный аппарат

Ползание отлично развивает вестибулярный аппарат, который взаимосвязан с общим балансом ребенка и способствует улучшению равновесия.

6. Развивает мозг

Известно, что левую половину тела контролирует правое полушарие, а левое полушарие управляет правой половиной тела. При ползании и руки, и ноги работают в тандеме. А значит, и левое полушарие мозга, и правое, взаимно дополняя друг друга, работают в сотрудничестве. Когда ребенок ползает, импульсы двигательных нервов меняются местами между двумя полушариями головного мозга с невероятной скоростью. Это способствует развитию неврологических навыков, которые во взрослом возрасте позволят выполнять сложные задачи, например, водить автомобиль.

Читайте также:  Диагностика уровня психофизического развития ребенка

Эксперты рекомендуют воздержаться от использования ходунков. Все, что важно для крохи – это ваша поддержка и любовь, терпение. Пусть малыш исследует мир постепенно. Каждому ребенку свойственен свой темп развития, и торопить его бессмысленно. Пусть малыш развивается естественным образом, радуя вас своими достижениями и успешным познанием мира.

Источник

Маленькие детки в возрасте до года растут и развиваются быстрыми темпами. Особенно активно малыши осваивают новые навыки в период 6-12 месяцев: они переворачиваются, начинают сидеть, ползать, подниматься, держась за спинку кроватки или манежа. Некоторые груднички, достигшие годовалого возраста, уже достаточно уверенно ходят. Это очень важный этап для всестороннего развития ребенка и его здоровья – от того, насколько гармоничным и своевременным было освоение данных действий, зависит будущее физическое и эмоциональное состояния малыша.

Первые попытки ползания

Первые попытки ползания

Интересным навыком в этот насыщенный период является ползанье. Существует мнение, что это просто переходной процесс между сиденьем и хождением. В последнее время специалисты утверждают, что ползанье – очень важный и полезный навык, недооценивать его ни в коем случае не стоит.

Стандартные сроки ползания

В процессе становления личности ребенка, изучения окружающего мира, общения с людьми, освоения определенных действий все стандартные нормы достаточно условные. Каждый новорожденный – это, в первую очередь, индивидуальность, на развитие которой влияет много факторов.

Важным критерием, который характеризует физическое состояние младенца, являются сроки, когда ребенок начинает ползать. Средние нормы для здоровых деток – 5-8 месяцев. Бывают случаи, когда первые попытки к ползанию замечаются уже в 4 месяца. Или, наоборот, стремление ползти проявляется с некоторым опозданием – 9 месяцев. Такие отклонения естественные и не должны вызывать тревогу.

Нужно отметить! Согласно статистике, сроки начала ползания отличаются, в зависимости от пола ребенка. Девочки, в большинстве случаев, активнее, быстрее усваивают информацию и развиваются. Ползти они начинают в 5-7 месяцев. Мальчики постигают этот этап в 6-8 месяцев.

Такие нормы не стоит применять к недоношенным деткам. Этапы их развития передвигаются на определенный срок. Это ни в коем случае не значит, что дети отстают от своих сверстников. Просто они родились раньше предусмотренного срока. В основном такие малыши осваивают должные навыки на месяц-два позже детей, родившихся в период 38-40 недель беременности. Ползать недоношенные груднички начинают в 9-10 месяцев.

Важно! Некоторые детки вообще пропускают этап ползания, и, освоив навык сидения, сразу стремятся встать, передвигаться, держась за опору. Врачи рекомендуют не поощрять раннее прямостоячее положение (в возрасте 8-10 месяцев). Опорно-двигательный  аппарат еще недостаточно окреп, что может отразиться на будущем здоровье малыша. Лучше переключить его внимание на ползание.

Малыш сидит

Малыш сидит

Чем полезно ползание

Врачи утверждают, что навык ползания имеет не меньшее значение для гармоничного развития ребенка, чем умение ходить. Оно подготовляет тело к большим нагрузкам, развивает координацию движений.

Природным является развитие сначала моторных функций (движение), потом статических (длительное нахождение тела в одном положении). Таким образом, раннее ползание намного полезнее, чем сидение, умение самостоятельно вставать и садится – лучше, чем стоять. В статическом положении ребенок быстро устает, возрастает нагрузка на неокрепший скелет.

Смена положения из сидячего к ползающему

Смена положения из сидячего к ползающему

Положительное влияние ползания на организм:

  • Гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата;
  • Укрепление мышц спины, рук, ног, шеи;
  • Устранение тонуса мышц;
  • Улучшение координации, чувства ритма;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Улучшение работы головного мозга;
  • Ориентирование в пространстве.

Научившись ползать, ребенок значительно расширяет свои возможности для изучения окружающего мира. Он сам решает, что ему интересно, куда ему переместится, как получить желаемое. Это положительно влияет на умственное развитие и зачатки логического мышления.

Разнообразный рельеф поверхности выполняет отличный массаж маленьких ладоней, что отражается на их чувствительности.

Различают два виды ползания, каждый по-своему полезный для развития малыша:

  • По-пластунски. Этот способ отличается определенным характером передвижения: малыш, лежа на животе, отталкивается ногами и подтягивает тело руками. Такое ползание тренирует мышцы рук, ног и шеи, является хорошей профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.
  • На четвереньках. Таким способом малыш передвигается достаточно быстро. В процессе ползания укрепляется спина, формируется гибкость хребта. Улучшается координация движений – кроха учится держать равновесие, последовательно переставлять руки, ноги, поворачиваться. Ползать на четвереньках ребенок начинает, научившись устойчиво сидеть.

Интересно. Некоторые ученые считают, что активное ползание положительно влияет на функционирование полушарий головного мозга – устанавливается стойкое взаимодействие, в результате чего ребенок развивается всесторонне и гармонично, имеет склонность к точным и гуманитарным наукам. Кроме того, дети, ползающие в детстве, не имеют проблем с речью – начинают разговаривать вовремя и выговаривают все звуки.

Этапы ползания

Как и любой навык, ползание развивается поэтапно. Одни детки проходят все стадии, другие пропускают некоторые этапы – все зависит от физиологии ребенка.

Стандартные этапы:

  • Попытка ползать на животе. В возрасте 3-4 месяца у грудничка получается переворачиваться с животика на спинку. В этот период проявляется естественный рефлекс передвижения. Ребенок, упираясь ножками, пытается просунуться вперед на животе, поднимая вверх поясницу. Голова при этом опущена вниз. Ближе к пяти месяцам рефлекс угасает.

Ползанье на животе

Ползанье на животе

  • Пластунское ползание. Начиная с пяти месяцев, кроха начинает учиться ползать по-пластунски. Передвижение в данном случае осуществляется за счет подтягивания руками основной массы тела. Сначала ребенок ползает назад или вбок, перемещается всего на несколько сантиметров, но это большое достижение.

Ползание по-пластунски

Ползание по-пластунски

  • Правильное ползание. Досконально освоив навык пластунского передвижения, хорошо окрепнув, малыш постепенно переходит к ползанию на четвереньках. При данном способе ноги согнутые, нагрузка ложится на колени и выпрямленные руки. Такое ползание считается правильным и наиболее эффективным.
  • Перекрестное ползание. Достигается развитым ощущением ритма и последовательности. Заключается в одновременном поднятии левой руки и правой ноги, которое чередуется с поднятием правой руки и левой ноги.

В идеале грудничок должен пройти все стадии ползания, но в жизни порыв к передвижению может угаснуть вместе с естественным рефлексом, и кроха будет стремиться сесть или встать. При желании родители могут попытаться вновь завлечь ребенка к этому процессу.

Абсолютное отсутствие порыва к ползанию может быть вызвано несколькими факторами, на которые следует обратить внимание:

  • Темперамент. Не все дети одинаково активные – есть спокойные малыши, которым больше нравится наблюдать за происходящим, чем трогать предмет и изучать его.
  • Проблемы, связанные со здоровьем. Недостаточно развит опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, отклонение в работе нервной системы.
  • Отсутствие возможности научится ползать. Постоянное пребывание малыша в коляске, кроватке, манеже не позволяет ему попробовать свои силы, освоить новые навыки. Для попытки перемещения ребенку необходимы открытое пространство и свобода движения.
  • Вес. Пухленькие детки зачастую активны, стремятся к постижению новых функций, но через лишний вес им сложно удержатся на руках и передвигаться.
  • Отсутствие стимула. Первые попытки поползти малыш проявляет в стремлении получить понравившуюся вещь. Если родители по первому требованию подают ему этот предмет, пропадают интерес и потребность в движении.

Перечисленные факторы не являются критичными, и, вовремя выяснив, какая причина отказа от ползания, ситуацию можно исправить.

Как стимулировать активное ползание

Помочь ребенку, заинтересовать его ползанием можно простыми действиями:

  • Поместить малыша в открытое пространство. Постелить на полу, предварительно позаботившись о безопасности: исключить наличие торчащих проводов, розеток, острых и мелких предметов. Позаботиться о гигиене: помыть пол, пропылесосить коврик.
  • Заинтересовать любимой игрушкой. Лучший способ стимулировать ползание – поместить на глазах у малыша яркую игрушку. При этом есть один важный нюанс – она должна находиться неподалеку от младенца. Он должен понимать, что, приложив усилия, получит желаемое. Если предмет находится слишком далеко от ребенка, и он чувствует, что не дотянется до игрушки, то прекратит попытки передвижения.
  • Показать личный пример. Это самый веселый и непосредственный способ научится ползать. Родитель принимает ту позу, в которой пытается ползти малыш (по-пластунски или на четвереньках) и, завлекая в такую игру, стимулирует желание повторить увиденное. Принять участие в игре могут также старшие братики или сестрички – будет еще интереснее.
  • Дать возможность дотянутся до игрушки, при этом хвалить, поощрять и радоваться малейшим достижениям малыша.

Личный пример

Личный пример

Важной составляющей здорового физического состояние ребенка является развитие опорно-двигательного аппарата. Родители могут делать легкий укрепляющий и расслабляющий массаж. Если есть необходимость, следует обратиться к массажисту-профессионалу, он проведет курс развивающих процедур. С первых месяцев рождения с малышом нужно делать гимнастику: выполнять простые упражнения на укрепление мышц и суставов.

Отличным вариантом для развития ползания выступает упражнение «лягушка»: малыш ложится на животик, ножки поочередно сгибаются в коленках и разводятся в стороны. Для стимулирования движения вперед ножки упираются в мамину руку, ребенок отталкивается и проползает несколько сантиметров.

Упражнения на валике

Упражнения на валике

Еще одно упражнение – хождение на руках. Применяется только в том случае, если ребенок крепко опирается на руки. Ножки одной рукой приподнимаются вверх, другая придерживает малыша в области животика. Легкие подталкивания ребенка вперед поощряют поочередное передвижение рук.

Хорошо зарекомендовали себя занятия с валиком и фитболом.

Важно! Заниматься с малышом, выполнять упражнения, делать массажи можно, только убедившись в его хорошем самочувствии.

Упражнения на фитболе

Упражнения на фитболе

Некоторые советы от доктора Комаровского:

  • Лучший пример для ребенка – другие детки. Игра со сверстниками, умеющими ползать, – отличный способ поощрить такой порыв.
  • Дети не хотят делиться игрушками. При появлении на своей территории другого ребенка малыш захочет первым добраться до любимой игрушки, что отлично стимулирует передвижение.
  • Нужно создать крохе комфортные условия: выбрать свободную одежду, которая не сковывает движения.

Главное, что следует помнить, – не важно, во сколько ребенок начинает ползать. Важно само стремление изучить эту функцию. Задача родителей – развить это навык.

Игра с детками

Игра с детками

Чего не следует делать

Часто родители, пытаясь одарить малыша любовью и вниманием, во всем помочь, делают ему плохую услугу – лишают самостоятельности. Ребенок должен учиться на своих ошибках, пытаться сделать что-то сам. Если ему все подавать, исполнять желания, у малыша может пропасть желание развиваться, добиваться поставленных целей. Задача родителей – не сделать все за ребенка, а научить, наблюдать со стороны и в случае необходимости подсказывать.

Первое правило в процессе постижения навыков ползания – активное обучение допустимо только при абсолютном отсутствии порывов к передвижению. Если малыш пытается ползать любым способом (боком, отталкиваясь только одной ногой, прижимая голову к полу), не стоит вмешиваться в процесс. Постепенно ребенок научится контролировать свое тело и движения, сможет самостоятельно выбирать направление. Сколько на это ему потребуется времени, зависит от индивидуальных особенностей.

Часто, осваивая правильный способ ползания на четвереньках, ребенок подолгу замирает в одном положении. Не нужно торопить или подталкивать кроху – таким способом он учится чувствовать равновесие, координировать движение.

Ползание – только первый этап к самостоятельному исследованию окружающего мира. Сначала район перемещения можно ограничить полом в одной комнате – здесь легко обеспечить безопасность малышу, убрав мелкие, острые предметы, длинные шторы, закрыв доступ к розеткам и шкафам. По мере взросления ребенок будет интересоваться и изучать все доступные предметы. Постоянными запретами спасти ситуацию не получится – малыш еще не понимает смысла слова «нельзя». Для избегания истерик стоит научиться спокойно переключить внимание крохи в другом направлении.

Функция ползания важна для укрепления мышц и опорно-двигательного аппарата, помогает координировать движения, держать равновесие, чувствовать ритмичность. Этот навык естественный, малыш постепенно его осваивает в возрасте 5-8 месяцев. Если по каким-то причинам порыв к ползанию отсутствует, рекомендуется поощрять его появление специальными упражнениями и играми.

Видео

Источник