Влияние чтения художественной литературы на развитие речи ребенка

Влияние чтения художественной литературы на развитие речи ребенка thumbnail

«Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей».

        Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг с другом. Становление  речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа  для письменной речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Одним из важных источников развития  всех сторон речи  детей дошкольного возраста является художественная литература.

Не секрет, что обучающиеся начальной школы мало читают, не могут грамотно выражать  свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно на педагога  дошкольного учреждения ложится ответственность за развитие речи ребенка. Воспитателю необходимо привить маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его речи:

-воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматического строя речи;
-формирование лексического строя речи (словаря);
-развитие связной речи.

Звуковая культура речи. Большими помощниками в воспитании звуковой культуры речи являются малые литературные формы: скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. С их помощью можно работать  над  речевым дыханием, развивать силу и диапазон голоса, улучшить дикцию детей,  уточнить произношение различных звуков. Например, при разучивании скороговорки «У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани» закрепляется произношение звука «С». В своей работе воспитателю необходимо как можно чаще произносить скороговорки, потешки, маленькие стишки, чтобы дети услышали музыкальность, ритмичность, образность выражений. Малые литературные формы, наверное, и придуманы народом для того, чтобы мы с вами  правильно и отчетливо произносили все звуки родного языка.

Формирование грамматического строя речи включает в себя:

— морфологию (изменение слов по временам, числам, родам, лицам).

-словообразование.

-синтаксис (построение различных предложений).

Например, при чтении русской  народной сказки «Заяц – хваста» мы показываем все богатство грамматического строя речи:

-образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей (заяц- зайцы-зайцев);

-образование существительных при помощи суффикса -ищ-

не зубы, а зубищи,

не усы, а усищи,

не лапы, а лапищи;

-наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать, а он сидел  под корягой».

При анализе этой сказки воспитателю стоит показать все разнообразие грамматики. Вкладывая определенный смысл  в слова,  можно много рассказать о главных героях этой сказки. В детской  художественной литературе много таких сказок. Было бы желание использовать этот материал в работе с детьми.

Формирование лексического строя речи (словаря)

При чтении художественной  литературы, дети знакомятся с совершенно новыми словами, которые не используются в повседневной речи.

Педагогу необходимо объяснить смысл этих слов для того чтобы ввести их в разговорную речь детей. Необыкновенно богаты фразеологическими оборотами  и  образными выражениями русские народные сказки.  Например, «конь вороной», «солнце ясное», «молодец-удалец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Если ребёнок будет постоянно слышать эти выражения в сказках, делает их достоянием собственной речи. Конечно же, есть литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть в словах другое содержание, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки! Тоже находка для развития речи детей.Например, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте».  Помимо основного значения глагола идти  («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм часов.

Развитие связной речи

И родителям, и воспитателям очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Большой потенциал в развитии связной речи детей дошкольного возраста имеют сказки, рассказы, стихотворения.  При пересказе литературных текстов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки. Большое значение в развитии связной речи дошкольников имеет заучивание наизусть стихотворений.  Ритмичность и напевность стихотворений развивает  у детей способность замечать все богатство русского языка, его красоту.  Педагогам необходимо обращать внимание детей на содержание произведений, учить малышей выразительному чтению стихотворений. Примером  этому служит правильное чтение литературного произведения самим воспитателем. Необходимо обращать внимание детей на выбор правильной интонации, верно расставленные  логические ударения, соблюдение  пауз.  Декламируя стихотворения дети учатся управлять своим голосом (повышать или понижать его там, где это нужно). Можно уверенно говорить о том, что стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Читайте также:  Работа в центре развития ребенка москва

Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.

Ничто так не развивает устную речь, как театрализованная деятельность детей. Художественная литература дает богатый материал для художественно-речевой деятельности. Дети разыгрывают знакомые им произведения, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов. При работе над ролью, необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Педагог обращает внимание  то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.  

Заключение.

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются книгой. Однако не стоит забывать, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи. Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее запоминающимся.

Педагогу необходимо раскрыть замысел произведения, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  Поэтому,  очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Источник

Из опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста »( средняя группа).

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Содержание образовательной области «Чтение художественнойлитературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • Привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведении, их полной или частичной драматизации, выражению смыслах художественного текста во внешних действиях

  • С помощью высокохудожественных иллюстраций учить следить за развитием действия, понимать и воспроизводить текст, представлять ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития воображения

  • Развивать умение слушать и воспринимать художественную речь

  • Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность

  • Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, развивать эмоциональную отзывчивость

  • Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитании бережного отношения к книге в группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, альбомы, журналы. Уголок должен быть хорошо освещен в дневное и вечернее время, уютным, привлекательным. Украшением могут быть бюст или портрет какого либо писателя. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно- образовательной работой в группе. В уголке можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их  портреты. При анализе текста главный вопрос «почему?». Так 4-5 лет возраст почемучек, мы включили в свою работу и знакомство с научно-познавательной литературой. Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям, мастерим книжки-малышки. В работе начинаем обращать внимание на понятия: сравнение, рифма, сказка, ритм. По сколько дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна

Читайте также:  Семья как институт воспитания и развития ребенка

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой:

  • дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;

  • в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;

  • обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики;

  • улучшается звуковая культура речи;

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Тогда я перед собой поставила такие задачи , как :

  1. Заложить в детях любовь к художественному слову

  2. Уважение к книге

  3. Раскрыть замысел художественного произведения

  4. Заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам

  5. Научить детей воспринимать художественное произведение

Далее составила перспективный план, в котором было предусмотрено чтение и рассматривание книг, беседы о том как нужно обращаться с книгой как на специальных занятиях по развитию речи , так и вне занятий.

Маленький ребенок верит слову писателя. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы,стихи , потешки , пословицы , поговорки.

Работу начала с оформления в группе книжного уголка. Важно было создать  обстановку, что бы у ребенка появилось желание посмотреть книгу. В уголке помещала не только художественные произведения, но и дополнительный материал:

  1. Рисунки детей по сказкам «Лисичка сестричка и серый волк», «Зимовье», «Гуси – лебеди» средней группы.

2.Кубики -сказки(по народным сказкам)

3. Пазлы по сказкам

Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивала речевую деятельность детей. На занятиях использовала различные приемы : пояснение, вопросы, упражнения ,обыгрывание сюжетов, ,рисование.  Также использую такой тип занятия как чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

  • Чтение и рассказывание с игрушками

  • Настольный театр

  • Кукольный театр

А также чтение, как часть занятия по развитию речи(может быть логически связано с содержанием занятия или чтение может быть самостоятельной частью занятия

Перед занятием подготавливаю весь наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям идр.
Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости я создаю на глазах у детей, бережно обращаюсь с книгой, с уважением произношу имя автора, несколькими вводными словами возбуждаю интерес малышей к тому, о чем собираюсь читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую я показываю детям перед началом чтения, тоже является причиной их повышенного внимания. Таким образом решается непосредственно одна из поставленных мною задач как привитие уважения к книге, создания блогагоприятной атмосферы.

В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения : « я расскажу вам русскую народную сказку  «Гуси – лебеди»  или «прочитаю рассказ Е.Чарушина «Томка »», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения например, храбрец, решительный, мужественный, отважный). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь. В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так, после чтения сказки «Зимовье зверей» я задавала следующие вопросы: «Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучают детей самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей умеют находить для характеристики персонажи четыре — пять определений, умеют заканчивать начатую педагогом фразу, замечают новые, незнакомые слова в произведениях.

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. 

Читайте также:  Природа ребенка и его развитие макаренко

В среднем дошкольном возрасте детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. В результате этого дети активно размышляют, высказывают свое отношение к персонажам, правильно оценивают их поступки, характеризуют нравственные качества, такая беседа +дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

При чтении стихотворений, я старалась выделять ритмичность, таким образом подчёркивая образные выражения, а также развивать у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за мной текст, дети в начале подражали моей выразительности, потом начинали проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение.

Решая задачи звуковой культуры речи я   обращала внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, добивалась, чтобы дети проговаривали полные фразы и предложения, затем перенося эти навыки в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается  подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Например, после чтения стихотворения С.Маршака  «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он ?»  (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.

Иногда перед чтением обращаюсь к опыту детей: напоминаю им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, помните, как мы на участке видели снегиря? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил снегиря е и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Владик ты любишь свою маленькую сестренку?.. А ты, Максим?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но… его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»). Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.

Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой. Для формирования грамматически правильной речи использую игровые упражнения как 

  1. «Почтальон»

  2. «Скажи что-нибудь о картинке»

 Например «Почтальон»

Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, кошка пьёт молоко и т.д.

! Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно. Для развития словотворчества у детей использую такие игры как

  1. «Ручка-ножка»

  2. «Договорим слово»

3«Подбери похожее слово»

Например : «Ручка-ножка»

Цель : познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».

 Отгадай загадку : «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).

 — У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

-Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»

—  А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

         Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.

Уже сейчас можно отметить, что у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушают произведение, задают вопросы по содержанию литературных произведений. Появляется желание придумать новую сказку, обмениваются впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.

Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Источник