Ветлугина музыкальное развитие ребенка читать

Ветлугина музыкальное развитие ребенка читать thumbnail

      Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современиого советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»

      Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

      Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенк а к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается обществеиными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

      Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.

      Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.

      Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.

      Коммекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,

      Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.

      В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей с посо бностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .

      Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.

      В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.

      В учеб ник вх одят разл ичные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.

      Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующимн основные положения.

      В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составлеи на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.

      Прекрасное пРобужДает доброе.

      Д. Б. Кабалввский

     

      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     

      ГЛАВА I

      ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

     

      § 1. Значение музыки как вида искусства

      Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

      Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

      «Какой интересный материал! … Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.

      Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

      Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

      В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л

      Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

      Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

      Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

      Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марщ, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

     

      § 2. Музьжа и всестороннее развитие личности ребенка

      Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

      Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

      Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важну ю функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

      Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои зведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

      Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение иесни, передающей душевное состояние человека.

      В торой признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-елуховой культуры, произвол ьного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж еланием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (…)

      Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

      Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальней опыт, приобрести элементарные сведения, знания, навыки: В свою очередь ребенок активно усваивает это.

      Воспитание в целом, и обучение в частности, по выражению советского психолога Л. С. Выготского, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.

      Все положения, изложенные в этой главе, дают возможность определить задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом -своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:

      1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание- услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.

      2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

      3. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкальноритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

      4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

      5. Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

      6. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе иолученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

      7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных, образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формируются самостоятельность, инициатива и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

      Задачи музыкального воспитания детей относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.

     

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

      1. Охарактеризуйте особенности музыки как искусства.

      2. Какова роль музыки в эстетическом развитии ребенка, в формировании его нравственного облика, умственных способностей и физического здоровья?

      3. Перечислите основные признаки музыкальности ребенка.

      4. В чем проявляются возрастные особенности музыкального развития детей?

      5. Какова взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития?

      6. Назовите за дачи м узыкального воспитания и докаж ите, что их решени е обеспечивает всестороннее и гармоническое музыкально-эстетическое развитие ребенка.

      7. Назовите яро изведения, в которых ярко выражены определенные мысли, идеи, чувства.

      8. ПриведИте примеры народных песен, повествующих об исторических событиях.

      9. Назовите любимое произведение и скажите, почему оно вам нравится.

      10. Понаблюдайте за музыкальными проявлениями ребенка, охарактеризуйте их.

      11. Вспомните и назовите любое музыкальное произведение, которое вы слушали. Опи шите, какие чувства вы звало у вас восприятие данного произведения.

      12. Какие песни для детей вы знаете? Исполните одну из них.

      13. Напойте мелодию одной из знаком ых вам песен. Определите ее характер, расскажите о том, какие чувства выражены в данной песне.

      14. Считаете ли вы, что знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому современному человеку? Если да, объясните, почему.

Читайте также:  Духовное развитие ребенка в семье

      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

Источник

Текст из документа «106951»

Содержание

Введение

Задачи и содержание программы музыкального воспитания

Виды и формы организации музыкальной деятельности детей

Музыкальный букварь

Заключение

Список литературы

Введение

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействияна человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самыхранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (4).

Задачи и содержание программы музыкального воспитания

Н.А Ветлугина разработала систему музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, которую активно применяют в детских садах.

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Музыкальность — это усвоенный музыкальный опыт, способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результата усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности. Музыкальность у детей – это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый музыкальный слух, говорят о музыкальности ребенка. . Музыкальность формируется через музыкальную деятельность детей. Существуют способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

Читайте также:  Критерии развития ребенка трех лет

1)способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);

2)исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах);

3)способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально игровых танцевальных импровизациях.

Ветлугина выделила основные умения и навыки музыкальной деятельности:

  1. Целостное и дифференцированное восприятие того или иного произведения, ориентировка в нем. Целостное восприятие предполагает правильную эмоциональную реакцию на общий настрой песни или пьесы. Ребенок следит за развитием художественного образа, выраженного комплексом музыкальных средств в определенной форме. Неоднократное прослушивание позволяет воспринимать мелодию дифференцированно, улавливать количество ее характерных черт. Эти умения помогают улучшать качество собственного исполнения.

  2. Сопереживание чувств, настроений, выраженных в музыке. Оно необходимо для выразительной исполнительской деятельности.

  3. Художественное исполнительство. Детям доступно умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально — ритмических навыков.

  4. Творческие проявления детей. Создание новых образов и действий.

  5. Самостоятельные действия. Умения действовать без посторонней помощи.

Названные умения и навыки способствуют реализации основных задач музыкального воспитания:

  1. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы музыкального вкуса, развивать стремление совместно исполнять песни, пляски, развивать нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности и память.

  2. Развивать способность восприятия и исполнительства: целостное и дифференцированное восприятие, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различных инструментах.

  3. Знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, ее развитии, изменении, о сходных и контрастных построениях, выразительных средств, о наличии высоких – низких, долгих — коротких звуков.

  4. Развивать творческие способности детей, приобщая их к песенным импровизациям, инсценированию игровых песен.

Названные выше задачи конкретизируются в форме определенных видов музыкальной деятельности.(2,3)

Виды и формы организации музыкальной деятельности детей.

Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий:

-слушания произведений;

-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Вторым видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно- эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Еще одним видом является ритмика. Музыкально – ритмическая деятельность условно делиться на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки, которое постепенно дифференцируется, становиться более точным. Ребенок выделяет отдельные наиболее яркие средства – регистры, динамические, темповые нюансы, метрическую пульсацию, структуру произведения и т.д. Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения: из области физических упражнений, танца. Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки. Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг)- состоят из знакомых элементов движений, которые повторяются на припев.

Читайте также:  Общение и развитие ребенка кратко

Игра на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами , называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально – ритмических навыков.

Третий вид деятельности – детское музыкальное творчество. В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.

Четвертым видом является изучение элементарных сведений о музыке. Этот вид деятельности не включен в программу детского сада. Сюда включены сведения, как общего, так и специального характера.

Первая группа сведений дает понять детям, что музыка всегда отражает определенные чувства, мысли, она как бы повествует о чем – то и поэтому так различна по своему характеру, настроению. Детям сообщается, что музыку создают композиторы, народ.

Вторая группа сведений связана с различными видами музыкальной деятельности.

Ветлугина Н.А выделила 3 формы занятий:

Фронтальные занятия со всей группой детей. Оно предусматривает следующую последовательность детской музыкальной деятельности: в начале занятия музыкально – ритмические упражнения, вслед за ними слушание музыки, затем пение и после этого музыкальная игра или танец.

Построение занятия должно отвечать следующим требованиям:

  1. Учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузки детей;

  2. Устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в процессе приобретения навыков, знаний, усвоения музыкальных произведений;

  3. Обеспечивать связь и последовательность видов деятельности и разучиваемого материала;

  4. Быть вариативными и соответствовать возрастным возможностям детей, учебным заданиям.

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учета уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционального жизненного тонуса. Педагог – музыкант учитывает особенности каждого ребенка и создает ему условия для развития, оказывает индивидуальную помощь, обучает и воспитывает ребенка.

Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты музыкально слуховые представления, музыкально – ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся коллектива.(3)

На них решаются задачи музыкально – сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, творческие музыкальные задачи.

По каждой возрастной группе имеется краткая характеристика психофизических особенностей детей и определены задачи нравственного, умственного и эстетического и физического развития. Общими требованием по всем возрастным ступеням является воспитание любви, интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости, а так же развитие музыкальных и творческих способностей. Задачи, последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

Ветлугина Н.А отметила черты, характеризующие произведения, предназначенные для детей. При этом необходимо, чтобы произведения:

-отбирались из трех источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;

— были проникнуты гуманизмом;

— отличались проникновением в мир чувств детей, отражали их интересы, были образными;

— были яркими запоминающимися, опирались на интонационно – ладовый строй музыки;

— художественный уровень должен отвечать требованиям большого искусства.

Советовала использовать народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, написанные на национальной основе. Классическая музыка так же представлена в репертуаре программы. Известно, что композиторы – классики проявили большой интерес к созданию произведений для детей: Чайковский И.П. «Детский альбом», Шуман Р. «Детские сцены», Мусоргский М.П. «Картинки с выставки» и т.д. . Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.(2)

Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике.

Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать наглядность. если речь идет о литературном произведении( стихи, цитата из текста песни) или о фрагментах из самого музыкального произведения, то можно говорить о слуховой наглядности , ибо она обращена к слуху ребенка. При этом желательно использовать технические средства, пластинки, магнитофонные записи. Для зрительной наглядности могут быть применены различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии.

Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.

В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок — упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».(4)

«Музыкальный букварь»

Задача «Музыкального букваря»- заинтересовать детей музыкой, развить их музыкальный слух. Подготовить к пению по нотам.

Прежде всего, нужно, чтобы ребенок научился слушать музыку, и полюбил ее.

Книга состоит из четырех разделов. Первый раздел – донотный. Он содержит задания и упражнения, направленные на различение ребенком высоких и низких, долгих и коротких звуков, движение мелодии вверх и вниз. Все это ребенок усваивает на слух. Помещенные здесь картинки дают наглядно- зрительное представление.

Второй раздел- букварь. Дети знакомятся с написанием и расположением нот и приучаются петь по нотам. Они получают самые простейшие сведения; узнают несколько нот, знакомятся с восьмыми и четвертыми длительностями. К каждому заданию нужно возвращаться несколько раз, только тогда усвоение нового материала будет прочным и устойчивым.

Источник