Важность развития ребенка раннего возраста

Важность развития ребенка раннего возраста thumbnail

ВАЖНОСТЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Потенциальные возможности ребенка исследовали многие педагоги и психологи.Развитие детей раннего возраста имеет огромное значение для дальнейшего развития. По мнению, многих исследователей характер и способности закладываются в раннем возрасте, а не даются человеку с рождения. Умственные способности ребенка закладываются от рождения до 3-х лет, так как это период развития мозговых клеток. Стимулируя головной мозг ребенка в раннем возрасте можно достигнуть потрясающих результатов. Мозг только родившегося малыша чист как лист бумаги. И только от окружающих близких ребенка зависит, что появится на этом листе и каким одаренным будет ребенок. В период от рождения до трех лет в мозге наиболее активно осуществляются связи между клетками, и мозг достигает около 80 % потенциала взрослого человека. К четырехлетнему возрасту начинают работать «фронтальные доли» мозга, отвечающие за мышление, творчество, чувства, потребности, при этом они основываются на том, что сформировалось в мозге до этого возраста.

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка. Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве. Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

Период раннего возраста у детей очень важен. Развитие детей раннего возраста предполагает не сотворение гения, а закладку фундамента для дальнейшего образования, чтобы у ребенка был физически здоровый организм, пытливый ум и сообразительность.

Источник

Актуальность и важность внедрения психолого-педагогических условий развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

В настоящее время в обществе возрастает спрос родителей на образовательные услуги по раннему развитию детей, но тенденция посещения учреждения дошкольного образования такова, что принимаются только дети с 1,5 — 2-х лет. Соответственно определяется проблема организации психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка раннего возраста к новым социальным условиям, что сопровождается интересом педагогов, психологов и родителей к специфике образовательной программы, реализуемой учреждением дошкольного образования. Следовательно, характер продвижения и развития ребенка раннего возраста во многом обусловлен характером складывающегося взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей. Это связано с тем, что ранний возраст — это период становления всех органов и систем ребёнка, когда происходит «закладка» основ здоровья и личности человека. По темпам психофизического развития ему нет равных. Важность комплексного подхода к развитию детей с самого раннего возраста опирается не только на общие законы развития человека, но и подтверждена исследованиями эффективности вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека [Леганькова].

В современном российском обществе усиливается государственная политика и внедряется ряд социально-педагогических мер в отношения детей с особенными образовательными потребностями, а также трансформация общественного сознания в сторону принятия данной категории детей как полноправных членов общества. Но этот процесс происходит медленно под влиянием устойчивых стереотипов разделения детей в их развитии и необходимости получения ими образования в рамках двух изолированных образовательных систем: системе общего и специального образования.  Бичева И.Б., Муравьева И.А. [Бичева] указывают, что в современной системе дошкольного образования учеными и практиками определяются факторы, снижающие качественные характеристики процесса взаимодействия участников отношений, что сказывается на развитии детей раннего возраста.

Противовес позиции актуальности необходимости образовательные услуги по раннему развитию детей выделяется позиция С. Н. Теплюк, который считает, что у детей младенческого и раннего возраста не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняет работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда [Теплюк, с. 20]. Также он утверждает, что услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться. Способность детей к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания — если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят [теплюк].

Но Козявкин В.И., Бабадаглы М.А., Ткаченко С.К., Качмар О.А., сравнивая детей с нормой в развитии и детей с детским церебральным параличом, утверждают, что например, первый год жизни ребенка — период его первичного обучения, формирования нейронных ансамблей — составляет основу для последующих стадий психического и речевого развития. На втором году жизни, когда ребенок уже самостоятельно передвигается, он осваивает окружающий мир, овладевает чувством трехмерного пространства, знакомится с предметами, их назначением и использованием, начинает общаться со взрослыми с помощью речи. В полтора года ребенок уже способен интуитивно принимать решения, то есть решать проблемы путем мыслительных комбинаций.

Возраст два-три года — первый критический период, период упрямства ребенка. Ребенок уже имеет небольшой жизненный опыт, ощущение своего Я. Он стремится к самостоятельности в познании мира и своих действиях, но часто наталкивается на непонимание взрослых, подавление его независимости, что и порождает его упрямство. В этом возрасте ребенок слушает простые рассказы, подбирает идентичные предметы, задает много вопросов, узнает и называет отражения в зеркале. Он начинает понимать значение некоторых абстрактных понятий, развиваются начальные представления о количестве, временной последовательности, отвечает “нет” на абстрактные понятия.

В три-четыре года на фоне интенсивного развития речи ребенок уже хорошо знает назначение основных предметов, определяет их форму, цвет, вкус, фактуру, используя слова-определения. Может считать до пяти, понимает время, использует прошедшее и настоящее время; понимает степени сравнения [Козявкин,  с. 141].

Важность внедрения и развития системы психолого-педагогического развития детей раннего возраста в образовательном учреждении прослеживается еще и потому, что сейчас активно внедряется технология инклюзивного обучения, что дает возможность детям с особенными образовательными потребностями развиваться не изолированно, а со сверстниками, потому что дети не могут виновны в том, что различные факторы оказывают влияние на развитие центральной нервное системы, вызывая задержки развития разного рода.

Среди основных можно назвать, в согласии с позицией Кривоногова Т.С., Михалёв Е.В., Бабикова Ю.А., Рыжакова Н.А., что угроза прерывания беременности на ранних сроках, гестоз, хроническая гипоксия плода, анемия беременных II степени и задержки внутриутробного развития плода оказывают существенное влияние на силу не только мнемотических процессов. Дети, подвергшиеся влиянию данных факторов риска, имели значительные проблемы с запоминанием новой информации [Кривоногова]. Казакова Е.В., Соколова Л.В. указывают, что пренатальное воздействие факторов риска вызывает формирование разнообразных неврологических и психосоматических расстройств, проявляющихся в неспособности концентрировать внимание, повышенной отвлекаемости, поведенческой дезадаптации, нарушениях речевой и интеллектуальной видов деятельности. Нормальное протекание пренатального и постнатального периодов онтогенеза имеет важное значения для развития вербально-перцептивных функций ребенка [Казакова]. Каждый фактор риска может оказать выраженное негативное влияние на развитие плода, а сочетанное воздействие нескольких факторов, потенцирующих действие друг друга, усугубляют патологию.

Решить данные проблемы в развитии детей раннего возраста может внедрение условий, которые фактически обеспечивают достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, в особой степени это относится к детям с множественными нарушениями. Такие условия сформулированы А. Лурия и Г. Дульневым [дульнев]:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры» — при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов» [дульнев].

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром» [дульнев].

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Важность применения психолого-педагогических условий в системе инклюзивного образования для развития детей раннего возраста связана с тем, что общение является ведущей деятельностью детей раннего возраста и определяет успешность развития. Но для этого важно, чтобы диалоги носили социокультурный характер и были основаны на культурных и личностных, универсальных и индивидуальных смыслах. Это объясняется идей М. Бахтина [Бахтин] — сущность диалогизма заключается в том, что слова образуются, трансформируются и понимаются через социальное взаимодействие, через творческий процесс содержательного общения, а не какой-то установленный, универсальный код, который может передаваться от одного человека к другому.

И.А. Лыкова считает, что содействие в образовательном пространстве — форма детско-взрослых взаимоотношений, основным содержанием которых является открытие окружающего мира через познание различных объектов, «открытие» их внешних свойств и освоение действий, обусловленных данными свойствами, а также отражение результатов коммуникации в адекватных речевых высказываниях  [Лыкова2, с. 34].

Итак, особенности психического развития ребенка в раннем детстве является ярко выраженная взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического развития ребенка, что влияет на формирование умений ребенка и дальнейшее развитие познавательных функций. Поэтому своевременное и правильное применение методически разработанных и подобранных психолого-педагогических условий для реализации в педагогической практике позволяет решить задачи, поставленные программой воспитания и обучении в дошкольном учреждении в наиболее простой для детей форме. Важно отметить, что именно в игровом процессе формируются оптимальные условия для активного выражения в детской самостоятельной деятельности сложившегося общественного опыта, так как игра является ведущей деятельностью этого периода развития.

При помощи взрослого ребенок в раннем возрасте овладевает основными способами применения предметов, что ведет к становлению предметной деятельности. Ребенок становится более самостоятельным и подвижным, происходит активное овладение языком, расширяется круг общения. Под влиянием психолого-педагогической системыразвития детей раннего возраста, включающей предметную деятельность, общение и игру, формируется мышление, восприятие, память и другие познавательные процессы.

Список литературы

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. – 424 с.

Бичева И.Б. Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / И. Б. Бичева, И. А. Муравьева // Перспективы науки и образования. – 2017. — №6. – С. 87-91. Режим доступа: https://elibrary.ru/

Козявкин В.И. Детские церебральные параличи [Электронный ресурс] / Козявкин В.И., Бабадаглы М.А., Ткаченко С.К., Качмар О.А. – Львов.: медицина мира, 1999. – 312 с. Режим доступа: https://msvitu.com/

Кривоногова Т.С., Михалёв Е.В., Бабикова Ю.А., Рыжакова Н.А. Особенности памяти у детей дошкольного возраста с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы // Бюллетень сибирской медицины. — 2014. – Т. 13. — № 1. — С. 161–165.

Леганькова О.В., Шиндюк М.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период // Пралеска. – 2015. — №12. – С. 3-8.

Лыкова И.А. Становление коммуникации в образовательной среде (воспитание и развитие детей раннего возраста) / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова // Казанский педагогический журнал. – 2017. — №3. – С. 92-99.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] : кн. для учителей, психологов, врачей / Т.А. Власова, В.Я. Василевская, Е.Н. Винарская, Г.М. Дульнев и др.; под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1965. – 291 с.

Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник