Возможности для развития ребенка на уроках музыки

Возможности для развития ребенка на уроках музыки thumbnail

МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6 для слепых и слабовидящих детей»

«Развитие музыкальных способностей

на уроке музыки»

Учитель музыки Карманова Ирина Петровна

г.Ялуторовск

Тема: «Развитие музыкальных способностей на уроке

музыки»

В.А. Сухомлинский сказал:

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Музыкальное занятие — это не урок пения, а урок музыки.

Т.к. пение — это обучение школьников хоровому пению, а урок музыки (он, конечно, не исключает хоровое пение), но еще одна важная задача — ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку, изучить формы и жанры, т.е. воспитать в учащихся музыкальную культуру.

На уроке музыки дети должны:

  1. Развивать умение говорить о музыке, высказывать о ней свои впечатления.

  2. Умение словесно характеризовать музыку, определить главное, характерное для музыкального произведения, умение сделать несложный анализ, сравнить 2 произведения и их элементы, найти в них общее и различное — показатель музыкального мышления у детей.

  3. Дети должны свободно называть прослушанную музыку и композитора, написавшего ее.

  4. Каждое произведение слушать 2,3 раза и повторять на следующих уроках. Задавать новые вопросы, добиваться самостоятельного, творческого восприятия и анализа музыки.

  5. Разбор произведения. Общий характер; средства музыкальной выразительности.

Темп —

Динамика —

Регистры —

Скорость

Сила

Высота

движения

звучности

звучания

Высокий регистр — что-то маленькое, воздушное, легкое, звонкое, шутливое.

Низкий регистр — тяжелое, большое, темное, глубокое, страшное, таинственное,

Музыкальная культура формируется на основе целостного восприятия, представления о музыкальном искусстве, размышления о ней, привитие навыков выразительного исполнения.

Слепые и слабовидящие дети чувствуют музыку острее, быстрее запоминают, у них более развитый слух

( компенсация за счет зрения).

Тотально слепым детям трудно создать определенный образ в музыке — используем на уроке рефлекторное изображение, создаем музыкальный образ рисуя то, что слышим.

Широко используем дидактические игры, игра на музыкальных инструментах на уроках требует от детей навыков звукоизвлечения, координации движения, различия тембра и динамики (бубен, треугольник, ложки).

Приобретая навыки игры на музыкальных инструментах, у детей формируется способность проникать в художественный образ и воссоздать его в процессе исполнения. Игра на инструментах способствует: развитию интонации, ритма, гармонического и тембрового слуха, служит активным средством усвоения и закрепления знаний о музыке, способствует восприятию музыки в целом.

Игра на музыкальных инструментах, особенно младших школьников, отвечает возрастным особенностям, их потребности в художественном выражении, вносит в урок игровое начало, способствует созданию атмосферы увлеченности, и интереса к музыкальным занятиям.

Развитию музыкальных способностей относятся: хлопки, движение рук, ходьба, игра на музыкальных инструментов, инсценирование под музыку. Дети ощущают таким образом метроритм, обеспечивают формирование и умение управлять движениями тела.

В процессе разучивания песен у детей развиваются музыкальные творческие способности, формируются вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка и музыка

Приобщение детей к певческой деятельности является важным условиям формирование их музыкальной культуры и их музыкальных возможностей.

Музыкальное развитие учащихся на школьномуроке музыки.

Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность у детей, тем эффективнее протекает процесс развития музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей — это возможность детям проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Это и развитие музыкального вкуса, интереса и потребностей.

Система развития музыкальных способностей.

1. Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.

2. Последовательность развития чувства ритма.

3. Последовательность развития чувства музыкальной формы (чувство целого).

На уроках должны использоваться игровые ситуации.

1. Развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкальной культуры.

2. Музыкальное развитие — сложный процесс, который определяется в определенной системе.

3. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности.

4. Планируя работу на уроке, учитель должен опираться на систему развития музыкальных способностей школьников.

Хоровое пение»

Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности, способствует развитию певческой культуры школьника, их общему и музыкальному развитию, воспитывает и формирует личность.

Певческий голос может быть воспитан практически у всех (исключая патологические случаи). Правильное певческое развитие способствует развитию здорового голосового аппарата.

Почти в каждом классе есть фальшиво поющие дети, чаще всего дети неверно поют из-за слабо развитого слуха, однако, в процессе музыкальной деятельности интонирование улучшается.

Музыкально-ритмические движения.

Импровизация под музыку, хлопки, притопы, простейшие музыкальные инструменты — это является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Один из видов коллективной деятельности. Ее назначение на уроке — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, интереса к исполнительской деятельности. Развивается чувство ритма, лада.

Творчество учащихся на уроке музыки.

Изображение прослушанной музыки в рисунках, инсценирование пьес, создание музыкальных образов в процессе прослушивания пьесы, дидактические игры

Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из главных задач музыкального воспитания.

Фольклорные ансамбли.

Здесь прививается любовь к народному творчеству.

Само обращение к народной песне имеет большое воспитательное значение (любви к Родине, к своему народу)

Исполнение народных песен — творческая деятельность, связанная с движением, импровизацией.

Оркестр народных инструментов.

Очень быстро и активно развивает музыкальные способности учащихся. Развитие музыкального слуха, чувство товарищества. Способствует воспитанию у учащихся интереса к любви к музыкальному искусству.

Школьные праздники, вечера, концерты, конкурсы имеют большой воспитательный эффект и эмоционально воздействует на ребенка.

Источник

Значение уроков музыки

для всестороннего развития и воспитания ребенка

Музыкальное искусство всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью быта и оказывает огромное влияние на мысли, чувства, настроение. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет особую роль в эстетическом и нравственном развитии ребенка. Также, можно сказать, что воспитательные возможности музыкального искусства безграничны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности.

Читайте также:  Развитие здорового ребенка младшего школьного возраста

         На уроках музыки используются различные виды музыкальной деятельности. Их влияние  на развитие ребенка можно рассматривать в трех аспектах:

1) физиологический — связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

2) психологический: музыка воздействует на эмоционально-личностную сферу ребенка, способствует коррекции познавательных, коммуникативных, а также речевых нарушений развивая дыхание, голос, артикуляционную моторику, нормализуя темп речи, динамику, исправляя недостатки восприятия и звукопроизношения.

          3) педагогический: посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В  процессе  любой  деятельности  ребенок  осваивает  определенные внешние  действия,  которые  ведут  к определенному внешнему результату, и  внутренние,  психические  действия,  которые  составляют основу содержания  психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).  Музыкальная  деятельность  так  же  состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Действия могут быть внешними, предметными:  ребенок  поет,  двигается,  дирижирует,  играет  на  инструменте  и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной    настроенностью,   сравнивает   сольное   и  хоровое  звучание,  прислушивается   к  собственному  пению.  Если  действие  повторяется     многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Таким образом, происходит развитие всех высших психических функций.

Музыкальная деятельность ребенка имеет большое влияние на развитие  разговорной речи ребенка. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Каждый их них служит средством развития какой-либо речевой способности. Прослушивание музыкальных произведений развивает слуховое восприятие в общем, и, фонематическое восприятия в частности; пение – развивает артикуляционную моторику, речевое дыхание, звуковысотный слух; ритмическое чувство формируется в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, в пении. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. – это расширяет активный и пассивный словарь ребенка, его представления об окружающем мире.

Наиболее близко и доступно детям-пение. В процессе пения происходит развитие артикуляционной моторики. Пение способствует формированию кинестетической и кинетической основы движения при образовании звуков, а впоследствии и всех артикуляционных позиций. Работа в песне над интонационной выразительностью, динамикой, темпом, дикцией, дыханием улучшает и общее звучание разговорной речи. Кроме этого пение развивает координацию голоса и слуха.

Читайте также:  Роль игры в социальном развитии ребенка дошкольного возраста

Также, очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Ведущим видом деятельности на уроках музыки является восприятие. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, предшествует и сопутствует всем видам  музыкальной деятельности. Развитие музыкального восприятия – это часть развития восприятия в целом. Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не следствие возрастного созревания человека – это следствие целенаправленного воспитания. Задача педагога в том, чтобы постепенно, с приобретением музыкального и речевого опыта,  ребенок учился воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения».

Одновременно с этим, ребенок обогащает свой словарный запас, активизируется его мыслительная деятельность, расширяется кругозор, формируется эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, средствами музыкального воспитания можно решить следующие задачи:

1) коррекционные:

— развитие слухового и зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений;

— формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

2) оздоровительные:

— укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

— развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

— развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

— развитие быстроты двигательной реакции;

3) образовательные:

— обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

— развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

— формирование мыслительных умений и действий;

4) воспитательные:

— воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры;

— эстетическое отношение к окружающему;

— развитие чувств, эмоций высшего порядка;

5) развивающие:

— познавательную активность;

— устойчивый интерес к деятельности;

— саморегуляцию и самоконтроль деятельности;

— внимание, память, мышление;

— ориентировку в пространстве.

Но гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные возрасту ребенка, активизируются все творческие возможности растущего человека  и создана благоприятная среда не только в учебное время, но и в семейном кругу. Музыкально-эстетическое образование на уроках музыки только начинается. Необходимо, чтобы родители интересовались, что и как ребёнок делал на уроке, с какими новыми произведениями, композиторами, песнями он познакомился, повторяли пройденный и, вместе с ребенком искали дополнительный материал. Это дополнительно активизирует развитие ребенка и поможет укрепить тесные дружественные отношения с родителями.

Список использованной литературы

  1. 1. Михеева Е.В.: Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия – Москва: Учитель, 2012

2. Н.А.Ветлугина: Методика музыкального воспитания в детском саду – М.,    2001

3. Радынова О.П.: Музыкальное воспитание дошкольников – М., 2001

Источник