В педологии изучали развитие ребенка в условиях

В педологии изучали развитие ребенка в условиях thumbnail

1.
Педагогическая психология как
самостоятельная отрасль научного знания
сформировалась:

В)
во второй половине 19 века

2.
Термин «педагогическая психология»
ввел в научный оборот:

3.
Основоположником русской педагогической
психологии является:

4.
Деятельность Л.С. Выготского в области
педагогической психологии связана с
формированием такой области знания,
как:

5.
Ценным в педологии было стремление
изучать развитие ребенка в условиях:

6.
Третий этап развития педагогической
психологии называется теоретическим
в связи с тем, что в этот период:

В)
были созданы теоретические психологические
концепции учебно-воспитательного
процесса

7.
Структура педагогической психологии
включает все перечисленные разделы,
кроме:

8.
Объект педагогической психологии — это:

Б)
развивающийся человек и образовательный
процесс

9.
Выберите неверное определение предмета
педагогической психологии:

В)
предметом педагогической психологии
являются закономерности и своеобразие
психического развития человека на
разных этапах онтогенеза

10.
Метод педагогической психологии,
направленный на изучение изменений
психики ребенка в процессе активного
воздействия исследователя на испытуемого
– это:

Б)
формирующий эксперимент

11.
Наиболее общее понятие, обозначающее
процесс приобретения человеком знаний
любым доступным способом:

12.
Учение — это процесс:

Г)
индивидуальной познавательной
деятельности человека

15.
Зависимость скорости образования связи
от соответствия ее наличному состоянию
субъекта, согласно бихевиоризму,
называется:

16.
Основной характеристикой учебной
деятельности (по Д.Б. Эльконину) является:

В)
наличие учебно-познавательного мотива

17.
Из перечисленных компонентов к структуре
целенаправленной учебной деятельности
(по Д.Б. Эльконину — В.В. Давыдову) относятся:

Г)
оценка результата учения школьником

18.
Вид мотивов учения, характеризующийся
ориентацией учащегося на овладение
знаниями – фактами, явлениями,
закономерностями, называется:

А)
широкие познавательные мотивы

19.
К содержательным характеристикам
мотивов учения относятся все перечисленные,
кроме:

20.
Специфика учебной задачи как компонента
учебной деятельности состоит в том, что
при ее решении учащийся:

Б)
овладевает общим способом решения
целого класса однородных частных задач

21.
Психологические причины неуспеваемости
школьников установлены:

22.
Дидактогения — это:

Г)
негативное психическое состояние
учащегося, вызванное нарушением такта
со стороны педагога

23.
Заключительной стадией обучения сложным
психомоторным навыкам является:

24.
Принцип ведущей роли обучения в
психическом развитии ребенка сформулировал:

25.
В основу развивающего обучения легло
понятие:

В)
зона ближайшего развития

26.
Уровень актуального развития психики
характеризуют:

Б)
обучаемость, воспитуемость, развиваемость

28.
Главной целью традиционного обучения
является:

А)
формирование знаний, умений и навыков

29.
К характеристикам традиционного обучения
относятся все нижеперечисленные, кроме:

В)
основной тактикой общения является
сотрудничество

30.
К характеристикам инновационного
обучения относятся все нижеперечисленные,
кроме:

Б)
учащийся является объектом, а не субъектом
деятельности

31.
Создателем теории поэтапного формирования
умственных действий является:

32.
Выберите из приведенных ниже
последовательностей формирования
умственных действий, по исследованиям
П. Я. Гальперина, правильную:

А)
1. Создается ориентировочная или
познавательная основа действия;

2.
действие выполняется практически;

3.
действие выполняется в плане проговаривания
вслух;

4.
действие выполняется в уме.

33.
Суть программированного обучения
состоит в том, что:

В)
материал разбивается на небольшие
части, порции, и обучающийся не может
сделать следующего шага в овладении
материалом, не овладев предыдущим

34.
Закрепление правильных реакций в
программированном обучении достигается
посредством:

35.
Тип обучения, который стимулирует
осознание какого-либо противоречия в
процессе деятельности, приводящего к
потребности в новых знаниях, в том
неизвестном, которое позволило бы
разрешить возникшее противоречие:

36.
Высший уровень проблемного обучения
характеризуется:

Б)
самостоятельной формулировкой проблемы
и поиском ее решения

37.
К основным психолого-педагогическим
принципам системы обучения по Л.В.
Занкову не относится: А) принцип
доступности обучения

38.
В концепции развивающего обучения Л.В.
Занкова высокий уро­вень трудности
обучения определяется:

B)
познанием существенных связей явлений

39.
По мнению какого психолога, усвоение
знаний, носящих общий и абстрактный
характер, должно предшествовать
знакомству учащихся с более частными
и конкретными знаниями:

40.
По мнению В.В. Давыдова, научно-теоретический
тип мышления характеризуется:

Б)
формированием содержательных обобщений

41.
Предрасположенность человека к
воспитательным воздействиям обозначается
термином:
Б)
воспитуемость

42.
Направление психологии, признающее
внешнее воздействие на поведение
личности основным воспитывающим
фактором:
Г)
бихевиоризм

43.
С позиции деятельностного подхода,
воспитательное влияние должно быть
направлено прежде всего на:
Б)мотивационно-потребностную
сферуличности

44.
Представители гуманистической психологии
считали, что воспитательное воздействие
следует осуществлять, целенаправленно
влияя на:

Б)
среду, окружающую воспитанника

45.
Признание за ребенком права на
существование его таким, каков он есть,
признание ценности его личности, ее
уважения вне зависимости от успехов,
развития, положения, способностей
составляет психологическую сущность
такого принципа воспитания, как:

46.
Способ психологического воздействия,
обращенный к сознанию и логике
воспитанника:
Б)
убеждение

47.
К стихийным механизмам формирования
личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер) относятся
все нижеперечисленные, кроме: Г
)
осознание себя

48.
Основоположником теории коллективного
воспитания считается:
B)
А.С. Макаренко

49.
Педагог является наиболее значимой
фигурой для ребенка:

Б)
в младшем школьном возрасте

51.
Структура педагогической деятельности
включает все компоненты, кроме:
Г)
перцептивный

52.
Отбор и организация содержания учебной
информации, проектирование деятельности
учащихся и собственной педагогической
деятельности составляет суть такой
педагогической функции, как:

53.
По данным психологических исследований
не выявлено прямой связи между успешностью
педагогической деятельности и таким
фактором, как:

Г)
всеми перечисленными факторами

54.
Способность проникать во внутренний
мир ученика, психологическая
наблюдательность и т.п. составляют суть:

В)
коммуникативных способностей

55.
Способности педагога, связанные с
передачей учебной информации школьникам,
формированием активного, самостоятельного
мышления, В.А. Крутецкий называл:
В)
дидактическими

56.
Профессиональные
изменения личности педагога считаются
негативными деформациями в том случае,
если эти изменения:

В)
затрудняют деловое и личностное
взаимодействие в различных сферах
деятельности

Читайте также:  Познавательное и личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте

57.
Умение наладить личные контакты с каждым
из учащихся присуще в наибольшей степени:

58.
Функцией педагогической оценки не
является:
А)
планирующая

59.
Ситуация, оказывающая, по мнению Б.Г.
Ананьева, наиболее негативное влияние
на деятельность и самочувствие
воспитанника:

60.
Стиль педагогического руководства,
который считается наиболее эффективным
при работе с подростками:

А
) демократический

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июня 2019;
проверки требуют 3 правки.

Наука
Педология
англ. Pedology (paidology, paedology)
Тема Педагогика
Предмет изучения развитие, воспитание и психология детей

Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.

Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста (называемой иначе: возрастная психология или психология развития, developmental psychology).

История[править | править код]

Возникновение педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX — началу XX в. — Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др. Термин «педология» был предложен в 1893 году американским исследователем Оскаром Крисменом (Oscar Chrisman).

В СССР[править | править код]

Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., в то время как И. Павлов и его школа были настроены весьма критически. Тем не менее, истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.

В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.).

Однако сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств и в целом реформаторская идеология этого движения после сталинского Великого перелома конца 1920-х не согласовывались с новой линией партии на сворачивание революционных экспериментов и возврат к более традиционным формам[1]. Основной удар по педологическому движению в СССР фактически нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся в образовательной практике по двум показателям[источник не указан 476 дней]:

  • недостаточный учёт «политического момента»: в состав, как тогда говорили, дефективных учащихся по итогам испытаний чаще попадали представители «социально-близких» рабочих, крестьян и пролетариата, а в составе одарённых оказывались дети «гнилой интеллигенции», священников, белогвардейцев и др. «социально-чуждых»[источник не указан 476 дней].
  • недооценка культурно-исторической среды и переоценка учёта биологических факторов (природных способностей учащихся) при том, что обе эти составляющие, как известно, являются совершенно необходимыми для успешного воспитания и обучения, и при истолковании испытаний, которые подобно тесту IQ, выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность, и при выработке предложений по их итогам.[2].

Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги. С этого времени педология фактически продолжает свое существование в СССР под другим дисциплинарным названием и в рамках психологии, в частности, детской (возрастной) психологии и психологии детского развития[3]. Энциклопедический словарь писал «Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»

С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей и методов педологии в педагогику и психологию, что было связано в целом с некоторым смягчением политического климата в стране, а также с развитием кибернетики, генетики и прикладных направлений психологии, в частности, в области инженерной, космической и индустриальной психологии и связанных с ними методов программированного обучения и т. п. в народном образовании и педагогике[источник не указан 476 дней]. В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.

Основные представители советской педологии: А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. С. Грибоедов.

Библиография[править | править код]

Значимые публикации по педологии:

  • Азбукин Д. И., Выготский Л. С. и Занков Л. В. (Ред.). Педология умственно-отсталого и физически-дефективного детства. М.: Госиздат, 1930.

[Сборник статей, указаны следующие авторы: Л. В. Занков, Г. В. Мурашев, проф. А. А. Крогиус, М. Ф. Брунс, д-р Рейнгардт, Педаг. коллектив Киевской Еврейской школы, Е. П. Тарханова, А. И. Гурев, С. И. Гинцбург].

  • Арямов И. А. Основы педологии. M.: Работник просвещения , 1930.
  • Басов М. Я. Общие основы педологии. — М.—Л.: ГИЗ, 1928 и 1931.
  • Блонский П. П. Педология (1934), Педология (1936)
  • Выготский Л. С. Педология школьного возраста (1928), Педология подростка (в 3 частях, 1929—1931) и др.

[Серия учебников для заочного обучения, написанных или составленных по заказу издательства Бюро заочного обучения при Педфаке 2-го МГУ].

  • Гуревич М. (Ред.). Вопросы педологии и детской психоневрологии. Сборник Трудов психоневрологической и педологической школы санаторий-клиники Государственного института физкультуры и врачебной педологии. М., 1925
  • Залкинд А. Б. Основные проблемы педологии в СССР (По тезисам Первого Всероссийского педологического съезда). М., 1928.
Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка консультация для родителей

[Сборник материалов съезда].

  • Залкинд А. Б. Основные вопросы педологии (idem; idem). M.: Работник просвещения , 1930.

См. также[править | править код]

  • Педология (значения)
  • Педиатрия
  • Евгеника

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Балашов Е. М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый: сб. ст. к 95-летию д-ра ист. наук В. М. Ковальчука / ред. кол. А. Н. Чистиков (отв. ред.) и др. — СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 291—313.
  • Баранов В. С. Педологическая служба в советской школе 20-30-х // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 109.
  • Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967.
  • Петровский А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука. / Под общ. ред. проф. М. Г. Ярошевского. — Л.: «Наука», 1991. — С. 126—136. — 560 с.
  • Родин А. М. Из истории запрета педологии в СССР // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 94-95.
  • Фрадкин Ф. А. Педология: мифы и действительность. — М., 1991.
  • Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов // Вопросы психологии, — 1990. — № 5, С. 13-22.
  • Ясницкий, А. (2015). Дисциплинарное становление русской психологии первой половины XX века // Науки о человеке: история дисциплин / Под общ. ред.: А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
  • Chrisman, Oscar. Paidology; the science of the child. The historical child. — Boston: R.G. Badger, 1920.

Ссылки[править | править код]

  • Педология — психологический словарь.
  • Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб.: Наука, 1994. C. 121—139.

Источник

Педология – наука о комплексном подходе к изучению физического и умственного развития ребенка в связи с его конституцией и особенностями поведения. Педология включала сведения о конституции ребенка, его биологическом возрасте, особенностях поведения и систему тестов, оценивающих уровень развития и профессиональную направленность (профиль) способностей.

Основателем педологии признан американский психолог С.Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик — О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление педологии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

На Западе педологией занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др.

Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В.М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический институт в Петербурге. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.

Предмет Педология., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, С.С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить четыре основных принципа:

1. Ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 1901 г. – Нечаев А.П. организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он развернул экспериментально-психологическое исследование основ школьного дела. В 1904 г. при его лаборатории были открыты педологические курсы (директор – Н.Е. Румянцев). По его инициативе в 1906 и 1909 гг. были организованы Всероссийские съезды по педагогической психологии и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).

После 1917 г. педология бурно развивается. Неблагоприятная социальная обстановка в стране приводила к деморализации, росту числа самоубийств, росту агрессивности детей и подростков, утрате цели. Что с этим делать? Педология возникла с необходимостью, запросы практики породили ее.

Методы педологии:

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Естественный эксперимент
  • Статистические методы
  • Тесты

Границы педологии и психологии:

Педология опирается на общую психологию и играет методологическую роль по отношению к детской психологии (общаяY®педология®детскаяY)

Границы педологии и педагогики:

педология изучает законы развития, а педагогика занимается научной организацией развития на основе знаний о законах развития. Законы детского развития были сформулированы Л.С.Выготским.

Читайте также:  Значение лабиринтов в развитии ребенка

В 20е гг. Нечаев, Басов, Блонский, Арямов, Залкинд и Выготский выпускают труды по педологии. В конце 1928 – начале 1929 г состоялся первый педологический съезд под председательством Залкинда. На повестке дня стояли следующие задачи:

  1. Ликвидация безграмотности.
  2. Развитие детского и юношеского коммунистического движения, в том числе среди умственно отсталых и больных детей.
  3. Борьба с представлением о психической неполноценности пролетариата и национальных меньшинств.

Теория педологии характеризовалась в первую очередь отсутствием единого определения науки. Вот несколько разных определений:

Педология – это

— Сумма наук о ребенке (эклектическая точка зрения – Басов).

— Наука о росте, конституции и поведении типичного массового ребенка в различные фазы и периоды детства (Блонский).

— Наука о симптомокомплексах (Блонский).

— Новая наука, грани и содержание которой еще не определились, но это наука о развивающемся ребенке (Выготский).

Ребенок изучается как единое целое, как целое ребенок имеет высокую ценность. Целб педологии – формирование активной творческой личности. Важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

В педологической науке было 2 основных направления – социогенетическое (Залкинд) и биогенетическое (Блонский). Выделялись разные критерии периодизации: Выготский (социогенетический подход): младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный, возраст полового созревания, юношеский возраст. Блонский (биогенетический подход): утробное детство, беззубое детство, молочнозубое детство, смена молочных зубов на коренные (все о дентация).

За что критиковали педологов?

  1. отсутствие квалифицированных психологов практиков в учебных заведениях.
  2. механистичность, эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.
  3. цель, поставленная педологией (см. выше), не была актуальной в условиях той социальной действительности.

Толчком послужило массовое тестирование детей (неадаптированные переводные методики), которое показало устрашающие результаты. В 1936 г. вышел указ «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология была «закрыта», педологов увольняли и арестовывали. Прочитав указ, Залкинд скоропостижно скончался от инфаркта.

Прямые и косвенные последствия разгрома «педологии»

Кульминация наступления на психологию на «идеологическом фронте» – разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП(б) Постановлением 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Трагические последствия этой акции сказывались на судьбах психологической науки многие годы и определили ее взаимоотношение с другими смежными отраслями знания.

Уничтожение педологии как феномен регрессирования науки в эпоху сталинизма получило значительный резонанс и отозвалось тяжелыми осложнениями и торможением развития ряда смежных областей знания и, прежде всего, во всех отраслях психологии, в педагогике, психодиагностике и других сферах науки и практики.

Обвинение в «протаскивании педологии» нависало над психологами, педагогами, врачами и другими специалистами, зачастую никогда не связанными с «лженаукой». Типична и показательна в этом отношении судьба учебников по психологии.

Несмотря на содержащееся в постановлении указание на необходимость создать «марксистскую науку о детях», так и не была разработана теоретическая платформа, которая могла бы обеспечить интегрирование знаний о ребенке, добываемых возрастной психологией, возрастной физиологией, социологией и этнографией детства, педиатрией и детской психопатологией. До сих пор не обеспечен системный подход к развивающемуся человеческому организму и личности. Перерыв в становлении науки о детях длительностью в 50 лет, даже если она на первых порах была весьма несовершенной, является немаловажным обстоятельством и нам приходится преодолевать его негативные последствия.

После разгрома педологии должна была быть «восстановлена в правах педагогика». Однако, победив педологию, педагогика одержала пиррову победу. Она не сумела воспользоваться полученными правами. Не в «педологобоязни» ли кроется одна из причин обвинений педагогики на протяжении уже многих лет в ее «бездетности», в тенденции видеть в ребенке всего лишь точку приложения сил, не то мальчика, не то девочку, а не думающего, радующегося и страдающего человека, развивающуюся личность, с которой надо сотрудничать, а не только лишь поучать ее, требовать и муштровать? Педагогика, покончив с педологией, выплеснула вместе с «педологической» водой и ребенка, которым та, когда плохо, а когда и хорошо, но направленно начала заниматься!

Опасения по поводу возможных обвинений в попытках реставрации «педологических извращений» долгое время сдерживали развитие детской и педагогической психологии не только непосредственно после 1936г., но и в дальнейшем, в особенности после августовской (1948) сессии ВАСХНИЛ, на которой был окончательно «определен» статус генетики как следующей после педологии «лженауки», а трехэтажное слово «вейсманист – менделист – морганист» стало таким же ругательным, как и слово «педолог». Причины этого очевидны – в центре внимания сессии ВАСХНИЛ вновь оказалась проблема наследственности и среды.

Изучение того, что есть ребенок, все более заменялось декларированием того, каким он должен быть. В результате складывалось (и сейчас препятствующее решению многих практических педагогических задач) положение, при котором представление о том, каким должен быть ребенок, превращается в утверждение, что таков он и есть. Установки, идущие от плохо знавшей реального ребенка или подростка педагогики воспитания, в настоящее время начинают преодолеваться, но долгое время они были господствующими. Реальные достижения психологов, а их отрицать невозможно, возникали не благодаря, а вопреки разгрому педологии.

Драматические последствия разгрома педологии сказались на судьбах всей прикладной психологии в СССР, интенсивно развивавшейся в 20-е годы и оказавшейся пресеченной в середине 30-х годов, в период ликвидации еще одной «псевдонауки», в роли которой на этот раз выступила психотехника — особая ветвь психологии, видевшая свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами, в использовании на производстве законов человеческого поведения («субъективного фактора») для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения.

Источник