В а доскин з с макарова развитие и воспитание детей в домах ребенка

Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин

Развитие и воспитание детей в домах ребенка

Введение

Система организованной помощи сиротам и зазорнорожденным (незаконнорожденным) детям начала складываться в России еще в петровское время. Одним из первых инициативу в этом направлении проявил новгородский митрополит Иов. В 1707 г. он на собственные средства в Холмовской Успенской обители открыл приют для сирот, а в Новгороде основал десять так называемых сиропитальниц, где воспитывалось около 3 тыс. детей. Петр I, ознакомившись с этими заведениями, поддержал идею строительства приютов для детей-сирот и 4 ноября 1715 г. издал специальный указ. Великий российский реформатор «приказал избрать искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно погибают. А поэтому объявить, чтоб младенцев не отметывали, приносили б к тем госпиталям и клали в окно тайно. Госпитали построить и содержать из губернских доходов; приставленным женщинам на год давать денег по три рубля, да хлеба пол-осьмины на месяц, а младенцам на день по три деньги».

Трудная судьба сложилась у сиротских приютов: их закрывали и реформировали, о них забывали и вновь вспоминали.

Дома для детей-сирот были, есть и будут всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока матери будут болеть, умирать и бросать своих детей. У каждого воспитанника дома ребенка своя трагическая судьба, но всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Они остро нуждаются в медицинской и педагогической помощи, им всем необходимы человеческое тепло, внимание и профессиональная забота.

В начале XX в. в России было всего 37 домов матери и ребенка. В то время многие врачи и общественные деятели называли их «домами ангелов». Детей там кормили, мыли, но взрослые практически с ними не общались, их не воспитывали и ничему не учили, вследствие чего у воспитанников развивался госпитализм, они тяжело болели и очень часто погибали.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было открыто более 600 домов ребенка. Так страна пыталась помочь обездоленному поколению. Детей-сирот привозили в открывшиеся повсеместно дома ребенка из подвалов, из лесов, из сожженных дотла деревень.

В настоящее время в Российской Федерации 251 дом ребенка, в них воспитываются около 20 тыс. детей. В основном в дома ребенка попадают больные дети. Среди новорожденных – одну треть составляют недоношенные. Значительная часть воспитанников домов ребенка (более 70 %) имеет органические поражения центральной нервной системы. Только в Москве у 93 % малышей отмечается задержка психомоторного развития и более 70 % из них относятся к 3-й группе здоровья. У каждого ребенка в среднем 5,6 нарушения здоровья.

В последние годы в домах ребенка подавляющее большинство воспитанников (более 90 %) составляют так называемые социальные сироты. Это малыши, от которых отказались родители, или они просто подбросили ребенка в одно из медицинских учреждений. 6 % матерей таких детей находятся в заключении.

Помимо этого в дома ребенка помещают также детей тяжело больных и умерших родителей, одиноких матерей, новорожденных из студенческих семей, из семей эмигрантов и семей с тяжелыми материально-бытовыми условиями. В последние годы здесь нередко находятся до 50 % детей-инвалидов и детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы, поступивших из благополучных семей.

Главная задача домов ребенка – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом работники домов ребенка стремятся как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в данном интернатном учреждении, а самое главное – найти ему семью.

В домах ребенка работает огромная армия врачей, педагогов, воспитателей, средних медицинских работников и так называемый вспомогательный персонал.

Задача настоящей книги – осветить наиболее важные вопросы, стоящие перед сотрудниками домов ребенка, и, конечно, заставить их размышлять, анализировать и читать специальную литературу, которая поможет им найти решение многих медицинских и педагогических проблем.

Авторы руководства будут благодарны читателям за любые советы и конструктивные предложения.

Словарь медицинских терминов

Антенатальный период– период развития организма от момента оплодотворения до начала родов.

Геморрагия– кровотечение, кровоизлияние.

Гестационный возраст(лат. gestatio – ношение, беременность) – возраст плода, определяемый от зачатия до момента рождения.

Гиперкератоз– чрезмерное утолщение рогового слоя эпидермиса.

Депривация– лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей организма.

Дерматит– воспаление кожи.

Дизонтогенез– нарушение раннего онтогенеза на различных его стадиях.

Дизонтогенетические факторы– факторы риска, связанные с нарушениями в раннем онтогенезе ребенка (дизонтогенезом).

Донозологические отклонения– отклонения, предшествующие развитию болезни (нозологических форм).

Интранатальный период– период от начала родов до рождения ребенка.

Койлонихия– изменение ногтей, при котором ногтевые пластинки становятся вогнутыми.

Читайте также:  Умер ребенок с пороками развития

Конъюнктива– наружная оболочка глаза, состоящая из эпителиального слоя и соединительно-тканной основы.

Латентный период– интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на биологический объект до появления ответной реакции.

Манифестация болезни– развитие выраженных клинических проявлений болезни после ее бессимптомного или стертого течения.

Мацерация– размягчение и разрыхление тканей вследствие длительного воздействия жидкости.

Метаболическая терапия– лечение препаратами, влияющими на обмен веществ.

Неонатальный период– период новорожденности, период жизни ребенка от момента рождения по 28-й день включительно.

Нистагм– непроизвольные ритмичные движения глазных яблок.

Нозологическая форма– определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии и патогенеза и/или характерной клинико-морфологической картины; единица номенклатуры и классификации болезней.

Нозология– учение о болезнях и их классификации.

Онтогенез(греч. ontos – сущее, существо + генез) – совокупность последовательных, морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Парестезия– спонтанно возникающее неприятное ощущение онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т. п.

Полиморфизм– различные формы, резко отличающиеся друг от друга.

Полиорганные нарушения– нарушения в работе сразу нескольких органов.

Постнатальный период– период, охватывающий весь период после рождения ребенка.

Резистентность– устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.

Сублингвальное введение препарата– препарат вводится подъязычно.

Трансбукальное введение препарата– помещение препарата за щеку пациента.

Тремор– дрожание.

Раздел I

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА

ГЛАВА 1. Основные факторы, влияющие на развитие детей в доме ребенка

1. Физиологическая характеристика процесса развития детей

Ребенок – развивающийся организм с длительным периодом формирования, на протяжении которого ряд характеристик существенно меняется. Это отражается в возрастной периодизации, касающейся, в первую очередь, физического развития, а также процессов мышления и формирования личностных качеств.

Источник

Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин

Развитие и воспитание детей в домах ребенка

Введение

Система организованной помощи сиротам и зазорнорожденным (незаконнорожденным) детям начала складываться в России еще в петровское время. Одним из первых инициативу в этом направлении проявил новгородский митрополит Иов. В 1707 г. он на собственные средства в Холмовской Успенской обители открыл приют для сирот, а в Новгороде основал десять так называемых сиропитальниц, где воспитывалось около 3 тыс. детей. Петр I, ознакомившись с этими заведениями, поддержал идею строительства приютов для детей-сирот и 4 ноября 1715 г. издал специальный указ. Великий российский реформатор «приказал избрать искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно погибают. А поэтому объявить, чтоб младенцев не отметывали, приносили б к тем госпиталям и клали в окно тайно. Госпитали построить и содержать из губернских доходов; приставленным женщинам на год давать денег по три рубля, да хлеба пол-осьмины на месяц, а младенцам на день по три деньги».

Трудная судьба сложилась у сиротских приютов: их закрывали и реформировали, о них забывали и вновь вспоминали.

Дома для детей-сирот были, есть и будут всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока матери будут болеть, умирать и бросать своих детей. У каждого воспитанника дома ребенка своя трагическая судьба, но всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Они остро нуждаются в медицинской и педагогической помощи, им всем необходимы человеческое тепло, внимание и профессиональная забота.

В начале XX в. в России было всего 37 домов матери и ребенка. В то время многие врачи и общественные деятели называли их «домами ангелов». Детей там кормили, мыли, но взрослые практически с ними не общались, их не воспитывали и ничему не учили, вследствие чего у воспитанников развивался госпитализм, они тяжело болели и очень часто погибали.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было открыто более 600 домов ребенка. Так страна пыталась помочь обездоленному поколению. Детей-сирот привозили в открывшиеся повсеместно дома ребенка из подвалов, из лесов, из сожженных дотла деревень.

В настоящее время в Российской Федерации 251 дом ребенка, в них воспитываются около 20 тыс. детей. В основном в дома ребенка попадают больные дети. Среди новорожденных – одну треть составляют недоношенные. Значительная часть воспитанников домов ребенка (более 70 %) имеет органические поражения центральной нервной системы. Только в Москве у 93 % малышей отмечается задержка психомоторного развития и более 70 % из них относятся к 3-й группе здоровья. У каждого ребенка в среднем 5,6 нарушения здоровья.

В последние годы в домах ребенка подавляющее большинство воспитанников (более 90 %) составляют так называемые социальные сироты. Это малыши, от которых отказались родители, или они просто подбросили ребенка в одно из медицинских учреждений. 6 % матерей таких детей находятся в заключении.

Помимо этого в дома ребенка помещают также детей тяжело больных и умерших родителей, одиноких матерей, новорожденных из студенческих семей, из семей эмигрантов и семей с тяжелыми материально-бытовыми условиями. В последние годы здесь нередко находятся до 50 % детей-инвалидов и детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы, поступивших из благополучных семей.

Читайте также:  Хаптагайский центр развития ребенка детский сад хомусчаан

Главная задача домов ребенка – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом работники домов ребенка стремятся как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в данном интернатном учреждении, а самое главное – найти ему семью.

В домах ребенка работает огромная армия врачей, педагогов, воспитателей, средних медицинских работников и так называемый вспомогательный персонал.

Задача настоящей книги – осветить наиболее важные вопросы, стоящие перед сотрудниками домов ребенка, и, конечно, заставить их размышлять, анализировать и читать специальную литературу, которая поможет им найти решение многих медицинских и педагогических проблем.

Авторы руководства будут благодарны читателям за любые советы и конструктивные предложения.

Словарь медицинских терминов

Антенатальный период – период развития организма от момента оплодотворения до начала родов.

Геморрагия – кровотечение, кровоизлияние.

Гестационный возраст (лат. gestatio – ношение, беременность) – возраст плода, определяемый от зачатия до момента рождения.

Гиперкератоз – чрезмерное утолщение рогового слоя эпидермиса.

Депривация – лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей организма.

Дерматит – воспаление кожи.

Дизонтогенез – нарушение раннего онтогенеза на различных его стадиях.

Дизонтогенетические факторы – факторы риска, связанные с нарушениями в раннем онтогенезе ребенка (дизонтогенезом).

Донозологические отклонения – отклонения, предшествующие развитию болезни (нозологических форм).

Интранатальный период – период от начала родов до рождения ребенка.

Койлонихия – изменение ногтей, при котором ногтевые пластинки становятся вогнутыми.

Конъюнктива – наружная оболочка глаза, состоящая из эпителиального слоя и соединительно-тканной основы.

Латентный период – интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на биологический объект до появления ответной реакции.

Манифестация болезни – развитие выраженных клинических проявлений болезни после ее бессимптомного или стертого течения.

Мацерация – размягчение и разрыхление тканей вследствие длительного воздействия жидкости.

Метаболическая терапия – лечение препаратами, влияющими на обмен веществ.

Неонатальный период – период новорожденности, период жизни ребенка от момента рождения по 28-й день включительно.

Нистагм – непроизвольные ритмичные движения глазных яблок.

Нозологическая форма – определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии и патогенеза и/или характерной клинико-морфологической картины; единица номенклатуры и классификации болезней.

Нозология – учение о болезнях и их классификации.

Онтогенез (греч. ontos – сущее, существо + генез) – совокупность последовательных, морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Парестезия – спонтанно возникающее неприятное ощущение онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т. п.

Полиморфизм – различные формы, резко отличающиеся друг от друга.

Полиорганные нарушения – нарушения в работе сразу нескольких органов.

Постнатальный период – период, охватывающий весь период после рождения ребенка.

Резистентность – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.

Сублингвальное введение препарата – препарат вводится подъязычно.

Трансбукальное введение препарата – помещение препарата за щеку пациента.

Тремор – дрожание.

Раздел I

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА

ГЛАВА 1. Основные факторы, влияющие на развитие детей в доме ребенка

1. Физиологическая характеристика процесса развития детей

Ребенок – развивающийся организм с длительным периодом формирования, на протяжении которого ряд характеристик существенно меняется. Это отражается в возрастной периодизации, касающейся, в первую очередь, физического развития, а также процессов мышления и формирования личностных качеств.

Существуют две генетически запрограммированные программы развития – биологическая и социальная, которые реализуются в совокупности, но меняют свое доминантное значение в определенные периоды развития.

Первый этап развития ребенка происходит на протяжении 9 мес. беременности. Это так называемый антенатальный период.

На протяжении антенатального периода выделяются временные отрезки, когда организм ребенка более чувствителен к любым вредным факторам, исходящим, в первую очередь, от матери.

Основными повреждающими факторами в эти так называемые критические периоды развития являются хронические и острые заболевания матери, внутриутробная инфекция, профессиональная вредность, в частности работа с химическими и радиоактивными веществами, длительная работа за компьютером без защитных средств, прием лекарственных препаратов, алкоголизм, наркомания и т. д.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

В нашей стране за последние годы предприняты разные попытки дифференциации уровней состояния здоровья детей (В.Ю. Альбицкий с соавт., И.И. Пуртов, Ю.Е. Вельтищев и др.). Наиболее признанной является градация уровней здоровья, предложенная С.М. Громбахом. Он выделил пять групп здоровья и четыре его основных критерия. Это уровень физического развития и степень его гармоничности, степень резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденных пороков развития.

Проведенные исследования (Т.Я. Черток, Р.В. Тонкова-Ямпольская, З.С. Макарова, В.А. Доскин, Л.Г. Голубева) доказали необходимость выделения, особенно в раннем возрасте, двух дополнительных критериев: 1) обусловливающий здоровье (биологический, генеалогический и социальный анамнез ребенка) и 2) уровень нервно-психического развития. Данные критерии тесно связаны с уровнем состояния здоровья детей раннего возраста и являются определяющими для их последующего развития.

Читайте также:  Буклет для родителей развитие творческих способностей ребенка

В этой связи мы приводим шесть основных критериев здоровья, необходимых для комплексной оценки состояния здоровья детей раннего возраста, а также методы их определения и оценки.

I. Наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе ребенка, генеалогическом и социальном анамнезе

Особенности течения раннего онтогенеза

Течение раннего онтогенеза включает сведения об антенатальном (раздельно о течение 1-й и 2-й половины беременности), интранатальном, раннем неонатальном, неонатальном и постнатальном периодах развития ребенка, полученные из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, а также бесед с родителями (табл. 4).

Таблица 4

Оценка течения раннего онтогенеза и выделение групп риска

О степени неблагополучия в раннем онтогенезе ребенка, особенно в его антенатальном периоде развития, можно косвенно судить по индивидуальному уровню малых аномалий развития (MAP), что особенно важно в доме ребенка, так как педиатр часто не имеет достоверных анамнестических сведений (табл. 5).

Таблица 5

Уровень малых аномалий развития

Примечание.Дети с выраженным и высоким уровнем MAP при необходимости подлежат консультации у генетика.

Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО, показывают, что уровень MAP имеет прогностическое значение для дальнейшего формирования состояния здоровья ребенка. В этой связи его определение является необходимым при клиническом обследовании детей в интернатном учреждении.

Стигмы дизэмбриогенеза( малые аномалии развития)

Особенности формы черепа:

– брахицефалия (увеличение поперечного диаметра черепа);

– долихоцефалия (увеличение продольного диаметра черепа);

– плагицефалия (уплощенный свод черепа);

– башенный череп;

– асимметричный череп;

– «ягодицеобразный» череп;

– выступающий затылок;

– другие особенности формы черепа.

Особенности строения глаз и лица:

– микрофтальмия (малые размеры глазного яблока);

– узкая глазная щель;

– эпикант (вертикальная полулунная кожная складка, спускающаяся с верхнего века у внутреннего края глаза);

– птоз (опущение верхнего века);

– гипертелоризм (широко расставленные глаза);

– гипотелоризм (узко расставленные глаза);

– монголоидный разрез глаз (приподнятые наружные углы глазных щелей);

– антимонголоидный разрез глаз (опущенные наружные углы глазных щелей);

– гетерохромия (различный цвет радужки правого и левого глаза или неодинаковая окраска участков радужки одного глаза);

– колобома радужки (дефекты тканей радужки);

– другие особенности строения глаз;

– сросшиеся брови;

– переносица запавшая;

– переносица выступающая;

– переносица широкая;

– прогнатизм (выступающая вперед верхняя челюсть);

– ретрогнатия (сдвиг верхней челюсти кзади);

– микрогнатия (малые размеры верхней челюсти);

– «рыбий (карпий)» рот;

– высокое нёбо;

– короткая уздечка;

– расщепление маленького язычка;

– короткое нёбо;

– искривление носовой перегородки;

– другие особенности строения носогубной области и рта.

Аномалии строения органов слуха:

– гипоплазия отдельных структур раковины уха (недоразвитие);

– гиперплазия отдельных структур раковины уха (увеличение);

– примитивная форма раковин;

– низко расположенные уши;

– высоко расположенные уши;

– приросшая мочка;

– измененный противозавиток;

– «звериное» ухо;

– другие деформации раковины уха.

Особенности строения зубов:

– диастема (чрезмерно широкие промежутки между передними резцами верхней челюсти);

– дисплазия (нарушение развития ткани зубов);

– дистрофичные зубы (нарушение питания тканей зубов);

– другие особенности строения зубов.

Особенности строения шеи:

– короткая шея;

– крыловидные складки;

– очень длинная шея;

– другие особенности строения шеи.

Особенности строения грудной клетки и позвоночника:

– короткое или длинное туловище;

– асимметричная грудная клетка;

– гипертелоризм сосков (широко отставленные друг от друга);

– низкое расположение пупка;

– отсутствие мечевидного отростка;

– раздвоенный мечевидный отросток;

– расхождение прямых линий живота;

– широкое пупочное кольцо;

– другие особенности строения грудной клетки и позвоночника.

Особенности строения конечностей:

– брахидактилия (укорочение пальцев рук или ног);

– арахнодактилия (удлинение и утончение пальцев рук или ног);

– синдактилия (полное или частичное сращение пальцев кисти или стоп);

– полидактилия (увеличение числа пальцев на руках или ногах);

– поперечная складка на ладони;

– клинодактилия (искривление или расположение пальцев косо);

– искривление пальцев;

– короткий большой палец на руках;

– короткий большой палец на ногах;

– укорочение мизинца;

– девиация мизинца (отклонение);

– 4-й палец короче 2-го;

– выступающая пятка;

– плоскопяточные стопы;

– птеродактилия (перепонки между пальцами);

– сандалевидная щель;

– двузубец на стопе;

– трезубец на стопе;

– другие особенности строения кисти и стопы.

Особенности развития мочеполовой системы:

– крипторхизм (отсутствие в мошонке одного или обоих яичек);

– незаращение крайней плоти;

– увеличенный клитор;

– другие особенности развития мочеполовой системы.

Генеалогический анамнез ребенка и его скрининговая оценка

Генеалогический анализ проводится после составления родословной. Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье, числе родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья и причинах смерти.

После составления родословной анализ генеалогического анамнеза проводится в трех основных направлениях:

1) выявление моногенных и хромосомных заболеваний;

2) количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза;

3) качественная оценка отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Для количественной оценки отягощенности генеалогического анамнеза используется индекс накопления хронических заболеваний в семье пробанда (генеалогический индекс) – I о, разработанный на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО (З.С. Макарова). Он определяется по формуле:

Источник