Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным

Психическое
развитие — развитие психических процессов
и психических свойств личности под
влиянием обучения и воспитания; П. р.
протекает по определенным стадиям
(этапам), соответствующим определенному
возрастному периоду.

Л.С.Выготский
установил четыре основных закона, или
особенности, детского развития.

1.
Цикличность.Периоды
подъема.интенсивного развития сменяются
периодами замедления, затухания.

2.Неравномерность.
Разные стороны личности, в том числе
психические функции, развиваются
неравномерно, непропорционально.

3.
«Метаморфозы»
в детском развитии.

Психика
ребенка своеобразна на каждой возрастной
ступени, она качественно отлична оттого,
что было раньше, и оттого, что будет
потом.

4.
Сочетание процессов эволюции и инволюции
в развитии ребенка
.

Процессы
«обратного развития» как бы вплетены
в ход эволюции. То, что развивалось на
предыдущем этапе, отмирает или
преобразуется. Например.ребенок,
научившийся говорить, перестает лепетать.

Выготский
рассматривает также динамику переходов
от одного возраста к другому. На разных
этапах изменения в детской психике
могут происходить медленно и постепенно,
а могут быстро и резко. Соответственно
выделяются стабильные и кризисные
стадии развития.

Для
стабильного периода характерно плавное
течение процесса развития, без резких
сдвигов и перемен в личности ребенка.
Кризисные периоды. В возрастной психологии
нет единого мнения по поводу кризисов,
их места и роли в психическом развитии
ребенка.Часть психологов считает, что
детское развитие должно быть гармоничным,
бескризисным. Другая часть психологов
утверждает, что наличие кризисов в
развитии закономерно.

Кризисы
— краткие, но бурные стадии, в течение
которых происходят значительные сдвиги
в развитии и ребенок резко меняется во
многих своих чертах.

14.Движущие силы психического развития. Факторы психического развития

Поддвижущими
силами психического развития понимаются
те факторы, которые определяют собой
поступательное развитие ребенка,
являются его причинами, содержат в себе
энергетические, побудительные источники
развития, направляют его в нужное русло.

Движущей
силой развития является сотрудничество
ребенка со взрослым, создающим ему зону
ближайшего развития. Взрослый является
как бы промежуточным звеном, посредником
между ребенком и обществом. Взрослый:
а) сначала удовлетворяет физиологические
потребности ребенка, б) затем выступает
образцом эмоциональных отношений, в)
образцом действия с общественными
предметами, г) носителем знаний, культуры,
социальных норм, д) образцом профессионального
мастерства и т.д

Выделяется
3 фактора психического развития
.

Наследственность
— свойство организма повторять в ряду
поколений сходные типы обмена веществ
и индивидуального развития в целом.

Среда
— окружающие
человека общественные, материальные и
духовные условия его существования.

Активность
— деятельное
состояние организма как условие его
существования и поведения.

Особый
интерес вызывает действие третьего
фактора — активности. «Активность,—
писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта
всех живых систем… она является самой
главной и определяющей…»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Современная
психология располагает значительным
объемом знаний о развитии человека,
начиная с пренатального
периода (до
рождения). Один из основных вопросов,
которые требуют своего решения, касается
того, можно ли представить ход развития
в виде непрерывных изменений постепенно
совершающихся с человеком или это
процесс скачкообразных изменений
(стадии развития). Особенно очевидны
быстрые и качественные перемены у детей
первых лет жизни, когда даже наблюдающие
постоянно за ребенком родители признают
стремительность и внезапность изменений
в развитии ребенка.

Понятие
стадии используется достаточно
специфично. Оно подразумевает тот факт,
что происходят изменения в сущности
или характеристиках индивида, которые
реорганизуют его поведение. Американский
психолог Джон Флэйвелл предложил
следующие критерии для стадий развития:

1)
Стадии выделяются на основе качественных
изменений. Они не связаны только с
возможностью делать что-то лучше или
больше, но, прежде всего, с тем, чтобы
делать это по- другому. Например, ребенок
сначала начинает передвигаться, ползая
по полу, а лишь затем начинает ходить.
Это качественно другой тип локомоции
и поэтому этот аспект моторного развития
является одной из характеристик стадии
развития.

2)
Переход от одной стадии к другой
отмечается множеством одномоментных
изменений различных аспектов детского
поведения. Например, когда дети учатся
говорить, то это предполагает понимание
символического значения слов, и в то же
время они начинают использовать в игре
символические свойства объектов,
воображая, что кубик — это машина, а кукла
— это человек. Таким образом, на данной
стадии наблюдается широкое распространение
эффекта освоения символических функций.

3)Переходы
между стадиями обычно происходят очень
быстро. Хорошим примером является
стремительный рост подростка. Похожая,
быстрая реорганизация наблюдается и в
других областях. Ребенок, осваивая
родной язык, научается первым 20 словам,
а затем происходит экспотенциальный
(от экспонента – от лат. Exponere
– выставлять на показ, матем. – показатель
степени; здесь означает изменение
происходящие в степенной функции) рост
количества выученных слов.

Многие
ученые — психологии следуют концепции
стадийного развития: Ж. Пиаже, З. Фрейд,
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон
и другие. Однако, не соглашаясь друг с
другом по многим вопросам, существует
почти полное согласие в том, что
стадийность развитие совсем не исключает,
а скорее предполагает непрерывность
процесса. Более того, непрерывность
процесса развития обеспечивает
преемственность перехода от одной
стадии к другой. Эту взаимосвязь
демонстрирует также эпигенетическая
метафора (рис.1). Можно видеть, что развитие
идет вдоль одной впадины (непрерывные
изменения) пока оно не переходит в новую
впадину через критическую точку
(скачкообразное изменение). Переходы в
развитии приводят к изменениям в
организации развивающегося ребенка,
сохраняя преемственность с предыдущими
стадиями.

потребность
в интимности ненасыщаема. Юношеская
любовь включает в себя дружбу, есть
противопоставление любви и чувственности.
Собственные переживания более важны,
чем объект привязанности. Способность
к интимной юношеской дружбе и романтической
любви определяет развитие личности,
самоопределение, а также кого и как
будет любить человек. Новобраз-ие в
пдрост-ом возрасте – чувство взрослости

46.
Возрастные
периоды развития: младенческий возраст.
Психическое
развитие в младенческом возрасте
(новорожденность и младенчество).

Новорожденность.
(0 – 2,5 мес.).

I-ый
кризис
. Это
переход от существования во внутриутробной
гомогенной среде, где все воздействия
сглажены к дискретной, воздушной среде.
На р-ка обрушиваются другие, более
интенсивные ощ-я (это приводит к временной
потере веса). С-ма
рефлексов:

1) самосохранения (дыхание, кравообращение,
пищеварение); 2) защитные (зажмуривание,
сужение зрачка); 3) ориентировочные
(поворот головы в сторону света, слежение
за источником света, поворот головы к
источнику прикосновения, открывает
рот, реа-ция на холод/тепло); 4) рудиментарные
(плавательный, хватательный, ползательный
(флексорный), сосательный, ре-с Бабинского,
ходьбы, цеплятельный) – изчезают в 1 год
жизни. Индивид.
различия
:
1) вялые и активные; 2) напряженные и
расслабленные; 3) вздрагивают, беспорядочно
двигаются – движения упорядочены и
ритмичны; 4) стрессоустойчивость. Есть
первичные потребности: связанные с
функциональным развитием мозга
(потребность в новых впечатлениях),
потребность в другом человеке. Зрение:
следит за ярким светом, привлекают
черно-белые объекты с ярко выраженной
точкой. Слух:
слышит уже в утробе матери. Отличает
человеческий голос от других. Вкус,
обоняние, тактильные чувства
:
любит сладкое, не любят соленое, кислое,
горькое, отворачивается от неприятных
резких запахов. Если его рука на груди
матери –активнее сосет. Движения:
импульсивные, на 2-м мес. проявляются
первые активные произвольные движения.
Эмоции:
крик сменяется плачем, появляется
улыбка, сначала во не, после – как
результат ощущения благополучия.
Комплекс оживления – «+» реакция на
склонившееся над ним лицо. Общается,
если уходят – привлекает внимание.

Младенчество.
(2,5 мес. – 1 г.).

Развитие общения
:
Общ-е начинается с 1 суток жизни. Два
аспекта общ.: со взрослыми, со сверстниками.
Р-к. пытается привлечь к себе внимание
(крик), 3-4 недели — может высовывать язык,
подражая взрослым, реагировать на
громкие голоса, улыбаться. С 1 мес.
начинает гулить. (комплекс оживления),
3-4 мес. — сверстник способен вызывать
ориентировочно-исследовательскую
активность (в поле зрения). 5-6 мес. — яркие
эмоции при встрече со сверстником, 7
мес. — страх чужого лица, который не
распространяется на сверстников. 11-12
мес.- в три раза увеличивается кол-во
действий, адресованных сверстнику. Пока
это потребность во впечатлениях, а не
в общ., появляется подражание. Попытки
взрослых привлечь внимание одного р-ка
к другому вызывает интерес к самому
взрослому. При недостатке общ. со взросл.
разв-ся болезнь «госпитализма». Развитие
движений и предметных действий
:
держит голову, переворачивается, сидит,
ползает, идет. Этапы: 1) преддействие –
водит рукой по одеялу, захватывет рукой
кисть другой руки (2,5 – 4,5 мес.); 2)
результативные действия – тянеться к
предмету, похлопывает, размахивает,
перекладывает, толкает, цепные действия
(4-7 мес.); соотносящиеся действия –
действует с двумя предметами одновременно,
соотнося их (7-10 мес.); 4) функционльные
действия (10-13 мес.) – действия как способ
познания, повторяет, видоизменяет.

Эмоции:
3 мес. — комплекс оживления, различаются
огорчения, удовольствия; в 4 мес. — гнев
и отвращение; в 5 мес. появляется страх
чужого лица; 8-9 мес. – эмоц. реакция на
ситуацию, 10 мес. — первые слова (“би-би”),
к концу года эм. заражение, характерное
для всего года, затухает, возникает
способность к сопереживанию. Реакция
сосредоточения на неодушевленные
предметы. Развитие
речи
: крик
изменяется очень сильно на 1 году,
дифференциируется. Выражает органические
потребности и субъективное состояние.
Подготовительный этап речи. К концу
1-го месяца простые звуки, к 4-6 мес. –
гуление, лепет (разговор и пение). К
середине 1 года

появляется
понимание речи (где это?), интонации. С
9 мес. первые слова, к 1 году – 15-20 слов,
речь активна. Развитие
познават. сферы
:
Складываются моторные навыки, закладываются
основы мышления. Зрительное
восприятие

интенсивно развивается. Различает
цвета, формы, фигуры. Узнает бутылочку.
Зрит. образы не константны (в новом
платье маму может не узнать) Вовлекается
рука в процесс познания. Осоз-ние того,
что объект сущ-ет, даже если реб-к его
не видит. Моторная
сфера
постепенно
интегрируется, р-к учитывает направление
и расстояние, протягивая руку к предмету.
Память: 3-4
мес. узнает мать по голосу, 7 мес. –
повторяет взрослых – пьет из чашки,
стучит по кастрюле, прощаясь, машет
рукой. К концу младенчества формируется
мыслительная д-ть, которая носит
наглядно-действенных характер

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений, постепенно происходящих с человеком, или это процесс скачкообразных изменений (стадии развития). Особенно очевидны быстрые и качественные перемены у детей первых лет жизни, когда даже наблюдающие постоянно за ребенком родители признают стремительность и внезапность изменений в развитии ребенка.

Понятие стадии используется достаточно специфично. Оно подразумевает тот факт, что происходят изменения в сущности или характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Американский психолог Дж. Флэвелл предложил следующие критерии для стадий развития. Стадии выделяются на основе качественных изменений. Они связаны не только с возможностью делать что-то лучше или больше, но прежде всего с тем, чтобы делать это по-другому. Например, ребенок сначала начинает передвигаться, ползая по полу, а лишь затем начинает ходить. Это качественно другой тип локомоции, и поэтому данный аспект моторного развития является одной из характеристик стадии развития.

Переход от одной стадии к другой отмечается множеством одномоментных изменений различных аспектов детского поведения. Например, когда дети учатся говорить, это предполагает понимание символического значения слов, и в то же время они начинают использовать в игре символические свойства объектов, воображая, например, что кубик — это машина, а кукла — это человек. Таким образом, на данной стадии наблюдается широкое распространение эффекта освоения символических функций.

Переходы между стадиями обычно происходят очень быстро. Хорошим примером является стремительный рост подростка. Похожая быстрая реорганизация наблюдается и в других областях. Ребенок, осваивая родной язык, научается первым 20 словам, а затем происходит экспоненциальный рост количества выученных слов.

Многие ученые-психологи следуют концепции стадийного развития: Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э.Эриксон и другие. Не соглашаясь друг с другом по многим вопросам, они единодушны в том, что стадийность развития совсем не исключает, а скорее предполагает непрерывность процесса. Более того, непрерывность процесса развития обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой. Эту взаимосвязь демонстрирует также эпигенетическая метафора и модель генетико-средового взаимодействия Готтлиба-Эйслина. Переходы в развитии приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями. Переходы в развитии могут быть описаны как динамические переходные процессы, которые были обсуждены выше. Важно подчеркнуть, что явно реализуемое поведение — это уже некоторая форма развития системы, которая находилась в скрытом, латентном, состоянии. Непроявленность функции не означает отсутствие ее развития, но означает ее «слабость» и неустойчивость.

Представления о непрерывности и стадиальности развития предполагают оценку стабильности, или устойчивости, функционирования. Оценка стабильности возможна как на микро-, так и на макроуровне. В современной психологии развития стабильность на микроуровне (на уровне системного функционирования) означает устойчивость системы к шумовым воздействиях как внутри (мозговые механизмы), так и вовне (средовые условия). Например, стабилизация речевой функции зависит как от развития и взаимосвязанности мозговых механизмов речевого функционирования, так и от средовых условий и требований. Стабильность речи особенно уязвима в сензитивный период и период кризиса. Ослабление одного из компонентов (внешнего или внутреннего) приведет к потери устойчивости речевой активности. При этом чем сложнее функции и иерархия их регуляции, тем в большей степени они требуют условий для стабильности.

На макроуровне стабильность развития означает устойчивость проявления психических свойств индивида. Этот вопрос также требует детального обсуждения, поскольку остается открытым. Какие характеристики развития в раннем возрасте можно считать предикторами более позднего развития, т. е. какие характеристики обеспечивают относительную устойчивость и прогностичность? Можно указать только на ряд примеров, которые уже получили экспериментальное подтверждение. Маленький вес при рождении считается фактором риска и относится к дестабилизирующим факторам развития. Однако дестабилизирующие факторы риска, влияющие на дальнейшее психическое развитие, остаются неблагоприятными, но не фатальными факторами, поскольку за счет развития других составляющих (внешних или внутренних) могут быть компенсированы частично или полностью. Для разработки возможностей прогнозирования развития необходимо проведение многофакторных лонгитюдных долгосрочных исследований, которые почти отсутствуют в научных работах.

Без разработки всех указанных проблем невозможно построить непротиворечивую периодизацию психического развития человека, которая позволяла бы описать не только закономерности и возможные индивидуальные варианты психического развития, но и прогнозировать его.

Источник: 

Марцинковская Т.Д., Психология развития

Источник

В работе “Проблема возраста”, написанной в 1932–1934 гг., Л.С. Выготский впервые поставил проблему возрастного развития: “…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами. Все теории детского развития могут быть сведены к двум основным концепциям. Согласно одной из них, развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование задатков. Здесь не возникает ничего нового – только нарастание, развертывание и перегруппировка тех моментов, которые даны уже с самого начала. Согласно другой концепции, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Эта точка зрения схватывает в развитии нечто существенное для диалектического понимания процесса”.

Л.С. Выготский называет возраст целостным динамическим образованием, структурой, определяющей роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Понятие “возраст” определяется через представление о социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. “Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамиче-ских изменений, происходящих в развитии в течение данного периода”, – пишет Л.С. Выготский.

Для того чтобы в полной мере понять мысль Л.С. Выготского, необходимо рассматривать представление о социальной ситуации развития в контексте его идей о соотношении реальной и идеальной форм. Проблема идеальных форм позже разрабатывалась в культурно-исторической теории Д.Б. Элькониным, а в настоящее время исследуется в связи с проблемами акта развития.

Рассмотрим представление об идеальной форме подробнее. Начнем с большой и важной цитаты. “Можно ли себе представить, что когда самый первобытный человек только-только появляется на Земле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма – “человек будущего” и чтобы эта идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек? Невозможно это себе представить… Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма… уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной, формы”[1].

Представление об идеальной форме можно понять следующим образом. Современная человеческая культура – это не только материальные “вещи”, но и образы, идеи, символы и знаки. Человек, развиваясь, встречается не только с реальными людьми, но и с миром идей, представ-лений, а также с миром человеческих действий. Весьма упрощенно можно проиллюстрировать сказанное на следующем примере. Семимесячный малыш ползает, но все окружающие его взрослые ходят. Развитие моторики ребенка от ползания к ходьбе происходит не стихийно.
В данном примере ползание есть реальная форма действия, а ходьба – высшая, идеальная. Или другой пример. В современном обществе весьма значимой является идея самостоятельности. Существуют действия, поступки, которые можно понять и объяснить как самостоятельные.
По мере взросления человек все чаще сталкивается с требованием самостоятельности. И он начинает действовать так, чтобы его признали самостоятельным. Это означает, что его действия изменяются не стихийно, не случайно, а относительно некоторой идеи – идеи самостоятельности.

По мысли Л.С. Выготского, мир идеальных (высших) форм, мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы или образы. Идеальные, культурные образы обнаруживаются, сравниваются с собственными действиями ребенка. Это сравнение и есть источник развития.

Развитие происходит не слепо, а целенаправленно. Л.С. Выготский считает, что детское развитие, понятое таким образом, есть уникальный тип развития. Сравним его, например, с эволюцией по Дарвину. Там изменяющиеся условия жизни (например, резкое изменение климата) требуют быстрого приспособления. Особи, которым удалось приспособиться, выживают и дают потомство. Остальные – исчезают. При этом заранее никогда нельзя сказать, какой именно тип приспособления будет оптимальным. В детском же развитии сразу же, исходно, существует не только реальная форма действия, но и та, которую ребенку еще предстоит достичь.

“Среда выступает в развитии ребенка… в роли источника развития”, – утверждает
Л.С. Выготский. Действительно, источником развития является социальная среда, поскольку именно в ней и “живут” идеальные, высшие формы.

Какова же роль взрослого? Взрослый оказывается посредником между ребенком и миром высших, идеальных, культурных форм. Он задает образцы действия, которые ребенок в процессе своего развития осваивает (присваивает, делает своими). Ребенок, например, не просто сам учится пользоваться ложкой. Он прежде видит, как ложкой пользуется взрослый, затем вместе со взрослым пытается сделать это самостоятельно. Взрослый подчас просто берет ручку ребенка с ложкой в свою, и так они вместе действуют ею. И лишь позже ребенок начинает сам пользоваться орудиями. Взрослый, таким образом, не просто помогает ребенку, но и выстраивает последовательность доступных ему действий по овладению орудием.

По Л.С. Выготскому, именно “социальная ситуация развития” и является тем понятием, которое описывает возраст. Понятие “социальной ситуации развития” акцентирует крайне важное соотношение: среда (“прежде всего социальная”) и отношение ребенка к этой среде.

В связи с идеей о соотношении реальной и идеальной форм определение “социальной ситуации развития” можно понимать как снятую форму определения источника развития. Это рассуждение восходит к основным определениям акта развития Д.Б. Эльконина. В сопоставлении “своего” и “иного”, наличного и идеального заключено содержание и движущая сила развития: не только и не столько сама по себе среда, сколько отношение к ней, избирательное ее восприятие ребенком оказывается ключом к пониманию возраста. Д.Б. Эльконин пишет: “Общим и абстракт-ным представлением акта развития является идущее от Л.С. Выготского представление о нем как о соотнесении реальной и идеальной форм… Акт развития есть преодоление наличного функциони-рования в идеальной форме действия” (Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития, 1994).

Среда бесконечна, в ней как бы изначально присутствует все, определяющим же является лишь то, что “воспринимается” ребенком, к чему он “относится”. Например, над кроваткой ребенка вешают игрушки уже в конце первого месяца, тянуться же к ним, видеть их, “относиться” к ним ребенок начинает намного позже. Таким образом, для определения картины детского развития следует не просто описать среду, в которой объективно находится ребенок (а эта задача, по сути, невыполнима), но выделить те компоненты среды, к которым у ребенка возникло или лишь возникает некоторое отношение.

Л.С. Выготский фактически выделяет две определяющие характеристики социальной ситуации развития: объективную – среду и субъективную – отношение ребенка, и на их сопоставлении строит свою концепцию возрастного развития.

Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития – деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста – близнецы. В результате на развитии одного ребенка конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отклонения. Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. И, если данное понятие определяет возраст, то это означает, что существует последовательность ситуаций развития, соответствующих отдельным возрастам. Однако в самом определении такой последовательности не предполагается. Ведь если возраст есть отношение, то отношение может постепенно меняться, и тогда линия взросления есть не последовательность стадий, а череда микроизменений. Как же тогда возникло представление об отдельном возрасте?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть позицию Л.С. Выготского глубже. Как указывалось выше, для Л.С. Выготского развитие – это прежде всего возникновение нового.
В конце каждого периода у ребенка возникает возрастное новообразование. “Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и окружающей средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту… Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития”, – пишет ученый. Психические новообразованиям
(по Л.С. Выготскому)
– тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития.

Вводя представление о новообразовании, Л.С. Выготский теоретически дает основания для введения стадиальной структуры – онтогенеза. Действительно, если рассматривать лишь внешние условия развития – социальную ситуацию развития, нет основания настаивать на стадиальности. Можно признать и постепенное изменение этих условий. Но при введении представления о новообразованиях вводится еще одно условие развития – внутреннее строение личности или строение сознания. Для Л.С. Выготского эти два термина, как правило, синонимичны. Таким образом, развитие определяется сложными отношениями внешних и внутренних условий развития – строения личности и социальной ситуации развития. Эти сложные отношения и составляют внутреннюю логику развития, о которой постоянно пишет Л.С. Выготский. Эта диалектика совпадения и противопоставления внешнего и внутреннего и приводит к различению разных типов возрастов – стабильных и критических.

В работе “Проблема возраста” Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах развития изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Описывая критические периоды в развитии, Выготский пишет, что с чисто внешней стороны они характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 3509; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10947 — | 8180 — или читать все…

Читайте также:

Источник