Увлечение компьютерными играми и развитие ребенка

Увлечение компьютерными играми и развитие ребенка thumbnail

Так вышло, что я люблю компьютерные и консольные игры с детства. Буквально с 5 лет я проводила много времени в виртуальных мирах. У меня довольно много знакомых-геймеров, кроме того я работала с детьми в течение нескольких лет.

Сейчас я могу оглянуться назад и сделать некоторые выводы о том, является ли увлечение видеоиграми полезным или вредным, как оно влияет на воспитание детей, их психологию и формирование личности.

Игры это не всегда плохо

Государственная пропаганда и общественные стереотипы твердят, что видеоигры это зло, которое делает детей агрессивными и гиперактивными. Некоторые родители настроены радикально против компьютерных игр. Они убеждены, что ребёнок станет зависимым от компьютера, испортит здоровье и заработает асоциальность до кучи.

Могу сказать, что я знаю много абсолютно успешных, семейных взрослых геймеров, которые с малых лет проводили за играми часы и продолжают до сих пор.

Эти люди не стали проигрывать все деньги в онлайн-казино или закрываться в четырёх стенах. Они успешно сформировались, построили карьеру, реализовали себя в профессии, нашли друзей и создали семьи.

Компьютерные и консольные игры научили и меня многому. Они развили логическое мышление путём разгадывания головоломок. Они побудили выучить на достаточно хорошем уровне английский язык, чтобы понимать сюжет даже без локализации. Они научили меня экономно тратить ресурсы, показали разные исторические эпохи, показали, что такое командная работа. Они стимулировали во мне целеустремлённость, внимательность и умение доводить дело до конца.

Так вышло, что я плохо воспринимаю информацию из книг или кино. Мне нужно визуальное воплощение, а также возможность поучаствовать в истории, непосредственно на неё повлиять своими действиями. Поэтому игры стали для меня основным хобби, а побочные выстроились вокруг них (настолки, веб-дизайн, текстовые ролевые игры, коллекционирование видеоигровой атрибутики, поп-культура Японии). И я не одна такая в мире.

Я не могу сказать, что хотя бы какие-то из моих нынешних проблем вызваны компьютерными играми. У них были другие источники.

Что приводит к тому, что игры начинают вредить ребёнку?

В первую очередь, это проблемы в семье. Родители слишком много работают и не уделяют малышу достаточно времени? Они не занимаются организацией досуга ребёнка? Возможно, мама и папа изначально сами решили отвлечь сына или дочь компьютером, а у малыша не осталось иного выбора? Или они и подали такой личный пример?

Корень практически любой проблемы в воспитании и развитии ребёнка следует искать в себе, в маме и папе.

Кроме того, ребёнок может сбегать в виртуальную реальность, если ему плохо в реальности обычной. Малышу скучно, его задирают в школе, он часто болеет, у него не получается играть с другими детьми? Велик шанс, что он захочет спрятаться в компьютерных вселенных. Там он почувствует себя в безопасности.

Нельзя запускать ребёнка, переставать интересоваться его жизнью, считать, что ему нужно лишь кушать, одеваться и спать. Иначе малыш может начать сбегать. И виртуальная реальность — ещё не худший маршрут. Плохие компании по-прежнему существуют.

Чего делать нельзя?

Не пытайтесь отвадить ребёнка от компьютерных игр запретами: «Я сказал/а — нельзя, значит — нельзя» или «Тебе нельзя больше играть в игры, потому что я так решил/а».

Это не сработает. Запретное привлекает, а дети отнюдь не глупы. Они найдут способ поиграть в ваше отсутствие или у друзей, у одноклассников. Они начнут подворовывать деньги и сбегать в компьютерный клуб. В общем, способы найдутся, а проблему вы не решите, только настроите ребёнка против себя.

На что обратить внимание родителям?

Бить тревогу и обращаться к специалистам стоит, если:

1. Ребёнок проводит абсолютно всё время за компьютером или приставкой, не занимается ничем другим, запускает учёбу, подрывает своё здоровье.

2. Любые попытки отвлечь от игры или предложить другое занятие приводят к истерикам, которые невозможно остановить в течение нескольких часов.

3. Сын или дочь приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, постоянно грустит и только в любимой игре чувствует себя хорошо и комфортно.

Как поступить, если ребёнок постоянно играет в игры?

Сперва попробуйте понять, является ли это увлечением или проблемой.

Попросите ребёнка рассказать о любимых компьютерных играх, об их сюжете, о том, что именно ему нравится. Внимательно выслушайте, задайте несколько вопросов, чтобы доказать небезразличие. Попробуйте поиграть вместе с ним или поприсутствовать во время игры. Постарайтесь сделать так, чтобы сын или дочь не стеснялись вас.

Если ребёнка действительно увлекает игра, он находит там что-то познавательное и интересное, чему-то учится, фантазирует — то в играх как таковых проблемы нет.

Главное следить, чтобы кроме игр сын или дочь успевали заниматься учёбой и какими-то другими хобби. Предлагайте варианты сами, проявляйте инициативу, показывайте, что в реальности тоже много интересного.

Старайтесь угодить интересам ребёнка: не тащите на каток, если малыш предпочитает почитать книгу, не загоняйте в планетарий, если ребёнок хотел в цирк или океанариум.

Уделяйте своим детям время, вовремя замечайте их плохое настроение и неудовлетворённость жизнью, корректируйте эти признаки и вы снизите вероятность того, что ваш малыш попадёт в какие-то негативные зависимости и дурные компании.

Понравилась статья? Вы можете помочь развитию канала лайком, подпиской или комментарием.

Больше статей об играх:

«Геймер» = «больной»? >>>

Читайте также:  Откат в развитии ребенка после стресса

Обидные вопросы девушке геймеру: грустно и смешно >>>

Источник

Сегодня, уже нельзя представить современную жизнь без компьютеров и смартфонов. Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, став одним из любимых видов отдыха у детей и молодежи. Виртуальный мир манит своими безграничными возможностями. Индустрия компьютерных игр каждый день предоставляет новые и новые игры. Игры становятся все увлекательнее. Они сегодня очень разнообразны, в них хороший звук и графика. Некоторые игры, например лабиринты, стратегии – учат планированию и являются неплохой умственной тренировкой, развивающей логическое мышление. Многие игры стимулируют молодое поколение не только играть, но и творить. Сам характер игр — постоянное преодоление препятствий делает игрока более целеустремленным и жизнестойким. Он решает проблемы реальной жизни с не меньшим упорством, с каким преодолевает очередной этап игры. Большинство игроков способны к быстрому восприятию новых идей и перемен. То, что компьютерные игры учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений, — достаточно очевидно. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра.

Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции. Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть.

В компьютерные игры можно играть одному и это на первый взгляд выход из положения для работающих родителей, когда ребенок много времени находится один дома. Почему же тогда педагоги и психологи бьют тревогу по этому вопросу? Какие «подводные камни» таит в себе виртуальный мир?

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры — это возникновение игровой зависимости. Человек, попавший в зависимость от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности и изредка, нехотя возвращается в реальную жизнь. Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается  довольно безобидно, не вызывая беспокойства у близких людей. Крайняя степень игровой зависимости – потеря аппетита у игромана и сна. Ему не хочется отлучаться от игры  для восполнения жизненно необходимых потребностей. И даже во сне геймер продолжает завоевывать миры и убивать врагов. И здесь уже может понадобиться помощь квалифицированного врача, чтобы вытащить игромана из виртуальных щупалец.

В последнее время педагогами было замечено, что к особой группе риска относятся дети из семей, где родители (в основном папы) все свое свободное время проводят у монитора. Ни для кого не секрет, что дети учатся наблюдая и подражая взрослым. И если папа часами играет в «стрелялки», «бродилки» и «гонки», то результат такого примера очевиден – сын или дочь будут делать тоже самое.

Чем опасны компьютерные игры «стрелялки»? Поскольку игровая зависимость вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. Вредны так же «бродилки», «леталки» и «гонки»,которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным становится для геймера нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта. Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры, где игрок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры, вырабатывает эффект «присутствия». Так же тревожно, когда родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией или не ограничивают доступ, когда сами бывают заняты. Тем самым ребенок получает свободный доступ к компьютеру. Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором. Можно выделить несколько вредных факторов: воздействие электромагнитного излучения монитора, нагрузка на зрение, перегрузка суставов кистей рук, психическая нагрузка и компьютерная зависимость. Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Со временем ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, отрешается от своих сверстников и всего общества в целом, у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья, снижается зрение. Также ребенок теряет как бы контакт с реальностью, для него «виртуальный” мир становится альтернативой «реального», тем самым теряется какая-либо взаимосвязь с обществом, в котором он находится. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира.

Если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. 

Признаки характеризующие компьютерную зависимость:

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в возрасте трех лет

– ребенок ест, пьет, не отходя от компьютера;
– ребенок возвращаясь домой, сразу направляется к компьютеру, не переодеваясь;
– ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться;
– если компьютер сломался, ребенок раздражается, озлоблен, не находит себе других занятий;
– ребенок шантажирует и капризничает, если ему запрещают играть на компьютере.

– ребенок часто говорит, что ему скучно и неинтересно.

Каков же итог? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она так же не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, на ряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встреча с друзьями.

Надо понимать, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы самоконтроля у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. Кроме того, эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга.

Рекомендации для  родителей:

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка, его чувства, круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Выстраивайте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Говорите о своих  чувствах ребенку. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Необходимо четко сообщать ребенку о своей позиции и объяснять ее, не следует торговаться о прекращении работы за компьютером.

7. Всегда нужно оговаривать время нахождения за компьютером и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день).

8. Не позволяйте ребенку играть на компьютере или смартфоне перед сном.

9. Прививайте ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого, показывайте хороший пример. Например, придумайте свои семейные традиции – гулять в парке по выходным, бегать по вечерам, играть в настольные игры всей семьей.

10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Источник

Ругать виртуальные игры старшее поколение не устаёт. Большинство взрослых полагает, что это «только трата времени и вред для зрения». Часть родителей уверена, что компьютерные развлечения (или те игры, что созданы для приставок) портят как школьников, так и студентов. При этом мало кто спрашивает детей о том, во что они играют и зачем. В сознании незнающих игры эквивалентны трём понятиям: стрелялки, кровь и порнография. Только это совсем не так. Геймер Светлана Останина рассказала Лайфу о пользе погружения в виртуальную реальность, совмещении учёбы и игры, а также о познании через киберспорт.

О повышении уровня знаний иностранного языка

Тем, кто всерьёз увлекается играми, русифицированные версии неинтересны. Каким бы качественным и детальным перевод реплик персонажей ни был, он не всегда передаёт все лексические оттенки их речи, а что ещё более важно — мы не слышим оригинальную озвучку. Создатели игры заботятся о том, чтобы голоса героев были проработаны. То есть, например, у стражника был грубый голос, а у волшебницы — высокий и властный. Русская озвучка уступает, тем более, пиратская.

Фото: © Bethesda Softworks LLC

Для геймеров важно быть целиком погружёнными в игру, особенно когда речь идёт о таких легендарных играх, как, например, The Elder Scrolls (цикл популярнейших игр в стиле фэнтези под общим русским названием «Летописи Тамриэля», в том числе Morrowind, Oblivion, Skyrim. — Прим. Лайфа) или Diablo (одна из самых известных игр компании Blizzard Entertainment, в которой главному герою нужно сражаться с демонами. — Прим. Лайфа).

Мой свободный английский — это во многом моя любовь к компьютерным играм. Фэнтезийные игры не просто позволяют учить английский благодаря большому количеству диалогов, но также и узнавать перевод редких слов, лексику, которой в вузах не обучают. Например, благодаря Morrowind я узнала, что «жрец» — priest,  «заклинание» — spell, «посох» — staff, «вереск» — heather, «чернокнижник» — warlock, «кирка» — pickaxe, а «душегуб» — drainheart.

Фото: © Robin Scott

Сначала, когда уровень иностранного был недостаточно высок, я выбирала игры на английском языке, но с русскими субтитрами. Наверное, одна из самых любимых моих игр в то время (мне было 11 лет) — Black and White. Это была игра — симулятор бога. Там была потрясающая озвучка: британский английский, красивые голоса, которые «прожёвывают» слова.

Фото: © Electronic Arts Inc.

Это очень круто, когда ты ничего не учишь, но волей-неволей запоминаешь огромное количество слов, каких-то выражений. И откладывается в памяти всё легко, потому что несколько раз проходишь один и тот же уровень, да и к тому же хочется понимать персонажей любимой игры, знать, о чём идёт речь в сюжете.

Читайте также:  Как оценить развитие ребенка по словарному запасу

О развитии реакции и внимания

Отдельный разговор — шутеры (в народе стрелялки. — Прим. Лайфа). Они развивают реакцию человека, его внимательность. Чтобы пройти уровень или убить врага в том же Counter Strike: Global Offense (командная игра в контртеррористическую операцию. — Прим. Лайфа) нужно быть наблюдательным. Просто почти любого игрока раздражает «висеть» на одной локации по несколько десятков часов: приходится не торопиться, осматриваться. Нужно как-то себя собирать. Это может прозвучать смешно, но игры научили меня усидчивости, которой у меня раньше не было.

Вообще, на мой взгляд, то, как играет ребёнок, показывает его философию. Если после первых нескольких неудач (или даже после первой) он удаляет игру или бросает мышку, джойстик и со злости решает больше не играть, то это говорит о его неспособности преодолевать проблемы. Ведь даже такая мелочь человека выводит из себя. Главное, чтобы игроманом школьник не оказался. Родителям нужно отличать болезнь от нормального для всех желания отдыхать от учёбы.

Фото: © Valve Corporation

О тайм-менеджменте и мотивации

Компьютерными играми я увлекаюсь со школы, и всегда стоял вопрос о том, как развлечениям уделять больше времени, но не во вред учёбе и каким-то домашним делам. Наши родители никогда не ругалась ни на меня, ни на моих друзей (также любителей киберспорта и игр «для одного»), потому что мы сначала делали все свои дела, а потом уже садились играть. При этом тяга к виртуальным играм была настолько сильной, что мы не только выполняли домашние задания качественно, но и быстро. Любимое виртуальное пространство — огромная мотивация для того, чтобы заканчивать со скучными делами быстрее, особенно для ребёнка.

То же было и в университете. Особенно важно было правильно организовывать своё время, когда я начала заниматься киберспортом. Игроки League of Legend (онлайн-игра, в которой игроки одной команды должны захватить все башни другой команды. — Прим. Лайфа), с которыми я играю, договариваются в определённое время о партии, и нельзя никого подводить.

Фото: © Riot Games, Inc

О командной работе и умении общаться в коллективе

Самое главное в киберспорте — это не только мастерство игрока, но также командная работа, или teamplay. Если ты хочешь добиться какого-то результата, то нужно во всём помогать союзнику. Особенно это видно в League of Legend, так как у каждого игрока есть своя роль — саппорт (персонаж, который помогает, — это лечение себя и других игроков, усиление способностей членов команды, защита их от вражеских ударов), AD (или стрелок, основной боец, чьи способности наносят врагам больше всего «человеческого» урона с помощью оружия и в рукопашном бое), AP (боевой маг, который наносит большой урон магическими способностями), танк (персонаж, который имеет крепкую броню и большой процент здоровья, за счёт чего он является главным нападающим или инициатором боёв) и лесник (герой, который помогает своей команде совершать массовые убийства врагов, однако большую часть времени находится на территории, удалённой от остальных членов команды). Очень важно уметь правильно договориться с чужими людьми, так как каждый игрок считает, что предлагаемая и привычная для него тактика — самая правильная, однако teamplay подразумевает, что человек должен уметь подстраиваться под других во имя общей победы. Игра научила меня терпению, а также расширила круг моих знакомств. Некоторые помогают мне в реальной жизни и по работе, и в учёбе.

Эксперты: игры помогают в изучении английского. И всё

Менеджер в школе English First и преподаватель английского Анастасия Мельникова:

Увлечение компьютерными играми и развитие ребенка

Действительно, дети, которые играют в компьютерные игры, имеют больший словарный запас, чем их сверстники. Также они лучше умеют строить фразы — что-то они заучивают из игр полностью, что-то чисто интуитивно получается. Это слуховая память. Также в английском немаловажно произношение, интонация, с которой дети задают вопросы. Виртуальная реальность им также в этом помогает.

Положительно можно оценить и лексику, которую дети, играя, познают: в среднестатистической школе ученикам не расскажут, как будет по-английский «гном», «трезубец» или, например, «проклятие». Другой вопрос, что дети также могут набраться и жаргонизмов, но их достаточно и в русском языке. За всем не уследишь.

Президент Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков:

Увлечение компьютерными играми и развитие ребенка

Было не раз уже доказано, что жизнь в виртуальном мире негативно влияет на личность ребенка. Компьютер должен быть «дозирован», а игры желательны только развивающие, без агрессии. Сегодня в школах США почти во всех штатах есть должность — интернет-няня, которая во время перемен и после уроков приглядывает за тем, во что дети играют.

То, как фокусируется ребёнок в игре, не проецируется на его реальную жизнь. Внимательность компьютерными играми не нарабатывается — наоборот, когда сконцентрированный на виртуальной задаче ребёнок вдруг игры лишается — родители говорят, что нужно выключить компьютер, — то у школьника начинается истерика, в реальности у него не оказывается должной мотивации, чтобы следить за «деталями», как в игре. Самое ужасное, что компьютер выступает в роли наркотика, из-за которого в США дети приходят в школы с пистолетами и расстреливают одноклассников.

Источник