Устное народное творчество в развитии речи ребенка

Екатерина Пушкарёва
Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

— Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество — фольклор. В практике дошкольногообразования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества.Сюда входят такие фольклорные жанры:

1. Скороговорки

2. Загадки

3. Пословицы и поговорки

4. Русские народные сказки

5. Народные игры.

-Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Скороговорки.

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками)

Итак,проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. (учат скороговорку)

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. (произносят беззвучно)

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. (произносят шепотом)

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. (произносят произносят)

2. Загадки.

Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.

Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный ответ на рисунке. (по очереди 2 подгруппы отгадывают).

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру.

Игра «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

Например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч).Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)

3. Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».

Например:

«В правде сила»

-говори всегда правду;

-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;

-не обращай свою вину на других;

-помогай говорить правду своим близким;

-учи говорить правду младших по возрасту.

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

— не бездельничай;

— учи и учись сам;

— не бездельничай с другими;

Читайте также:  Как ребенок должен быть развитие в 3 года

— помогай своим друзьям;

— учи младших по возрасту.

«Кончил дело – гуляй смело»

— не бросай начатое дело;

— закончи дело, потом отдыхай;

— доводи начатое до конца;

— начал какое-то дело – доделай;

— не ленись.

«Один за всех и все за одного»

— поддержи своего ближнего;

— всегда и во всех случаях помогайте друг другу;

— стойте горой друг за друга в беде.

«Труд кормит, а лень портит;

— не ленись трудиться;

— трудом ты заработаешь на хлеб и еду;

— ленивый не добьется успеха в жизни;

— трудись и добьешься целей в жизни;

— учи младших по возрасту трудолюбию.

«На обиженных воду возят»

— не обижайся без оснований;

— не сердись из-за пустяка;

«Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»

— не обманывай;

— как не лги, а правда выяснится;

— обманывать нельзя;

— правда сильней, а ложь слабей.

2. Игра «Какая пословица лучше?»:

Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей.

Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей.

Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей.

Лучше иметь двух новых друзей, чем одного старого.

Лучше старый друг, чем два новых.

Лучше не иметь ни старых друзей, ни новых.

3. Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).

9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).

10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).

11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).

4. Сказки.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

В своей работе я использую такие задания по сказкам:

1. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям,говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

— Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?

2. Моделирование сказок.

Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности –такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.

Затем переходим непосредственно к работе с моделями.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.

Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .

Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;

Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;

Лиса – оранжевый круг;

Заяц – белый круг;

Волк – серый круг;

Медведь – коричневый круг;

Петух – красный круг.

После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

5. Народные игры.

Кроме всего этого мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в народную игру с платочком, т. к. скоро праздник Масленица, водящий становится Масленицей. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу

Масленица напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Читайте также:  Учение об интеллектуальном развитии ребенка

Я с платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются,а Масленица становясь между двумя детьми и произносит:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают по внешнему кругу. Тот кто добежал до Масленицы быстрее и взял платок с плеча, становится водящим.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

— Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе. (раздаются буклеты по теме)

Источник

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому.

Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой ,регулируем  свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи , ребёнок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребёнка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль , так как ребёнок пытается ему подражать . Если общение со взрослым носит эмоциональный , положительный, предметный ,  характер то это является основной и предпосылкой для активного общения со сверстниками, которое возникает позднее. При недостатке общения речь ребёнка не развивается, он может вырасти замкнутым.

    Огромное значение на развитие речи ребёнка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки , пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки  — всё это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают  к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности. В течении многих веков они любовно и мудропоучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослыми и ребёнком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. По средствам устного народного творчества, дети познают окружающий мир, при этом усваивая словесные и образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражая свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.

Народные  потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять ухе на втором году жизни, когда у ребёнка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение  потешки, в которой произносится  имя ребёнка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей  образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где же однокоренными словами будут слова «заика-заинька», «серый-серенький». Задорные и зазывные заклички также как и потешки привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребёнка, окраштваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко – ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». С помощью потешки  и пестушки развивается фонематический слух,так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребёнку почувствовать и осознать красоту русского языка. Роль потешек ещё и в том, что они учат воспринимать  коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Сменяют потешки ,прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах, где дана картина какого-либо яркого события и стремительного действия.

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребёнку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Читайте также:  Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

Дразнилки – это форма проявлений детской сатиры и юмора. Это вид творчества  почти всецело принадлежащий  и развитый самими детьми. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях дразнить говорили: «Дразнило – собачее рыло!»

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в тоже время простой игрой. Этим они привлекают детей . Скороговорки сочетают однокоренный или созвучные слова: Сшит колпак не по – колпаковски, надо его переколпаковать  и  перевыколпаковать; на дворе – трава, на траве –дрова.

Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Считалка- это рифмованный стишок, состоящий по большой части  из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение  детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребёнку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

Особое место следует уделить народной лирике. Состав песенного фольклора гораздо богаче и разнообразнее многих других жанров. С самого раннего детства малыш слышит свои первые колыбельные песни, которые ласково и спокойно напевает ему любящая мать. Традиция напевать перед сном возникла из глубины веков. В те времена мать при помощи колыбельной песенки передавала малышу свой опыт, учила обычаям народа, давала  знания о мире. Ещё не умея говорить, ребёнок отлично понимает, о чем поет его мать. Ученными доказано что малыши, засыпающие под мелодичные колыбельные песенки, быстрее развиваются и адаптируются в жизни. Дети впитывают с младенчества мудрость поколений, которая заложена  в колыбельных песнях. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Используя эти песни, дети учатся образовывать однокоренные слова, так как в них  создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И не просто «кот», а «котя», «коток», «котенька». Положительные эмоции, связанные с тем или иным образом ,делают это освоение более прочным и успешным. За счет особой интонации колыбельная песня формирует фонематическое восприятие ( медленный темп, напевное выделение голосом  гласных звуков и т. п.) Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний , осваивать лексическую сторону речи.

В более старшем дошкольном возрасте речь ребёнка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и  обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается  детьми , благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Именно сказки в самом начале содержат «крылатые» повторения выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка-«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Народная сказка может быть по настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат правильную, грамотную интонационно окрашенную речь взрослого: произношение взрослого должно быть четким, ясным правильным, рассказчик не должен забывать о необходимых паузах и ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, которые доступны детям в любом возрасте. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так кА ребёнок больше вникает в ход событий.

Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее  все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается  уже в рассказывании, высший этап – инсценирование.» Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и обязательная победа добра над злом.

Таким образом, помогая ребёнку овладевать языком устного народного творчества, взрослый выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребёнка.

Источник