Оценка нервно психического развития ребенка грудного возраста

Оценка нервно психического развития ребенка грудного возраста thumbnail

Контроль за НПР проводится в эпикризные сроки. НПР и степень его гармоничности определяют только на основании обследования развития умений по ведущим линиям или показателям развития.

За норму развития ребенка на первом году жизни принимается овладение умениями в пределах + — 15 дней от паспортного возраста. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более ранние возрастные сроки. Замедленное развитие определяется при овладении умениями в более поздние возрастные сроки.

В практической медицине оценка темпов НПР детей первого года жизни проводится ежемесячно по соответствию формирующихся у ребенка умений (статических, двигательных, эмоциональных и др.).

Ведущими линиями развития на первом году жизни являются:

Новорожденные – 2,5 мес. – развитие зрительных (Аз), слуховых анализаторов (Ас);

— развитие положительных эмоций (Э);

2,5–3 мес. – 5-6 мес. — развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций;

— движения общие (До);

— движения руки (Др);

— подготовительные этапы активной речи (Ра) — гуление;

5-6 мес. – 12 мес. — движения общие (До);

— движения руки (Др);

— активная речь (Ра);

— понимаемая речь (Рп);

— навыки (Н).

Кпервому месяцу:

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого (Э), пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе (До), кратковременно фиксирует взгляд на предмете и следит за ним при его движении (Аз), прислушивается к звуку, голосу взрослого (Ас), избегает даже незначительного раздражения (попадание одежды на лицо), издает некоторые звук, «горловые шумы».

Ко второму месяцу:

Рассматривает висящие над ним игрушки (Аз), следит за движущейся перед глазами игрушкой (Аз), поворачивает голову в сторону источника звука (Аз), держит прямо голову (До), подражает либо отвечает случайной улыбкой на разговор с ним, или улыбающемуся лицу (Э), повторно издает звуки (Э).

К третьему месяцу:

Сосредотачивается в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке (Аз), появляется «комплекс оживления» — улыбка (Э), узнает бутылочку или грудь, оживленные движения рук и ног, звуки в ответ на разговор взрослого; лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и хорошо удерживая голову, хорошо удерживает голову в вертикальном положении, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе (До), случайно наталкивается руками на игрушки (Др).

Кчетвертому месяцу:

Узнает мать (Аз), поворачивает голову и находит глазами невидимый источник звука (Ас), переворачивается с боку на бок, подолгу лежит на животе, опираясь предплечьями и высоко подняв голову (До), во время бодрствования часто появляется «комплекс оживления, громко смеется, когда с ним разговаривают, любит играть (Э), рассматривает, ощупывает и захватывает висящие игрушки (Др), гулит (Ра), придерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении (Н).

К пятому месяцу:

Отличает близких от чужих людей (Аз), подолгу певуче гулит (Ра), берет игрушку, которую держат над ним, удерживает ее (Др), долго лежит на животе. Поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (До), ест с ложки густую или полугустую кашу (Н).

К шестому месяцу:

По разному реагирует на свое и чужое имя (Ас), начинает произносить отдельные слоги, выговаривает больше двух звуков – начало лепета (Ра), свободно берет погремушку из разных положений, перекладывает с одной руки на другую, кладет ее в рот (Др), сидит с минимальной поддержкой, переворачивается с живота на спину, начинает ползать (До), хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости (Н).

К седьмому месяцу:

Стучит, размахивает и бросает игрушку (Др), повторно произносит одни и те же слоги, подолгу лепечет (Ра), на вопрос «где?» ищет и находит взором предмет (Рп), хорошо и много ползает (До), пьет из чашки (Н).

К восьмому месяцу:

Игрушками занимается долго, подражая действиям взрослого: катает, стучит (Др), по просьбе взрослого выполняет разученные движения, например, «Дай ручку», «До свидания», «Ладушки» (Рп), может садиться и ложиться из сидячего положения, придерживаясь руками, сам встает, стоит и опускается, переступает (До), пьет из чашки, которую держит взрослый (Н).

К девятому месяцу:

На вопрос «Где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения, знает свое имя – оборачивается на зов (Рп), с предметами действует по разному в зависимости от их свойств: катит шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку (Др), переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками (До), хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками (Н), выговаривает «мама», «баба» (Ра).

К десятому месяцу:

Повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги (Ра), по просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку («Дай мяч», «Дай куклу») (Рп), проделывает рузученные действия с предметами (вынимает, вкладывает, открывает, закрывает и др.) (Др), влезает на диван, ступеньку, слезает с них (До), навыки те же (см. 9 мес.).

К одиннадцатому месяцу:

Употребляет первые слова-обозначения («Ав-ав», «Кис-кис», «Дай» и др.) (Ра), первые общения в понимаемой речи (по просьбе находит мяч, машину и др.) (Рп), овладевает новыми действиями с предметами: ставит один кубик на другой, снимает со стержня и надевает на него свободно снимающиеся кольца (Др), стоит самостоятельно, делает первые шаги (До).

К двенадцатому месяцу:

Легко подражает новым слогам, употребляет от 2 до 10 слов (Ра), самостоятельно ходит (До), хватает предметы большим и указательным пальцами, переносит действия с одного предмета на другой – всех кормит, баюкает и т.д., удерживает два предмета (Др), самостоятельно пьет из чашки – берет ее руками, ставит на стол (Н), по просьбе подает игрушку, проявляет доброжелательность, исполняет простые действия, сопровождая их лишними жестами (синкинезии) (Рп).

Возможные вариантыоценки НПР:

— соответствие возрасту;

— отставание (ретардация): указать на сколько месяцев;

— ускорение (акcелерация);

Для более точного определения уровня НПР детей до 3-х лет разработана количественно-качественная градация, позволяющая объективно оценить развитие каждого ребенка (см. таблица).

Согласно этой оценке, дети м.б. распределены на 5 групп НПР. Дети, отнесенные в 4 группу, должны расцениваться как имеющие пограничное с патологией состояние; дети, отнесенные в 5 группу НПР, как дети с патологией.

Источник

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.

Особенности физического и нервно-психического развития детей грудного возраста от момента рождения до года. Нормы и отклонения: когда стоит волноваться родителям?

Особенности развития по месяцам

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

ВозрастНавыки
1 месяцВ это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка.
2 месяцНачинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте.
3 месяцМалышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой.
4 месяцАктивная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь.
5 месяцПервые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой.
6 месяцПовышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм.
7 месяцМалыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых.
8 месяцАктивно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова.
9 месяцЧаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким.
10 месяцРазвлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела.
11 месяцМожет сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей.
12 месяцМногие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Физическое развитие

грудничок ползает

Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:

  • При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
  • При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
  • Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.

В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.

Чувствительность кожи

Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.

Зарастание родничка

Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. Закрытие маленьких родничков происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.

Зубы

Прорезывание молочных зубов происходит в 5-8 месяцев. Первыми появляются 2 нижних, затем пара сверху. По бокам от них прорезается еще по одному зубику. К годовалому возрасту у большинства детей есть 8 зубов. Процесс сопровождается ухудшением самочувствия, нарушением сна, повышением температуры до 38°. Симптомы заметны почти у всех детей и являются нормальной реакцией организма.

Дыхание

Увеличение глубины дыхания по мере развития дыхательной системы. Частота вдохов-выдохов постепенно снижается от 45 в 3 месяца до 30 к годовалому возрасту. Узкие носовые ходы, неразвитость органов дыхания могут приводить к простудным заболеваниям.

Развитие сердечно-сосудистой системы

Увеличение сердечной массы. Сопровождается постепенным снижением пульса и повышением артериального давления.

Органы пищеварения

Незрелость пищеварительного тракта – часто становится причиной расстройства желудка, запоров, вздутия. Введение прикорма после 5-6 месяцев меняет ферментный состав, может вызывать аллергические реакции.

Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к анемии, рахиту при недостатке необходимых минеральных веществ.

Таблица физического развития

развитие ребенка

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

Возраст (мес)Длина тела (см)Вес (кг)Окружность головы (см)Окружность груди (см)
При рождении49-542,6-433-3731-35,9
152-553-4,335,8-37,234-36
255-574,5-537,5-38,536-38
358-604-638-4036-39
460-634,5-6,538-4036-40
563-676,5-7,537,5-42,237-42
665-697,5-7,842-43,842-45
767-718-8,843,8-44,245-46
871-728,4-9,444,2-45,246-47
972-739,4-1045,2-46,346,5-47,5
1073-749,6-10,546-4747-48
1174-7510-1146,2-47,247,5-48,5
1275-7610,5-11,547-47,548-49

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Развитие нервной системы и психики

мама и грудничок

Читатели Ogrudnichke.ru рекомендуют:

— Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life Читать статью >>>

— Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком? Читать статью


Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму Читать подробнее…

— Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин Узнать подробности >>>

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

ВозрастНавыки
1 месяцПри обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к».
2 месяцЧаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит.
3 месяцРеагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление.
4 месяцНачинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе.
5 месяцРазличает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию.
6 месяцНаблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи.
7 месяцНовые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык.
8 месяцКонтактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет.
9 месяцПроявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию.
10 месяцВыражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы.
11 месяцОстанавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими».
12 месяцУчится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

Оценка нервно-психического развития

дети едят фрукты

При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.

Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.

Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:

  1. В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
  2. В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
  3. В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.

Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.

Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.

Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.

Источник