Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста

Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста thumbnail

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». Инновация – это изменение того, что уже существует.

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3–4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка, в т. ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы. И если первый вопрос на собрании еще вызывает интерес родителей, то, как правило, дальше родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Педагоги детского сада решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.

Воспитатели детского сада к родительскому собранию пекут пироги, ставят на стол конфеты, чай. Родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам! Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что-нибудь к чаю. И всегда находится чья-либо бабушка или мама, которая печет пироги.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

При таком подходе родители стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями, так как их интересуют вопросы, касающиеся формирования личности маленького ребенка, его внутреннего мира, отношений с родителями и окружающим миром. Родители с нетерпением ждут очередной встречи, спрашивают: «Когда будет собрание?» Такие встречи с родителями детей раннего возраста проводятся раз в месяц, заранее обcуждается повестка, что позволяет подготовить интересующие вопросы. Подобные встречи нельзя назвать в традиционном смысле родительскими собраниями, так как это скорее встречи по интересам или родительский клуб, куда родители приходят с желанием поделиться своими мыслями, решить возникшие проблемы.

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов

на тему:

«Специфика взаимодействия с семьями воспитанников групп раннего возраста»

Подготовил:

старший воспитатель

ГБДОУ детского сада № 52

Колпинского района СПб

Пастор А.А.

Санкт-Петербург, г. Колпино

2019 г.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольная образовательная организация и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет её, выполняя свои особые функции.

Их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество— это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности.

hello_html_3eaee920.png

hello_html_m75a87a74.png

hello_html_6ec67624.png

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача ДОО сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Работа с родителями детей раннего возраста так же является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.

Проблема взаимодействия ДОО с семьей остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьями и ДОО могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателю. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОО в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

На основе анализа изученной литературы можно сделать вывод, что успешность ДОО определяется взаимодействием педагогов и семьи. Построение системы отношений между педагогами и родителями должно строиться на психологии доверия. Родители и педагоги испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Существует потребность взаимопомощи. Эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают.

Педагогу, организуя взаимодействие, необходимо помнить, что родители — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Необходимо подбирать такие подходы, в которых отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также необходимо владеть принципами работы с взрослыми. Такими принципами являются:

 отказ от критики участников взаимодействия,

 обеспечение свободы мнений в процессе обсуждения актуальных проблем,

 уважение жизненных позиций партнеров,

 удовлетворение познавательного интереса партнеров по общению.

Педагогу необходимо владеть приемами создания благоприятной психологической атмосферы для продуктивного взаимодействия, обеспечения комфортного пребывания в ДОО (музыкальный фон, организация предметного пространства, взаимное уважение участников процесса взаимодействия, доброжелательное отношением друг к другу, умение понять и принять позиции различных сторон). Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОО, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.

Для того чтобы пребывание ребенка раннего возраста в ДОО было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить контакт и продуктивные отношения педагога с родителями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей. Партнерская позиция обеспечивается благодаря компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения ребенка, полной информированности родителя об особенностях жизни и самочувствия ребенка в детском саду. Как показывают исследования и наблюдения из практики, родители зачастую не готовят ребенка к поступлению в детский сад, не знакомятся с педагогикой и психологией раннего возраста. Родители не подозревают, что малыш может испытывать затруднения в период адаптации к ДОО, которые приводят к ухудшению его эмоционального самочувствия, нарушения физического здоровья, остановкам в развитии. Из этого следует вывод о том, что семье необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь. Родители должны знать, как развивается ребенок раннего возраста, какое значение в его развитии имеет детский сад и как помочь ему безболезненно адаптироваться к условиям детского сада.

Работа с родителями основывается на принципе создания единого образовательного пространства «детский сад — семья», и должна проводиться в трех направлениях:

— повышение педагогической культуры родителей;

— изучение и обобщения опыта семейного воспитания;

— приобщение родителей к участию жизни детского сада, через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы.

Почему необходимо установить контакт с семьей ребенка? Один из важных механизмов социализации ребенка (по И.О. Кону) — подкрепление, что предполагает повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны всех взрослых. Если этот механизм нарушается, то у ребенка плохо формируются навыки, привычки, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить, могут даже возникнуть невротические проявления.

Педагоги-практики приводят многочисленные примеры, свидетельствующие об отсутствии единства воздействий на детей в семье и ДОО, что негативно сказывается на развитии детей. Типичным является различное поведение детей дома и в ДОО. Так, в детском саду формируются у ребенка навыки самообслуживания, а мама или бабушка говорят, что ребенок еще маленький, и начинают одевать его, обувать или выполнять за него еще какую-то работу, не давая возможности проявить ему самостоятельность. Часто стремление ребенка к самостоятельности родители расценивают как упрямство или «вредность», что дает повод к конфликтам. Позже эти родители сами будут удивляться, почему их ребенок ленив.

Педагоги приводят и такие примеры: дети приходят из дома по-разному подготовленными к детскому саду. Один ребенок уже может себя обслужить, у него достаточно развита речь, навыки делового общения, другой ребенок заметно отстает в развитии в силу чрезмерной опеки взрослых. Доказано, если у ребенка налажено «деловое общение» со сверстниками и взрослыми, развиты навыки самообслуживания, адаптация проходит более успешно.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, семья — самая благоприятная среда для воспитания ребенка в возрасте до трех лет, где отношения построены на любви и взаимной привязанности; с другой — возможности семьи в воспитании не всегда используются родителями, и семья не справляется с воспитанием.

Иногда родители используют неоправданные наказания, запугивают ребенка, делают ему многочисленные замечания. Так, мы были свидетелями сцены, когда один папа кричал на ребенка, а на замечание педагога ответил: «Тихо! Я воспитываю!»

К сожалению, родители и другие члены семьи допускают типичные ошибки, которые «кочуют» из поколения в поколение. К ошибкам относятся укачивание детей, ограничение их двигательной активности, нарушение режима, недостаток общения, использование угроз, наказаний и др. Сейчас появляются и новые проблемы, связанные с увлечением просмотра телепередач, занятиями с компьютером. Например, одна мама регулярно ставит ребенку 2,5 лет для просмотра видеокассету с фильмом «Титаник», чтоб он «не мешал», не задумываясь при этом о нагрузке на его нервную систему, на зрение.

Воспитатели приводят многочисленные примеры: родители иногда «забывают» забрать ребенка из сада, после выходных дней дети приходят невыспавшиеся, от них пахнет табаком. В играх дети отражают некоторые стороны жизни взрослых («пьют пиво», собирают кегли, которые выполняют роль бутылки и идут их «сдавать» и многое другое). Часто это происходит от недопонимания родителями значения примера, подражательности в воспитании, необходимости охраны нервной системы ребенка. Л.Н. Павлова показывает, что в современной семье в 3 раза больше детей с задержкой психического развития, вырос детский травматизм, родители не проводят занятий с детьми, не знакомятся с педагогикой раннего возраста и не подозревают, что малыш живет своей эмоциональной жизнью, требует не только пищи телесной, но и духовной. Из этого следует вывод о том, что семье необходимо оказывать педагогическую помощь. Эта помощь может быть разной: патронаж ребенка на дому, создание диагностических центров и групп коррекции, общение с родителями в ДОУ и др.

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОО имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего, из особенностей самого периода раннего детства. (Хотя в работе педагога с родителями самых маленьких воспитанников имеется много общего с работой родителей дошкольников.) Родителям необходимо показать уникальность и значение того или иного возрастного периода. Много примеров можно привести о незнании или недопонимании родителями периода «кризиса трех лет». Родители, не подозревая о новообразованиях в психике ребенка, стремятся поддерживать сложившийся уже стиль отношений, ограничивая самостоятельность ребенка, иногда при этом жалуются, что «ребенок был раньше хороший, а сейчас стал вредный и упрямый, как подменили». Родители не хотят видеть особенностей развития ребенка, и пытаются во всем обвинить именно его.

Педагогам ДОО следует убедить родителей в важности правильного воспитания ребенка с первых дней его жизни.

Сложности встречаются в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи — очень тяжелый и болезненный процесс. Педагогам и родителям следует помнить, что в детском саду можно облегчать требования к детям, а в семье повышать их, поскольку там воспитание происходит безболезненно и естественно. В период адаптации педагогу важно выявить особенности ребенка, побеседовав с мамой, а также узнать некоторые его привычки, привязанности и то, как к нему обращаются дома. Бывают случаи, когда воспитатель обращается к ребенку по имени, какое записано в документах, но ребенок привык к другому обращению, «домашнему имени» и не реагирует на взрослого. Следует развивать самостоятельность ребенка, предметную деятельность, деловое общение со взрослыми и сверстниками.

К специфике общения с родителями данного контингента детей относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как, например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Но открытые просмотры родители очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на видеопленку. Это хорошая «память» для родителей, кроме того на собраниях с родителями в ДОО видеозапись поможет убедительно подкрепить рассказ. Использование этих методов, безусловно, повысит интерес родителей к проводимым в ДОО мероприятиям.

Какие знания необходимо преподнести родителям? Прежде всего, им нужны знания особенностей психики ребенка, закономерностей его развития, умения разобраться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных высказываний их ребенка. Ребенок — не копия взрослого, и родители должны знать, что представляет собой малыш того или иного возраста, что он знает и может. Иногда родители сами проявляют интерес к данной проблеме и просят педагога рассказать об этом. Иногда педагоги не решаются общаться с родителями, поскольку не уверены в своей компетентности, но следует помнить, что воспитатели — специалисты, и в любом случае они знают больше, чем родители. Важно помнить, что для детей старше двух лет контакт с взрослыми и сверстниками в единстве с семейным общением составляет самое важное условие правильного развития.

М.И. Лисина выделяет факторы, влияющие на успешность воспитания ребенка раннего возраста. К ним относятся следующие: предоставление ребенку возможности активно действовать с разнообразными предметами; постоянное участие взрослого или старших в играх и занятиях с ребенком; организация общения ребенка со сверстниками и помощь им в налаживании игр и занятии; сочетание семейного (эмоционального) и общественного (деловые контакты) воспитания. Об этом следует знать родителям и почаще общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, читать книжки и рассматривать картинки, развивать его предметную и игровую деятельность. Родители считают, что на это нет времени: 15—20 минут в день достаточно для организации игры или другого общения в семье. Общение с детьми может осуществлять в разных бытовых ситуациях, по дороге домой.

Как и в какой форме сообщать родителям знания? Это может быть использование традиционных форм общения, например, родительских собраний, конференций, бесед, консультаций, ширм, папок-передвижек и др. Какой-либо вопрос можно осветить устно на собрании, другой письменно, или же проводить «заочную» консультацию, где в одном конвертике будут помещаться вопросы родителей, а в другом — ответы на них.

В настоящее время используются нетрадиционные формы общения. Например, встреча «За круглым столом», где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; «Вечера вопросов и ответов»; «Устные журналы», к которым можно подобрать рубрики: «Это интересно знать», «Советы специалиста», «Говорят дети» и др. Каждая страница — это устное сообщение с иллюстрациями. К обсуждению проблем хорошо подключать и самих родителей, особенно тех, у кого имеется опыт воспитания, или же специалистов, имеющих отношение к миру детства (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Можно с родителями рассмотреть и частные вопросы воспитания детей, например, о развитии их речи, детской изобразительной деятельности, о физическом развитии и др., используя при этом детские рисунки, пособия для родителей, детскую литературу и др. Темы подбираются по желанию как педагога, так и родителей.

Встречи педагога с родителями не должны быть длительными, примерно 30—40 минут с использованием методов активизации родителей. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы конкретных детей, просмотр видеороликов, «ранжирование» по степени значимости каких-либо позиций (задач воспитания, потребностей ребенка и др.). Например, мы предлагаем родителям перечень потребностей ребенка раннего возраста, такие как: потребность в ласке, общении, в движениях, в красивой одежде, сладостях, во внешних впечатлениях и др. Родителям надо оценить эти потребности по трехбалльной шкале, выделив, на их взгляд, самые важные.

Ассоциации с собственным опытом и рефлексивное отношение к своей воспитательной деятельности поможет установить метод анализа педагогических ситуаций.

Комплекс рекомендуемых форм и методов общения с семьей поможет установить контакт педагога с родителями, заинтересовать последних вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье. Родители будут апеллировать к чувствам, сознанию ребенка, использовать игровые методы, редко обращаться к наказаниям.

Источник