Игры способствующие умственному и физическому развитию ребенка

Елена Селиванова
Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Импульсы, посылаемые по нервам из рецепторов мышц и сухожилий, стимулируют деятельность головного мозга, помогают коре больших полушарий поддерживать нужный тонус. Напряженная поза задумавшегося человека, напряженное лицо, сжатые губы во время какой-либо умственной деятельности, свидетельствуют о том, что человек непроизвольно напрягает свои мышцы с целью более успешного выполнения поставленной перед ним задачи.

Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.

Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.

Интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.

При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение.

Установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью, а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей. При более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления. Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей.

Источник

Светлана Серебренникова (Фортова)
Консультация для педагогов «Подвижные игры как средство физического и всестороннего развития дошкольников»

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. По результатам анкетирования всего 7% уделяют внимание подвижным играм. Подвижные игра – важное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному нравственному, эстетическому развитию ребенка, оздоровлению и укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Игра — исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Игры, используемые для физического воспитания в детском саду,можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

Планируя подвижные игры,следует учитывать:

• общий уровень физического и умственного развития,

• уровень развития и двигательных умений,

• состояние здоровья каждого ребенка,

• индивидуальные типологические особенности,

• время года,

• особенности режима дня,

• место проведения игры,

• интересы детей.

Рассмотрим образовательное, воспитательное, оздоровительное значение подвижных игр.

Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего, в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно-двигательных проявлений в игре, самопознании.

В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих. Игра дает широкие возможности для познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения ребенка в мир социума.

Читайте также:  Развитие детей 4 5 месяцев что ребенок должен уметь делать

Воспитательное значение подвижных игр, прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия.

Воспитательное значение подвижных игр заключается в объективной оценке каждым игроком его роли в содержании и организации игры. Педагогическое мастерство организатора подвижной игры заключается в создании представления о несомненной важности каждой роли участника, о каждой выполняемой функции в организации и ведении игры.

Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение кондиционного уровня физической подготовленности ребенка. Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно-связочного аппарата, мышечной системы детей, их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.

Подвижная игра, всегда связана с эмоциями — сменой положительных, в случае хорошего ситуационного, промежуточного и конечного результата, на отрицательные — при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления нервной системы, развития в ребенке самоуправляемости, контроля нервных проявлений управления эмоциями.

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека. В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

5. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

6. Самостоятельную группу представляют игрыспортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх.Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. П. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще всего коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей.

В структуре подвижной игры выделяют содержание, двигательные действия и правила.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры. Правила в подвижнойигре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры. Например, в игре «Гуси-лебеди» первое правило требует, чтобы «гуси» находились на лугу до тех пор, пока их не позовет «хозяйка», и бежать им можно только на окончание слов диалога. Второе правило запрещает «волку» ловить «гусей» раньше, чем они побегут домой. При этом «волк» имеет право только пятнать «гусей», а «гуси» должны считать себя пойманными, если «волк» до них дотронется.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка по месяцам психологическое

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры — игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также на прогулках. На каждый месяц планируется 2-3 новые игры и повторение 4-5 уже знакомых подвижных игр.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,«Стой!» и др.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Практика показывает, что воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру,часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствование движений в подвижной игре.

На слайде вы видите этапы развития подвижной игры

1. Выбор игры

2. Создание интереса детей к игре

3. Сбор на игру

4. Организация играющих

5. Объяснение правил игры

6. Распределение ролей

7. Разметка площадки

8. Раздача инвентаря и атрибутов

9. Сигнал на начало игры

10. Проведение игры

11. Сигнал на окончание игры

12. Педагогический анализ игры

Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.

Порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать №№ 9,10,11,12.

Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия.

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей. Необходимо варьировать способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений.

Источник

Титова Валентина
Использование подвижных игр как элемент физического воспитания детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса (ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, а неумелого -умельцем). Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоедливым.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности,что позволит ему найти -наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, подражательные, музыкальные, спортивные и др. Все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе, поэтому в своей работе я активно использую подвижные игры.

Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода-гиподинамии. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, формирует механизм координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с орудиями труда и различными предметами, развивает психические качества и многое другое.

Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно — психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры – это не только средство полноценного развития растущего организма,но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

Значение игр возрастает благодаря возможности их использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках и т. д. — это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Читайте также:  Карта развития ребенка младшей группы

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности, и обеспечивают полноценное освоение «школы движений» куда, прежде всего, входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения, значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях. Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

«Подвижная игра является упражнением, готовящим ребенка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям» П. В. Лесгафт.

Работая с детьми старшего возраста при подборе подвижных игр я учитываю возрастные и индивидуальные способности детей, физическое развитие, уровень физической подготовленности. При подборе игр ориентируюсь на любимые игры детей. С этой целью на родительском собрании провожу анкетирование,предлагаю следующие вопросы : (Играете ли вы с ребенком в подвижные игры, В какие игры любит играть ваш ребенок на улице? и т. д. Игры подбираю разнообразные по характеру интенсивности доступные,имеющие оздоровительную направленность. Учитываю постепенный переход от простых игр, к более сложным, постепенно ввожу командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки. Всегда учитываю,где проводится игра: в спортивном зале, в группе, на площадке или на стадионе Обязательно помещение, в котором провожу игру, предварительно проветриваю. Совместно со старшим воспитателем и инструктором по физ. культуре составляю перспективный план подвижных игр (в группе и на прогулке). В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации проявлять смелость, сообразительность,выдержку,смекалку, сноровку. Движения детей 5-6 лет отличаются большей координацией, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко использую игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков, например, в игре «Кто быстрее добежит до флажка» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Для проведения подвижных игр у нас в саду и непосредственно в группе есть разнообразное физкультурное оборудование. В группе для проведения сюжетных подвижных игр для ребенка — водящего есть маски животных, эмблемы,а так же спорт.инвентарь: кегли,мячи,кубики,скакалки,ленты разных цветов,используем мебель группы (стульчики). В группе приходится подбирать малоподвижные игры и средней подвижности (на внимание, наблюдательность, координацию и т. д.) такие как «Бросай мяч и животное называй», «Удочка», «Движение по памяти», «Кто сделает меньше шагов» и т. д ; игровые упражнения на дыхание («Гуси шипят», «Насос», «Рубка дров» и т. д.).Спортивный зал очень хорошо оснащен,что позволяет разнообразить подвижные игры, условия двигательных заданий в играх. Придерживаюсь правила, что каждая игра должна сопровождаться не только словесно (стихи,загадки и т. д.) ,она должна быть красочна и интересна. Когда знакомлю детей с новой игрой или эстафетой, в помощь я предлагаю рассмотреть красочно оформленные схемы. На праздник День защитника отечества приглашаем пап, поучаствовать с детьми в конкурсе «А ну-ка, папы!». Такие состязания как «Веселые старты», «Масленица» доставляют детям огромную радость и положительный эмоциональный настрой.

Все мы знаем, прогулка является неотъемлемой частью двигательной активности детей. При организации прогулки обязательным структурным компонентом является подвижная игра. Проведение подвижных игр на свежем воздухе эффективно влияет на работу сердца и легких, увеличивается поступление кислорода в кровь, оказывая благоприятное влияние на общее состояние здоровья у детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Во время проведения подвижных игр на улице используем природные условия: деревья, кусты, пригорки, ручейки. Зимой строим горки, крепости, снежные фигуры, катаемся на санках. При катании на санках дети выполняют разнообразные движения.Но и катания на санках можно превратить в развлекательные игры: «Проезжай-бери», «Кто первый к флажку», «Ловкие и быстрые».На стадионе проводим спортивные игры: городки, бадминтон, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. «В детском возрасте, как говорил А. С. Макаренко, игра – это норма жизни ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

Играйте и будьте здоровы!

Источник