Условия развития воображения ребенка старшего дошкольного возраста

Условия развития воображения ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Анна Воронцова
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловлено возрастными и физиологическими особенности ребенка.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л. С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы.

В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом, происходит становление психологической защиты.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Занятия по развитию творческого воображения должны строиться в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка должны подкрепляться и поощряться (даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения. Важна собственная деятельность детей, все этапы занятия должны по возможности предусматривать личное участие детей, желательно, каждого ребенка в творческом действии. Там, где только можно, дети должны участвовать в живом формообразовании: рисовать, строить, клеить, извлекать звук, двигаться, разыгрывать оценки – развивать свои творческие возможности и пройти через разные художественные процессы. [Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. ]

Воспитатель, конечно, должен контролировать результаты творческой деятельности ребенка, но, ни в коем случае, не осуждать.

О развитии творческого воображения дошкольника в игровых занятиях А. В. Запорожец писал: «В воображении дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение» [Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с. ].

Игровая форма занятий позволяет ребенку раскрыть свои способности в сюжетно-ролевой игре, дать свободу фантазии в проявлении актерских, режиссерских, декораторских направлениях.

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются все анализаторы, позволяющие воспринимать окружающий мир (зрительный, тактильный, двигательный). В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам лучше узнать ребенка, дают возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи, кроме того, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка сесиль лупан

В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образного видения каждого. Определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей [Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с. ].

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами воспитательного воздействия на ребенка.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами интеграции разных видов искусств, как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Интеграция – это уровень взаимодействия, взаимосвязи.

В ходе интегрированных занятий изобразительной деятельностью в музыкальном сопровождении, построенных в игровой форме заложен огромный потенциал для развития не только творческого воображения, но и всестороннего творческого развития личности ребенка. Подобные занятия позволяют средствами музыки создать комфортный психологический настрой (о психологическом воздействии музыки говорилось в первой главе, использование на занятиях изобразительной деятельностью разных техник (рисование, лепка, конструирование и т. д.) обогащает художественный практический опыт ребенка.

Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить весь цикл занятий.

Ко всему вышесказанному напрашивается вывод: для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном детстве необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся:

— психологически комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;

— игровая (доступная и интересная для ребенка) форма организации занятий;

— разнообразие способов взаимодействия взрослого и ребенка в художественно-творческой деятельности;

— интеграция различных видов художественной практической деятельности.

Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / А. С. Белкин. – М.: Akademia, 2000. – 185 с. – (Высшее образование).

2. Богословский, В. В. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст] / В. В. Богословский. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

3. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997, — 96с.

5. Доронова,Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

6. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2007. – 303с.

7. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова // Детский сад от А до Я. — № 6. – 2004. – с. 14-24.

8. Комарова, Т. С. Красота. Радость, Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] /Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

9. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учебных заведений [Текст] / В. С. Мухина – 10-е изд. переработ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 608 с.

10. Пелих, Е. А. Интеграция художественных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пелих // Детский сад от А до Я. – 2004. № 6. – стр. 55-65.

11. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под. ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение. — 1964. – 352 с.

Читайте также:  Игра в коррекции психического развития ребенка

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер. 2000. – 712 с., ил. – («Серия «Мастера психологии»)

13. Соломенникова, О. А. Радость творчества. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 1. – стр. 49-52; № 2. – стр. 51-56.

14. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для вузов. [Текст] / Е. О. Смирнова. – 3-е изд. переработ. – СПб.: Питер. – 2009. – 304 с.

15. Тарасова, К. В. Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств [Текст] / К. В. Тарасова. – М.: Виоланта. — 2000. – 94 с.

16. Художественно-эстетическое развитие личности: от детского сада до вуза: материалы Всероссийской научно-практической конференции 12 апреля 2010 г. [Текст] / отв. ред. Н. Г. Куприна. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. – 2010. – 216 с.

Источник

Психолого-педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения возможно в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития воображения ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно.

Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Существует несколько точек зрения на построение занятий с детьми по развитию воображения. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика. По его мнению, исходными условиями построения занятий являются:

— Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала.

— Взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся.

— Интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.

По мнению Речицкой Е.Г, в дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.

В них ребёнок отображает уже не только то, что происходит в его ближайшем окружении, но и значительно более далёкие события из жизни. В своём воображении ребёнок этого возраста достигает значительно большей самостоятельности и инициативы. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у взрослых или старших детей. Он творчески их видоизменяет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов.

Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей, более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка.

Вместе с тем, мы считаем, что для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить.

Наиболее очевидно эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребенка, включенного в различные виды детской деятельности и, прежде всего, в игру. Так, взятая в игре роль двойственна по своей природе: в ней совмещаются те характеристики взрослого, которые являются предметным содержанием его образа, и особенности самого играющего как исполнителя этой роли.

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности. Отталкиваясь от свойств действительности, воображение познает их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения.

Иванова Э. исследователь детской игры, считает, что мотив творческой игры — потребность в действенном освоении впечатлений. Проявляется творчество и в способности к замыслу, его реализации, и в различных комбинациях своих знаний, и в искренней передаче своих чувств.

Читайте также:  Бланк индивидуальной карты психологического развития ребенка

Проявляется творчество и в поисках средств для изображения замысла. Способность использовать в игре предметы-заместители, видеть в предмете несуществующие качества также составляют одну из характерных особенностей детского творчества. Опыты Л.С. Выготского показали: благодаря замещению предметов происходит изменение в структуре связи между предметом, действием и словом, формируется способность отделять конкретную вещь от способа ее употребления, отделять предмет от его названия. В игре «не все может бытъ всем», замещаются и переименовываются лишь те предметы, которые допускают игровое действие или соответствующий обозначающий жест или служат точкой приложения для него. Эти данные и данные других исследователей (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.) показывают, что игровой сюжет (сторона действительности, которая воспроизводится в игре), роль (воспроизведение действий, поведения взрослого человека) и замещение предметов подчиняются логике реальных действий, а воображение возникает вторично, оно порождается структурой игрового действия.

В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре. У детей старшего дошкольного возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий:

  • применение развивающей игровой деятельности;

  • эмоциональное общение с взрослыми;

  • предметно-манипулятивная деятельность;

  • необходимость использования разных видов деятельности.

  • формирование творческих умений;

  • создание благоприятного эмоционального климата в коллективе детей.

Одним из основных средств развития воображений у детей является игровая деятельность. Рассмотрим значение игры для развития воображения у ребенка.

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л. С. Выготский был, несомненно, прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры.

А. Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных дальнейшей разработке теории игры, выдвинутой Л. С. Выготским, предложил гипотетическое решение этого вопроса. По мысли А. Н. Леонтьева, суть дела заключается в том, что «предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны.

Таким образом, в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ним как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития».

«Для ребенка на этой ступени его психического развития, — продолжает А. Н. Леонтьев, — еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий его мир, — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.

Поэтому ребенок в ходе развития осознания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, т. е. стремится действовать, как взрослый».

Конечно, и другие виды деятельности влияют на формирование этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка.

Процесс развития воображения у детей предполагает, прежде всего, воспитание взрослых, способных руководить творчески.

По мнению Е.Кравцовой существуют следующие условия развития воображения и творческого мышления у детей:

— совместная деятельность взрослого и ребенка;

— профессионализма педагогов образовательного учреждения;

— создание эмоционально комфортной атмосферы в образовательном учреждении.

Источник