Условия развития ребенка дошкольника с овз

Елена Кривошеева
Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения

Этап дошкольного детства – время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему.

Для оптимального осуществления интеграции на этом этапе необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива. Педагоги дошкольных учреждений должны быть готовы владеть коррекционно-развивающими технологиями, включающими детей — инвалидов в процесс познания через деятельность, разрабатывать коррекционно-развивающие программы, проектировать развивающую среду.

С учетом имеющихся возможностей дошкольного учреждения определены основные задачи совместной деятельности педагогов и специалистов в оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

— развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

— осуществление полноценной социальной адаптации в группе сверстников;

— проведение коррекционной и психологической работы с детьми;

— оказание морально – нравственной помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей, консультирование их по вопросам воспитания ребенка в семье.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей с ОВЗ.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием:

•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;

• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры, которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;

•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.

Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологами доказано, что чем большее количество анализаторов используется в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания.

Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями является замедленное формирование понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий.

Для более глубокого понимания значения действий, явлений используются наглядно — практические методы; для уточнения знаний о предметах широко применяется письменная речь (таблички, дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Важным компонентом успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.

Читайте также:  Влияние социальных факторов на развитие интеллекта ребенка

Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку является наиболее значимой для социальной адаптации детей с ОВЗ.

С помощью совместных усилий специалистов и родителей, возможно достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.

Литература

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» » / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. ,испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 336 с.

2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -№5,май/2009

3. Дошкольное воспитание. — №12,2009

Источник

Елена Ищенко
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

«Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ»

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в ДОУ должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества образования.

Инклюзия на этапе дошкольного образования – это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ОВЗ, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми.

Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Сегодня многие страны и Россия в том числе, признают интегрированное образование наиболее перспективной организационной формой.

МДОАУ «Детский сад № 53» г. Орска, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:

1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью;

2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;

3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Задача наших педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем субъектам, которые будут взаимодействовать с ребенком с ОВЗ. В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:

• включать в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;

• при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;

• создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;

• корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

Читайте также:  Развитие ребенка стертая форма дизартрии

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:беседа с родителями;изучение медицинской карты ребенка;обследование физического развития;обследование психического развития; характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством педагога-психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МДОАУ «Детский сад № 53» г. Орска (педагога-психолога, логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями может быть построена следующим образом.

Педагог-психолог:

организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности.

В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития, как:

— физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

— познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);

— социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);

— художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация — это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями детей с ОВЗ. В дошкольном возрасте семья является основой развития каждого ребенка. Согласно ст. 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Поэтому особе значение приобретает взаимодействие педагогов ДОО с семьями воспитанников.

Читайте также:  Развитие познавательного интереса у ребенка старшего дошкольного возраста

Согласно современному законодательству, родители являются не только заказчиками образовательных услуг, но и полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Так, Закон «Об образовании в РФ» предусматривает необходимость психолого-педагогического консультирования родителей детей, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст. 42.2, и закрепляет право семьи ребенка знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (ст. 44.3).

В основных принципах ФГОС ДО (п. 1.4) отмечена необходимость «сотрудничества Организации с семьей», а в п. 1.3.9 – «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Появление значительного количества детей с ОВЗ и со спецификой психосоциального статуса «вызывает необходимость выработки всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса – педагогами, родителями и детьми – новых способов межличностного взаимодействия».

Как отмечают Т. Н. Винтаева и др., успешному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательно-образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому «сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции современного образования…невозможно обеспечить становление социально-адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели».

Итак, в МДОАУ «Детский сад № 53» г. Орска создана система профессионального, компетентного и адекватного взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ и повышения качества воспитательно-образовательного процесса в работе с такими детьми.

Из практики работы нашего ДОУ рекомендуем реализовать следующий алгоритм взаимодействия педагогов с семьей ребенка с ОВЗ:

— 1-й этап. Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ДОО по обеспечению прав ребенка с ОВЗ;

— 2-й этап. Составление списка документов и договоров с родителями по проведению с ребенком с ОВЗ специфической воспитательно-образовательной работы.

— 3-й этап. Определение запросов и позитивных ресурсов семьи, выявление зон ответственности каждого родителя, степени заинтересованности семьи в составлении индивидуального плана развития ребенка.

— 4-й этап. Изучение психофизических особенностей ребенка и определение зоны ближайшего развития для создания адаптированной образовательной программы.

— 5-й этап. Составление плана работы с воспитанниками с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации данного контингента детей.

— 6-й этап. Мониторинг взаимодействия педагогов с семьей ребенка с ОВЗ. Определить: цели и задачи мониторинга; сроки; критерии; диагностический инструментарий; субъектов мониторинга; способы обработки результатов, информации о полученных данных.

— 7-й этап. Согласование результатов работы с семьей ребенка с ОВЗ, получение обратной связи. Определение уровня понимания родителями проблем, успехов и достижений их ребенка, а также формы, методы, виды оценки результатов.

Таким образом, структурирование педагогической деятельности в виде алгоритма профессионального взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ позволит значительно оптимизировать работу педагогического коллектива, повысит качество воспитательно-образовательного процесса в работе с воспитанниками с ОВЗ и создаст условия для оптимального социального партнерства с семьей каждого ребенка.

Также в направлении работы с семьей ребенка с ОВЗ методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленными на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.

Таким образом, только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи получается положительный результат.

В работе использовали такие формы:

• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

• Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

• Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Итак, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. — № 4 (9)

2 Головей Л. А., Василенко В. Е., Савенышева С. С. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. — №2.

3 Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение. Интернет-журнал. 2014. — №6 (25)

4 Петрова Е. А., Козьяков Р. В., Поташова И. И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. 2016. — №5.

Источник