Влияние социальных факторов на развитие интеллекта ребенка

Влияние социальных факторов на развитие интеллекта ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Поескова Г. И. Факторы, влияющие на интеллект ребенка // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 564-566. — URL https://moluch.ru/archive/60/8623/ (дата обращения: 05.03.2020).

Известно, что основными факторами, оказывающими свое влияние на интеллект ребенка, являются наследственность и воздействие среды. Наследственные влияния передаются через гены, которые получает ребенок от родителей. Родители, таким образом, несут ответственность за формирование существенных для развития интеллекта ребенка биологических структур, и прежде всего, нервной системы. Средовые факторы ребенок ощущает от момента зачатия до самой смерти — это пища, физико- химические воздействия, обучение, социальный опыт, роль семьи, влияние культуры и много другое. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из обыкновенной школы в школу для одаренных детей, — повышается. Специальные программы, проводимые в США с целью обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться.

Споры по поводу природы интеллекта и факторов, оказывающих влияние на его развитие, начались еще в начале 1900-х годов, и не утихают, по сей день. Когда Альфред Бине создал свои первые тесты измерения интеллекта детей, он был уверен в том, что интеллект имеет «текучий» характер и может изменяться в сторону увеличения. В последующие годы американские ученые стали говорить о том, что человеческий интеллект генетически обусловлен и неизменяем от рождения.

Ряд американских ученых во главе с Э.Торренсом считают, что интеллект — это продукт существующей в обществе системы воспитания и обучения, поэтому талантами не рождаются, а становятся, поскольку творческий стиль является естественной формой работы мозга [7]. Американский психолог Р.Кеттел рассматривает интеллект двояко. По мнению Р. Кеттела, интеллект бывает кристаллизованным и текучим. Первый интеллект, заключающий в себе логическое мышление, счет, знания, зависит от образования, условий культурной среды. Второй интеллект, включающий в себя скорость восприятия и обработки информации, по мнению Р.Кеттела, генетически обусловлен [3]. Взгляды Р.Кеттела перекликаются со взглядами американского психолога К. Двек [4], которая рассматривает проблему с точки зрения двух теорий: теории «фиксированного» интеллекта и теории роста мышления. К.Двек утверждает, что одаренность не является фиксированной, данной от рождения и неизменяемой. Напротив, она может возрастать при наличии усилий и мотивации со стороны личности.

Наиболее широко на эту проблему взглянул канадский ученый Ф. Ганье [5]. Он предположил, что интеллект, который является природным качеством, должен развиваться на протяжении всей жизни человека. Это происходит путем систематических занятий, тренировок и практики «мастерства в определенных областях человеческой активности и деятельности». Таким образом, по мнению Ф.Ганье, происходит превращение одаренности в талант. Этому процессу могут способствовать (или мешать) два вида катализаторов: внутренний и внешний. К внутренним катализаторам относятся физические (здоровье, внешность) и психологические (мотивация, воля), которые обусловлены генетически. Внешними катализаторами, по утверждению Ф.Ганье, являются: среда (географическая, демографическая, социологическая), люди (родители, учителя, родные братья и сестры, сверстники), предоставляемые гарантии (программы для одаренных и талантливых детей) и события (смерть родителя, заболевание, выигранный приз).

Как считает американский психолог, специалист в области когнитивной, экспериментальной и социальной психологии Р. Нисбет интеллект гораздо больше определяется социальным окружением ребенка, нежели генами, и что родители и воспитатели могут оказывать на него значительное влияние. Так, по утверждению Р. Нисбета, кормление ребенка грудью в течение первых восьми месяцев от рождения ребенка на шесть пунктов в дальнейшем увеличивает IQ ребенка по шкале баллов. Или что занятия физическими упражнениями во время беременности также влияет на IQ ребенка, поскольку мать в этом случае родит ребенка большего роста, и при этом, его мозг тоже будет иметь значительно больший размер.

Убеждение Р. Нисбета в том, что социокультурное окружение влияет на интеллект ребенка основано на его изучении детей, выходцев из семей с низким социальным статусом. IQ этих детей на 12- 18 пунктов отстает от IQ их сверстников, выходцев из благополучных семей, в которых детям предоставляется более развивающая обстановка.

Подобно тому, как плохое питание негативно влияет на развитие ребенка в утробе матери, так и окружающая среда оказывает на интеллектуальное развитие ребенка. Р. Нисбет рассматривает детей из благополучных семей с достатком и детей из семей с низким достатком и делает следующие выводы.

В семьях с достатком:

1.                 говорят с детьми на «хорошем» английском языке; задают детям развивающие вопросы; комментируют детские высказывания; обсуждают с детьми вопросы из жизни ребенка и детские эмоции;

2.                 побуждают детей участвовать в дискуссиях за столом, которые ведутся взрослыми;

3.                 ребенок говорит 2 000 слов в час;

4.                 к трехлетнему возрасту, ребенок может услышать более 30 миллионов слов;

5.                 в доме много книг; ребенку начинают читать с 6-месячного возраста;

6.                 взрослые связывают прочитанный материал с примерами и событиями из жизни ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?» и «Почему?» по прочитанному тексту, побуждают ребенка участвовать в процессе чтения;

7.                 словами описывают то, что нужно сделать ребенку;

8.                 принимают активное участие в жизни ребенка, расспрашивают о ребенке у воспитателей, ровесников;

9.                 родители активно работают над тем, чтобы развить таланты и способности ребенка;

10.             вовлекают ребенка в познавательную активность в летний период, такую как: чтение, разговоры, походы в музеи и зоопарк, в результате чего, у ребенка повышается его IQ.

В семьях с низким достатком:

1. мало говорят с детьми; общение в основном в виде распоряжений;

2. ведутся обсуждения между взрослыми с убеждением в том, что детям не интересно участие в дискуссии;

3. ребенок говорит 1 300 слов в час;

4. к трехлетнему возрасту, ребенок услышал 20 миллионов слов;

5. книгвдоме мало; взрослые поздно начинают читать ребенку книги;

6. не связывают материал из книжки с жизнью ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?», но не задают вопросов, начинающихся с «Почему?»; считают комментирование ребенка прочитанного простым перебиванием и просят ребенка не отвлекаться, а внимательно слушать текст;

7. показывают, как надо делать что-либо, в лучшем случае, могут сказать: «Делай так!»;

8. не участвуют в жизни ребенка; дети предоставлены сами себе и большую часть времени проводят в играх и просмотре телевизионных передач;

9. родители видят свою роль в том, чтобы ребенок был сыт, одет, обут, был опрятным; дети растут и развиваются сами по себе;

10.                    не стимулируют развитие ребенка летом, в результате, у ребенка падает его IQ.

Р. Нисбет приходит к выводу, что такие простые вещи, как разговор с детьми, чтение ребенку книг, комментарии по прочитанному возбуждают любопытство у детей и увеличивают их интеллект. Таким образом, согласно утверждению Р. Нисбета, окружающая среда влияет на IQ ребенка, на его получение высшего образования и на всю дальнейшую карьеру в жизни [6].

Другие факторы окружающей среды, влияющие на интеллект ребенка

Читайте также:  Методы диагностики речевого развития ребенка

Шлепание малышей. Ввозрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания, и, наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать, считает М. Ибука [1]. Согласно исследованиям Мюррея Штрауса из Университета Нью- Хампешира, дети в возрасте от 2 до 4 лет, которых родители шлепают, на 5 пунктов по шкале IQотстают от своих ровесников, которых родители не наказывают подобным образом. Дети в возрасте от 5 до 9 лет, которых родители шлепают, отстают на 2.8 пункта от других детей, которых родители не наказывают.

Сон.Моник Ле Буржуа из Университета Браун изучила, как сон влияет на интеллект дошкольников. Она обнаружила, что если в выходные ребенок на один час больше поспит, то при сдаче теста в понедельник, его IQ увеличивается на 7 пунктов.

Свинец в крови. Американскийисследователи обнаружили, что у детей, имеющих в крови свинца меньше, чем 10 микрограмм на децилитр, на 11.1 пункта отстают по шкале тестов Станфорд- Бине от других детей. Каждые дополнительные 10- микрограмм свинца в крови ребенка дают увеличение IQ по шкале на 5.5 пунктов [2].

Литература:

1.         М. Ибука. «После трёх уже поздно». Пер. с анг. М.: Альпина нон-фикшн,2011, с. 25.

2.         Bernard SM, McGeehin MA. 2003. Prevalence of blood lead levels ≥ 5 micro g/dL among US children 1 to 5 years of age and socioeconomic and demographic factors associated with blood of lead levels 5 to 10 micro g/dL, Third National Health and Nutrition Examination Survey, 1988–1994 Pediatrics 112(6 Pt 1):1308–1313.

3.         Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63–68.

4.         Dweck,C.(1999) Self Theories: Their role in motivation, personality and development. Philadelphia, PA: Psychology Press.

5.         Gagne,F.(1995).From giftedness to talent: A development model and its impact on the language of the field. Roeper Review, pp.18, 103–111.

6.         Nisbett, R. and T. Wilson (1977). «Telling More than we can Know: Verbal reports on mental processes». Psychological Review 84(3): 231–259.

7.         Torrance E. P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study. Creative Child and Adult Quarterly. 1980

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жизнь ребенка, американский психолог, интеллект, интеллект ребенка, окружающая среда, родитель, развитие ребенка, пункт, семья.

Источник

Государственное бюджетно образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ В. И. Разумовского Минздравсоцразвития)

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Реферат

Тема: «Социальные и биологические факторы, влияющие на развитие интеллекта»

Исполнитель:

Студентка 2 курса 1 группы

Дзюкенова А. К.

Факультета клинической психологии

Саратов 2013 г

Содержание:

Интеллект.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта.

Социальные и биологические факторы.

Отрицательное влияние на интеллект.

Вывод.

Литература.

ИНТЕЛЛЕКТ

Некоторые характеристики IQ хорошо изучены. Этот показатель стабилен на протяжении всей жизни, хотя есть и исключения. Измерение интеллекта в младенчестве не коррелирует с IQ в более позднем детстве, возможно потому, что у грудных детей оценивается сенсорное или двигательное развитие, а не вербальные навыки или умение решать задачи, как при тестировании более старших детей. У большинства людей IQ более или менее стабилен начиная с середины детского периода и до начала взрослости, однако нередок разброс более чем в 15 единиц. Средний показатель выполнения тестовых заданий имеет тенденцию увеличиваться в подростковый период и в начале взрослой жизни. После этого средние показатели остаются вполне стабильными. Некоторое снижение происходит после 60 лет, особенно за счет заданий, которые требуют гибкости мышления. В процессе старения отмечаются большие индивидуальные различия, но у здоровых людей понижение интеллекта незначительно вплоть до глубокой старости.

Определяемые значения IQ в значительной мере коррелируют со школьной успеваемостью, с количеством лет, потраченных на учебу, и в меньшей степени с успехами на трудовом поприще. Тот факт, что подобные корреляции статистически значимы, иногда приводят как свидетельство валидности теста и для подтверждения того, что от IQ во многом зависят школьные и трудовые достижения. Действительно, производит большое впечатление, что такой краткий эпизод, как выполнение тестовых заданий, коррелирует со столь социально важными и сложными явлениями, как успехи в школе и на работе. Однако, с другой стороны, не следует преувеличивать степень этой корреляции. Например, индивидуальные различия в IQ объясняют только четверть вариаций в показателях школьных достижений. Более того, вовсе не очевидно, что IQ напрямую связан с такого рода показателями. Например, высокий IQ требуется иногда для того, чтобы быть принятым в хорошее учебное заведение или на престижную работу. Следовательно, положительная корреляция между IQ и учебными или трудовыми достижениями может объясняться скорее тем, как используются данные тестирования, а не тем, как интеллект влияет на успехи в школе и на работе.

Тесты интеллекта активно использовались для характеристики сходства и различий между отдельными группами людей. Мужчины и женщины в среднем не различаются по IQ, однако тесты были специально подобраны так, чтобы по возможности сгладить различия. И все же в ряде заданий различия проявляются. Например, у взрослых женщин отмечается тенденция лучше мужчин выполнять вербальные задания (такие, как подбор синонимов) и хуже мужчин – задания зрительно-пространственные (типа сравнения рисунков путем мысленной подстановки их частей) и количественные задания (такие, как решение необычных математических задач). Были выявлены и различия между расовыми и этническими группами.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта.

Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, – повышается. Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и, что более важно, на успеваемость.

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста

Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Например, злоупотребление алкоголем во время беременности нередко приводит к т.н. алкогольному синдрому плода – состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но также умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, и нельзя вычислить «безопасный» уровень потребления алкоголя беременной женщиной. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижено. Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

Развитие интеллекта определяется также наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или физических отклонений и приводят к низкому IQ. Эффект наследственности можно оценить путем сравнения монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых) близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки и, таким образом, генетически идентичны. Дизиготные близнецы развиваются из разных яйцеклеток и потому не более сходны между собой генетически, чем любые другие братья и сестры. Если интеллект или какой-то другой признак определяется наследственностью, то монозиготные близнецы должны оказаться ближе друг другу, чем дизиготные, и чем чаще наблюдается сходство по данному признаку у монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, тем сильнее влияние наследственности. Генетики используют этот подход для изучения того, в какой степени наследуются физические или поведенческие особенности; наследуемость (h2) определяется как та часть общей варьируемости параметра, например IQ, которая связана с генетическими факторами в пределах данной популяции и в данных условиях окружающей среды; h2 может иметь значение от 0, что указывает на отсутствие генетического влияния, до 1, означающей, что все индивидуальные вариации связаны с генетическими различиями или с факторами, тесно коррелирующими с генетическими различиями. Хотя оценки h2 для IQ в разных исследованиях не вполне совпадают, в целом существует согласие, что h2 составляет приблизительно 0,5, т.е. примерно половина различий в индивидуальных IQ определяется генетическими факторами. Более того, h2 выше у подростков и взрослых, чем у детей, что означает усиление роли наследственных факторов по мере развития индивида.

Свидетельства значительного или высокого уровня наследуемости использовались для оправдания дискриминации, поэтому очень важно правильно понимать эти данные. Во-первых, наследуемость – величина статистическая, относящаяся к популяции в целом, а не к отдельно взятому индивиду. Иначе говоря, h2 помогает описать различия между индивидами в популяции, но не позволяет судить об уровне интеллекта отдельного человека. Следовательно, h2 = 0,5 еще не означает, что интеллект любого индивида наполовину определяется генетическими факторами. Во-вторых, средний или высокий уровень наследуемости интеллекта внутри популяции еще не говорит о том, что различия в IQ между популяциями определяются именно генетическими факторами, а не средовыми. В-третьих, значение h2 относится только к той популяции и окружающей среде, для которых оно вычислялось. В принципе, h2 может варьировать в разных популяциях и изменяться, если радикальным образом меняются условия среды. Хотя по имеющимся данным IQ обладает средним уровнем наследуемости, качество выполнения тестовых заданий за последние несколько десятилетий в развивающихся странах существенно возросло, что может быть объяснено изменениями в системе образования и распространения информации.

Поскольку развитие интеллекта зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий в IQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.

В 1981 году Т. Бушар и М. Макги свели воедино результаты около 150 работ, выполненных на различных типах родственников (возрастной контингент — в основном дети и подростки).

Корреляции тем Выше, чем больше генов и среды разделяют родственники. Например, МЗ близнецы, выросшие вместе, имеют более Высокий коэффициент, чем те, Которые росли врозь. Более высокое сходство близнецов, воспитанных вместе, объясняется общими средовыми условиями. Живущие вместе, но не имеющие общих генов, также демонстрируют положительную, хотя и невысокую корреляцию, очевидно за счет общей среды. Если по приведенным коэффициентам корреляции оценить показатель наследуемости интеллекта, то в среднем он окажется близким к 50%.

Факторы среды, оказывающие влияние на интеллект:

· социальные

· биологические.

Социальный фактор среды:

Так, одним из факторов является род занятий. Оценки интеллекта могут быть предикторами профессионального уровня человека. В свою очередь, сам род занятий (профессия) влияет на интеллект: чем Сложнее работа, тем больше она требует гибкости ума, что способствует повышению интеллекта. Еще поколение назад IQ у жителей городов в США был примерно на 6 единиц выше, чем у жителей сельской местности. В настоящее время этот разрыв сократился до 2 единиц. Скорее всего, это является отражением изменений в среде. Развитие транспорта и других систем коммуникаций, внедрение новых технологий и т.д. приблизило сельскую среду к городской. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и повышение возможностей миграции, что приводит к смешиванию генофондов сельского и городского населения.

Читайте также:  Кто сдавал анализы на развитие ребенка

Посещение школы является еще одним средовым фактором, влияющим на интеллект. В свою очередь, интеллектребенка определяет те условия, в которых он будет учиться. Если ребенок имеет признаки умственной отсталости, его школа заведомо будет отличаться от школы одаренного ребенка. Вне зависимости от исходного уровня интеллекта, посещение школы способно повлиять на его уровень. Дети одного и того же паспортного возраста, посещающие и не посещающие школу, отличаются по уровню IQ. Дети, которые посещают школу регулярно, имеют более высокие показатели IQ, чем те, которые часто пропускают занятия или совсем не посещают школу. Нет сомнения, что школа дает возможность для развития основных интеллектуальных навыков, но степень развития одного и того же навыка различается у конкретных детей.

Применение развивающих методов также способно повлиять на уровень интеллекта. Точно так же, как и умственныеспособности детей, растущих в обедненной среде, имеют тенденцию понижаться, интеллект детей, имеющих богатые возможности для развития, обычно повышается. В последние годы и у нас в стране, и за рубежом очень популярны различные развивающие программы, в которых принимают участие дети дошкольного возраста. В свое время предпринимались многочисленные попытки изменить коэффициент интеллекта за счет различных программ компенсаторного воспитания, раннего вмешательства, специального тренинга.

Одна из самых масштабных попыток, так называемый Милуокский проект, представляла собой программу раннего вмешательства. Была выбрана группа риска (дети матерей с коэффициентом интеллекта менее 75 баллов), которая подверглась интенсивной тренировочной программе с 3-месячного возраста до 6 лет. Психологи оказывали помощь матерям в воспитании и обучении детей, специально тренируя способности, необходимые для успешного решения тестов.

Эксперимент привел к тому, что у части детей удалось к моменту поступления в школу поднять IQ на 30 баллов. После этого разница между контрольной и экспериментальной группами стала быстро уменьшаться и к концу восьмилетнего обучения в школе составила только 10 баллов, причем натренированным оказался именно специфический интеллект, школьная успеваемость была одинаковой.

Тренировочный эффект вмешательства коснулся именно способности решать тесты, не затронув общий фактор интеллекта. Милуокский проект раннего вмешательства продолжался 14 лет и закончился без особых результатов. Затраты составили 23 тыс. долларов в расчете на 1 балл прироста IQ у одного ребенка.

Анализ 72 проектов раннего вмешательства показал, что все они давали примерно одинаковые результаты: в подавляющем большинстве случаев в результате применения развивающих программ удавалось увеличить IQ на 9-10 баллов перед поступлением в школу, после чего наблюдалось быстрое возвращение к уровню контрольных групп. Таким образом, коэффициент интеллекта за счет такого рода вмешательств удается изменить, но эффект имеет преходящий характер.

На основании этих данных многие пытаются отстаивать точку зрения о невозможности изменить с помощью программ раннего компенсаторного обучения «траекторию» развития интеллекта, которая устанавливается при рождении. Эта точка зрения основана на представлении (иногда неявном) о существовании некоего критического периода, когда воздействия среды определяют способности на всю оставшуюся жизнь.

Но эти данные можно рассматривать и с другой точки зрения.

Во-первых, эффекты различных развивающих программ достаточно очевидны, а то, что с прекращением обучения по этим программам наблюдаются обратные изменения, показывает лишь высокую пластичность ментальных способностей. Как только прекращается тренировка памяти, внимания, планирования и т.п., происходит их изменение в соответствии с новым уровнем использования. Экспериментальные данные показывают, что мозг сохраняет огромный потенциал пластичности практически в течение всей жизни. И принцип use it or loose it («либо используешь, либо теряешь») играет огромную роль в развитии или деградации ментальных способностей человека.

Нет сомнения, что одним из важных факторов развития интеллекта является семейная среда. Для развития нормального уровня интеллекта необходимо, по крайней мере, чтобы среда в семье соответствовала обычным нормам.

Тяжелая депривация, отсутствие заботы, плохое обращение негативно влияют на развитие ребенка.

Исследования показывают, что благосостояние семьи (ее возможности), речь родителей коррелируют с оценками интеллекта детей. Однако такие корреляции могут возникать как за счет средовых, так и за счет генетических причин (вспомним о генотип-средовой ковариации). Исследования интеллекта в психогенетике подтверждают, что в детском возрасте фактор общесемейной среды вносит довольно существенный вклад в вариативность интеллекта (около 30%). Начиная с подросткового возраста, его роль значительно уменьшается.

К биологическим факторам среды, влияющим на интеллект,относятся:

· пренатальные (связанные с внутриутробным развитием),

· перинатальные (связанные с периодом, начинающимся за несколько недель до родов и заканчивающимся спустя неделю после родов).

· постнатальные. Сюда включают особенности питания, подверженность токсическим агентам, различные пренатальные и перинатальные стрессоры (например, недоношенность, родовая травма, гипоксия и т.п.).

Среди биологических факторов наиболее изученными являются влияния неполноценного питания и интоксикаций.

Показано, что белковое голодание в детстве приводит к значительному ухудшению показателей умственного развития детей Программы помощи детям слаборазвитых стран демонстрируют, что введение нормальной диеты улучшает показатели развития детей даже из беднейших слоев населения этих стран. Показано также, что в странах с нормальным уровнем питания различные пищевые добавки, включающие витамины и микроэлементы, способны благотворно влиять на умственное развитие детей. Например, было обнаружено, что некоторое влияние на коэффициент интеллекта оказывает грудное вскармливание. Особенно заметен этот эффект на детях недоношенных или родившихся в срок, но с пониженным весом (меньше 2,4 кг). У тех из них, кого вскармливали только грудью IQ в возрасте 5 лет, был в среднем на 11 баллов выше по сравнению с группой, где грудное вскармливание было ограниченным и применялись различные питательные смеси. Для детей с нормальным весом наблюдалась та же закономерность, но эффект не был таким выраженным (в среднем на 3 балла выше для группы с грудным вскармливанием). В настоящее время Американская академия педиатрии рекомендует грудное вскармливание в течение не менее 6 месяцев. Если сопоставить показатели детей, которых кормили грудью 7-9 месяцев, с теми, у которых этот срок был меньше месяца, то у первых IQ в среднем на 6 баллов выше.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник