Условия препятствующие нормальному воспитанию и развитию ребенка

Условия препятствующие нормальному воспитанию и развитию ребенка thumbnail

Приложение N 2

Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4

Порядок
проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее — обследование).

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее — ребенок, дети), и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее — сведения).

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.

6.1.3. Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка — в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.

6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.

6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка:

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со сверстниками содержание общения

6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).

6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее — акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Источник

В данном комментарии попробую изложить некоторые свои замечания по поводу проекта федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (внесен 23.03.12, рассмотрен Советом Государственной Думы 23.04.12, 14.05.12), (далее – Законопроект).
      
При анализе Законопроекта следует, прежде всего, не забывать о том, что речь в нём идёт о помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.

Понятие такой семьи уже сформулировано в Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних», и его предлагается дополнить словами «…либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию» (ст. 2 , п.1, пп.«а» Законопроекта).
      
Таким образом, полностью определение семьи, находящейся в социально опасном положении будет выглядеть так:

«семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию».
      
Все основные понятия, как то: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «безнадзорный», «беспризорный» и др. даны в Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних». Поэтому не буду заострять на этом внимание. Остановлюсь лишь на некоторых моментах предлагаемых нововведений, которые мне представляются весьма сомнительными или явно непроработанными.
      

Читайте также:  Цель развитие ребенка до 1 года

Предлагаемое дополнение «…создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию» уже введено в законодательство Федеральным законом N 49-ФЗ от 24.04.2008 (см. ст. 121 СК РФ). Однако до сих пор нигде нет более или менее чётких критериев определения этой «нормальности». В комментариях к Семейному кодексу, вышедших после принятия указанных поправок к нему, понятие «нормальное воспитание и развитие несовершеннолетнего» не раскрывается. Что считать нормальным и не нормальным в современных условиях жизни ребёнка? То, например, что ребёнок не каждый день получает завтрак, обед или ужин? Или то, что у него нет какого-нибудь «айфона» последней модели? Я, конечно, утрирую, но ведь критериев-то нет.
      
Поэтому если уж законодатель вводит оценочную категорию «нормальное воспитание и развитие несовершеннолетнего», то необходимо на законодательном же уровне установить позиции, по которым следует оценивать эту «нормальность».
      
Весьма и весьма сомнительной, если не сказать больше, мне представляется также норма, позволяющая несовершеннолетнему, достигшему 10-летнего возраста, самостоятельно обращаться с заявлением об установлении социального патроната (п. 2 статьи о социальном патронате). Не говоря уже о прочих аспектах такой гражданско-правовой новеллы, это просто – юридический нонсенс в буквальном смысле этого слова. Предоставляя 10-летнему(!) ребёнку право самостоятельно обращаться в государственные органы, законодатель признаёт тем самым за ним право дееспособности в данной области, то есть, как минимум, право своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права в сфере государственного управления.
      
Однако дееспособность у гражданина России возникает по общему правилу с момента его совершеннолетия (ст. 21 ГК РФ), ограниченная дееспособность – с 14 лет (ст.26 ГК РФ), а дееспособность малолетних, не достигших 14-летнего возраста, ограничивается лишь мелкими бытовыми сделками (ст. 28 ГК РФ). Причём перечень таких сделок является исчерпывающим, и всю ответственность за них несут родители или другие законные представители.

Перечень правомочий несовершеннолетних от 14-ти до 18-ти лет также исчерпывающий и касается лишь права совершения мелких бытовых сделок; права распоряжаться своим заработком, стипендией, или иным доходом; авторского права; права распоряжения своим вкладом в кредитные учреждения и право быть членом кооператива (последнее – с 16-ти лет). Всё! О праве несовершеннолетнего, а уж тем более – малолетнего, самостоятельно обращаться в официальные государственные структуры с какими бы то ни было заявлениями, не идёт даже речи (и не может идти!).
      
Почему тогда законодатель, предлагая ввести указанную норму, не предлагает внести соответствующие поправки в перечисленные выше положения Гражданского кодекса? Или почему бы не пойти ещё дальше, и не предоставить малолетнему право выходить в суды с самостоятельными исками? И здесь я уже ничуть не утрирую. Ведь логика данного Законопроекта именно такова – предоставить ребёнку право писать официальные бумаги в госорганы. И чем, например, отличается право ребёнка подать заявление об установлении социального патроната от права ребёнка подать исковое заявление в суд? По-моему – ничем! В общем, абсурд полный… Конечно же, данную норму Законопроекта нельзя принимать ни в коем случае!
      
Ещё одно положение Законопроекта представляется крайне важным, поскольку содержит потенциально опасную отсылочную норму. Это – последний абзац пункта 3 статьи о социальном патронате, который гласит, что «в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, мероприятия, предусмотренные планом организации социального патроната, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .

Иными словами, если в принципе, сначала речь идёт о «мероприятиях, направленных на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего» именно в рамках семьи (п.3, абз. 5 статьи о социальном патронате), то данная норма позволяет, на мой взгляд, устанавливать «особые случаи», когда ребёнка можно будет отдавать «на воспитание» в различные государственные учреждения. Этого также нельзя допускать. Не следует издавать по этому поводу специальные подзаконные акты Правительства, и если уж устанавливать такие «особые случаи», то они должны быть определены в Законе!
      
Если говорить в целом о Законопроекте, то по существу в нём прослеживается явная тенденция отхода от главной стратегической задачи – задачи борьбы с безнадзорностью и беспризорностью, реальной помощи так называемым «неблагополучным семьям», а также семьям, находящимся в тяжёлом материальном положении. Ведь, посмотрите, везде в Законопроекте говорится только о «социально-педагогической, медико-психологической помощи…» (ст. 2, п. 1, пп. «б» Законопроекта; п.3, абз. 5 статьи о социальном патронате), но нигде нет даже намёка на хоть какую-то материальную помощь таким семьям. А зачастую многие проблемы возникают именно из-за низкого семейного достатка.
      
Вместо расширения круга крайне расплывчатых и оценочных правовых норм, позволяющих трактовать положения Закона как угодно, в зависимости от преследуемых целей правоприменителя, необходимо выработать конкретные меры по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, средства и методы помощи «неблагополучным» семьям и семьям с низким достатком. Именно эти направления деятельности являются, на мой взгляд, самыми важными.
      
Это основные замечания по законопроекту, которые, по моему мнению, следует учесть в том случае, если не удастся избежать  его принятия.
      
В принципе же, полагаю, что в принятии Законопроекта нет необходимости, во всяком случае – в том виде, в котором он предложен.
      
Ныне существующая законодательная база вполне позволяет органам опеки и попечительства обойтись уже имеющимися у них полномочиями, и совершенно непонятно зачем вводить новый правовой институт, да к тому же, очевидным образом непроработанный и не вполне понятный.
      
Ещё раз повторюсь, что Законопроект не следует принимать вообще, а необходимо обратиться к соответствующему Министерству с требованием разработать программу конкретных действий по указанным выше направлениям и в кратчайшие сроки предложить её на обсуждение в Государственную Думу в форме нового законопроекта.

Читайте также:  Запорожцев игра и развитие ребенка

Участник рабочей группы «Юридический фронт» Михаил Кузнецов

Виртуальный клуб «Суть времени»

Источник

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства», «Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей»)

Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства», «Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей»)

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Порядком устанавливается:

— перечень органов и организаций, имеющих право проводить обследование;

— основания для проведения обследования;

— перечень обстоятельств, устанавливаемых при проведении обследования;

— требования к акту обследования.

В приложениях к Приказу приводятся: формы акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи; заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах; акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.

Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423».

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 28.03.2019

Поделиться ссылкой:

Источник