Запорожцев игра и развитие ребенка

Адышкина Ирина
Эссе «Психология игры в трудах Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже»

Современная дидактика оставляет за ребенком право на игру и рассматривает ее один из показателей соответствия воспитания и обучения возрастным особенностям детей. Игры используют в воспитательном и учебном процессах, когда ребенку трудно усвоить материал с помощью традиционных методов, когда есть необходимость создать положительный эмоциональный настрой, добавить сил, косвенно повлиять на ход и результаты деятельности детей.

Большой вклад в исследование игры, как мощнейшего средства воспитания и обучения детей, внесли такие исследователи как Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский и Ж. Пиаже. Эти авторы постоянно обращали внимание на то, что дети должны учиться играя, и положили начало соответствующим игровым технологиям обучения.

Советский психолог Д. Б. Эльконин считал, что в игре развивается функция обозначения и замещения, которая в дальнейшем в более сложных формах осуществляется посредством слова в словесно-логическом мышлении. По этой причине игра обладает первостепенным значением для формирования процессов мышления и волевой регуляции действий.

А. В. Запорожец называл игру главным видом деятельности дошкольного возраста. Он считал ее очень привлекательной для ребенка, потому что она направлена на ориентацию в загадочный мир взрослых. В условиях игры значительно возрастает вероятность усвоения необходимых навыков, наблюдается более высокий, чем при других условиях, уровень воспитания, мышления, запоминания. Игра, по мнению автора, является весовым средством развития важнейших психологических свойств и способностей ребенка. Под ее влиянием происходит развитие общей способности к воображению образному мышлению.

Психолог Л. С. Высоцкий определял игру как основное условие развития ребенка, которое способствует проявлению его способностей, открывает уровень его ближайшего развития, что только при полноценной игровой деятельности.

Игра способствует развитию личности ребенка, в игре у ребенка формируются те стороны психики, которые в последствии оказывают влияние на успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, на его взаимоотношения в социуме.

Высоцкий ставил акцент на том, что под воздействием игры, когда игрушки замещают реальные предметы, а игровые действия-реальными, у ребенка формируется и развивается способность воспроизводить различные стороны реальности посредством разных способов ее обозначения.

Ж. Пиаже считал, что благодаря игре ребенок развивает и совершенствует процесс восприятия окружающего мира. В концепции Пиаже игра связывается, прежде всего, с возникновением и развитием символической функции мышления, которая выражается в основном в способности выполнять действия замены реального предмета знаками, представлять одну вещь с помощью другой.

Итак, опираясь на труды вышеперечисленных авторов, я считаю, что игра в жизни каждого ребенка имеет определяющую роль. Мой собственный опыт применения игры на практике в работе с дошкольниками показывает, что игра способствует формированию у детей навыков коммуникации, развитию мышления, воображения, памяти.

Игра – самая естественная и самая интересная деятельность ребенка, это не просто развлечение, а обычное упражнение, замаскированное в интересную форму. Игра органично объединяет триединую цель: образовательную, развивающую, воспитательную. Игровые моменты дают возможность заинтересовать детей и на протяжении достаточно длинного времени поддерживать их интерес к сложным вопросам относительно свойств, явлений, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удается.

Источник

Беседы с воспитателями

• Неприхотливые растения (заячий клевер)

Беседы с воспитателями Сизенко З. Неприхотливые растения (заячий клевер) 4 1964

• Неприхотливые растения (чистотел, подорожник, манжетка, аистник)

Беседы с воспитателями Геннингс Е. Неприхотливые растения (чистотел, подорожник, манжетка, аистник) 4 1964

• Размышления педагога

Беседы с воспитателями Пискунова Л. Размышления педагога 4 1964

В записную книжку

• В записную книжку

В записную книжку В записную книжку 4 1964

В колхозах и совхозах

• «Славные традиции колхоза «»Пролетарская воля»»»

«В колхозах и совхозах Бережной К. «»Славные традиции колхоза «»»»Пролетарская воля»»»»»» 4 1964 »

В мире игрушек и игр

• Иры и игрушки для физического развития детей

В мире игрушек и игр Можаева Е. Иры и игрушки для физического развития детей 4 1964

• От игрушки к спорту

В мире игрушек и игр От игрушки к спорту 4 1964

Вместе с семьей

• Аттестат зрелости

Вместе с семьей Финкельштейн Р. Аттестат зрелости 4 1964

Воспитание — народное дело

• Влиять на детей благородством

Воспитание — народное дело Смирнова А. Влиять на детей благородством 4 1964

• Воспитай в себе отца

Воспитание — народное дело Шур М. Воспитай в себе отца 4 1964

• Он первый рассказал мне о Ленине

Воспитание — народное дело Кудрявцева З. Он первый рассказал мне о Ленине 4 1964

• Ответ Е. Петровой

Воспитание — народное дело Карасев В. Ответ Е. Петровой 4 1964

• Разговор по душам с Фаней Виноградовой

Воспитание — народное дело Бубнова Т. Разговор по душам с Фаней Виноградовой 4 1964

• Рядом с улицей Гайдара

Воспитание — народное дело Чкалова О. Рядом с улицей Гайдара 4 1964

Воспитание и обучение

• В младшей группе

Воспитание и обучение Сереброва А. В младшей группе 4 1964

• Дидактические принципы в обучении маленьких иностранному языку

Воспитание и обучение Смирнова Л. Дидактические принципы в обучении маленьких иностранному языку 4 1964

• О преподавании иностранного языка в детских садах

Воспитание и обучение Футерман З. О преподавании иностранного языка в детских садах 4 1964

• Это не мода

Воспитание и обучение Комкова С. Это не мода 4 1964

Говорить правильно

• Поиски слова

Говорить правильно Токмакова И. Поиски слова 4 1964

Детям о детях

• Встреча за кулисами

Детям о детях Лифшиц Б. Встреча за кулисами 4 1964

• Из иностранного юмора

Детям о детях Шашлов Ю. Из иностранного юмора 4 1964 н

• Папин Вовка

Детям о детях Васильев М. Папин Вовка 4 1964

• Удивился

Детям о детях Удивился 4 1964

Знаете ли вы

• Знаете ли вы

Знаете ли вы Знаете ли вы 4 1964

Консультация

• Мебель для детских садов

Консультация Червякова В. Мебель для детских садов 4 1964

• Сделали сами

Консультация Сарбаш С. Сделали сами 4 1964

• Тюльпаны

Консультация Беловзорова Н. Тюльпаны 4 1964

Критика и библиография

• Иллюстрирование книг для маленьких

Критика и библиография Богуславская В. Иллюстрирование книг для маленьких 4 1964

• Книга для воспитателей

Критика и библиография Данилова Е. Книга для воспитателей 4 1964

Мастера воспитания

• С любовью к детям

Мастера воспитания Бочарова В. С любовью к детям 4 1964

Методические советы

• Игры с водой

Методические советы Шумборская В. Игры с водой 4 1964

• Игры с песком

Методические советы Пашкова К. Игры с песком 4 1964

Нам пишут

• Возраст дружбе не помеха

Нам пишут Камардина Л. Возраст дружбе не помеха 4 1964

• Добрые вести

Нам пишут Добрые вести 4 1964

• Надо вместе с родителями

Нам пишут Логинова В., Теплоухова Н., Елохова А. Надо вместе с родителями 4 1964

Организация дошкольного воспитания

• Для наших детей

Организация дошкольного воспитания Рыжов А. Для наших детей 4 1964

• К новым успехам

Организация дошкольного воспитания Батурина Е. К новым успехам 4 1964

• Одежда для малышей

Организация дошкольного воспитания Лямина Г. Одежда для малышей 4 1964

• Строить больше и лучше

Организация дошкольного воспитания Кузьмина О. Строить больше и лучше 4 1964

Передовые статьи

• Воспитывать ленинцев

Передовые статьи Воспитывать ленинцев 4 1964

Стихи, загадки, песни, пословицы

• Богатырь

Стихи, загадки, песни, пословицы Родина М. Богатырь 4 1964

• Весной

Стихи, загадки, песни, пословицы Круглова Л. Весной 4 1964

• Воробей

Стихи, загадки, песни, пословицы Шошин В. Воробей 4 1964

• Где же я?

Стихи, загадки, песни, пословицы Лифшиц Б. Где же я? 4 1964

• Загадка

Стихи, загадки, песни, пословицы Семенова З. Загадка 4 1964

• Кто съел сосульку?

Стихи, загадки, песни, пословицы Анашкин А. Кто съел сосульку? 4 1964

• Не дразни

Стихи, загадки, песни, пословицы Вайнштейн Б. Не дразни 4 1964

• Поехали!

Стихи, загадки, песни, пословицы Чельцов А. Поехали! 4 1964

• Скворцы

Стихи, загадки, песни, пословицы Барыбин С. Скворцы 4 1964

• Тили-тили. Дождик. Баиньки. Снег. Солнышко

Стихи, загадки, песни, пословицы Токмакова И. Тили-тили. Дождик. Баиньки. Снег. Солнышко 4 1964

Теория педагогики

• Воспитание общественности у детей в игре

Теория педагогики Усова А. Воспитание общественности у детей в игре 4 1964

• «Игра и «»детское общество»»»

«Теория педагогики Щедровицкий Г. «»Игра и «»»»детское общество»»»»»» 4 1964 »

• Игра и взаимоотношения детей

Теория педагогики Надеждина Р. Игра и взаимоотношения детей 4 1964

• Игра и развитие ребенка

Теория педагогики Запорожец А. Игра и развитие ребенка 4 1964

• Игра и формирование художественного образа

Теория педагогики Сакулина Н. Игра и формирование художественного образа 4 1964

• Исследование игры как детской деятельности

Теория педагогики Пантина Н. Исследование игры как детской деятельности 4 1964

• Истоки игры

Теория педагогики Кистяковская М. Истоки игры 4 1964

• Новое в детских играх

Теория педагогики Татищева Е. Новое в детских играх 4 1964

• Проблемы психологии детской игры

Теория педагогики Эльконин Д. Проблемы психологии детской игры 4 1964

• Симпозиум по педагогике и психологии игры

Теория педагогики Сохин Ф., Непомнящая Н. Симпозиум по педагогике и психологии игры 4 1964

Чего не должно быть

• Она у меня слабенькая

Чего не должно быть Островская Л. Она у меня слабенькая 4 1964

• Почти по А. Крылову

Чего не должно быть Асмолова К. Почти по А. Крылову 4 1964

• Пусть ко всему привыкает

Чего не должно быть Чешева С. Пусть ко всему привыкает 4 1964

Источник

Читайте также:  Роль отца в развитии и формировании ребенка

Галина Бухтерева
Игра и её роль в психическом развитии дошкольника

Выступление на педагогическом совете по теме «Игра и её роль в психическом развитии дошкольника»

Воспитатель: Бухтерева Г. А

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности в жизни дошкольника. Основное положение игры определяется не временем, которое дети уделили игре, а тем, что эта игра даёт ребенку. Игра способствует психологическому развитию детей. Но время идет, меняются дети, меняется и игра., её направленность, насыщаемость. В своих дневниках Д. Б. Эльконин писал,что закономерности и периодизации детства меняются в процессе развития общества. И с этим сложно не согласиться. Поэтому, исследования 90 –х годов не всегда можно применять по отношению к современным дошкольникам.

Культурно-исторические изменения в обществе находят свое отражение в детских играх. Каждый год игры претерпевают существенные изменения. Но эти изменения до конца не исследованы. Ведь очень важнр понять характер этих изменений,так как эти изменения отражают своеобразие психического развития современных дошкольников, их ценностей, интересов, представлений на окружающую их действительность. Игра отражает положение, которое имеет ребенок в обществе, а часто и специфику последнего. В последнее время наблюдается особое внимание детей к разным видам обучения со стороны взрослых, игра же вытесняется.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В играх у детей начинает развиваться произвольное внимание и память. В игре дети сосредотачиваются лучше и запоминаются лучше какие-либо моменты. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, которые присутствуют в игровых процессах,на содержании сюжета и действий. Если ребенок не может запомнить или принять какие-то правила игры, то такого ребенка могут дети и не принять его в игре.

Читайте также:  Центр эстетического развития ребенка в череповце

Любая игра оказывает огромное внимание на развитие умственного потенциала. В игре дети учатся действовать с заместителем предмета – он дает этому предмету новое название и начинает действовать с ним в соответствием названию. Этот предмет будет для ребенка опорой для его мышления. Тогда действия с предметом уходят, дети начинают думать о других предметах и действовать с ними. Игра способствует тому,что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Игра имеет огромное значение и для развития воображения детей. В игре дети учатся многому: и заменять одни предметы другими и придумывать собственный сюжет, брать на себя роли. Чем старше ребенок, тем реже он использует предметы-заместители, а начинает действовать на основе

собственного воображения.

Игра влияет и на развитие личности ребенка. Это заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и отношениями между детьми и взрослыми, между взрослыми. Он приобретает новые навыки общения, качества,которые нужны ему для общения с другими детьми.

Но и игр есть определенная проблема. Игры являются предметом различных исследований. Существуют различные точки зрения на игру — от полного отрицания возможности создания общей теории игры в виду ее большого культурообразующего фактора. Рассматриваются классификации теории игр:

1. индивидуально-психологические (К. Левин,З. Фрейд,Л. С Выготский,А. Н Леонтьев)

2. ьиологические теории (К. Бюлер,К. Гросс)

3. философско-культурологические (М. Бахтин,Ф. Шиллер,Г. Спенсер)

Ранее идея связи игры с искусством, культурой нашла свое отражение в трудах философов раннего периода. Платон воспринимал игру как нечто прекрасное, ценное само по себе. Аристотель рассматривал ее как развлечение и отдых. Шиллер рассматривал игру как наслаждение. Отечественную теорию игр дошкольников рассматривают А. П. Усова,А. В Запорожец, Д. Б Эльконин,А. Н Леонтьев, Л. С Выготский и др. По их мнению игра в целом это взятие ребенком на себя определенную роль, замещение одной вещи другой, игра с другими детьми. С точки зрения этих авторов внутренняя сущность игры, воссоздание отношения людей по отношению друг к другу. в первую очередь – это отношения между взрослыми, потом между взрослыми и детьми и только потом между детьми. Но все пришли к одному выводу: игра является ведущей детской деятельностью.

Д. Б Эльконин рассматривая эту проблему выделил основное: в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…»(«Психология игры» М. 1999 г. стр. 329)

«Значение игры не ограничивается тем,что у ребёнка возникает новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.»(Д. Б. Эльконин «Психология игры» 1999 г)

Сюжетно-ролевая игра содержит возможность преодоления познавательного «эгоцентризма» выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие роли в игре и различные замещения делают необходимой координацию разных позиций участников. В процессе игры дети учатся учитывать желания друг друга, учатся договариваться друг с другом.

Эксперименты, проведенные отечественными учеными показали,что развитие игры поднимает детские взаимоотношения и способствуют развитию интересного сюжета игры.

Делаем вывод: игры занимают в жизни дошкольников важное место для развития личности, так как в них можно спокойно раскрыть свою сущность, поэтому игра является средством всестороннего развития.

В современной психологии большое число исследований посвящается психотерапевтическому аспекту игр. Современные ученые рассматривают игру как процесс освоения ребенком межличностных отношений и переход к совместной деятельности. С точки зрения ученых психологов дети в играх осваивают реальность, пространство межличностных и социальных отношений. Игра становится принципом реальности, а не принципом удовольствия.

За последние годы проведено много различных исследований по проблемам детской игры. Но это в основном касается вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.

Читайте также:  Развитие ребенка младшего дошкольного возраста

В качестве основных качеств игровой деятельности дошкольника Д. Б. Эльконин выделяет: сюжет, роль и содержание. Сюжет – «область действительности, которая воспроизводится детьми в игре «(Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000, стр. 328)Сюжеты изменяются в зависимости от конкретных условий и расширения детского кругозора, знакомства с окружающим. Поэтому наличие сюжета отличает сюжетно-ролевые игры от других видов игр. В работах ведущих ученых отмечается, что сюжеты игр меняются с возрастом детей. более частыми являются сюжеты жизни детского сада, семьи, общественные события. Дети часто берут на себя роли сказочных персонажей. животных и др. Чем ярче впечатления и шире поле знаний, тем у детей содержательнее сюжеты игры и сильнее воспитательное значение их на детей. Обогащение игр зависит от впечатлений и знаний, которые дошкольники получают из своего жизненного опыта: на улице, в семье и т. д.

Мы долгое время наблюдали за развитием сюжетов и самими сюжетными играми детей нашей группы. Мы предлагали детям самостоятельно выбрать сюжет, распределить роли, выбрать место для игры и материал. Наблюдали за детьми, но не вмешивались, определяя детали игры: во что играют, как распределили роли, как развивают сюжет, какой материал используют, кто является лидером и т. д. В результате определили, в какие сюжетно-ролевые игры дети играют чаще, как меняется качество игры и отчего это зависит.

По этим результатам мы сделали выводы:

-небольшая часть детей отказывается от совместной игры, предпочитая настольные сюжетным играм.

— большая часть детей с огромным удовольствием принимает участие в совместных играх, причем не обязательно на главных ролях

— немногие дети выбирают режиссерские игры с игрушками, самостоятельно развивая сюжет.

Также мы обратили внимание на тематику этих игр:

— телевизионные сюжеты выбирают около 30 % детей

— игры на бытовые сюжеты примерно такое же количество детей

-сюжеты из жизни животных и т. д. – около 15 % детей

-сюжеты на бытовые и профессиональные темы — 20 % детей.

Нас, конечно, разочаровывает то, что дети используют мало сюжетов игр, которые отражают профессии родителей, так как дети мало знают об этом. Мы сравнили игры детей прошлых лет и современных дошкольников. Чаще дети используют сюжеты, которые берут из мультфильмов или фильмов. Это говорит о том, что дети больше и лучше знают о жизни и отношениях героев телефильмов, чем окружающих людей. Место в игре близких людей занимают виртуальные герои. Происходит разрыв между жизнью современных дошкольников и взрослых. И всё равно этот вид деятельности детей остается главным. Дети часто не могут самостоятельно выбрать сюжет, развить её творчески, поэтому игра быстро заканчивается.

Игра влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей развивается произвольное внимание и память. Дети намного быстрее запоминают что-то. Условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на действиях и сюжете. Игра оказывает влияние на развитие умственной деятельности. Потому что в игре дети учатся действовать с предметами –заместителями, которые дают новый импульс игре.

Сюжетно- ролевые игры имеют большое значение для развития воображения. В основе воображения лежит умение брать на себя разные роли, замещать предметы другими предметами и умение с ними действовать. Дети старшего возраста чаще не заменяют предметы, а действуют с воображаемым предметом, создаёт новую ситуацию в своем воображении.

Влияние игры на развитие личности никто не может отрицать или приуменьшать,ведь через неё ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых, они становятся для детей образцом поведения, в игре дети приобретают основные навыки общения, качества нужные для установления контакта.

С игрой связаны и продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, и т. д. ,Например, ребенок, рисуя, создает сюжет.

Вместе с игрой начинает развиваться и учебная деятельность. Она не появляется из игры, но ребенок учиться играя— он относится к учению как к какой-то ролевой игре, но только с определенными правилами. Ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

На основании вые сказанного можно сделать выводы:

-у большого количества детей игра не достигает развитой формы,

-уровень развития игры стало намного ниже, чем у детей этой же возрастной группы сверстников несколько лет назад,

— сюжеты игр отражают в основном бытовую сторону и телевизионную тематику,

— большому количеству детей очень трудно налаживать контакт в сюжетно-ролевой игре, сложно брать на себя выполнение главной роли.

Список используемой литературы:

1. Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000. стр. 328

2. Д. Б. Эльконин «Психология игры «М. 1999, стр. 29,34,217

3. И. Б. Теплицкая»Игра и взаимоотношения детей раннего возраста»//»Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста «М. 2001, стр. 111-116

4. Т. В. Антонова «Анализ возрастной динамики общения детей в игре «//»Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста «М. 1993, стр. 84-93

Источник