Условия личностного развития ребенка в младенческом возрасте

Младенец имеет
собственную и достаточно разнообразную
психическую жизнь. На протяжении первого
года жизни он накапливает опыт
взаимодействия с окружающим миром,
входе которого складываются отношения
к себе, другим людям и предметному миру.
В первый год жизни формируются предпосылки
для дальнейшего развития личности —
«предличностные образования».

С момента рождения
взрослый заботливо ухаживает за ребенком,
разговаривает с ним, дает нежные имена,
с готовностью откликается на любые
реакции малыша, чутко улавливает его
состояние, настроение, нужды. Взрослый
с первых дней оценивает малыша. В любой
оценке главным для ребёнка является
доброжелательное внимание. Он не понимает
обращенных к нему слов, не выделяет
содержание оценки, но очень чувствителен
к отношению со стороны взрослых. Эта
чувствительность ярко выражена уже к
3-м месяцам. Таким образом, взрослый
выделяет малыша из окружающего мира
как нечто особенно ценное, неповторимое
и уникальное.

Положительное
самоощущение после 6-ти месяцев во многом
зависит от успешности манипулирования
малыша с предметами. Ребенок четко
воспринимает результаты сврих действий.
Он старается с помощью взрослого получить
какой-то объект, потрогать недосягаемый
предмет, обследовать его. При повторяющихся
неудачах он ощущает себя неуверенным,
неумелым. А успех побуждает его снова
и снова совершать действие.

Положительное
самоощущение создает условие для того,
чтобы ребёнок активно проявлял себя.
Интерес ко взрослому и ответная реакция
на его инициативные действия возникают
у младенца к концу первого месяца жизни
в виде улыбки. А к двум месяцам нарастает
интерес к людям и предметам. В 3 месяца
можно говорить о том, что сложилось
«предличностное образование» — активность,
отчасти врожденное качество, но
развивающееся в основном под влиянием
социальных условий жизни и при решающем
влиянии общения со взрослыми.

В 4-5 месяцев ребёнок
показывает себя как доверчивое,
жизнерадостное существо. Его инициативность
очень высока, разнообразно поведение.

Становление «образа
я». О развитии предпосылок в становлении
образа себя говорит отношение ребёнка
к своему отражению в зеркале. С 2-3 месяцев
младенец может рассматривать свое
отражение в зеркале. Положительное
переживание себя выражается в радостном
выражении к своему зеркальному отражению.

К 6-ти месяцам у
ребенка возникает исследовательское
поведение, он обследует свое отражение
руками, обводит контур лица, дотрагивается
до отражения. Послё 6-ти месяцев дети
соотносят свои реальные действия с
наблюдаемыми в зеркале. В 11—12 месяцев
малыши подолгу играют
со своим отражением: гримасничают,
кривляются и т. д.

В развитии
самосознания особую роль играет имя
ребёнка. Уже в 6 месяцев ребёнок реагирует
на своё и чужое имя по-разному.

51. Развитие личности в раннем детстве.

К основным
предпосылкам развития самосознания в
раннем детстве относят: 1) отделение
себя от своих действий с предметами; 2)
возникновение чувства гордости и
собственного достоинства; 3) развитие
самостоятельности

Отделение
себя от действий с предметами.
Первоначально peбёнок
не осознает себя самостоятельным
субъектом. «Катя гулять», «Боря спать»,
— говорят дети раннего возраста о себе.

Важный момент в
развитии самосознания наступает на
третьем году жизни, когда ребенок
начинает отделять действия от предмета,
за которым оно, первоначально было
закреплено. Он наступает «не вдруг», не
сам собой, а в результате выполнения
ребенком предметного действия в новых
условиях и переноса его на другие
предметы. Так, он может кормить не только
куклу, но и все другие игрушки: куклы,
мишку, кошку, при этом используя не толы
ложечку, но и предметы-заместители
(палочку, карандаш и т. д.).

Ребенок начинает
воспринимать себя как субъекта
деятельности «Я играю», «Я одеваюсь»,
«Я ем» и т. д. Переход от обозначения сев
в третьем лице к личному местоимению
«я» — одно из важнейших достижений
раннего возраста.

Отношение малыша
к самому себе зависит от того, насколько
успешно протекает его деятельность.
Достиг результата — значит, хороша. Не
достиг — значит, плохой. Поэтому дети
в раннем возрасте так бурно переживают
свои неудачи. В целом же ребенок оценивает
себя положительно и недифференцированно:
«Я хороший».

Возникновение
чувства гордости и собственного
достоинств. Отделение
себя от своих действий связано с
усложнением видов деятельности, которые
выполняет ребенок. Он впервые «открывает»
проекци своего «я» в достигнутом
результате — «нарисовал», «вылепил»,
«построил», «причесался», «оделся». Он
понимает, что действия совершает именно
он, и это приводит к изменениям в
предметах. Каждый результат деятельности
становится для ребенка утверждением
своего «я», для него
очень
важно, чтобы его достижения кто-то увидел
и оценил. Таким ценителем выступает
взрослый. Одобрение и похвала взрослого
рождают у малыша чувство гордости и
собственного достоинства. Отсутствие
таковых ведет к переживанию огорчений,
стыда. Предметный мир становится не
только сферой познания, но и сферой
саморегуляции, утверждения своего его
«я», сферой достижений.

Читайте также:  Центр развития ребенка в витебске юла

Развитие
самостоятельности.
Освоение способов употребления предметов
ведет к тому, что в возрасте около 2-х
лет у ребенка начинает развиваться
подлинная самостоятельность, показателем
которой являются «личные желания»
малыша. Однако самостоятельность в этом
возрасте существует только на уровне
целеполагания. Ребенок часто oтвлекается,
не удерживает цель, не доводит начатое
до конца.

Важные
изменения в сфере самостоятельности
происходят к 2-м годам. Под влиянием
делового сотрудничества со взрослым
формируется целеустремлённость.
Способность с помощью старших соотносить
полученный результат с исходным
намерением, сравнить то, что получил, с
тем, что хотел получить.

Кризис
3 лет

Кризис 3 лет
выражается в разрушении, пересмотре
старой системы социальных отношений,
кризисе выделения своего «Я». Ребенок,
отделяясь от взрослых, пытается установить
с ними новые, более глубокие отношения.
Кризис 3 лет традиционно связывают с «с
емизвездьем симптомов»
,
проявляющихся в отношениях со взрослыми.

«Семизвездье
симптомов» периода кризиса трех лет

Один из наиболее
важных моментов развития ребенка раннего
возраста состоит в том, что он начинает
осознавать себя как отдельного человека,
не изменяющегося при изменении ситуации,
имеющего свои особые желания, которые
могут совпадать, а могут и не совпадать
с желаниями взрослых.

К трем годам
появляются:

•   личностные
действия и сознание «Я сам»

центральное новообразование этого
периода;

•   возникает
чисто эмоциональная завышенная
самооценка;

•   поведение
начинает мотивироваться не только
содержанием ситуации, в которую погружен
ребенок, но и отношениями с другими
людьми;

•   хотя его
поведение остается импульсивным,
появляются поступки, связанные не с
непосредственными сиюминутными
желаниями, а с проявлением «Я» ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Эмоцион сфера:
1)
1-е проявл-е
эмоцион-ти–комплекс
оживления
.
2)с
2 до 5мес

реагир улыбкой на лица взр. 3)с
6мес
появл
эмоцион привязанность к опред людям,
может выражать свое отнош-е к окр-му(чаще
смехом). 4)с
8мес
можно
наблюдать испуг(губы поджаты, глаза
расширены, брови подняты); заразительный
детский смех. Мотивационно-потребностная
сфера: 1.
формир-ся
потр-ти(*в
получ-и впечатлений, *в
движ-и, *в
общении со взр). 2.разв-е
познавател потр-тей. Разв-е
самосознания
:
1-2мес–нет
грани между собой и миром. С
3мес
–начин
воздейст-е на окр-щее. С
6мес
–начин
подражание людям. С
7мес
–начин
выраж-е отнош-я к др людям. С
8мес
–формир-ся
внешний образ «Я». С
12-18мес
–наступ
опережающая модель(понимание того, что
от него ждут).

47.Эмоциональные нарушения развития ребенка в младенческом возрасте.

Госпитализм–феномен,
связ с эмоцион депривацией(отсутст-ем
эмоций). Причины:
дефицит общения. Проявления:
*
потеря в
весе, *вялость,
*апатичность,
*повышен
сонливость, *слабый
плач, *резкое
отставание в овладении речью. Синдром
«дефицитарности ключевых сигналов»

(дети начин более поздно улыбаться,
улыбки стертые, инициатива в контакте
со взр отсутст-ет, избегают зрител и
эмоционал контакта). Р. Шпиц выдел 2
гр наруш-й
:
1гр–Психотоксические
нар-я
:
1.Явный
отказ матери(а)открытая врждебность,
б)открытая пассивность матери).
2.Гиперкинез
или повышенная подвижность(в форме
укачиваний). 3.Агрессивные
гипертимики(дети не способны устанавл
отнош-е с др людьми в 1-й год жизни).
2гр–Психогенные
забол-я
(отсутст-е
матери): 1)Полная
эмоцион депривация(если разлучен с
матерью >5мес) (реб вялые; отстав-е в
психич разв-и; не может стоять, ходить
или говорить; его игрушка–его руки).
Пичины эмоцион
анруш-й: 1.
Срыв
привычного стереотипа повед-я.
2.Неправильное
построение режима дня реб. 3.Неправильные
воспитательные приемы. 4.Отсутст-е
единого подхода к реб.

48.Кризис 1 года.

Причины:
1.Внутренние(разв-е
ходьбы, появл-е 1-го слова, первые акты
протеста на отказ взр(кричит, падает на
пол)) и 2.Внешние(регидность
соц ситуации(род-ли не успевают
перестроиться за быстро развив-ся
реб-ом). Содерж-е
кризиса связ с: 1)
общим
регрессом деят-ти реб. 2)трудновоспитуемостью.
Результат
реш-я кризиса
:
доверие к род-лям, самост-ть. Пути
разрешения кризиса
:
взр должен признать возросшие возмож-ти
и самост-ть реб-ка, не злоупотребляя
запретами, предлагая ему новые формы
сотрудничества.

49.Методы изучения особенностей психического развития ребенка в младенческом возрасте.

50.Общая характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте.

Возр границы:
1-3г.
Ос-ти соц ситуации разв-я
:
1.реб-к стан-ся более самост в познании
окр мира и начин использ взросл как
ср-во общения с окр средой. 2.реб-к
усваивает ф-ции предметов, их назв-я.
Ведущ деят-ть:
предметно-манипулятивная(усваивает
ф-ции предмета, закрепленные за ним в
культуре). Централ
новообраз-е:

восприятие(по мнению Выготского).
Новообраз-я
возраста:
1)разв-е
самост ходьбы. 2)овладение прямой
походкой. 3)овлад-е речью. 4)самост-ть.
Ψ-чес ос-ти
возраста: Выготский:
1.осн
потр-ть дан возр–познание окр мира
через действия с предметами. 2.склад-ся
ситуативно-личностная форма общения.

Читайте также:  Развитие слуха ребенка до года

Соседние файлы в папке Новая папка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Младенец имеет собственную и достаточно разнообразную психическую жизнь. На протяжении первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, входе которого складываются отношения к себе, другим людям и предметному миру. В первый год жизни формируются предпосылки для дальнейшего развития личности — «предличностные образования».

С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ребенком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовностью откликается на любые реакции малыша, чутко улавливает его состояние, настроение, нужды. Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребёнка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не выделяет содержание оценки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3-м месяцам. Таким образом, взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, неповторимое и уникальное.

Положительное самоощущение после 6-ти месяцев во многом зависит от успешности манипулирования малыша с предметами. Ребенок четко воспринимает результаты сврих действий. Он старается с помощью взрослого получить какой-то объект, потрогать недосягаемый предмет, обследовать его. При повторяющихся неудачах он ощущает себя неуверенным, неумелым. А успех побуждает его снова и снова совершать действие.

Положительное самоощущение создает условие для того, чтобы ребёнок активно проявлял себя. Интерес ко взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к двум месяцам нарастает интерес к людям и предметам. В 3 месяца можно говорить о том, что сложилось «предличностное образование» — активность, отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми.

В 4-5 месяцев ребёнок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное существо. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.

Становление «образа я». О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребёнка к своему отражению в зеркале. С 2-3 месяцев младенец может рассматривать свое отражение в зеркале. Положительное переживание себя выражается в радостном выражении к своему зеркальному отражению.

К 6-ти месяцам у ребенка возникает исследовательское поведение, он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения. Послё 6-ти месяцев дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. В 11—12 месяцев малыши подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются и т. д.

В развитии самосознания особую роль играет имя ребёнка. Уже в 6 месяцев ребёнок реагирует на своё и чужое имя по-разному.

51. Развитие личности в раннем детстве.

К основным предпосылкам развития самосознания в раннем детстве относят: 1) отделение себя от своих действий с предметами; 2) возникновение чувства гордости и собственного достоинства; 3) развитие самостоятельности

Отделение себя от действий с предметами. Первоначально peбёнок не осознает себя самостоятельным субъектом. «Катя гулять», «Боря спать», — говорят дети раннего возраста о себе.

Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действия от предмета, за которым оно, первоначально было закреплено. Он наступает «не вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Так, он может кормить не только куклу, но и все другие игрушки: куклы, мишку, кошку, при этом используя не толы ложечку, но и предметы-заместители (палочку, карандаш и т. д.).

Ребенок начинает воспринимать себя как субъекта деятельности «Я играю», «Я одеваюсь», «Я ем» и т. д. Переход от обозначения сев в третьем лице к личному местоимению «я» — одно из важнейших достижений раннего возраста.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата — значит, хороша. Не достиг — значит, плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. В целом же ребенок оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший».

Читайте также:  Образец карты индивидуального развития ребенка доу для психолога

Возникновение чувства гордости и собственного достоинств. Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» проекци своего «я» в достигнутом результате — «нарисовал», «вылепил», «построил», «причесался», «оделся». Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-то увидел и оценил. Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости и собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего его «я», сферой достижений.

Развитие самостоятельности. Освоение способов употребления предметов ведет к тому, что в возрасте около 2-х лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателем которой являются «личные желания» малыша. Однако самостоятельность в этом возрасте существует только на уровне целеполагания. Ребенок часто oтвлекается, не удерживает цель, не доводит начатое до конца.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к 2-м годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым формируется целеустремлённость. Способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить.

Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 4929; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10175 — | 7900 — или читать все…

Читайте также:

Источник

В
младенчестве начинает развиваться
эмоциональная
сфера ребенка.

Первичным ярким проявлением эмоциональности,
направленным на взрослого, является
«комплекс
оживления».

Но дело в том, что эта реакция первоначально
не дифференцирована, она адресуется
всем.

Появление
улыбки и
смеха
обычно тесно
связано с изменениями в когнитивном
развитии. Однако частота улыбок,
адресованных другим, зависит и от внешних
обстоятельств. Установлено, что дети,
воспитывающиеся дома, улыбаются чаще,
и частота улыбок достигает у них
максимального значения раньше на
несколько недель, чем у детей, воспитываемых
в детских домах (примерно в 4 мес).

С
первого года жизни на лице ребенка
отражаются страх,
удивление, страдание, удовольствие
.
Первоначально
они связаны с удовлетворением базовых
биологических потребностей, но к концу
года распространяются на более широкий
круг явлений (например, на общение со
взрослыми) и на собственную деятельность
ребенка (например, дотягивание до
предмета и схватывание его).

Различия
детей в поведении помимо того, что они
вызываются окружающей обстановкой и
поведением взрослых, связаны с различиями
в темпераменте.
Известны
исследования американских
психологов Томаса и Чесса

(1977), которые анализировали темпераменты
младенцев по следующим показателям:
уровень активности, ритмичность
(регулярность сна и еды), капризность,
настороженность, устойчивость внимания,
возбудимость, порог реакции, готовность
приспосабливаться к новым условиям.

Классифицируя
детей по этим показателям, исследователи
выделили 3 группы детей: спокойные,
трудные и заторможенные.

В
течение первых 3—4 мес, кроме «комплекса
оживления», появляется ряд реакций,
выражающих различные эмоциональные
состояния. Одна из них характеризуется
торможением двигательной активности
и снижением сердечного ритма в ответ
на неожиданное явление. Психологи
называют такое состояние «удивлением
в ответ на неожиданность»
:
младенец
замирает, а потом пятится назад.

Для
другой комбинации изменений характерны
усиление двигательной активности,
закрывание глаз, повышение сердечного
ритма и плач. Эти изменения возникают
в ответ на боль, холод и голод. Психологи
называют такую реакцию «тревожным
состоянием в ответ на физический
дискомфорт».

Третья
комбинация включает снижение мышечного
тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые
после кормления, и ее называют
«расслаблением
в ответ на удовлетворение потребности».

Четвертая
комбинация включает двигательную
активность, улыбку, радостный лепет при
виде знакомого явления или при общении.
Психологи называют эту комплексную
реакцию «комплексом оживления» или
«возбуждение
при восприятии знакомого явления
».

У
10-месячных младенцев появляются новые
эмоциональные реакции. Одна из них —
страхпри встрече
с незнакомым человеком или явлением.
Другую эмоцию, наблюдаемую также в
возрасте около 8 мес, психологи назвали
«гневом,
вызванным разочарованием».
В
первый год жизни младенцы реагируют
также на проявление гнева или радости
у других людей. Годовалые малыши, видя,
что кто-то сердится, расстраиваются,
а замечая
проявления нежности между другими
людьми, становились нежнымиили обнаруживали
ревность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник