Как происходит развитие ребенка с нарушениями

Как происходит развитие ребенка с нарушениями thumbnail

Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.

Категории детей с нарушениями в развитии

Методы коррекции нарушений развития у детейУ детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.

Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:

  • С нарушениями зрения;
  • С нарушениями слуха;
  • С нарушениями речи;
  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • С нарушениями поведения;
  • С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Умственно отсталые дети;
  • С задержкой психического развития;
  • С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.

Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Профилактика нарушений развития у детей

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.

Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.

Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.Способы профилактики нарушений развития у детей

Итак, эффективная профилактика включает:

  • Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
  • Благоприятную среду для развития малыша;
  • Отсутствие конфликтов в семье.

Коррекция нарушений психического развития

В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.

Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.

Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.

Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.

Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения — лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Стр. 9

Все эти положения приобретают еще большое значение, когда речь идет о воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

В своих трудах Л.С.Выготский показал, что развитие ребенка есть единство биологического и социального. Без человеческого мозга, без человеческих биологических предпосылок нет и не может быть психического развития. В тоже время психическое развитие не может быть без человеческой среды.

Читайте также:  Условие и движущие причины развития ребенка

Как происходит развитие ребенка? Развитие идет путем присвоения ребенком общественного опыта. На каждом возрастном этапе присвоение общественного опыта происходит по-своему, что в известной мере определяется степенью биологического созревания. Так сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новое взаимоотношение, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития. Физическое и психическое развитие ребенка идет в единстве, но это не значит, что уровень физического и психического развития совпадают у каждого ребенка. Например, ребенок к 1,5 годам физически развивается нормально, хорошо ходит, играет с игрушками, но совсем не владеет элементарной речью. Хотя овладение речью уже вполне возможно. Но такое расхождение остается в пределах нормы.

Однако, бывают случаи, когда расхождение между физическим и психическим развитием выходит за пределы возрастной нормы, тогда мы имеем дело с аномальным ребенком.

Например, при снижении слуха, умственной отсталости или моторной аллалии дошкольник может передвигаться, ориентироваться в знакомой ситуации, однако совсем не владеть речью. Именно то обстоятельство, что физический и психический уровни развития не совпадают, не представляют собой тождества, легло в основу идеи Л.С.Выготского о первичном и вторичном дефекте.

Отечественная система воспитания и обучения умственно отсталых детей опирается на следующие положения Л.С.Выготского: о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного характера нарушений; об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка; о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Ребенок с нарушениями интеллекта в значительно большей степени, чем нормально развивающийся, нуждается в своевременном и всестороннем систематичном педагогическом воздействии. На каких принципах должно быть организовано воспитание и обучение? Прежде всего обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребенка, т.е. ребенок с нарушениями интеллекта должен пройти все стадии онтогенетического развития. Однако, темпы развития умственно отсталого иные чем у нормально развивающегося. Кроме того, у ребенка с нарушениями интеллекта формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их сверстников в норме. Конечные результаты естественно не совпадают у детей в норме и с нарушениями интеллекта. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нарушениями интеллекта был максимально приближен к норме.

Источник

1.1.
Понятие «ребенок с нарушениями
психического
и физического развития»

К
детям с особенностями развития относят
тех, у которых финические
или психические отклонения приводят к
нарушению нормального
хода общего развития. Дефект одной из
функций нарушает
развитие ребенка только при определенных
условиях. Понятие
«ребенок с нарушениями психического и
физичес­кого
развития предполагает наличие серьезных
отклонений в развитии,
вызванных болезнетворными влияниями
и обуслов­ливающих
необходимость создания специальных
условий для обучения и воспитания.

Дети
с отклонениями в развитии — сложная и
разнохарак­терная
группа. Различные аномалии по-разному
отражаются на формировании социальных
связей детей, на их познавательных
возможностях.
В зависимости от характера нарушения
одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе разви­тия
ребенка, другие лишь коррегироваться,
а некоторые только компенсироваться.
Сложность и характер нарушения
нормаль­ного
развития ребенка определяют различные
формы психолого-педагогической
работы с ним.

В
основе отклонений в развитии лежат, в
одних случаях, ор­ганические или
грубые функциональные нарушения
централь­ной
нервной системы, в других — периферические
поражения отдельного
или нескольких анализаторов. Значимыми
явля­ются
и неблагоприятные семейные формы
воспитания ребенка, которые
могут привести к «педагогической
запущенности». Причины,
приводящие к возникновению детских
аномалий,

подразделяются
на врожденные и приобретенные (подробно
они будут
рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом
общим законо­мерностям психического
развития ребенка, развитие аномаль­ного
имеет и ряд собственных закономерностей,
в определении которых
важную роль сыграли исследования
отечественных дефектологов,
особенно Л. С. Выготского. Им была
выдвинута идея о сложной структуре
аномального развития ребенка, согласно
ко­торой
наличие дефекта какого-то одного
анализатора или интел­лектуального
дефекта не вызывает выпадения одной
функции, а приводит
к целому ряду отклонений, в результате
чего возникает целостная
картина своеобразного атипичного
развития. Слож­ность
структуры аномального развития
заключается в наличии первичного
дефекта, вызванного биологическим
фактором, и вторичных
нарушений, возникающих под влиянием
первичного дефекта
в ходе последующего аномального развития.

Читайте также:  Игровые упражнения на развитие памяти и внимания ребенка

Так,
при нарушении слухового восприятия,
возникшего в ре­зультате
повреждения слухового аппарата и
являющегося пер­вичным
дефектом, появление глухоты не
ограничивается выпа­дением
функции слухового восприятия. Слуховой
анализатор играет
исключительную роль в развитии речи. И
если глухота возникла
до периода овладения речью, то как
следствие насту­пает немота — вторичный
дефект. Такой ребенок сможет овла­деть
речью только в условиях специального
обучения с исполь­зованием сохранных
анализаторных систем: зрения,
кинестети­ческих ощущений,
тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная
недостаточность, возникшая в результате
первичного
дефекта — органического поражения
головного мозга,
порождает вторичное нарушение высших
познаватель­ных
процессов, проявляющихся в ходе
социального развития ре­бенка.
Вторичное недоразвитие психических
свойств личности умственно
отсталого ребенка проявляется в
примитивных реак­циях,
завышенной самооценке, негативизме,
недоразвитии воли. Следует
обратить внимание на взаимодействие
первичных и
вторичных дефектов. Не только первичный
дефект может вы­зывать
вторичные отклонения, но и вторичные
симптомы в оп­ределенных условиях
воздействуют на первичный фактор. Так,
взаимодействие
неполноценного слуха и возникших на
этой ос-

нове
речевых последствий является свидетельством
обратного влияния
вторичной симптоматики на первичный
дефект. Ребенок с частичной потерей
слуха не будет использовать его сохранные
функции,
если не развивает устную речь. Только
при условии ин­тенсивных
занятий устной речью, т. е. преодоления
вторичного дефекта речевого недоразвития,
оптимально используются воз­можности
остаточного слуха. Необходимо широко
использовать психолого-педагогическое
воздействие на вторичные отклонения
аномального
ребенка, так как они в значительной
степени до­ступны коррекционному
воздействию, поскольку их возникно­вение
связано с действием главным образом
средовых факторов развития психики.
Органический дефект ведет к невозможности
или
крайней трудности усвоения ребенком
культуры, а ведь лишь на базе такого
усвоения могут сформироваться высшие
психичес­кие
функции человека, его сознание, его
личность. Л. С. Выготс­кий
писал, что «недостаток глаза или уха
означает поэтому прежде всего
выпадение серьезнейших социальных
функций, перерожде­ние
общественных связей, смещение всех
систем поведения»1.

Важной
закономерностью аномального развития
является соотношение
первичного дефекта и вторичных нарушений.
«Чем дальше
отстоит симптом от первопричины,— пишет
Л. С. Вы­готский,
— тем он более поддается воспитательному
лечебному воздействию.
Получается, на первый взгляд, парадоксальное
положение: недоразвитие высших
психологических функций и высших
характерологических образований,
являющееся вторич­ным
осложнением при олигофрении и психопатии,
на деле ока­зывается менее устойчивым,
более поддающимся воздействию, чем
недоразвитие низших, или элементарных,
процессов, непос­редственно
обусловленное самим дефектом. То, что
возникло в процессе развития ребенка
как вторичное образование, принци­пиально
говоря, может быть профилактически
предупреждено или
лечебно-педагогически устранено»2.

Согласно
этому положению Л. С. Выготского, чем
дальше разведены
между собой первопричины (первичный
дефект био­логического
происхождения) и вторичный симптом
(наруше-

1Выготский
Л.С.
Собр. соч.:
В
6 т. М., 1983. Т 5. С. 63.

‘ Там же. С. 291.

ние
в развитии психических процессов), тем
больше возмож­ностей
открывается для коррекции и компенсации
последнего с
помощью рациональной системы обучения
и воспитания.

Например,
в речевом развитии глухого ребенка
труднее всего
исправить недостатки произношения
звуков и слов, ибо неправильность устной
речи, с точки зрения ее произноси­тельной
стороны в данном случае, зависит от
невозможностей говорящего
полностью обеспечить слуховой контроль
за собс­твенной речью. Вместе с тем
другие стороны речи (словарный запас,
грамматический строй, семантика), имеющие
опосредо­ванную
связь с первичным дефектом, в условиях
специального обучения
коррегируются в большей степени за счет
активного использования письменной
речи.

В
процессе аномального развития проявляются
не только негативные
стороны, но и положительные возможности
ре­бенка.
Они являются способом приспособления
личности ре­бенка
к определенному вторичному дефекту
развития.

Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные
функции. Функции нарушенного анализатора
заме­няются интенсивным использованием
сохранных.

На
развитие аномального ребенка оказывают
существенное влияние
степень
и качество первичного дефекта.
Вторичные
отклонения
в зависимости от степени нарушения
имеют раз­ный уровень выраженности,
т. е. существует прямая зависи­мость
количественного и качественного,
своеобразия вторич­ных
нарушений развития аномального ребенка
от степени и качества
первичного дефекта.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста со сверстниками

Своеобразие
ребенка с нарушенным развитием зависит
также
и от
времени возникновения первичного
дефекта.
На­пример,
характер аномального развития детей с
врожденным или
рано приобретенным умственным
недоразвитием отлича­ется
от развития детей с распавшимися
психическими функци­ями
на более поздних этапах жизни. Возникновение
умствен­ной отсталости в период, когда
психика ребенка уже достигла определенного
уровня развития, дает иную, отличную
струк­туру этого дефекта и специфику
аномального развития.

В
коррекционной педагогике выделяются
основные 10 катего­рии
детей с отклонениями в развитии. К их
числу относятся дети:

  • с
    нарушениями одного из анализаторов: с
    полной (то­тальной)
    или частичной (парциальной) потерей
    слуха или зрения,
    неслышащие (глухие), слабослышащие или,
    как их раньше
    назвали, тугоухие;

  • незрячие (слепые),
    слабовидящие;

  • со специфическими
    речевыми отклонениями (алалия, об­щее
    недоразвитие речи, заикание);

  • с
    нарушениями опорно-двигательного
    аппарата (цереб­ральный паралич,
    последствия травм позвоночника или
    перенесенного
    полиомиелита);

  • умственно
    отсталые и с различной степенью
    выражен­ности
    задержки психического развития (разные
    формы психического
    недоразвития с преимущественной
    несформированностью
    интеллектуальной деятельности);

Ф
со сложными нарушениями (незрячие
умственно отста­лые;
слепоглухие, слепоглухие с умственной
отсталостью, слепые
с нарушениями речи и др.);

Ф
аутичные (активно избегающие общения
с окружающими людьми).

У всех детей с
отклонениями в развитии наблюдаются:

а) ряд
достаточно резко выраженных специфических
для каждой
группы особенностей, не свойственных
нормально раз­вивающимся
детям, т.е. нарушения системы психической
де­ятельности.
Например: грубое нарушение пространственной
ориентировки
и координации движений у незрячих
(слепых)
детей, ущербность моторики у
детей с нарушениями опорнодвигательного
аппарата, да и многое другое, что
препятствует успешной
адаптации детей в окружающей их социальной
среде;

б) своеобразие
и трудности в овладении родной речью,
ко­торые
особенно очевидны у детей с пониженным
слухом и спе­цифическими
речевыми нарушениями;

в) отклонения
в приеме, переработке и использовании
ин­формации,
поступающей из окружающей среды. Так
умственно отсталые
дети, рассматривая предмет, выделяют в
нем немногие части
и свойства, далеко не всегда осмысливают
их значение.

К
числу основных задач1,
решаемых коррекционной педаго­гикой,
относятся следующие:

  • комплексное
    психолого-педагогическое и
    клинико-физиологическое
    изучение основных закономерностей
    физического
    и психического развития детей,
    отклоняю­щихся
    от нормы;

  • определение
    качественного своеобразия структуры
    их нарушений;

»
разработка психолого-педагогических
классификаций различных
категорий детей с нарушенным развитием;
обоснование
дифференцированного и индивидуального
подхода
при их воспитании, обучении и коррекции
недо­статков
их познавательной деятельности и
личности;

* обоснование
принципов организации системы
разнооб­разных
специальных учреждений, создающих
оптималь­ные условия для воспитания
и обучения отклоняющихся в развитии
детей;

  • установление
    закономерностей коррекционного
    учебно-воспитательного
    процесса, осуществляемого в специаль­ных
    детских садах и школах, а также при
    индивидуаль­ном
    обучении. Определение целей, задач,
    содержания, принципов
    и методов воспитания, обучения, трудовой
    и социальной
    подготовки различных категорий детей
    с на­ рушением
    развития;

  • разработка
    специальных технических средств,
    помогаю­щих
    детям с отклонениями в развитии более
    успешно и в разных аспектах познавать
    окружающую их действительность,
    устанавливать контакты с другими детьми
    и взрослыми;

  • определение
    путей и средств профилактики возникнове­ния
    нарушений развития у детей;

  • нахождение
    путей, позволяющих улучшить, сделать
    более комфортной
    жизнь лиц, имеющих отклонения в разви­тии,
    в социальной среде — в семье, в учебных
    и трудовых коллективах.

1Петрова
В.Г., Белякова И.В.
Кто
они, дети с отклонениями в развитии. 2-е
изд.
М.:
Флинта,
2000.

Основные
положения коррекционной педагогики
строятся на базе теоретических обобщений
фактических материалов, полученных
путем экспериментальных исследований
и целе­направленных
систематических наблюдений за
отклоняющи­мися
в развитии и нормально развивающимися
детьми раз­личных
возрастов. Эта работа осуществляется
в клиническом, физиологическом,
нейрофизиологическом, психологическом
и педагогическом направлениях.

Процесс
обучения аномальных детей опирается
не только на сформировавшиеся
функции, но и на формирующиеся. Задача
обучения — постепенно и последовательно
переводить зону ближайшего
развития в зону актуального развития.
Коррек­ция
и компенсация аномального развития
ребенка возможны только при постоянном
расширении зоны ближайшего разви­тия,
помня, что «принцип и психологический
механизм воспи­тания
здесь те же, что и у нормального ребенка»1.

Источник