Условия будущего благополучного развития ребенка

Условия будущего благополучного развития ребенка thumbnail

Варианты учебников следующих авторов: Сапогова Е.Е., Карабанова О.А., Кагермазова Л.Ц., Шаповаленко И.В. Слободчиков В.И.,

2. Методическое пособие Бохан Т.Г. (посмотрите диагностику развития младенца).

https://psylist.net/age/00009.htm, https://psyera.ru/4797/mladenchestvo; https://lektsii.net/2-35349.html

Электронные материалы (см. ниже).

Пренатальный период развития

Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Египтяне, индийцы, кельты, афри­канцы и многие другие народы разработали свод за­конов для матерей, супружеских пар и общества в це­лом, предусматривающих создание наилучших усло­вий для жизни и развития ребенка.

Так, более тысячи лет назад в Китае существова­ли пренатальные клиники, где будущие матери про­водили период беременности в условиях покоя и целенаправленного культивирования красоты. На первых месяцах беременности же­ны будущий отец должен был пройти через церемо­нию знакомства с будущим ребёнком. Мужчина представ­лялся ожидаемому ребёнку, рассказывал о себе, о своей профессии, о своих взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ре­бёнок оставался в чреве матери, то древние расце­нивали это как принятие им отца. Если же беремен­ность прерывалась, это считалось знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском… В некоторых культурах, в частности, у народов юго-восточной Азии, начало жизни отсчитывается не с рождения, а именно с зачатия. С некоторых пор европейские народы, а в Новое время и северо-американцы, тоже стали осознавать важность всего, что предшествует рождению ребёнка, для всей последующей человеческой жизни.

Условия развития

К условиям развития относятся, прежде всего, наличное состояние развивающегося, среда его обитания и формы взаимодействия (или связи) развивающегося со средой. Новая жизнь начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом при совокуплении будущих матери и отца, которые при этом испытывают сильнейшие ощущения и чувства. Француженка Андрэ Бертин (1988) в своей лекции привела два крайних примера современных ситуаций зачатия. В одном случае это пара, которая в один из суббот­них вечеров после хорошей выпивки, ссоры, а может быть и драки ищет примирения в спальне. Они силь­но рискуют породить существо, предрасположенное к похоти и насилию, поскольку ему передалось соответ­ствующее состояние родителей. В другом случае, это пара, которая всту­пает в половой контакт, имея глубокую любовь друг к другу и полностью осознавая важность переживаемого момента. А до этого они читали хоро­шие книги, вместе смотрели хорошие картины, слу­шали хорошую музыку… Всё это повлияло на качество их сближения и на их впечатления, которые намного богаче тех, что были им обеспечены только лишь их природной организацией. Данная пара имеет все шансы на рождение ребёнка, не обладающего по­роками у ребёнка первой пары. И далее А. Бертин обобщает: народная мудрость гласит, что дети любви — пре­красные дети. Когда наступает посевная, отбирают семена и готовят почву. Думающие люди, желающие иметь ребёнка, позаботятся о качестве «семян», по­стараются подготовить «почву» наилучшим образом. Для этого надо вести здоровый образ жизни и обес­печить будущим родителям определённый психологи­ческий настрой. Они могут также «оросить почву» с помощью гомеопатии и установить, насколько это возможно, преграду на пути наследственных наруше­ний.

В качестве примера — среди персонажей Э.Золя оказался преступник с характерной внешностью, в частности, с врождённой лицевой асимметрией — следствием грубейшего сексуального насилия над его матерью на лестнице доходного дома, в результате чего был повреждён её позвоночник. Однако это не помешало ей забеременеть во время изнасилования, а затем выносить и родить ребёнка. Правда, — ребёнка с перспективой весьма незавидной судьбы….

А.И. Захаров (1998), как современный практический психотерапевт, предложил «рабочие» формулировки условий для оптимального зачатия. Причём он начал с того, что «мы вольны «распоряжаться судьбой ребенка», если верим во влияние планет на нашу жизнь. Тогда, заранее определив день зачатия, мы рассчитываем месяц рождения ребёнка и соответствующий знак зодиака. Но если говорить более серьёзно, то чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем более ответствен­но они относятся к возможному рождению ребёнка». Однако господство случай­ности в деторождении в наше время всё же весьма велик?, и это создаёт риск отклонений в психичес­ком развитии у каждого второго ребенка. Чтобы его уменьшить, следует иметь в виду несколько простых общих условий.

1. Должно быть желание зачать ребёнка со стороны обоих супругов при наличии у них взаимопонимания и при отсутствии конфликтов.

2. Важно предварительно решить неотложные жизненные за­дачи: закончить или прервать учёбу, уйдя в академический отпуск, определиться с работой и с жильем.

3. Следует вовремя перейти с вредного для здоровья производства на более безопасную работу: без шума, вибрации, химической загрязненности и радиации.

4. Важно устранить хронические очаги инфекции — пролечить зубы, уши, нос, горло и брон­хи, печень и желчный пузырь, почки, кишечник и генитальную (половую) сферу. Важно также укрепить слабые места организма и поднять его то­нус целенаправленным комплексом спортивно-оздоровительных воздействий.

5. Важно избавиться от невротических рас­стройств, изменив своё отношение к трав­мирующим условиям жизни и подыскав конструктивные решения для возникших личных, семейных и производ­ственных проблем.

Читайте также:  Значение физического воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

6. Уже за месяц до за­чатия (лучше — раньше) следует полностью исключить курение и употребление алкоголя. Осто­рожность следует соблюдать и по отношению к кофе, так как он повышает сократительную способность матки и мо­жет спровоцировать угрозу выкидыша.

7. Важно ознакомиться с доступной литературой по основам репродуктивной генетики и проконсультироваться у врача-генетика.

Подсчитано, что от 50% до 70% оплодотворённых яйцеклеток (зигот) погибают в течение первых двух недель. Ещё от 25% до 67% из числа выживших зигот погибают в результате прерывания беременности (аборта). Для оставшихся зигот тело матери — это колыбель, в которой формируется новая жизнь. Так говорит гинеколог и акушер А.Н. Хлуновский (1992). Мать и ребёнок представ­ляют собой единый и неразрывный организм, поэтому они в равной степени страдают от плохого самочув­ствия и неблагоприятных воздействий внешнего ми­ра, одинаково остро воспринимают победы и пораже­ния, делят пополам все горести и радости.

А.Н. Хлуновский считает, что каждая будущая мать должна всегда следовать простым общим правилам, ко­торые кратко можно сформулировать так.

1. Откажитесь от всех вредных привычек, ибо ваш образ жизни, ваше питание закладывают основу здоровья плода.

2. Старайтесь избежать стрессов и не давайте воли отрицательным эмоциям, потому что страх, ревность, злоба, душевная боль наносят непоправимый вред плоду и его формирующейся психике.

3. Любите своё будущее дитя, ибо любовь матери — мощный фактор защиты, способный прикрыть плод от вредного воздействия даже в очень тяжёлых ситуа­циях.

4. Не забывайте о том, что музыка, пение, поэзия, ис­кусство, общение с природой успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые бла­готворно сказываются на ребёнке, приносят ему положительные ощу­щения от счастья и покоя матери.

5. Пытайтесь думать о тех качествах, которые хотели бы видеть в ребёнке, направляйте мысли на такие ка­тегории, как доброта, мудрость, интеллигентность, честность, духовная красота, помните о том, что плод способен улавливать и сохранять информацию всеми своими клетками.

6. Беседуйте со своим будущим ребёнком, объясняй­те ему происходящее, успокаивайте и подбадривайте его, так как это приводит к полному единению с ним.

В усло­виях современного общества, насыщенного сложны­ми социальными проблемами и многочисленными трудностями, рекомендуемое отношение к беременности требует от родителей значительных усилий. Однако приобретение такого опы­та уменьшит чувства усталости, беспокойства и страха, часто присущих беременности, обеспечит успешные роды и появление на свет умного, здорового, спокойного, сильного и выносливого человека.

Мы познакомились с взглядами гуманистически ориентированных практиков, работающих с будущими родителями и с беременными женщинами. И для нас становится очевидным, что главные условия развития до рождения — это сами будущие родители и, прежде всего, будущая мать ребёнка, после зачатия — беременная женщина. При этом актуальны все характеристики состояния будущих родителей: от индивидных до индивидуальных. А главенствующая роль принадлежит их высшим человеческим проявлениям в форме осмысленного и одухотворяющего отношения ко всему происходящему, касающемуся пренатальной ситуации.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 1369; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10131 — | 7877 — или читать все…

Читайте также:

Источник

    Задание
    24.
    Дайте
    определения следующим понятиям: генотип,
    фенотип, доминантный ген, рецессивный
    ген. Укажите, каким образом они могут
    оказывать влияние на возникновение
    хромосомных и генных аномалий в развитии.
    Рекомендуемая
    литература:

    [49].

    Задание
    25.

    Назовите критические периоды в
    пренатальном развитии и объясните их
    значение. Например,
    3 неделя — критический период для развития
    ЦНС, сердца. Рекомендуемая
    литература:

    [49].

    Задание
    26.
    Проанализируйте
    условия будущего благополучного развития
    ребенка, обоснуйте их важность.

    1.
    Желание зачать ребенка со стороны обоих
    супругов, отсутствие конфликтов между
    ними, наличие взаимопонимания

    2. Предварительное
    решение неотложных жизненных задач
    (учеба, работа, жилье)

    3.
    Укрепление слабых мест организма
    (поднять тонус, сопротивляемость,
    устранить хронические очаги инфекции)

    4.
    Своевременный переход на более безопасную
    работу

    5.
    Своевременное избавление от невротических
    расстройств

    6. Полное исключение
    (по крайней мере, за месяц да зачатия)
    курения и употребление алкоголя

    7.
    Ознакомление с литературой по уходу и
    воспитанию детей

    Задание
    27.
    Свердловским
    научно-исследовательским институтом
    охраны материнства и младенчества в
    1990 году было проведено медицинское
    обследование 739 женщин, переживших на
    момент беременности взрыв на станции
    Свердловск-Сортировочная1.
    Пережитый женщинами психоэмоциональный
    стресс привел к тому, что в организме
    каждой начались такие патологические
    явления, которые привели к самопроизвольным
    выкидышам или к настоятельной необходимости
    прервать искусственно беременность. У
    детей, родившихся в течение трех месяцев
    после взрыва, оказалось повышенным
    артериальное давление, высокая
    возбудимость. Дети женщин, родивших
    чуть позже, через 4 – 5 месяцев, недобирали
    в массе, были очень вялые, часто и подолгу
    болели.

    Самая
    неблагополучная картина наблюдалась
    у тех женщин, которые пережили вызванный
    взрывом стресс в наиболее раннем сроке
    беременности. У всех в той или иной
    степени произошел запуск реакции
    отторжения плода. Выносить ребенка
    смогли всего лишь 15 женщин из 100, но
    у большинства из них роды оказались
    преждевременными, и половина детей
    погибла.

    Читайте также:  Роль фольклора в развитии ребенка

    Прокомментируйте
    последствия пережитого женщинами
    стресса с точки зрения закономерностей
    внутриутробного развития. Каков механизм
    влияния психоэмоционального стресса
    матери на внутриутробного ребенка.
    Почему самые трагичные последствия
    взрыва испытали женщины с ранним сроком
    беременности?

    Задание
    28.
    Рита и
    Андрей заключили брак, когда Рита была
    уже беременна. Однако против брака была
    мать Андрея. Авторитарная по характеру
    свекровь, всю любовь вложившая в
    единственного сына, которого воспитывала
    одна, старалась при каждом случае задеть
    невестку, покритиковать. Рита отмалчивалась,
    чтобы не испортить отношений с мужем.
    Беременность Рита пе6реносила тяжело;
    у нее была постоянная интоксикация,
    анемия. Со второй половины беременности
    события приняли еще более серьезный
    оборот: Андрей стал пить, возвращаясь
    домой за полночь, а то и под утро. Ничего
    не рассказывал и ничем не делился с
    Ритой. Рита вернулась к прежней привычке:
    она снова закурила. Много времени Рита
    проводила у домашнего кинотеатра,
    смотрела все подряд – боевики, триллеры,
    сериалы, порнофильмы. Задумалась Рита
    и об аборте, но было поздно, срок уже не
    позволял пойти на это. За весь период
    беременности Рита ни разу не испытала
    чувства глубокого счастья будущего
    материнства, чувства тепла и нежности
    к своему ребенку.

    Саша родился
    крупным, крикливым, плохо спал, рос
    нервным и беспокойным. В 5 лет от него
    уже отказались два садика, т.к. в группе
    мальчик вел себя агрессивно, на замечания
    взрослых не реагировал, грубил. Сама
    Рита долгое время испытывала послеродовую
    депрессию.

    Проанализируйте
    ситуацию. Какие неблагоприятные условия
    развития ребенка в пренатальном периоде
    можно выделить в данном случае.

    Задание
    29.
    Из беседы
    с беременной женщиной (24 года). На вопрос
    о том, чем она руководствовалась, принимая
    решение о появлении ребенка, и в чем
    конкретно выражалась планируемость
    беременности, женщина привела следующие
    аргументы: «все подруги уже замужем и
    имеют детей, и мне пора…», «У меня в
    семье все женщины рожали в 24 года»,
    «Посмотрела по состоянию здоровья, что
    можно рожать, и гинеколог сказала, что
    у меня хорошие анализы», «Интересно
    было, забеременею или нет», «Посмотрела
    время рождения ребенка — мне не надо,
    чтобы был овен».

    Проанализируйте
    мотивы рождения ребенка в данном случае.
    Какая ситуация в этом случае может
    сложиться после рождения ребенка
    (эмоциональное состояние матери,
    особенности общения с ребенком,
    особенности развития ребенка и т.д.).

    Задание
    30.
    Татьяна
    заканчивает обучение на дневном отделении
    вуза находясь на девятом месяце
    беременности. Ее родители и муж живут
    в другом городе, сама Татьяна – в
    общежитии. Женщина не наблюдается у
    врача, до сих пор у нее нет медицинской
    обменно-уведомительной карты беременной.
    На консультацию к психологу, ведущему
    прием в женской консультации, Татьяна
    пришла из интереса к формам и содержанию
    психологической работы с беременными,
    так как сама получает профессию психолога.

    Проанализируйте
    ситуацию. Как можно охарактеризовать
    стиль переживания беременности, описанный
    в задаче. Может ли такая позиция мамы
    отразиться на развитии ребенка?
    Аргументируйте свой ответ.

    Задание
    31.
    В середине
    1990-х годов в России был апробирован
    «СОНАТАЛ» — методика музыкальной
    стимуляции внутриутробного ребенка,
    разработанная профессором М.Л. Лазаревым.
    Был получен ряд интересных фактов2:
    1) осложнение беременности в группе
    пренатального воспитания (ПВ) составили
    36%, а в контрольной группе – 92,5%; 2) роды
    без патологий в группе ПВ составили
    68%, в КГ – 15%; 3) заболеваемость детей в
    возрасте до 6 месяцев КГ составила 17,7%,
    а в группе детей после пренатального
    воспитания – 7,2%; 4) дети группы ПВ примерно
    на один месяц опережают в развитии своих
    сверстников по основным психомоторным
    реакциям (табл. 1).

    Таблица 1

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Эти принципы Марии Монтессори помогут организовать любому педагогу или родителю образовательное пространство правильно. Систематизация данного материала будет полезна тем, кто занимается с детьми по данной методике, а так же тем кто только планирует к ней приступать.

    Важные условия для полноценного развития детской психики до 6 лет

    Мария Монтессори — врач и педагог, первая женщина в Италии получившая степень доктора наук. Она занималась проблемами обучения и воспитания детей, страдающими слабоумием. Свои педагогические теории она проверила практическими занятиями с такими детьми в «школе педагогического лечения». В результате практического применения ее умственно отсталые подопечные сдали экзамен в городскую школу лучше своих сверстников.

    Методика раннего развития Марии Монтессори 

    Основная идея в том, что взрослый не должен целенаправленно обучать ребенка, но должен обеспечить условия для полноценного развития детской психики. Т.е. она придерживалась принципа природосообразности развития заложенных в каждом ребенке больших жизненных сил и способностей.

    По мнению Мария Монтессори, помочь ребенку сформировать самого себя как личность — главная задача любого взрослого, а тем более педагога.

    Читайте также:  Значение рисования для психического развития ребенка

    Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

    Эти условия для свободного развития должны были обеспечиваться, главным образов, в дошкольном возрасте, а именно до 6 лет. Этот период она разделяла на 2 основных этапа, или две подфазы дошкольного детства:

    • От 0 до 3 лет – характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому воздействию взрослого. Т.е. находится на стадии «впитывающего сознания», и задача взрослого – привить интерес ребенка к познанию окружающего мира.

    • От 3 до 6 лет – когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием

    Она была убеждена в том, что нельзя приспосабливать насильно малышей ко взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику и приводит к полному отрицанию его личности.

    По мнению Марии Монтессори существует всего 2 слогаемых успеха ребенка:

    • правильно организовывать пространство вокруг ребенка.

    • развивать каждое умение в отведенное для этого время (сензитивные периоды);

    Важные условия для полноценного развития детской психики до 6 лет

    Зонирование развивающего пространства

    Условия реализации и построения обучающего пространства:

    • предметы, стимулирующие практический интерес у ребенка (что-то чистить, мыть, сметать пыли, выстраивать и т.д.);

    • каждый обучающий материал должен быть представлен в единственном экземпляре (это делается для того, чтобы, если предмет используется, ребенок учился ждать своей очереди);

    • все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

    Зоны образовательного пространства:

    • Зона упражнений в практической жизни.

    В ней находятся предметы из практической жизни. Это могут быть различные жидкости, которые можно переливать, шнуровки, тактильные материалы, пуговицы, песочница, а так же материалы для мытья рук, чистки одежды, для готовки и формирования навыков самообслуживания, и т.д.

    • Зона сенсорного развития.

    Без сенсорной гимнастики не возможно развитие мышления. В данной зоне длжны находиться материалы, которые позволят ребнку развивать слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, обучить различать размер, форму цвет, шороховатость, температуру и т.д.

    В настоящее время в сенсорную зону помещают современные развивающие игрушки, погремушки, кубики, свистульки, матрешки и прочее.

    • Зона двигательной активности.

    Эта зона для развития крупной моторики ребенка. Здесь можно разместить различные шведские стенки, заборчики, лестницы, скамеечки и т.п.

    Для перобретения знаний в различных других областях, огранизуется мини-зона со своим наполнением. Например, Математическая, языковая, естественнонаучная, музыкальная зоны, и разные другие, в зависимости от желания ребенка и родителей.

    Попадание в сензитивный период.

    Сензитивный период – это самый благоприятный период для развития какой-либо функции мозга ребенка. Именно в эти периоды маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент жизни потратит гораздо больше усилий и времени. Об этих периодах необходимо знать каждому родителю и педагогу, поскольку они не восполняются и не возобновляются никогда.

    1. Восприятие порядка (от 0-3 лет)

    Для ребенка важно «однажды и навсегда» познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем овладения им.  Для детской сущности неприемлем хаос в окружающей среде, ни во времени, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому.

    2. Сенсорное развитие (0-5,5 лет)

    Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это становиться возможным при умении человека всматриваться, вслушиваться и ощущать (в процессе специально организованной деятельности)

    3. Восприятие маленьких предметов (1,5 – 5,5 лет)

    Это возраст, когда ребенка начинают привлекать маленькие предметы. Здесь очень важно предоставить возможность ребенку создать что-то большое и целое из них (модель, картину, бусы и т.п.)

    4. Развитие движения и действия (1-4 года)

    Занятия спортом в этот период очень важны не только для развития физических свойств маленькой личности, но и для развития интеллектуальной сферы. Они должны сочетаться с насыщением мозга кислородом, т.е. проходить на открытом воздухе.

    5. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)

    В этот период необходимо прививать ребенку формы вежливого поведения. И так же, в это время происходит наибольшая адаптация к социальной среде, т.е. самый благоприятный период для начала посещения дошкольных образовательных организаций.

    6. Развитие речи (0-6 лет)

    До полугода ребенок вслушивается в речь взрослого и старается подражать определенным звукам. Около года произносит свои первые слова. В 1,5 года использует их для выражения своих чувств и желаний. В 2 года ребенок способен выразить словами свои мысли.

    Это основные сензитивные периоды по Монтессори, которые имеют свой подъем, пик и спад. Взрослым необходимо их знать для того, чтобы грамотно организовать обучающую среду для ребенка определенного возрастного этапа.опубликовано econet.ru.

    Олеся Требушенкова

    Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

    Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

    Подпишитесь на наш ФБ:
    ,
    чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

    Источник