Психология развития ребенка по выготскому

Психология развития ребенка по выготскому thumbnail
 

По материалам лекций по курсу «Общая психология» и «Детская и возрастная психология» кандидата психологических наук, доцента ВАК, автора проекта Free Good Education — Розен (Удовенко) Марины Викторовны

Общаясь в теме В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг» заговорили о Выготском Л С 

*** зоне актуального развития

*** зоне ближайшего развития…

Короткая справка, делюсь:

Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней за­нимает.

Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием домини­рующей в сознании функции.

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Школьный возраст

восприятие

память

мышление

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменени­ем его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Высшие психические функции возникают первоначально как коллектив­ная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями са­мого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:

  • сначала как функция коллективного поведения,
  • как форма сотрудничества или взаимодействия,
  • как средство социального при­способления,

то есть как категория интерпсихическая.

А затем вторично

  • как способ индивидуального поведения ребенка,
  • как средство личного приспособ­ления,
  • как внутренний процесс поведения,

то есть как категория интрапсихическая».

Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.

Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания… Уровень актуального развития харак­теризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближай­шего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего раз­вития, после чего становится формой актуального развития субъекта.

Другие статьи  на сайте b-t.com.ua

==============================================

все статьи атовра Типатов Николай  в группе Онлайн тесты, психология и самопознание

другие статьи автора в группе:
Онлайн-тесты

  • Тест Герчикова — мотивационный профиль
  • Тест Пушкин или нет?
  • Кейсы для управленцев от Соловьева
  • Стиль поведения в конфликте — тест К.Томаса
  • Арт-тесты! Где путешествовал фотограф?
  • Методика Реана — Мотивация успеха и боязнь неудачи / МУН
  • У шизофреников нет иллюзий?
  • Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности`
  • Тест Соловьева. Сравнительный анализ 
  • Тест-тренажер `Кратковременная память`
  • Статистика теста `16 ассоциаций` / 32465 респондентов
  • Тестирование для бухгалтеров
  • Тест-тренажер по немецкому языку — `Немецкие артикли`
  • Методика «перекрестного опроса»
  • Текущее психологическое состояние человека
  • Визуализация — Тесты с результатами
  • Способности к языкам
  • Тесты-тренажеры по английскому языку
  • Тест `Языковые Барьеры`
  • Тесты для дайверов — эндемики
  • Тест: Неправильные глаголы
  • Опросник удовлетворенности браком
  • Онлайн-тест для дайверов — «Угадай рыбу»
  • Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет
  • ИТО — Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н.Собчик)
  • Жесты дайверов под водой
  • Тест `Крутящаяся девушка` (на доминирующее полушарие)
  • `Тревожность, ригидность, экстраверсия (Моудсли)`
  • `Исследование склонности к риску Шмелева`
  • Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)
  • Тесты Здоровья
  • Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта)
  • Родитель-Взрослый-Дитя
  • Оценка структуры мотивации к работе`
  • `Оценка мотивации к работе
  • Диагностика социально-психологических установок — тест Потемкиной
  • Тестовые задания — Социология
  • Стиль поведения в конфликте Томаса
  • Тест Херцберга (гигиенические /мотивационные факторы
  • АРТ-Тест `Великие крепости Украины`
  • Арт-тесты! Лидирует Денис Чернов

Психология

  • Трансакционый анализ
  • Уроки Конфуция, или переводим негатив в позитив
  • Конфликт как развитие
  • Психологическая деформация программистов
  • Mark Gungor о мозге мужчины и женщины
  • Без работы: Как держать себя
  • Ловушки на собеседовании
  • Руководитель — творческим человеком?
  • Шизофрения — Игры с архетипами
  • Как заставить сотрудников учиться
  • Обсуждение Компетенций: Ответственность
  • Вижу, слышу, понимаю…
  • Аутистам свойственна низкая религиозность?
  • «…Не под седлом и без узды»
  • Почему на тренингах не вырабатывается навык
  • Графический тест Вартегга
  • «Простое» манипулирование
  • Исследование уровня субъективного контроля
  • Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
  • Малые разговоры по Сидоренко
  • О чем поведают наши рисунки
  • Акцентуации личности
  • Настоящий Люшер
  • Интервью с Бертом Хеллингером
  • Определение ценностных ориентаций
  • Функция историй
  • Введение в позитивную психологию и психотерапию
  • Мотивация успеха и боязнь неудачи — иллюстрация
  • Поймайчик Агао с планеты Лютчей

Социология

  • Вопросы к немецкой памяти
  • Визуальная антропология | Женщина в роддоме
  • Визуальная антропология | Образ учителя в советском кино
  • Традиции семьи
  • «Я — домашний козёл» фильм, наполненный символами
  • Россияне не любят профессии: депутат, полицейский
  • Разные семейные традиции
  • Казань, музей Соцбыта — 2
  • Казань, музей Соцбыта — 1
  • Можем влиять на дату смерти?
  • Неформальные группы внутри организации
  • Семейные ценности в России
  • Исследования религиозной самоидентификации
  • Женщины всё чаще первыми делают предложение

Маркетинг, продажи, тренинги

  • Пример креативной рекламы
  • Что не так с соцсетями и маркетингом в них
  • Методы оценки психологической эффективности рекламы
  • Различие Facebook и ВКонтакте
  • Социальные сети повышают избирательную активность
  • Теория «лайков»
  • Почему людей притягивают социальные сети
  • Креативный алгоритм: ролевое моделирование
  • Миф о сетевом маркетинге
  • Переговоры — техника ухода от спора
  • Отношение к возражениям

Интересно

  • Истории происхождения знаков «!», «?», «#», «@»
  • Как появляются крылатые выражения
  • Спасибо вам Аркадий и Борис Стругацкие
  • Смайлики из прошлого века 🙂
  • Шкала вселенной — путешествия от микромира до макромира!
  • Флэшки для настроения
  • Реальные левитации
  • Перечитать тексты фильмов
  • Пародии на Отца / почти юмор
  • Против курения
  • Бутан — ремикс из местных звуков
  • Работа над ошибками от Яндекс
  • Ложь во спасение
  • Заставь Его убирать
  • Икра слов от автора мемов
  • Сергей Петрович Капица
  • Иллюзии — перевертыши
  • Учение Хуана Матуса — концентрат
  • Птицы — Позитивное видео
  • Интересные видео о природе
  • Свинка и печеньки — Видео
  • Англия. Пространство и я
  • Найдите 14 лошадей на картике
  • Быть иль не быть
 

Дети

  • Теория психического развития Л.С.Выготского
  • Что такое развивающее обучение для детей?
  • Недоношенные дети после кесарева сечения
  • Возрастная периодизация по Эльконину
  • Тренируем мышление дошкольника
  • Игры, игрушки, гаджеты… и дети
  • Выделяем ребенку карманные деньги
  • Какой ребенок в семье талантлив?
  • Что делать с гневом на детей?
  • Об ответственности и работе над ошибками
  • Новые роли: дети играют в родителей
  • Какие мультики показывать детям?
  • Профессор помог разобраться маленькой леди
  • Зачем ребенку музыка?
  • Песни, раскраски детям
  • Развивающие игры с ребенком
  • Дебби помогает девочкам стать инженерами
  • Пальчиковые краски — самому
  • Рисовать пальчиковыми красками?
  • Кружки и секции: — развитие ребенка
  • Ребенок и библиотека
  • «Косвенная» подростковая агрессия выгоднее прямой
  • Отношение к детям в русской культуре
  • Мой ребенок – самый лучший!
  • О детях, родителях и электронных устройствах
  • Не судите
  • Как научить ребенка быть семьянином?
  • Воспитание «вдруг»
  • Готы, эмо: о чем не знать нельзя
  • Можно ли устать быть мамой?
  • Темные краски детства
  • Сложные детские вопросы…
  • Если рабочий день отца не нормирован?
  • Дети и компьютерные игры

Фото, видео, походы

  • На байдарках по Белому — 2
  • На байдарках по Белому — 1
  • Ковдозеро, Карелия 2012 / Рыбалка
  • Ковдозеро, Карелия 2012 / Дети
  • Карелия 2012, видео: природа, закаты, скалы
  • Водные походы в Карелию — 2012
  • Фото от Михаила Псарева. Крым в ноябре
  • На байдарке по Волге в сентябре
  • Дно Белого моря
  • История одной любви

Песни для души

  • Автор одной песни / Аркадий Мадатов
  • Александр Иванов — ХАНДРА
  • Песни Александра Суханова
  • Маленький фонарщик в легендах
  • Юрий Визбор — песни диалоги
  • Поэт — математик
  • Автор одной песни / Сергей Шалденков
  • Песни бардов — Владимир Васильев
  • Песни бардов — Валентин Ламм
  • НЕпечальные песни
  • Песни бардов… ответы на вопросы
  • Автор одной песни — Александр Решетько
  • Автор одной песни — Обещанное Тубо
  • Три станции: Мечта, Любовь, Разлука
  • Ах какая пропажа — Юрий Визбор
  • Сегодня дождь со снегом
  • Песни бардов — не любивший меня
  • Песни бардов… ответы на вопросы?

Обсуждение

  • Документальный фильм Клеймо
  • Пасхальный кулич — христианский символ или языческий?
  • «Закон бумеранга» в образах
  • Толстая и неправильная? Чьи стандарты красоты?
  • Клакер — кто хлопает за денежку
  • Голосование «А кого бы оставили вы?
  • Мальчики и девочки — отдельно?
  • А вы когда-нибудь стояли у окна?
  • Ошибка в локализации телефона оборвала жизни
  • Господин Немо: снежинка может согнуть лист бамбука
  • Добро это или зло?
  • Брак со знаком неравенства?
  • `Мельница кота` Путь к себе
  • Про светофор, Мэрилин Монро и грязную посуду
  • Будда и ученик
  • Притча «Куда ты идешь?»
  • Притча «А может быть, это он мессия?»
  • Три мудрых совета
  • Притча «Поставь на 37!»
  • Sprechen Sie Türkisch?
  • Суррогатное материнство
  • Английские песни при изучении английского
  • Синдром опустевшего гнезда
  • Мои самокопания благодаря водителю
  • Изменить `НЕ Хочу` при изучении английского?
  • Правила семейных отношений
  • Дайверы поют под водой — О жестокости человека
  • Казка Про Богиню Мокошу
  • Притча: оставь подарок себе
  • Суббота (проба пера)
  • Человек с ножом во сне, как его победить?
  • Цепочка любви
  • Далеко по соседству… или глазами 50-летнего
  • `Притяжению вопреки` закрыли
  • `Мельница кота` о Пути к себе
  • Раскрути девушку… ?
 
Читайте также:  Роль питания в развитии ребенка

+

14.12.2013 , обновлено  11.03.2016

В избранное

Пожаловаться

Просмотров: 150150  

Источник

Выготский
Л.С. психология развития ребенка

План:

Концепция
Выготского

Разделения
Выготского

Законы
развития Выготского

С
точки зрения Л.С. Выготского, все
современные ему западные теории описывали
ход детского развития как переход от
индивидуального, гуманоидного,
человекоподобного существования к
жизни в качестве полноценного члена
общества. Поэтому неудивительно, что
центральной проблемой всей без исключения
зарубежной психологии до сих пор остается
проблема социализации, проблема перехода
от биологического существования к жизни
в качестве социализованной личности.
Л.С. Выготский категорически выступал
против такой интерпретации развития.
Для него процесс развития проходит путь
от социального к индивидуальному.
Развитие психики — это процесс ее
индивидуализации. Высшие психические
функции возникают первоначально как
форма коллективного поведения, как
форма сотрудничества с другими людьми
и лишь впоследствии они становятся
индивидуальными функциями самого
ребенка. Так, речь — сначала средство
общения между людьми, но в ходе развития
она становится внутренней и начинает
выполнять интеллектуальную функцию.

Условия
развития, согласно естественно-научной
парадигме, — наследственность и среда.
Условия развития в культурно-исторической
парадигме — морфологические особенности
мозга и общение. Условия развития позднее
были более подробно описаны А.Н.
Леонтьевым. В соответствии с его теорией,
эти условия должны быть приведены в
движение деятельностью субъекта.
Деятельность возникает в ответ на
потребность. Потребности также не
врождены, они формируются, причем первая
потребность ребенка — потребность в
общении со взрослым. На ее основе младенец
вступает в практическое общение с
людьми, которое позднее осуществляется
через предметы и через речь.

Источник развития
западные психологи ищут внутри индивида,
в его природе. В культурно-исторической
парадигме в качестве источника развития
высших психических функций выступает
среда. По Л.С. Выготскому, источник
развития вне ребенка, среда выступает
в отношении развития высших психических
функций в качестве источника развития.
Вспомним слова К. Маркса о промышленности
как чувственно предлежащей перед нами
психологии. По К. Марксу (Л.С. Выготский
разделял эти его идеи), «присвоение
определенной совокупности орудий
производства равносильно развитию
определенной совокупности способностей
у самих индивидов». В этом смысле
человек есть социальное существо, вне
взаимодействия с обществом он никогда
не разовьет в себе тех качеств, которые
развились в результате развития всего
человечества.

Читайте также:  Контрольная работа развитие ребенка дошкольного возраста

Л.С.
Выготский подчеркивал, что отношение
к среде меняется с возрастом, а
следовательно, меняется и роль среды в
развитии. Он подчеркивал, что среду надо
рассматривать не абсолютно, а относительно,
так как влияние среды определяется
переживаниями ребенка. Л.С. Выготский
ввел понятие ключевого переживания.

Как
позднее справедливо указывала Л.И.
Божович, «понятие переживания,
введенное Л.С. Выготским, выделило и
обозначило ту важнейшую психологическую
действительность, с изучения которой
надо начинать анализ роли среды в
развитии ребенка; переживание представляет
собой как бы узел, в котором завязаны
многообразные влияния различных внешних
и внутренних обстоятельств» (Хрест.
6.1).

Понимание формы
развития как приспособления, адаптации
ребенка к окружающей его среде — главная
черта натуралистических концепций. По
Л.С. Выготскому, психическое развитие
ребенка происходит путем присвоения
исторически выработанных форм и способов
деятельности. В отличие от этого
биологический тип развития происходит
в процессе приспособления к природе,
путем наследования свойств вида и/или
путем накопления индивидуального опыта.
У человека нет врожденных форм поведения
в среде. Его развитие происходит путем
присвоения исторически выработанных
форм и способов деятельности.

Специфика детского
развития состоит в том, что оно подчиняется
не действию биологических законов, как
у животных. Оно подчиняется действию
общественно-исторических законов. От
уровня развития общества зависит
содержание развития ребенка и
продолжительность детства.

В
«Лекциях по педологии» Л.С. Выготский
сформулировал ряд законов психического
развития ребенка:

Детское развитие
имеет сложную организацию во времени:
свой ритм, который не совпадает с ритмом
времени, и свой ритм, который меняется
в разные годы жизни. Так, год жизни в
младенчестве не равен году жизни в
отрочестве.

Закон метаморфозы
в детском развитии: развитие есть цепь
качественных изменений. Ребенок не
просто маленький взрослый, который
меньше знает или меньше умеет, а существо,
обладающее качественно отличной
психикой.

Закон неравномерности
детского развития: каждая сторона в
психике ребенка имеет свой оптимальный
период развития. С этим законом связана
гипотеза Л.С. Выготского о системном и
смысловом строении сознания.

Закон развития
высших психических функций. Высшие
психические функции возникают
первоначально как форма коллективного
поведения, как форма сотрудничества с
другими людьми, и лишь впоследствии они
становятся внутренними индивидуальными
функциями самого ребенка. Отличительные
признаки высших психических функций:
опосредованность, осознанность,
произвольность, системность. Они
формируются прижизненно и образуются
в результате овладения специальными
орудиями, средствами, выработанными в
ходе исторического развития. В своем
развитии высшие психические функции
проходят ряд стадий (Хрест. 6.2 и 6.3).

По
Л.С. Выготскому, движущая сила психического
развития — обучение. Важно отметить, что
развитие и обучение — это разные процессы.
По словам Л.С. Выготского, процесс
развития имеет внутренние законы
самодвижения.

«Развитие, —
пишет он, — есть процесс формирования
человека или личности, совершающийся
путем возникновения на каждой ступени
новых качеств, специфических для
человека, подготовленных всем
предшествующим ходом развития, но не
содержащихся в готовом виде на более
ранних ступенях».

Обучение, по Л.С.
Выготскому, есть внутренне необходимый
и всеобщий момент в процессе развития
у ребенка не природных, но исторических
особенностей человека.

Обучение
не тождественно развитию. Оно создает
зону ближайшего развития, то есть
вызывает у ребенка к жизни, пробуждает
и приводит в движение внутренние процессы
развития, которые вначале для ребенка
возможны только в сфере взаимоотношения
с окружающими и сотрудничества с
товарищами, но затем, пронизывая весь
внутренний ход развития, становятся
достоянием самого ребенка. Понятие
«зона ближайшего развития» —
логическое следствие закона становления
высших психических функций.

Л.С.
Выготским были осуществлены
экспериментальные исследования отношения
между обучением и развитием. Это изучение
житейских и научных понятий, исследование
усвоения родного и иностранного языков,
устной и письменной речи, зоны ближайшего
развития. Последнее — подлинное открытие
Л.С. Выготского, которое известно теперь
психологам всего мира.

Зона
ближайшего развития — это расстояние
между уровнем актуального развития
ребенка и уровнем возможного развития,
определяемым с помощью задач, решаемых
под руководством взрослых. Как пишет
Л.С. Выготский, «зона ближайшего
развития определяет функции, не созревшие
еще, но находящиеся в процессе созревания;
функции, которые можно назвать не плодами
развития, а почками развития, цветами
развития». «Уровень актуального
развития характеризует успехи развития,
итоги развития на вчерашний день, а зона
ближайшего развития характеризует
умственное развитие на завтрашний
день».

Понятие
зоны ближайшего развития имеет важное
теоретическое значение и связано с
такими фундаментальными проблемами
детской и педагогической психологии,
как возникновение и развитие высших
психических функций, соотношение
обучения и умственного развития, движущие
силы и механизмы психического развития
ребенка.

Читайте также:  Основной механизм психического развития ребенка после трех лет становится

Зона
ближайшего развития — логическое
следствие закона становления высших
психических функций, которые формируются
сначала в совместной деятельности, в
сотрудничестве с другими людьми, и
постепенно становятся внутренними
психическими процессами субъекта. Когда
психический процесс формируется в
совместной деятельности, он находится
в зоне ближайшего развития; после
формирования он становится формой
актуального развития субъекта.

Феномен
зоны ближайшего развития свидетельствует
о ведущей роли обучения в умственном
развитии детей. «Обучение только
тогда хорошо, — писал Л.С. Выготский, —
когда оно идет впереди развития».
Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни
много других функций, лежащих в зоне
ближайшего развития. Применительно к
школе это означает, что обучение должно
ориентироваться не столько на уже
созревшие функции, пройденные циклы
развития, сколько на созревающие функции.
Возможности обучения во многом
определяются зоной ближайшего развития.
Обучение, разумеется, может ориентироваться
на уже пройденные циклы развития — это
низший порог обучения, — но оно может
ориентироваться на еще не созревшие
функции, на зону ближайшего развития,
что характеризует высший порог обучения.
Между этими порогами и находится
оптимальный период обучения. «Педагогика
должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития»,
— писал Л.С. Выготский. Обучение с
ориентацией на зону ближайшего развития
может вести развитие вперед, ибо то, что
лежит в зоне ближайшего развития, в
одном возрасте преобразуется,
совершенствуется и переходит на уровень
актуального развития в следующем
возрасте, на новой возрастной стадии.
Ребенок в школе осуществляет деятельность,
которая постоянно дает ему возможность
роста. Эта деятельность помогает ему
подняться как бы выше самого себя (Хрест.
6.2 и 6.3).

Как
всякая ценная идея, понятие зоны
ближайшего развития имеет большое
практическое значение для решения
вопроса об оптимальных сроках обучения,
причем это особенно важно как для массы
детей, так и для каждого отдельного
ребенка. Зона ближайшего развития —
симптом, критерий в диагностике
умственного развития ребенка. Отражая
область еще не созревших, но уже
созревающих процессов, зона ближайшего
развития дает представление о внутреннем
состоянии, потенциальных возможностях
развития и на этой основе позволяет
сделать научно обоснованный прогноз и
дать практические рекомендации.
Определение обоих уровней развития —
актуального и потенциального, а также
одновременно и зоны ближайшего развития,
— составляет вместе то, что Л.С. Выготский
называл нормативной возрастной
диагностикой в отличие от симптоматической
диагностики, опирающейся лишь на внешние
признаки развития. Важным следствием
этой идеи можно считать и то, что зона
ближайшего развития может быть
использована как показатель индивидуальных
различий детей.

Одним
из доказательств влияния обучения на
психическое развитие ребенка служит
гипотеза Л.С. Выготского о системном и
смысловом строении сознания и его
развития в онтогенезе. Выдвигая эту
идею, Л.С. Выготский решительно выступал
против функционализма современной ему
психологии. Он считал, что человеческое
сознание — не сумма отдельных процессов,
а система, структура их. Ни одна функция
не развивается изолированно. Развитие
каждой функции зависит от того, в какую
структуру она входит и какое место в
ней занимает. Так, в раннем возрасте в
центре сознания находится восприятие,
в дошкольном возрасте — память, в школьном
— мышление. Все остальные психические
процессы развиваются в каждом возрасте
под влиянием доминирующей в сознании
функции. По мнению Л.С. Выготского,
процесс психического развития состоит
в перестройке системной структуры
сознания, которая обусловлена изменением
его смысловой структуры, то есть уровнем
развития обобщений: «Вход в сознание
возможен только через речь». И переход
от одной структуры сознания к другой
осуществляется благодаря развитию
значения слова, иначе говоря, — обобщения.
Если на системное развитие сознания
обучение не оказывает прямого воздействия,
то развитием обобщения и, следовательно,
изменением смысловой структуры сознания
можно непосредственно управлять. В ходе
обучения в результате формирования
обобщений перестраивается вся система
сознания. Поэтому, по словам Л.С.
Выготского, «один шаг в обучении может
означать сто шагов в развитии», или
«обучаем на копейку, а развитие
получаем на рубль».

Высказанная
в начале 30-х гг., эта гипотеза, обладавшая
огромной потенциальной силой, имела
ряд существенных ограничений.

Во-первых,
схема сознания, предложенная Л.С.
Выготским, носила интеллектуалистический
характер. В структуре сознания
рассматривались лишь познавательные
процессы, а развитие мотивационно-потребностной
сферы сознательной личности оставалось
за пределами внимания исследователей.

Во-вторых,
Л.С. Выготский сводил процесс развития
обобщений к процессам речевого
взаимодействия людей. Он неоднократно
писал о единстве общения и обобщения.
По его мнению, «самым замечательным
из всех фактов, относящихся к развитию
детского мышления, является положение,
что в меру того, как развивается общение
ребенка со взрослыми, расширяется и
детское обобщение, и наоборот»
(Выготский Л.С., 1956. С. 432). В этих утверждениях
усматривался идеализм концепции Л.С.
Выготского, сведение развития психики
к взаимодействию сознаний.

Наконец,
в-третьих, детская психология во времена
Л.С. Выготского была исключительно бедна
достоверными фактами, и его гипотеза
еще не имела экспериментального
подтверждения.

На
протяжении многих лет гипотеза Л.С.
Выготского оставалась гениальной
интуицией. Преодоление недостатков и
исторически обусловленных ограничений
этой гипотезы составляет этапы становления
детской психологии с позиции
культурно-исторической парадигмы.

В
1996 г. научная общественность широко
отмечала столетие со дня рождения Л.С.
Выготского. В разных странах мира
проходили научные конференции, материалы
которых были опубликованы в печати.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник