Контрольная работа развитие ребенка дошкольного возраста

Контрольная работа развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

1. Цель обучения детей дошкольного возраста

В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом к самостоятельной жизни.

В последние годы в педагогическую лексику всё активнее входят понятие «обучающее воспитание»; «воспитывающее обучение», подчёркивающее единство воспитания и обучения формирования личности. Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль системообразующего фактора.

Обучение –
профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Как мы видим главной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).

Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.

2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность –
первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Обучение –
представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение
.

Научение –
это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

3. Структура учебной деятельности

А
нализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

учебную задачу.

учебные действия.

контроль.

оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача – это цель.
Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

4. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:

– умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога
(преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

Читайте также:  Спортивная гимнастика в развитии ребенка

На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель.

Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачное выполнения работы.

Условно их распределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.

К первому уровню относят детей: которые

1 слушают указания

2 руководствуются ими в работе

3 в случае непонимания задают вопросы

4 правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают работу собственную

6 достигают нужных результатов

К второму уровню относят детей которые:

1 слушают указания, условно придерживаются их в работе

2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей

3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям

4 результаты условны

К третьему уровню относят детей:

1 слушают указания, но как бы не слышат

2 не руководствуются ими в работе

3 к оценки нечувствительны

4 результата не достигают.

Более младший возраст является восприимчивее к влиянию обучению, дети этого возраста быстрее осваивают требования обучения, более подвижны в выработке умений заниматься.

Обучение, начатое с трёхлетнего возраста, обеспечивает нужное направление развитие детей, укрепляет определённый тип поведения. При этих условиях обучение дети воспринимают сразу.

6. Принципы обучения дошкольников

дошкольный учебный обучение готовность

Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного обучения:

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим.

Принцип развивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципы наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно – логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

7. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении

В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

С каждым ребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятие контрольно – диагностического характера, чтобы выявить уровень его облученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.

Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формы обучения.

Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

Читайте также:  Задержка психомоторного развития у ребенка в год форум

Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того значительной частью знаний и умений ребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.

Заключение

В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Обучение рассматривается как целостна форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в котором принадлежит взрослому. Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и понимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.

Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Список литературы

1. С.А. Козлова, Г.А. Куликова Дошкольная педагогика Москва «Академия» 2007 г.

2. А.Н. Давидчук. Обучение и игра методическое пособие Москва «Мозаика – Синтез» 2004 г.

3. А.П. Усова Обучение в детском саду Москва «Просвещение» 1981 г.

4. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. Москва. «Новая школа» 1996 г.

Источник

Контрольная работа

Исполнитель: Шакирова Любовь Сергеевна

Тема. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.Сформулируйте 3-4 задания–вопросы для развития мышления дошкольников в различных формах жизнедеятельности и конкретизируйте их психологические возможности.

Рисование : почему на рисунке существует граница между небои и землей? Существует ли она на самом деле? Нарисуй небо, так как ты привык его видеть(формирование навыков выстраивания рассуждения, причинно-следственных связей, поиска путей решения нестандартных задач)

Игра: узнай человека с закрытыми глазами (на ощупь) (формирование и выделение признаков, которые обычно видимы: абстрагирование, анализ)

Обучение: Найди лишнее слово/ картинку (развитие мыслительных операций: анализ, синтез и абстрагирование)

Назови одним словом (развитие мыслительной операции Обобщение и классификация)

2. Сформулировать психологические особенности общения дошкольников со взрослыми и со сверстниками. (не менее 6 развернутых характеристик)

малыш инициативен по отношению к взрослому – стремится привлечь его внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий;

— настойчиво требует от взрослого соучастия в своих делах;

— чувствителен к отношению взрослого, к его оценке, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание;

— охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции; своевременно овладевает активной речью, пользуется ею в целях общения.

Овладение речью  является  важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т.д.

В раннем возрасте формируются  навыки самообслуживания: малыш сам одевается,  пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки и т.д.

Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной игры: малышу важен сам процесс, например, кормление куклы или катание мишки на машинке К концу этого периода в игре ребенка появляются элементы творчества, воображаемая ситуация выходит на первый план по отношению к наглядной и складывается самостоятельная сюжетная игра, которая имеет важное значение в развитии и становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

  • Итак, на третьем году жизни ребенок испытывает особую потребность в общении со сверстником, которая удовлетворяется в эмоционально окрашенной игре. Но и к концу раннего возраста общение детей друг с другом пока еще уступает по притягательности общению со взрослыми и предметной деятельности.-

  • В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе (по данным Т.А. Репиной, к подготовительным группам сохранилось неблагоприятное положение у 1/3 детей).

  • -Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников.

  • — К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживаниями имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений). Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

  • В сфере общения со сверстниками М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее положение занимают выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

3. Дополнить содержание таблицы по характеристике развития игровой деятельности дошкольников из предложенных

А.

Г. Переходит к игровым действиям, отражающим социальные функции. Проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми

Читайте также:  Игры для развития ребенка двух лет

Ребенок

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Характер игровых действий

Отдельные игровые действия носят условный характер. Предметное действие с игрушками или предметами заместителями ребенок производит в игре, подражая действиям взрослого

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий; ребенок самостоятельно удерживает воображаемую ситуацию. Способен выделить правило, по которому нужно действовать

Цепочка игровых действий объединена сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых. Согласует свои действия со взятой на себя ролью, ролевые действия разнообразны, ролевая речь ребенка достаточно четкая.

Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Проигрывает действия с предметами, игровые действия и их внешняя последовательность соответствует реальной действительности

Выполнение роли

Роль осуществляется фактически, но не называется

Роль называется, ребенок старается выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной им роли – ребенок требует развертывания сюжета, может наладить отношения с 1-2 партнерами

Роль называется, ребенок старается выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной им роли –ребенок по ходу игры меняет роль, если это требует развертывание сюжета

Роли распределяются до начала игры. Придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Четко выделяет роли. По ходу игры может выполнить и другие роли, если этого требует развитие сюжета, а играющих мало, затем снова может вернуться к своей основной роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Игра однообразна, как правило, повторы одних и тех же операций

Цепочка игровых действий объединена сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

Переходит к игровым действиям, отражающим социальные функции. Проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми

Сюжет держится на воображаемой ситуации; действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. Правила которым ребенок жестко следует, определены в соответствии с реальной жизнью

4. Сформулируйте психологические условия для социального развития ребенка (3-4 года и 6-7 лет) в различных формах жизнедеятельности. Обоснуйте свой выбор.

Умение ребенка установить контакт с партнером

Характер игровых действий(какие навыки ребенок приобретает)

Выбранный сюжет (примеряемая или навязанная социальная роль)

Коммуникативность

Творческая деятельность (рисование, пение, конструирование и др.)

Отношение ребенка к окружающей действительности

Готовность ребенка к освоению различных видов деятельности, самовыражению

Уровень развития навыков творческой деятельности,

Самооценка

Привычки

Познавательная деятельность (занятия с ребенком)

Педагогическое мастерство воспитателей, родителей

Имеющийся опыт познания окружающего мира

Педагогическое мастерство воспитателей, родителей

Уровень развития познавательной активности, готовность родителей и учителей отвечать на вопросы, интерсующие ребенка

Общение (непосредственное, ежедневное)

Характер отношений в семье (ребенок переносит видимую им модель, это влияет на уровень доверия, заинтересованности и т.д.)

Характер отношений в семье (ребенок переносит видимую им модель, это влияет на уровень доверия, заинтересованности и т.д.)

Самооценка

Отношение к окружающим

5. Дать характеристику по годам различным видам продуктивной деятельности дошкольников (данные занести в табл.)

Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д. в каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки.

Конструирование из бумаги

Работа с природными материалами

Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, чтобы увидеть в естественном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой

С использованием пластиковых и металлических конструкторов для подготовки к школе

на этом этапе ребенок учится читать рисунок-схему, запоминает названия новых для себя деталей таких как: винт, гайка, гаечный ключ 

конструирование в рамках сложной сюжетной линии игры

лепка

Формирование и развитие навыков создания фигур и объектов по образцу/ совместно со взрослым из мягкого материала

Песок/пластилин

Освоение сенсорных эталонов: длины, ширины, высоты и др.

Развитие мелкой моторики тематическая работа

Создание картин и композиций, работа с различными материалами:

Глина, песок, пластилин, пластика и др

Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов

Возможна как самостоятельное занятие. Создание композиции, работа с сюжетом, иллюстрирование прочитанного и т.д.

Работа с трафаретами, вылепливание букв и цифр для освоения грамоты.

изобразительная

Изображают простые предметы и явления действительности (идет дождь)

Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.

Освоение основных способов деятельности под руководством взрослого

Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.

Закрашивают рисунки кистью, карандашом. Наносят штрихи и мазки по всей форме, не выходя за контур. Проводят широкие и узкие линии. Изображают круглую, овальную, треугольную, прямоугольную форму

Замысел создают до начала рисования, формулируя его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства.

Смешивают краски. объекты приобретают сходство с реальными

Замыслы устойчивы и разнообразны

Смешивают краски. Совершенствуются разнообразные способы рисования предметов и явлений окружающей действительности, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными

музыкальная

Освоение и развитие навыков восприятия и исполнительства

детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

музыкально-образовательная деятельность, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства.

Источник