Уроки по музыкальному развитию ребенка

Уроки по музыкальному развитию ребенка thumbnail

Уроки по музыкальному развитию ребенка

Что говорить родителям

У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.

Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.

К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.

Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.

Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.

Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.

Наиболее частые вопросы касаются:

  • оптимального возраста для начала таких занятий
  • видов музыкальной деятельности
  • способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.

У всех ли детей есть музыкальный слух?

Уроки по музыкальному развитию ребенкаПрактически все маленькие дети очень чувствительны к музыке. Это выражается в направленном интересе к музыкальным звукам. У малышей появляется улыбка, они начинают ритмично двигаться, качать головой, хлопать в ладоши, перетаптываться и качать корпусом на месте, когда слышат детские песенки или неагрессивную музыку.

Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы —  тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.

Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.

С какого возраста?

Уроки по музыкальному развитию ребенкаНа мой взгляд, чем раньше, тем лучше!.) С рождения для ребенка мама является главным примером и образцом. Даже не имея музыкального образования, она может петь ребенку потешки, делать массаж, используя фоном спокойную классическую музыку, а также знакомить ребенка с различными детскими шумовыми инструментами – погремушками, бубенцами, маракасами, бубнами и т.д..

К  годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.

Виды музыкальной деятельности

Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.

Способы развития музыкальных способностей

Уроки по музыкальному развитию ребенкаУ детей раннего возраста ведущий тип деятельности — игра. Поэтому все упражнения, задания, танцы и даже музицирование на детских музыкальных инструментах должны проводиться с помощью включения детей в игровую деятельность.

Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.

Плюсы музыкального развития в раннем возрасте

Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:

  • улучшается психоэмоциональное состояние
  • развивается слуховое восприятие
  • стимулируется развитие речи
  • развивается кратковременная память
  • увеличивается концентрация внимания
  • активизируются мыслительные процессы
  • совершенствуется координация движений
  • развивается музыкальный слух и голос
  • налаживается вокально-слуховая координация
  • формируются эстетические представления, музыкальный вкус.

Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.

А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?

Источник

Еще в прошлом году, когда Яне не было и года, я периодически изучала различные музыкальные занятия для малышей — прислушивалась к песенкам Екатерины Железновой, выбирала «первые» музыкальные инструменты и впечатлялась постами других мам на эту тему.
На данный момент я сформировала свое отношение к раннему музыкальному воспитанию (тут надо отметить, что сделала я это не без влияния мужа с идеальным слухом и музыкальным образованием, чем я похвастаться не могу) и готова поделится им с вами.

Читайте также:  Позднее развитие ребенка 5 лет

Мои основные принципы музыкального воспитания малыша:

  • «НЕТ» использованию популярных наработок Железновой и других с преобладанием резких, звонких звуков и примитивных мелодий.
  • «НЕТ»  инструментам с неправильным звучанием. То есть если и покупать инструменты, то выбирать приближенные к настоящим и ценник у них будет соответствующий. На самом деле в раннем детстве для формирования музыкального слуха  в них нет никакой необходимости. Поэтому у нас пока эта покупка отложена в долгий ящик.
  •  «ДА» прослушиванию прекрасной музыки — это должно быть основой музыкального воспитания малыша. Я ни сколько не преувеличиваю, создайте плейлист по настоящему прекрасной музыки. В идеале эта музыка должна быть из направлений, которые предпочитаете Вы! Иначе затея изначально обречена на провал. Прослушивание музыки должно приносить удовольствие, а не дискомфорт для всех домочадцев в целях музыкального образования малыша!

Несколько слов как найти «прекрасную» музыку
В меньшей степени в список «прекрасных» входят популярные композиции, которые можно услышать по МУЗ-ТВ. Проще все выбрать такую музыку обратившись к классикам, саундрекам рейтинговых, как правило зарубежных, фильмов. Также обратите внимание на рекламу роскошных вещей — дорогих авто и брендовых часов и т.п. В ней можно встретить шикарные композиции.

Некоторые считают, что всё что относится к некоторым более элитарным направлениям (джаз, блюз, soul …), чем популярная музыка, является качественной музыкой. Безусловно, в большинстве своём эта музыка более талантлива, но сказать, что она безупречна никак нельзя. Для наших целей требуется не просто более талантливая музыка, а самая-самая!  На самом деле прекрасная музыка может быть в любом направлении. Бывает, что определить направление интересной композиции сложно. Я считаю это одним из признаков, того что кандидат подходит в наш плейлист прекрасной музыки ;-).

Музыкальные игры

Наконец-то я добралась в своем повествовании до предметов изображенных на превью поста :-). Несмотря на то, что необходимость музыкальных занятий в раннем возрасте я посчитала нецелесообразной, обойти стороной музыкальные игры я не смогла.

«Угадай чей звук»

Эта игра у нас идет в двух вариантах с:

  • игрушками, издающими звуки (вот она вторая жизнь погремушек! обзор о наших любимых вы можете прочитать тут);
  • предметами из различных материалов (определение звука стекла, металла, дерева, шуршащей бумаги). Тут прекрасно подходят — ложки, деревянные кубики, стеклянные шарики и бусины (их можно положить в маленькие баночки и греметь).

На первом этапе игры я ввожу наиболее разнотипные звуки (писк, треск, звон). После нескольких успешных угадываний добавляю созвучные.
Собственно лучше один раз увидеть:

«Угадай мелодию»

Я подобрала несколько приятных и мелодичных детских песенок и картинок к ним. Скачать их можно тут. В раздаче mp3 двух вариантов с текстом и без. Пользователи ВКонтакте могут воспользоваться альбомом «Угадай мелодию».

По правилам игры нужно выбрать картинку относящуюся к песенке которая играет.
Начинайте знакомить с пары песен с текстом. Только когда малыш сможет угадывать какая из двух звучит, добавляйте в игру третью и постепенно усложняйте.

А в какие музыкальные игры Вы играете с своим малышом ;-).

Если Вам понравился материал то советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.

Не спешите покидать сайт — тут есть еще много интересных публикаций:

  • Обзор книг для детей от 1 года;
  • Рисование для самых маленьких. Основы (Очень важный пост о теории развития мышления)
  • О вреде раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития);
  • Новые стоматологические рекомендации от Американской академии педиатрии (обновление август 2014);
  • Игры с карточками для самых маленьких (Смотрим видео очень полезной игры с карточками для развития памяти и знакомства с окружающим миром — цепочки памяти)
  • Выбираем безопасный порошок. Безопасно — не значит дорого!

Полный каталог моих статей

Источник

Екатерина Гилева
Программа музыкального развития для малышей и их родителей

Пояснительная записка

В настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе.

Изучив некоторые методики, мы решили составить свою программу для детей от 1,5 до 3,5 лет. Наша программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проходят вместе с родителями в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы умственного отсталого ребенка

Цель программы: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности мамы, педагога и ребенка.

Задачи:

1. Обучать игре на музыкальных инструментах.

2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.

3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.

4. Формировать умение слушать музыку.

5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).

6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.

Новизна программы:

• Составление учебно-тематического плана.

• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки)

• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.

• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.

Организация занятий

Программа рассчитана на 2 года. Занятия групповые -1-2 раза в неделю. Количество детей в группе 5- 6 пар (взрослый-ребенок). Продолжительность занятия составляет:

от 1,5 до 2,5 лет — 35 мин.

от 2,5 до 3,5 лет — 40 мин.

Каждое занятие проходит вместе с родителями (мама, папа, бабушка, при их активном участии.

Ожидаемые результаты

1. Эмоциональное развитие малыша.

2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.

3. Умение ребенка общаться в коллективе.

4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки

5. Выявление уровня музыкальных способностей

Формы подведения итогов

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год.

• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)

• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май — июнь)

Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.

Учебно-тематический план

(1 год)

Наименование разделов теоретические практические Всего

часов

1. Пальчиковые игры 1 4 5

2. Слушание музыки 1 3 4

3. Игра на музыкальных инструментах 1 4 5

4. Игровой массаж 0,5 3 3,5

5. Подвижные игры, логоритмика 1 4 5

6. Хороводные игры, танцы 1 3 4

7. Знакомство с нотной грамотой 1 2 3

8. Игры с предметами 1 3 4

9. Пение 1 2,5 3,5

10. Итого 8,5 27,5 36

(2 год)

Наименование разделов теоретические практические Всего

часов

1. Пальчиковые игры 1 3 4

2. Слушание музыки 1 3 4

3. Игра на музыкальных инструментах 1 3 4

4. Игровой массаж 0,5 2 2,5

5. Подвижные игры логоритмика 1 4 5

6. Хороводные игры и танцы 1 3 4

7. Знакомство с нотной грамотой 1 3 4

8. Игры с предметами 1 3 4

9. Пение 1 3,5 4,5

10. Итого 8,5 27,5 36

Содержание программы

1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.

2. Слушание музыки воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.

3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.

4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.

6. Хороводные игры и танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться — красиво двигаться.

7. Знакомство с элементами нотной грамоты проходит по карточкам или картинкам. Во время исполнения песенки ребенок с маминой помощью показывает пальчиком графическую запись мелодии, называет по карточкам ноты и слушает их звучание.

8. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.

9. Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.

Методическое обеспечение программы

Оборудование и материалы для занятий

Просторное помещение для занятий не менее 20м.

Ковровое покрытие

Детские стульчики

Шкафы для оборудования

Доска

Музыкальный центр

Пианино/синтезатор

Бубенчики, Бубны, Маракасы, Деревянные ложки, Погремушки, Музыкальные молоточки, Клавесы (деревянные палочки, Металлофоны, Ксилофоны, Треугольники, Коробочки, Маленькие тарелочки, Барабаны, Цимбалы.

Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.

Куклы Би-ба-бо (петрушечные)

Сюжетные игрушки

Наглядное пособие (пальчиковый театр)

Газовые платочки и большие платки, подушки, плед или одеяло.

Читайте также:  Влияние деятельности на развитие личности ребенка

Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья)

Методические рекомендации

1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.

2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.

3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.

4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.

5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.

6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.

7. Родители должны быть активными участниками игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша — это совместная деятельность, где ребенок видит участие и заинтересованность своих родителей.

Примерное занятие для детей 1,5-2,5 лет

пн Виды деятельности Название игры теоретические практические

1. Приветствие Бубен поиграй — 2 мин.

2. Разминка Вместе с нами 1 мин 3 мин.

3. Пальчиковая игра Маленькая Катя 0,5 мин. 2 мин.

4. Игра на муз. инструментах Колыбельная 0,5 мин. 3 мин.

5. Подвижная игра Три медвежонка 0,5 мин. 4 мин

6. Знакомство с нотной грамотой, пение Нотка До (Бабка –Ёжка) 0,5 мин. 3 мин.

7. Хороводная игра Заинька 0,5мин. 4 мин.

8. Слушание музыки Теремок (сказка) 1 мин 2,5 мин.

9. Игра с предметами Шапочка 0.5 мин. 4 мин.

10. Прощание Все на ножки 0,5 мин. 2 мин.

Итого 5, 5мин. 29,5 мин.

Всего 35мин.

Примерное занятие для детей 2,5-3,5 лет

пн Виды деятельности Название игры теоретические практические

1. Приветствие Бубен поиграй — 2 мин.

2. Разминка Пора начинать 1 мин. 3 мин.

3. Пальчиковая игра Я хочу построить дом 0,5 мин. 3 мин.

4. Игра на муз. инструментах Часы 1 мин. 4 мин.

5. Подвижная игра Пугало 0,5 мин 4 мин.

6. Знакомство с нотной грамотой, пение Едет паровоз 1 мин. 4 мин.

7. Танец Галоп 0,5 мин. 4 мин.

8. Слушание музыки Жуки и бабочки 1 мин 3 мин.

9. Игра с предметами В замке 1 мин. 4 мин.

10. Прощание Прошел урок 0.5 мин. 2 мин.

Итого 7 мин. 33 мин.

Всего 40 мин.

Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.

Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых.

Цель их программы — способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи.

Цель музыкального воспитания — развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.

Новыми принципами нашей работы является работа с родителями, организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.

Литература:

1. Буренина А. Ритмическая мозаика. — Санкт-Петербург, 2000.

2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. — Санкт – Петербург: Композитор, 2007.

3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. — М. : издательский дом Катанского, 2006.

4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М. : издательский дом Катанского, 2009.

5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. — Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.

6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких. — Санкт — Петербург: Композитор, 2003.

7. Петрова В. А. Музыка — малышам. — М. : Мозаика-синтез, 2001

8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. — Челябинск, 2004.

9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. — Новосибирск, 2002.

10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. — Санкт — Петербург: Композитор, 1998.

11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. — Санкт-Петербург, 2004.

12. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. — Санкт — Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.

Источник