Особенности развития познавательной сферы умственного отсталого ребенка

Особенности развития познавательной сферы умственного отсталого ребенка thumbnail

Для
умственно отсталых детей и подростков
характерно
недоразвитие познавательных интересов,
которое
выражается в том, что они меньше,
чем их нормальные сверстники, испытывают
потребность в познании. У них на всех
этапах процесса познания имеют место
элементы недоразвития. В результате
чего эти дети получают неполные, а порой
искаженные представления об окружающем.

Несмотря
на трудности формирования представлений
и усвоения знаний и навыков, задержку
в развитии разных видов деятельности,
дети с легкой умственной отсталостью
все же имеют возможности
для развития. У них в основном сохранно
конкретное мышление, они способны
ориентироваться в практических ситуациях,
ориентированы на взрослого, у большинства
из них эмоционально-волевая сфера более
сохранна, чем познавательная, они охотно
включаются в трудовую деятельность.

Восприятие
и ощущения

Умственно
отсталым детям требуется значительно
больше
времени
на
восприятие
материала, что усугубляет трудность
выделения
главного
и
установления внутренних
связей
между
частями.

Значительно
позже своих сверстников с нормальным
интеллектом умственно отсталые дети
начинают различать цвета
и геометрические формы
,
причем особую трудность представляет
для них различение оттенков цвета и
сложных фигур (овал, трапеция, неправильный
треугольник и пр.).

Для
умственно отсталых характерны трудности
восприятия
пространства и времени
,
что мешает им ориентироваться в
окружающем.

Особенности
восприятия и осмысления детьми учебного
материала неразрывно связаны с
особенностью их памяти, а также с
мышлением, являющимся главным инструментом
познания.

У
умственно отсталых детей отмечаются
трудности в воспроизведении образов
восприятия – представлений.
Недифференцированность, фрагментарность,
уподобление образов и иные нарушения
представлений отрицательно влияют на
развитие познавательной деятельности.

Внимание

У
детей-олигофренов сильно страдает
непроизвольное внимание, однако
преимущественно недоразвита
именно
его произвольная
сторона.

Это связано со
слабостью аффекта, с полевым напряжением,
направленным на преодоление трудностей,
которые умственно отсталые и не пытаются
преодолеть.

Внимание
истощаемое:
дети быстро устают от усилий по
сосредоточению внимания, им требуется
относительно много времени на
восстановление умственной работоспособности,
которая не достигает уровня оптимума.

Объем
внимания
недостаточен

(менее 4-х объектов).

Нарушена
концентрация
и переключаемость

внимания.

У
детей с выраженным процессом возбудимости
нервной системы внимание неустойчивое,
«порхающее», его невозможно привлечь
надолго.

У детей с преобладанием
торможения нервной системы внимание
инертное, «вязкое», ребенок не может
отвлечься от какого-либо объекта,
признака предмета и переключиться на
другой.

Объем
внимания

составляет не более 2–3-х предметов, что
значительно затрудняет выполнение
сложных видов деятельности. Развитие
произвольного
внимания
у
детей с легкой степенью умственной
отсталости ограничено – нет механизмов
регуляции поведения, внутренней речи,
опосредствования деятельности. При
высокой истощаемости внимания длительное
удержание инструкции, произвольной
цели невозможно.

Запоминание,
сохранение, воспроизведение информации

Особенности
восприятия и осмысления детьми учебного
материала неразрывно связаны с
особенностью их памяти.
Основные процессы памяти – запоминание,
хранение, воспроизведение – у умственно
отсталых имеют специфические особенности,
так как формируются в условиях аномального
развития. Они лучше запоминают внешние,
случайные
признаки
, в
то время как с трудом осознаются и
запоминаются внутренние логические
связи. У умственно отсталых позже, чем
у нормальных детей, формируются элементы
произвольного
запоминания
.

Слабость
памяти
у
умственно отсталых – не только в
трудностях получения и сохранения
информации, но и в ее воспроизведении.
Из-за непонимания логики событий
воспроизведение
носит
бессистемныйхарактер.
Отсутствует самоконтроль
при
воспроизведении информации.

Наибольшие
трудности вызывает воспроизведение
словесного материала, так как
опосредствованная смысловая
память
малодоступна
умственно
отсталым.

Особенности развития познавательной сферы умственного отсталого ребенка

Рис.
2.
График
эффективности запоминания 10 слов в
норме и при олигофрении

На
рис. 2 представлены результаты испытаний
слуховой словесной памяти нормально
развивающихся школьников и учащихся
вспомогательной школы. Очевидно, что
общая
продуктивность

(эффективность) запоминания у нормально
развивающихся детей выше. Но различается
и динамика
процесса запоминания:


объем запечатленного после однократного
предъявления материала для детей нормы
– 4 слова, для умственно отсталых детей
– 2;


с каждым последующим воспроизведением
дети возрастной нормы увеличивают
количество правильно выученных слов
(пологая кривая). У детей-олигофренов к
третьей пробе наступает насыщение, они
достигают предела объема кратковременного
запоминания;


для детей-олигофренов характерны
колебания внимания («провал» кривой);


наконец, спустя один час после заучивания
списка слов дети интеллектуальной нормы
показывают лишь небольшое снижение
эффективности воспроизведения. Для
учащихся средних классов школы возможно
и то, что они будут воспроизводить все
10 слов. А для детей-олигофренов мы
наблюдаем обратную тенденцию: эффективность
воспроизведения составляет 1–3 слова,
т.е. ребенок забыл то, что учил часом
ранее.

Мышление

Мышление
детей с умственной отсталостью конкретное,
не становится
абстрактным. У детей-олигофренов все
логические операции недостаточно
сформированы
и имеют своеобразные черты.

При
анализе
предметов
выделяются только общие
свойства
предметов, а не их индивидуальные
признаки. Из-за несовершенства анализа
затруднен синтез.

Читайте также:  Развитие ребенка дети от 3 до 4 лет играть онлайн бесплатно

Отличительной
чертой мышления умственно отсталых
является некритичность,
невозможность самостоятельно оценить
свою работу. Дети-олигофрены, как правило,
не понимают своих неудач и довольны
собой, своей работой. Эту закономерность
иллюстрирует следующая схема.

Особенности развития познавательной сферы умственного отсталого ребенка

Рис.
3.
Четыре
этапа интеллектуальной деятельности

Решение
интеллектуальной задачи начинается с
анализа условий будущей деятельности
(т.е. этот этап решения невозможен без
участия процессов восприятия информации).
Далее следует выработка плана решения;
собственно деятельность (активность,
работа). Переход от второго этапа к
третьему требует элементарного удержания
в памяти принятого решения, т.е. на этом
переходе мы должны отметить значимую
роль процессов памяти. После совершения
активности наступает четвертый этап –

контроль
и оценка. На этом этапе решения
интеллектуальной задачи мы должны
оценить, в какой степени удалось совершить
задуманное ранее, насколько отличается
наш полученный результат от планируемого.
Так как у умственно отсталого человека
мы уже отмечали недостатки памяти и
восприятия, то, скорее всего, этап
контроля и оценки полученного результата
пройдет неправильно. Таким образом, мы
отмечаем недостатки практически всех
этапов решения интеллектуальной задачи.
Недостаточность последнего этапа –
контроля и оценки, как и всего цикла
решения задачи в целом, и есть основа
некритичности мышления.

Развитие
творческого
мышления и воображения

у умственно отсталых крайне низкое;
воображение отличается фрагментарностью,
неточностью и схематичностью.
Дети-олигофрены не могут самостоятельно
придумать сюжет для игры или изобразительной
деятельности. Они предпочитают
действовать, копируя чей-либо образец
или следуя заученному шаблону действий.

Речь

Речь
ребенка-олигофрена
отличает бедный, недостаточный
словарный запас

(обиходно-бытовой).

Как
правило, характерно нарушение
словообразования и словоизменения.
Ребенок использует простые грамматические
конструкции. Фраза одно-двухсложная,
неразвернутая.

У
многих детей отмечаются нарушения
звукопроизношения
:
шепелявость, сигматизм, у 60–70 % детей –
дизартрия. Дефект корректируется с
трудом, так как ребенок плохо контролирует
произнесение звуков. Недостаточность
самоконтроля в речевых процессах
объясняется не только дефектами внимания,
но и нарушениями фонетического слуха.

Нарушена
функция связного
монологического высказывания
:
ребенок затрудняется составить рассказ
по картинке (дает односложные, внутренне
рассогласованные ответы).

Одной
из качественно важных особенностей для
всего психического развития
детей-олигофренов является то, что у
них не
формируется

внутренняя речь
,
а следовательно, недоразвиты те
психические процессы, для которых
внутренняя речь является важным
компонентом: письменная речь, понятийное
мышление, саморегуляция внимания,
поведения и личностного реагирования.

Следует
помнить, что нарушение речи вторично
по отношению к умственному дефекту.
Причиной речевого дефекта в данном
случае является нарушенная
общая способность к символизации,
снижение аналитико-синтетической
деятельности коры головного мозга.

Возможно
сочетание
речевого и интеллектуального дефекта

– наличие локального поражения речевых
зон коры, сочетающееся с общим диффузным
поражением головного мозга. Такой дефект
требует особых условий коррекции.

Соседние файлы в папке от гнедовой

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Особенности развития познавательной сферы умственного отсталого ребенка

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственная отсталость влечет за собой неравно­мерное изменение у ребенка различных сторон пси­хической деятельности. Структура его психикичрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельно­сти и личности ребенка с общим психическим недо­развитием отчетливо обнаруживаются в самых раз­личных его проявлениях. Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, зачастую весьма резкими, от­клонениями от нормы.

Развитие умственно отсталого ребенка определя­ется биологическими и социальными факторами.К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время воз­никновения. Ко вторым — ближайшее окружение ре­бенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми общается и проводит время; школа.

Недостаточная познавательная активность, сла­бость ориентировочной деятельности — это симпто­мы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.

Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмеча­ется многими исследователями. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы на­блюдаются двигательное беспокойство, подвижность. Другие ста­новятся вялыми и пассивными.

Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразви­тием волевых качеств у умственно отсталых детей. Для них харак­терна также неспособность распределения внимания между раз­личными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ре­бенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.

У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в мень­шей мере. С возрастом у учеников специальной коррекционной школы несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально раз­вивающимся сверстникам.

Существенную роль в познании ребенком окружа­ющего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, наблю­даются нарушения ощущений различной модально­сти и соответственно восприятия объектов и ситуа­ций.

Читайте также:  Характеристика развития ребенка 1 месяца

Умственно отсталым ученикам свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возмож­ности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Наруше­ния пространственной ориентировки — один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умствен­ной отсталости. Недостаточная дифференцированность зрительного восприя­тия учащихся обнаруживается в неточном распознавании ими близ­ких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т. е. в отсут­ствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других особенностей строения. Для умственно отсталых детей характерно своеобразное узна­вание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы.

Процессы памяти умственно отсталых детей характеризуются многими особенностями. Объем запоминаемого учениками спе­циальной школы материала существенно меньше, чем у их нор­мально развивающихся сверстников. У умственно отсталых уча­щихся младших классов он обычно равен 3 единицам, у нормаль­но развивающихся — 7 ± 2. Чем более абстрактным является под­лежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают школьники. Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое про­пускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непредна­меренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным.

Сохраняющиеся в памяти ребенка зрительные образы предме­тов называются представлениями. У умственно отсталых детей представления о предметах окружающего мира бед­ны, неточны, а в ряде случаев являются искаженными.

Становление речи умственно отста­лого ребенка осуществляется своеобразно и с боль­шим запозданием. Звучащая речь долгий срок слабо интересует умственно отста­лых дошкольников. Они недостаточно прислушиваются к ней. Первые малочисленные слова, неточно произносимые, появ­ляются у умственно отсталых дошкольников в 2—3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные — названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие час­то выполняемые действия. Отдельные дошкольники даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый слог нужного слова. Фонетический строй речи почти у всех детей к началу школьного обучения оказывается сформированным дале­ко не полностью.

Старшие дошкольники хотя и с трудом, но пользуются рече­вым общением. Их затрудняет участие в беседе. Тем более слож­ным оказываются рассказ по картинке, пересказ услышанного про­стого текста или словесная передача увиденного или пережитого события.

В речи учащихся младших классов можно встретить замены од­них звуков другими, сходными по звучанию или артикуляции. В од­них случаях эти замены носят постоянный характер, в других — произвольный. Отмечается также полное неумение произносить некоторые звуки.

Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими деть­ми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы.

Слова, которыми располагают дети, используются ими в при­ближенных, неспецифических значениях. Так, слово «хороший» употребляется в значениях «добрый», «веселый», «красивый», «по­слушный», «чистый» и др. Для речи умственно отсталых детей свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным.

Используемые учениками предложения являются преимуще­ственно простыми, состоящими из 1 — 4 слов. Построение их не только примитивно, но часто и неправильно.

Затруднения в овладении навыками чтения у умственно отсталых детей обус­ловлены рядом причин, к числу которых в первую очередь отно­сятся общее недоразвитие речи и возникающая на этой основе несформированность фонематического восприятия. Не умея осу­ществить звуковой анализ слова, смешивая акустически сходные звуки, ученик не может воссоздать точную звуковую форму слова на основе зрительно воспринимаемых графических знаков.

Определенную сложность вызывает у учащихся усвоение букв, оптические образы которых недостаточно точно связываются у них со строго определенными фонемами. Читая, они до­пускают много ошибок — не прочитывают окончания, пропуска­ют и переставляют буквы, путают окончания, искажают и заме­няют слова и с трудом понимают прочитанное. Основное содер­жание часто остается для детей неясным. Можно встретить уча­щихся, которые при беглом чтении совершенно не понимают простые тексты.

Формирование мыслительной деятельностиу умственно отсталых детей отличается осо­бенно большими трудностями.У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение даже простейших, наглядно-действенных за- дач, таких, как объединение разрезанного на 2 — 3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своем форме и величине идентичной соответствующему имеющемуся на плоскости углублению («почтовый ящик»), и т.п. Дети выполняют подобные задания с большим количеством ошибок после ряда попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия.

Читайте также:  Дошкольные центры развития ребенка могилев

Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают у дошкольников еще большие трудности. Они не могут сохра­нить в своей памяти показанный им образец и действуют оши­бочно.

Наиболее трудными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мыш­лении. Если некоторые задания детьми выполня­ются, то их деятельность при этом представляет собой не столько процесс мышления, сколько припоминания. Другими словами, дети запоминают некоторые словесные выражения и определе­ния, а потом с большей или меньшей точностью воспроизво­дят их.

Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны умственно отсталым младшим школьникам. Однако у умственно отсталых учащих­ся недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы. Их действия детей с предметами часто носят импульсивный характер и не связаны с мыслительной задачей.

Особенно сложными оказываются задания, требующие от де­тей словесно-логического мышления. С помощью изображения или несложного текста школь­ники далеко не всегда могут правильно установить отраженные в них причинно-следственные связи.

По мере проводимого в школе специального обучения недо­статки мышления учеников корригируются, но не преодолевают­ся полностью и вновь обнаруживаются при усложнении предъяв­ляемых задач. Оказывается, что учащиеся V класса не справляют­ся с заданиями, которые вполне посильны нормально развиваю­щимся третьеклассникам.

Мыслительные процессы у умственно отсталых младших школь­ников протекают весьма своеобразно. Так, выполняемый ими мыс­ленный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательно­стью, фрагментарностью. Обычно он говорит о таких частях, которые выступают из общего контура фигуры, не соблюдая при этом какого-либо порядка. Анализ объектов оказывается более подробным, если он осу­ществляется с помощью взрослого — по его вопросам.

Еще большие трудности представляет для учащихся младших классов сравнение двух, а тем более нескольких объектов. Ученики I —II классов обычно обращают внимание только на те особенности, которые отличают один объект от другого, и не замечают черты сходства.

Нередко дети утверждают различие между объектами, ссылаясь на несопоставимые признаки. Например, ученик говорит: «Эта чашка — большая, а у этой — цветочек синенький. Они разные». В ряде случаев школьники заменяют сложную для них задачу более легкой, привычной и, вместо того чтобы сравнивать два или несколько объектов, начинают анализировать один из них. В русской специальной психологии такое явление обозначается термином «соскальзывание». Ребенок как бы не удерживается в русле сложного для него задания и непроизвольно заменяет его более про­стым, тем самым облегчая свою умственную деятельность.

Продвижение учеников в овладении процессом сравнения об­наруживается примерно к IV классу, т.е. к 11 — 12 годам

Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение, например объединение пред­метов или явлений на основе выявленной общей, существенной для этого ряда объектов черты. Выполняя подобное задание, оли­гофрены всех возрастов нередко берут во внимание случайные признаки, т.е. действуют необоснованно, вопреки логике вещей. Так, они объединяют картинки с изображениями чашки, тарел­ки и цветка в одну группу потому, что эти предметы синего цве­та, но отказываются присоединить к группе предметов, относя­щихся к посуде, чайник, потому что он красный, или относят мышь к числу домашних животных на том основании, что она имеет норку в доме за шкафом.

Таким образом, обобщения олигофренов оказываются слиш­ком широкими, недостаточно дифференцированными. Особенно затрудняет учеников изменение однажды выделенного принципа обобщения, т. е. объединение объектов по новому основанию. В их способе выполнения задания проявляется свойственная олиго­френам патологическая инертность нервных процессов.

| Следует специально подчеркнуть, что ученики даже старших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида недостаточно критично относятся к результа­там своей деятельности, далеко не всегда замечают даже явные противоречия. У них редко возникают сомнения, стремление проверить себя. Они вполне удовлетворяются достигнутыми ус­пехами, не выражают желания самостоятельно улучшить их. Ве­роятно, в этом определенную роль играет ограниченность зна­ний и интересов школьников, а также их интеллектуальная пас­сивность, снижение мотивации деятельности, равнодушие к происходящему.

Характеризуя мышление умственно отсталых детей, следует еще раз акцентировать стереотипность, ригидность этого про­цесса, его совершенно недостаточную гибкость. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к ошибочному выпол­нению задания.

Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2935; Нарушение авторских прав?; Особенности развития познавательной сферы умственного отсталого ребенка

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник