Упражнения для развития слуховой памяти ребенка

Упражнения для развития слуховой памяти ребенка thumbnail

elenafilippova yandex ru
Упражнения для развития слуховой памяти с детьми ОНР

Упражнения на развитие слуховой памяти с детьми ОНР

Педагог-психолог

Филиппова Е. А.

ГБОУ СОШ № 6 СП

Детский сад № 8

Самарская обл., г. Отрадный

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта.

Под памятью понимается определенное количество процессов, используя которые, человек может без труда воспринимать, запоминать, сохранять длительное время, а также воспроизводить нужную информацию.

Образной памятью называется то, что запоминается нами посредством органов чувств. Но поскольку органов чувств у нас целых пять, то видов образной память будет столько же: это зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и осязательная образная память. Кто-то прекрасно запоминает звуки, кто-то – изображения, кто-то – запахи. Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее виды его памяти. Например, когда он овладеет речью, у него формируется особый вид памяти – словесная память, позволяющая воспринимать информацию, поданную посредством слов.

Логическая память доступна детям более старшего возраста (старшим дошкольникам). Логическая память основывается уже не на механическом запоминании, а на осмыслении последовательности изложения. Именно в этот период ребенок может удивить пересказом сказки, в которую он вставляет свои подробности или упускает те, о которых ему рассказывали, но стройность изложения при этом не нарушается.

Эмоциональная память позволяет запоминать впечатления от контактов с вещами и людьми.

При работе с детьми (ОНР) важно обратить внимание на развитие слуховой памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Упражнения на развитие слуховой памяти

Слуховая память имеет большое значение в развитии детей. В школьном возрасте детям приходится сталкиваться со слуховой информацией, перерабатывать её и усваивать. Часто родители жалуются на то, что ребенок не выполняет то, о чем его просят. Многие родители думают, что это связано с непослушанием ребенка. Однако причина может быть в недостаточном развитии слуховой памяти. Ребенок не успевает запомнить, что ему говорят взрослые. Это никак не связано с пониженной остротой слуха.

Всю информацию, которую мы получаем с помощью зрения и слуха обрабатывает головной мозг. Он определяет источник звука, различает непосредственно звуки и заполняет недостающие. В таком случае информация на слух воспринимается правильно. Если на каком-либо этапе произошел сбой, то информация мозгом обрабатывается неверно.

Недостаточное развитие слуховой памяти проявляется обычно невнимательностью. Ребенок часто отвлекается и не может сосредоточиться на том, что ему говорят. У таких детей страдает словарный запас, нарушена конструкция предложений, они с трудом запоминают важную информацию — домашний адрес, номер телефона. Затрудняются такие дети и в заучивании стихов. При хорошей слуховой памяти дети без труда справляются с услышанными заданиями и запоминают информацию на слух.

Упражнение 1

Упражнение способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей. В упражнении могут принимать участие 10 детей.

Цель: развитие слухового внимания у детей.

Взрослый называет слово и одновременно кидает мяч любому ребенку. Если слово обозначает что-то съедобное (яблоко, мороженое, хлеб,то ребенок должен поймать мяч, а если несъедобное (машина, карандаш, стол, то не поймать, а отбить его. Если ребенок все делает правильно, то взрослый говорит новое слово и бросает мяч другому участнику. Если же ребенок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя вы назвали что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете, то он становится ведущими и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из участников в свою очередь не ошибется.

Упражнение 2

Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребенком. Оно развивает слуховую память и может использоваться в качестве теста по оценке памяти.

Цель: развитие слуховой памяти, речи, мышления

Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова — ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые.

Через 15 минут нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил.

Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.

Упражнение 3

Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых (выполняют его поочередно) занятий с детьми.

Цель: развитие слуховой памяти, мышления, речи.

Взрослый включает фрагменты музыки из знакомых им мультфильмов. Их задача — угадать, из какого мультфильма взята музыка, и пересказать его сюжет.

Упражнение 4

Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

Взрослый предлагает ребенку повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза:

огонь;

дом, молоко;

конь, гриб, игла;

петух, солнце, асфальт, тетрадь;

крыша, пень, вода, свеча, школа;

карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

Читайте также:  Программы для развития памяти ребенка 7 лет

гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Упражнение 5

Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Например, «4, 1, 8.», «3, 2, 8, 5» и т. д.

Вариант 2. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. Например, «6, 1, 8» — ребенок воспроизводит: «8, 1, 6». «8,3,4,6,9»«9,6,4,3,8». Подобная работа моет проводится и со словами.

Упражнение 6

Цель: развитие слуховой памяти и внимания.

Все игроки усаживаются и выбирают ведущего. Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и т. п.) Каждый должен запомнить своё название.

Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу я не была, улетела на елку!» Елка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. (Фанты — любая мелкая игрушка, вещь и т. п.)

Упражнение 7

Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых занятий с детьми.

Цель: развитие слуховой памяти, речи.

Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Упражнение 8

Цель: развитие слуховой памяти и речи.

Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

Расскажите ребенку историю: «Кукла Вика села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности». Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, ребенок комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Упражнение 9

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления.

Взрослый дает детям по листку бумаги и карандашу и объясняет задание:

при названии определенного предмета они должны вспомнить, на какую фигуру он похож, и нарисовать её, например: яблоко — круг, киви — овал, книга — прямоугольник, телевизор — квадрат и др. При этом взрослый сразу поправляет ребенка, если он ошибся. Если дети одновременно нарисовали разные фигуры, которые являются правильными вариантами ответа, то взрослый объясняет, что один и тот же предмет может быть разной формы. Например, книга может быть квадратной, прямоугольной.

Упражнение 10

Цель: развитие слуховой памяти.

Инвентарь: баночки с сыпучими продуктами (солью, горохом фасолью, крупой и др.)

Педагог заранее готовит баночки с сыпучими продуктами, наполняет их не полностью, чтобы содержимое в них лучше гремело при встряхивании. Надо показать детям несколько баночек и предложить запомнить их звучание при встряхивании. Затем попросить ребенка отвернуться и поочередно встряхивать баночки. Ребенку нужно угадать, что сейчас в руках по звукам. Можно начать отгадывание содержимого трех баночек. Постепенно число баночек можно увеличивать.

Упражнение 11

Упражнение предназначено для групповых занятий с детьми. Чем больше будет участников, тем более оно будет похоже на веселую игру.

Цель: развитие слуховой памяти.

Взрослый предлагает детям поочередно повторять и продолжать друг за другом предложения. Например, говорите: «Я положил в коробку книжку». Ребенок должен повторить это предложение и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в коробку книжку и карандаш». Второй ребенок повторяет уже более длинную фразу и опять добавляет часть от себя.

Упражнение 12

Цель: развитие слуховой памяти

Взрослый рассказывает детям историю. В определенных местах рассказа необходимо делать паузу и хлопать в ладоши. По этому сигналу дети должны вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае дети молчат.

Пример рассказа:

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— Я тоже.

— По дороге она встретила собаку и позвала её с собой.

— Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.

(Молчат).

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце.

(Молчат).

— Загремел гром.

(Молчат).

— Застучали капли дождя.

(Молчат).

— Девочка спряталась под тентом.

— Я тоже.

— А собака залезла в кусты.

— Я тоже.

— Вскоре дождь кончился.

(Молчат).

— Девочка искупалась в реке.

— Я тоже.

— И они побежали домой.

— Я тоже.

Упражнение 13

Упражнение предназначено для индивидуального занятия с ребенком.

Кроме слуховой памяти оно развивает чувство ритма.

Цель: развитие слуховой памяти

Взрослый постукивает карандашом или палочкой по столу с определенным ритмом и просит ребенка повторить его. Начинать надо с простого ритма. По мере того, как ребенок справляется с заданием, можно усложнить ритм постукивания.

Упражнение 14

Упражнение выполняется с ребенком индивидуально. Оно помогает развить кратковременную и долговременную память.

Цель: развитие слуховой памяти

Взрослый предлагает ребенку представить, что он в лесу. Затем говорит ребенку: «Я буду перечислять лесных птиц, а ты назови тех, кого я не вспомню». Начинаете: «Кукушка, филин, дятел…» Ребенок дополняет вас. Если он затрудняется выполнить задание, то ему дают карточки с изображениями птиц. Во второй части упражнения убрать карточки. Ребенок должен вспомнить птиц, которых вы называли в начале занятия.

Читайте также:  Какие направления развитие ребенка в школе

Упражнение 15

Это упражнение выполняют с ребенком индивидуально. Оно помогает развить слуховую память и ассоциативное мышление у дошкольников.

Цель: развитие кратковременной памяти

Для этой игры необходимо предварительно подобрать пары слов, которые связаны между собой по смыслу. Например: тарелка – еда, пол – потолок, глаза – лицо, груша – яблоко, волк – лиса. Взрослый зачитывает все слова ребенку 3 раза. Каждую пару слов подчеркивает интонациями. Через несколько минут повторяет ребенку только первые слова из пар, а он должен вспомнить и произнести недостающие. Таким образом тренируется оперативная память.

Упражнение 16

Упражнение развивает детскую фантазию. Оптимальное число участников 5 человек.

Цель: развитие слуховой памяти, запоминание цепочки из слов

Взрослый рассказывает детям о том, что такое чердак. Затем взрослый говорит: «Заглянув однажды на чердак, мы можем найти там самые разные и порой неожиданные вещи». Дети по очереди рассказывают о том, какие удивительные и неожиданные вещи они нашли на чердаке.

При этом каждый участник начинает свою реплику словами: «Я забрался на чердак и нашел там…» (далее следует название какой-либо вещи, якобы обнаруженной на чердаке).

Второй её участник, рассказывая о своей находке, должен сначала назвать вещь, о которой рассказал первый, а потом уже назвать свою. Третьему, таким образом, придется назвать то, что нашли два предыдущих, и только потом свою находку.

Упражнение 17

Упражнение требует элементарных навыков счета (значения чисел от 1 до 10).

Цель: развитие слуховой памяти

Суть упражнения в том, что взрослый говорит цепочку из чисел, располагая их в произвольном порядке, например: пять, два, десять, один, три, восемь, семь, четыре, шесть, девять. Задача – повторить цепочку чисел без ошибок. Если ребенок не справляется с заданием сразу, то взрослый ещё раз повторяет цепочку из чисел, проговаривая её немного медленнее, чтобы он имел возможность все запомнить. Можно попросить запомнить новую цепочку. Примечание: во избежание излишней перегрузки памяти, не стоит проводить упражнение больше двух-трех раз.

Упражнение 18

Упражнение подходит как для индивидуальных, так и групповых занятий с детьми.

Цель: развитие слуховой памяти

Взрослый произносит по паре слов, обращаясь к каждому ребенку отдельно. Ребенок, к которому направлены слова, должен повторить второе из них. Например, если вы сказали: «река – карандаш», ребенок должен назвать карандаш. После того как все дети справятся с поставленной задачей, вы усложняете её и теперь называете по три слова, предлагая детям повторить второе из них. В следующий раз количество слов увеличивается до четырех, а дети, соответственно, должны назвать третье слово.

Упражнение 19

Упражнение подходит как для индивидуальных, так и групповых занятий с детьми. Оно развивает слуховую память и речь.

Цель: развитие слуховой памяти и речи.

Взрослый произносит скороговорки и просит ребенка повторить их. Желательно, чтобы предлагаемые скороговорки содержали такое количество слов, которое увеличивалось бы в прогрессии от пяти до восьми и более.

1. Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)

2. Три свиристели еле-еле свистели на ели. (6 слов)

3. Везут Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)

4. Грабли – грести, полозья – ползти. Метла – мести, весла – везти. (8 слов)

5. Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)

6. В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)

7. У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)

Используемая литература:

Абрамян, Л. А. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1089.

Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1989

Круглова, А. М. Тренируем память. Простые упражнения для простого

Источник

Слуховая память у детей

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.

Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Как проверить слуховую память ребенка?

Существует довольно простая методика проверки уровня слуховой памяти у ребенка. Необходимо назвать четыре разных числа и попросить произнести их в обратном порядке. Если ребенок без затруднений справится с этим заданием, количество чисел нужно увеличить до пяти, до шести и т.д. Хорошим показателем считается способность повторить таким образом ряд шести чисел и более.

Как развить слуховую память ребенка?

Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей. Однако, перед началом обучения и в начальной школе этому процессу необходимо уделять более пристальное внимание, сделать его целенаправленным и педагогически грамотным.

Читайте также:  Развитие ребенка занятие спортом с мамой

Примеры упражнений для развития  слуховой памяти

В основном упражнения для развития слуховой памяти детей 6-10 лет носят игровой характер.

Упражнение «10 слов»

Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.

Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.

У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. Дети делятся на две группы. После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.

Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.

Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам. Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д. Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).

Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой. 

Упражнение «Снежный ком»

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.

Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.

Упражнение «Жук»

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

Упражнение «Что какого цвета»

Учитель должен подготовить цветные карандаши, тематическую картинку и рассказ, составленный по ее сюжету. Детям предлагается внимательно прослушать историю, которую прочитает учитель и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке. После этого они должны правильно разукрасить рисунок. Темы для такого упражнения могут быть разнообразные: «Украшаем елку», «Красим с друзьями забор», «Собираем букет цветов», «Одеваемся на праздничный бал», «Ищем лепестки цветика-семицветика» и т.д.

Упражнение «Нарисуй по описанию»

Можно немного усложнить предыдущий вид упражнения. Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ученики должны внимательно послушать описание какого-то предмета или героя, а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.

Темой рассказа должен быть какой-то нестандартный объект: дворец с башенками, колоннами и окошечками, инопланетянин, карнавальный костюм, пейзаж и т.д.

Упражнение «Выбор»

Перед проведением упражнения детям дается задание, что именно им нужно запомнить на слух. Например, учитель сообщает, что будет читать рассказ, а они в ходе прослушивания должны запомнить все названия зверей, которые прозвучат. Рассказ может быть в стиле сказки «Теремок», только с другими героями.

Можно разнообразить сказку «Волк и семеро козлят», придумав каждому козленку имя, а школьники должны их все запомнить в ходе прослушивания сказки. Для такого упражнения подойдет и сказка «Белоснежка и семеро гномов» и др. Можно придумывать любые другие авторские рассказы (должны включать 4-8 слов для запоминания).

Также для развития слуховой памяти рекомендуется использовать музыкальные упражнения, во время которых детям предлагается запомнить и повторить ритмический рисунок или мелодию, определить в музыкальной гамме, звучание какой ноты слышали перед этим и т.д.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник