Упражнения для развития речи у ребенка с зпр

Упражнения для развития речи у ребенка с зпр thumbnail

Мария Гаврикова
Подборка игр по развитию разных компонентов речевой системы для детей с УО и ЗПР для воспитателей и специалистов

Подготовила Беляева К. А. Гаврикова М. О.

Комплекс логопедических игр для детей с УО и ЗПР

Предлагается комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений для развития речи и других ВПФ у детей дошкольного возраста с диагнозами с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопедическая игра.

1. Высунь язык и продержи на нем трубочку как можно дольше.

3. Ту же трубочку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать трубочку губами!

4. Открой рот и постарайся удержать трубочку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделай усы! Удерживай трубочку у верхней губы с помощью кончика языка.

6. А теперь делаем усы, удерживая трубочку губами.

7.Теперь задание потруднее: трубочку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.

2. Развитие фонематического слуха.

Для воспитателя

А). Игра «АУ».

Цель: развитие интереса к сверстникам, фонематического слуха.

Задачи: научить ребенка узнавать неречевые звуки, научить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем. Количество играющих 5-6 человек.

Ход игры: один ребенок стоит в хороводе, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «Ау» и потерявшийся должен угадать кто звал (воспитателям).

Для логопеда

Б). Игра «Поймай звук».

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: научить ребенка узнавать звуки речи, дифференцировать звуки, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем.

Ход: Хлопнуть в ладоши, если слышится звук «м».

М, а, п, з, ш, м ма, па, ко, су

Если слышишь [а] – хлопни, [у] – топни.

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. (логопедам)

Для УО

В). «Назови звук, найди звук» с предметными и сюжетными карточками.

3. Развитие речевого дыхания

Для воспитателя

Б). Игра «Лети, бабочка».

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование:2-3 яркие бумажные бабочки. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает с ними поиграть. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки. Посмотрим умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит, дальше? (воспитателям)

3. Лексика и грамматика.

Для воспитателя

Б). Игра «Логико-малыш».

Цель: развитие логического мышления, воображения, лексики и грамматики. (логопедам)

При УО

Игра «Кто что делает?» он идет, сидит.

4. Связная речь

Для логопеда

А). Игра «Сыщики» с фонариком.

Цель: Составление связного высказывания, построение предложения с согласованием частей речи.

Я вижу…окно, ручку, белку) (воспитателям)

Этот пирожок с рыбой, с вареньем, с картошкой…

Для УО: Это ко, это бе, это мяу, это гав…

Цель: Игра на развитие связной речи, произвольной деятельности, наблюдательности, воображения, внимания.

5. Графомоторное развитие.

А). Игровизор «Воскобовича».

Цели: развитие графо моторных навыков, развитие психических функций: памяти, внимания и мышления, творческого воображения, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. (логопедам)

Цель: развить мелкую моторику и координацию руки ребенка — научить его проводить линии, выполнять, штриховку разных видов, копировать рисунки, рисовать и писать по клеточкам и на линейках.

Волшебная рыбка.

Для УО — Лабиринт тактильный.

6. Мелкая моторика.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия

1. кольцо

2. Кулак, ребро, ладонь

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности самоконтроля, мелкой моторики, концентрации внимания

Кулак – ладонь – ребро

Покажите ребенку положение,которое должны занимать руки по команде:

«Кулак» – кулак лежит на столе.

«Ладонь» – ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх.

«Ребро» – ладонь стоит ребром на столе.

Сначала играйте одной рукой:

•команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»

• команды вразнобой, например, «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»

Более сложный вариант – игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно).

7. Развитие темпа, ритма.

Для логопеда

Б). Игра «Радисты». Отстукивание ритмического рисунка, согласование движений руки и речи

БА – БО – БУ

БУ – БУ – БА

БА – БА – БО

БО – БО – БУ

В). Игра «Молоточки»

Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи

Определение количества слогов в слове с сопряженным отстукиванием, отхлопыванием.

Источник

Автор: Бавтрук Светлана Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ДОУ Детский сад № 254
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нетрадиционные игры и упражнения для развития речи у детей с задержкой психического развития»
Дата публикации: 12.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Хочется поделиться с вами методическими находками, применяемыми в работе с детьми

дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наши дети – особые. И поэтому

мы находимся в постоянном поиске способов, средств.форм поддержания интереса наших

Читайте также:  Формы развития речи ребенка в детском саду

детей к образовательной деятельности, повышения их познавательной активности.

Использование в своей работе платочков помогает нам хотя бы частично решить эту

проблему. Позволяет разнообразить формы работы над одним и тем же материалом.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания, мелкой моторики и

профилактики заболеваний глаз

«Парашютик»

И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой. Подуть сильно на

платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше. В данном

случае развивается развитие речевое дыхание, формируется сильная направленная

воздушная струя.

При выполнении следующих упражнений главное, чтобы ребенок голову держал ровно,

двигаться у него должны только глаза. Внимание фиксируется на определенной точке.

Перемещение платочка перед глазами и способствует профилактике заболеваний глаз.

«Посмотри на платочек»

И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на

вытянутых руках.

1–4 – поднести платочек к глазам (близко).

5–8 – выпрямить руки (далеко). Повторить 3–4 раза.

«Провожаем платочек глазами»

И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.

1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек

взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.

«Плотик»

-скатать платочки в трубочки-бревнышки, сделать из бревнышек плотик.

«Необычная пицца»

сложить платочки треугольниками – это кусочки пиццы, собираем пиццу, предлагаем

выбрать кусочек каждому и догадаться о содержании «пиццы»).

Игры и упражнения на развитие речи

«Сигнальщик»

Цель: развитие фонематических процессов, внимания, мышления

Ребёнку даётся задание стараться услышать в словах определённый звук. Взрослый называет

группу звуков, слогов, слов. Ребёнок, услышав заданный звук поднимает платочек вверх.

Следующая серия игр подобрана для платочков с картинками и сюжетами.

«Кто и что», «Назови признак, действие»

Цель:

совершенствование

и

пополнение

словаря

существительными,

глаголами

и

прилагательными.

Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» —

лает, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар,

листья желтые с деревьев.

«Узнай и назови»

Цель: совершенствование и пополнение словаря, развитие воображения, стимуляция речевой

активности детей.

Взрослый описывает предмет, изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по

признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая,

кудрявая, стройная, белоствольная, растёт, тянется к солнцу, склонила веточки» — береза;

«круглое, жёлтое, яркое, горячее, сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

«Назови предметы со звуком»

Цель:

развитие

фонематического

восприятия,

автоматизация

звуков

в

словах,

фразах,предложениях.

Например, «Назови слова со звуком [ш]» – шапка, мишка, мышка и т.д. «Что он делает?

Составь (повтори)предложение»

«Составь предложение».

Цель: развитие связной речи, умение строить грамматически правильное высказывание.

Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на платке и предлагает детям

составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч». Или дети

придумывают предложение самостоятельно о предмете, изображённом на платке.

«Придумай сказку»

Цель: развитие у детей творческого воображения и связной речи.

Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

«Что было дальше»

Цель:

развитие

детской фантазии, логического

мышления,

стимулирование

речевой

активности (придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый

забыл на самом интересном месте).

Игра «Задом наперед»

Цель: развитие памяти, совершенствование навыка пересказа.

Взрослый и дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с

конца.

«Что не так?»

Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления.

Пересказывая в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно

допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить

неточности.

Детям всегда интересно играть. И мы порой и не догадываемся, что для занятий с детьми не

нужно специально что-то покупать – всё находится рядом … в нашем случае в кармане.

Используя средство личной гигиены, как предмет игр или развлечений, мы с нашими

воспитанниками доказали на практике, что носовой платок – многогранное средство

развития.

Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они

формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком, позволяют развивать

фантазию как больших, так и маленьких.

Источник

Чаще всего ЗПР у детей обнаруживается в школе. Учителя замечают нехватку некоторых способностей, что не дает нормально усваивать новые знания и общаться с одногодками и учителями.

Особенности ЗПР и связь с речью

Все это свидетельствует о замедленном темпе развития психики (ЗПР). Заболевание стало довольно часто встречаться, что свидетельствует об актуальности темы развития речи у детей с ЗПР, которая сильно страдает.

проблема речи при ЗПР

Замедленное развитие нельзя путать с некорректной и некачественной работой родителей и дошкольных педагогов. Происходит заметное отставание по таким параметрам:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • эмоциональное здоровье.

В школе учителя могут увидеть, как школьники с ЗПР не проявляют интереса к жизни класса, не включаются в процесс урока и не обращают внимания на вопросы учителя. Любые трудности ведут к моментальному прекращению деятельности. Дети быстро заводятся, если им что-то интересно, но также быстро «перегорают». Все это сопровождается плохой успеваемость, но значение оценок не играет для ребенка никакой роли.

Читайте также:  Развитие ребенка от года до полутора лет по месяцам

Все сравнение делаются с принятыми нормами. Особого внимания заслуживает речь, так как отклонение у детей с ЗПР наиболее очевидно.

Причины возникновения замедленного развития

ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных.

К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.

На ранних этапах жизни на формирующийся мозг и организм тяжелый эффект оказывают:

  • травмы;
  • инфекции;
  • операции;
  • наркоз и другие поражающие факторы.

Социальные причины включают в себя:

  • отсутствие развивающих игр и контакта с людьми;
  • необоснованные запреты;
  • психологические травмы в раннем детстве и неблагоприятные условия воспитания;
  • гиперопека;
  • безнадзорность;
  • грубость и деспотизм родителей.

Диагностика замедленного развития и роль речи

Заболевание нельзя обнаружить при рождении и, чаще всего, до поступления в детский сад или школу. Родителям трудно заметить отклонения в силу привычки к поведению своего ребенка. Физически и внешне он здоров. Эмоциональное отставание может не вызвать особого волнения, так как считается, что малыш еще всему научиться (говорить, играть с детьми).

речь детей с зпр

Неспособность к усвоению нового отмечают учителя в школе. Но гораздо раньше обнаруживаются нарушения речи, которые зачастую сопровождают ЗПР.

Речь дошкольника  в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет свободно общаться на любую понятную ему тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. Все это усваивается в общении, но не у ребенка с ЗПР.

Непосредственным симптомом дисфункция речи не является, скорее это уже последствие замедленного развития. Дело в том, что речь – это результат  мыслительных процессов, которые у больного нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития.

Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится «глухим» к речи при нормальном слухе.

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят. При обнаружении проблем необходимо пройти обследование речи.

При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает. У детей заметны следующие характеристики речи:

  • неправильное воспроизведение звуков;
  • маленький словарный запас;
  • грамматические ошибки.

Они медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл отдельных слов, а также значение интонаций.

Стоит обратить внимание, если малыш говорит примитивными предложениями. Нехороший сигнал, если нет понимания обобщенных слов, например, мебель, фрукты, транспорт. Неспособность вести монолог и трудности при диалогической речи – это тоже симптом нарушения речи при ЗПР. Если смотреть на произношение, то хуже всего даются шипящие и свистящие, общая работа речевого аппарата вялая.

Может быть так, что дисфункция не сильно заметна, так как способности ребенка покрывают бытовые проблемы, но нарушения понимания речи, логики и грамматики все равно можно заметить.

Общие действия при нарушении речи при ЗПР

При коррекционной работе важно учитывать не только подходы к исправлению речи, но и комплексное развитие ребенка. ЗПР по социальным причинам возникает из-за постоянного давления какого-либо фактора. Поэтому необходимо его убрать, будь то ссоры родителей, невнимание или строгость. Ребенок должен расти в спокойствии.

Далее необходимо создать условия, в которых он будет познавать что-то новое. Это потребует внимание и время родителей, но позволит постепенно поднять эмоциональный и интеллектуальный уровень.

Уделяется внимание особенностям речи детей при ЗПР и развиваются отдельные параметры. Например, память. Если способности ребенка позволяют, то нужно заучивать короткие стихи. Это способствует пониманию связности повествования, что хорошо скажется на сенсорной речи.

коррекция речи детей с зпр

Если есть проблемы с пониманием смысла слов, то делается упор на объяснении. Прежде чем требовать от ребенка использовать новое незнакомое слово, нужно на практике показать, что оно значит или как действует.

При проблемах с произношением требуется цикл логопедических упражнений.

Чтобы помочь малышу начать говорить, надо создать специальную среду. У него должен быть стимул говорить. Для этого надо дать как можно больше материала и содержания, чтобы было о чем поговорить.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения до года мальчик недоношенный

Как обучать детей с ЗПР

Считается, что лучше, когда дети с проблемами обучаются в специальных коррекционных заведениях, или в отдельных классах в обычных школах. Но сейчас идет внедрение метода интегрированного обучения, то есть дети с ЗПР обучаются вместе, взаемодействуя со сверстниками. У каждого из методов есть свои положительные и негативные стороны.

Специальные центрыОбычные школы
Положительные факторы
Индивидуальный подход к ребенкуЕсть возможность свободно общаться с другими детьми
Специально обученные специалистыРебенок ориентируется и видит результаты других
Отсутствие негативного социального опыта и давленияМного нового – идет активная познавательная деятельность
Грамотная программа работы с детьми с ЗПРОбычные школы есть везде
Негативные стороны
Зачастую, такие заведения не дешевыеПрограмма не подстроена под индивидуальные особенности
Коррекционные центры есть не во всех городах;Учитель не ориентирован на то, чтобы отдельно работать с «отстающим»
Нет учебного контакта с детьми, освоившими речьРебенок не защищен от давления со стороны детей

При работе над связной речью у детей с задержкой психического развития учителю любого заведения придется уделять дополнительное время на повторение материала, используя наглядные учебные пособия и карточки. Но при сильных формах задержки, достигнутый результат будет временным, из-за чего индивидуальный подход остается в приоритете.

При обучении материал преподноситься очень дозировано, маленькими порциями. Только, когда один этап усвоен, начинается усложнение. Для запоминания необходима практика. Поэтому часто используют переключения с одного вида деятельности на смежный, где можно повторить или использовать пройденное.

Из-за быстрого утомления занятия чередуются с перерывами через каждые полчаса. Материал для урока выбирается таким образом, чтобы вызвать интерес и эмоциональным подъем. Для этого нужны игры. Тон педагога должен быть располагающим и мягким. Необходимо хвалить малыша за успехи, чтобы вызвать положительный отклик.

Как развивать звукопроизношение и понимание речи

Формирование речи у детей с ЗПР — это длинный процесс. Чтобы исправить и поощрить развитие фонематического слуха и звукопроизношения требуется не только ряд упражнений, но и подготовка к ним.

Делается артикуляционная разминка, рекомендуется еще и дыхательная гимнастика, упражнения по мелкой моторике рук (например, пальчиковая гимнастика). Такие игры можно сопровождать сказками, картинками, стихами, музыкой.

формирование речи при зпр

После зарядки идет основной блок упражнений. Для развития понимания речи используются упражнения с карточками. Есть несколько вариантов. Например, ребенок может поднимать карточку, на которой изображен звук, который был произнесен. Или показать слово, в котором есть указанный звук. Можно предложить выбрать картинки, которые начинаются с одной буквы.

Полезно упражнение-игра, в которой участники по очереди говорят слова, но так, чтобы первая буква слова совпадала с последней буквой слова предыдущего участника.

Для коррекции речи обязательно посещения логопеда, который научит правильно проговаривать звуки, а не только их определять.

Как развивать грамматику и лексику

Чтобы научиться лексике и грамматике, ребенку надо освоить закономерности языка, фразовую речь, что делается в процессе общения, так что прибегать к правилам и формулам нет необходимости, по крайней мере, пока ребенок мал и этого не требует школьная программа. Обычно начинать стоит во 2 классе.

Научить правильно употреблять окончания, согласовывать глаголы, можно в общении, постепенно создавая грамматические алгоритмы. Упор идет на обогащение словарного запаса. Для этого ребенку можно предложить сказать название предмета на картине, а потом придумать с ним историю. Педагог оказывает в этом помощь, чтобы получилась интересная и эмоциональная игра.

Сочинение историй поможет и с формированием логичных предложений и фраз. Для развития связной речи полезна инсценировка сказок, игры с пословицами и загадками.

В любом возрасте, как школьников, так и дошкольников необходимо учить читать. Объемы учебных текстов не должны быть большими, удобно размещать их на карточке. Чем ниже навык чтения, тем меньше текста на карточке, вплоть до отдельных слогов.

Прочитанное рекомендуется пересказывать с помощью картинок, плана, по вопросам или без подсказок. Более сложный обратный вариант – предложить картинку или план, по которому составляется история.

Выводы

Не стоит игнорировать ранние признаки того, что у ребенка присутствуют трудности с пониманием речи или воспроизведением. Обращается внимание не только на корректность звуков, но и на логику повествования, скорость и соответствие уровня речи к стандартам в определенном возрасте.

Дефекты легче исправить тогда, когда они не запущены. Делается это как с помощью специалистов, так и дома, ведь процесс обучения и коррекции – это игра и живое общении. При наличии терпения и желания, работать с ребенком может каждый взрослый.

коррекция речи при зпр

Работу нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции.

Источник