Упражнения для развития музыкального слуха у ребенка

Вопреки распространенному мнению, что одни люди рождаются талантливыми, а другие лишены врожденного дара, развить музыкальный слух можно в любом возрасте. Считается, что человек с рождения талантлив, нужно только создать подходящие условия. Если малыш не проявляет сильной тяги к музыке, родители делают вывод об отсутствии таланта и губят его на корню.

Как развивается музыкальный слух у ребенка?

Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию. Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет.

Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука. Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать. В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук. К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам. К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

Занятия музыкой стимулируют работу обоих полушарий мозга: развивают память, концентрацию внимания, логическое мышление. Дошкольный возраст – лучшее время для начала музыкальных занятий. Как помочь ребенку развить музыкальный слух в домашних условиях?

Знакомство ребенка с музыкой

Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.

Слушайте классику с рождения

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем.

Малышам можно включать колыбельные из детской классики:

  • П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»;
  • В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»;
  • Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»;
  • И. Брамс – «Колыбельная»;
  • Р. Шуман – «Грезы»;
  • Э. Григ – «Поэтическая картинка».

Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет:

  • П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»);
  • Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина);
  • Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

Включайте музыку разных жанров

Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко.

Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.

Знакомство с музыкальными инструментами

К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными.

Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику.

Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.

Упражнения и игры для развития музыкального слуха

Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч. В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме.

Ниже вы найдете примеры игр и упражнений для подготовки ребенка к полноценным музыкальным занятиям.

Игра «Высокий – низкий»

Играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному. Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши. Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.

О различии голосов расскажет сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.

Упражнение «Горка»

Предложите малышу поиграть в игру, будто он поднимается на гору, а потом спускается с нее. Пропойте вместе: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», первую половину фразы выше, а вторую – ниже, как бы на спад. Если есть ксилофон, аккомпанируйте. Начните с двух нот, затем усложняйте:

  1. «вверх иду» – «вниз иду («до-ре-ми» — «ми-ре-до»);
  2. «вверх я иду» – «вниз я иду» («до-ре-ми-фа» — «фа-ми-ре-до»);
  3. «вот иду я вверх» – «вот иду я вниз» («до-ре-ми-фа-соль» — «соль-фа-ми-ре-до»).

Упражнение «Найди пару»

Для игры понадобится несколько пар одинаковых коробочек или стаканчиков с крышками (желательно непрозрачных). Каждую пару стаканчиков нужно наполнить разными крупами (гречка, горох, рис, пшено). Ребенок должен потрясти стаканчики и по звуку соотнести их попарно.

Упражнение «Угадай, что это?»

Игра для детей от 3–4 лет. Заранее найдите аудио или видео с нужными звуками и включите запись ребенку. Он должен угадать на слух, какой музыкальный инструмент играет. Для детей постарше можно включать мелодию, где играют два инструмента.

Упражнение «Колокольчик»

Это упражнение учит ребенка слышать и слушать звуки. Завяжите малышу глаза платком, поставьте его в середине комнаты. Возьмите колокольчик и бесшумно двигайтесь по комнате, останавливаясь и звеня. Ребенок должен определить, в каком углу звенит колокольчик. С завязанными глазами это не так легко.

Занятия ритмикой

Ритмика важна в физическом и музыкальном воспитании дошкольника. Танцы учат ребенка чувствовать настроение через мелодию. Ритмика – это своеобразная иллюстрация музыки в движении с помощью бега, ходьбы, прыжков, элементов гимнастики. Все это направлено на развитие чувства ритма, музыкальной памяти, координации движений.

Танцуйте не только под детскую и эстрадную музыку, но и под классику. Речь не о том, чтобы в 5 лет малыш умел танцевать вальс. Позвольте ему двигаться в такт, как ему удобно. Покажите, как быстро перебегать на цыпочках или лететь в прыжке. Можно кружиться, бегать – делайте все, что угодно, будьте раскованными в танце, проявляйте фантазию и импровизируйте.

Слух есть, а голос?

Вместе с музыкальным слухом нужно с детства развивать вокальные навыки у ребенка. Хорошо поставленный голос и дыхание важны не только для красивого пения, но и для выразительной речи. Вспомните, как стихи в прочтении некоторых одноклассников вызывали зевоту на уроках литературы. Даже если ваш ребенок не станет певцом, красивая речь ему не помешает.

Одним детям легче дается музыка, другим – пение, но оба эти таланта успешно поддаются тренировке. Развивать дыхание и голос дома можно с помощью несложных упражнений:

  • Дыхательная гимнастика. Тренировка дыхания никогда не бывает лишней, особенно для детей с логопедическими проблемами. Дыхание – это энергия, на которой держится речь. Дуйте вместе с ребенком на перышко, флюгер, свечу, сдувайте с ладони конфетти, толкайте кораблики в миске с водой. Дыхание должно быть однородным, медленным, выходящим из глубины тела.
  • Чтение вслух. Если ребенок знает стихи, пусть он рассказывает их с выражением. Ненавязчиво корректируйте малыша, если он невыразителен.
  • Распевайте звуки и слова. Это значит, нужно тянуть звуки «И», «Э», А», «О», «У» на одном выдохе. Это полезно также в качестве артикуляционной гимнастики. Пойте слова, которые можно петь.
  • Разрешайте ребенку кричать. Не всегда и не везде, конечно. Там, где это не помешает другим. Пусть малыш слушает свой голос, чувствует его силу. Иногда даже взрослые не знают, что имеют сильный голос, потому что никогда не пробовали петь «на полную катушку».

Этих упражнений хватит для домашних тренировок, а вот научить ребенка профессионально петь смогут  в музыкальной студии, где с детьми занимается педагог, умеющий находить индивидуальный подход к своим подопечным.

Музыкальному воспитанию уделяется не так много времени, как хотелось бы, и талант, заложенный природой, может угаснуть. Далеко не все дети сохраняют интерес к музыке в школьном возрасте. Многие идут в музыкальную школу лишь по настоянию родителей и не получают удовольствия от обучения. Может быть, домашние занятия с рождения помогут ребенку полюбить свои способности, а в дальнейшем –  осознать всю ценность природного дара.

Источник

Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Некоторые люди воспринимают звуки только определённого происхождения и совершенно не различают звуки музыки. А некоторые музыканты, естественно обладающие музыкальным слухом, не восприимчивы к посторонним звукам. Также есть люди, отлично различающие звуки только одного рода и совершенно не воспринимающие звуки другого. Таким образом, развитие слуха обладает индивидуальными различиями.

Невнимательность или «музыкальная глухота»

         Большинство случаев «музыкальной глухоты» – это всего лишь невнимательность. К примеру, когда человек занимается каким-то делом, он совершенно невнимателен к звукам. То есть, ухо то, конечно, воспринимает звук, а вот мозг, сосредоточенный на основном занятии, не фиксирует происходящий звук. Естественно он его и не будет обрабатывать за ненадобностью.

         Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков и не только. Добавив к упражнениям необходимый уход за музыкальным слухом можно достичь определённых высот в музыке. А при небрежном отношении и невнимательности – запустить свой слух. Далее рассмотрим несколько упражнений для развития музыкального слуха.

Первое упражнение

         Первое упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.

Второе упражнение

         Прислушиваясь к разговорам прохожих, старайтесь запомнить не только фразу, но ещё и голоса людей, чтобы услышав какой-то голос в следующий раз, вспомнить фразу произнесённую обладателем этого голоса. Практикуя это упражнение, обратите внимание, на то, что каждый человек обладает присущей только ему манерой разговора.

Третье упражнение

         Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная игра, где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.

Четвёртое упражнение

         Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза текст песни и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.

Пятое упражнение

         Это упражнение, как ни странно, основывается на прослушивании лекций. Так что студентам будет легче развивать слух и внимательность, чем, людям, общающимся в ограниченном кругу. Упражнение заключается в следующем: необходимо после прослушивания лекции попытаться воспроизвести не только запомнившуюся информацию, но и попытаться повторить её с той же интонацией, что и преподаватель.

         Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к делу.

Автор – Станислав Колесник

Давайте посмотрим видео, в котором раскрываются вопросы музыкального слуха и определяются его основные виды:

Источник

Елена Фоменко
Как мы развиваем у детей музыкальный слух

В широком смысле в понятие музыкальный слух входят: звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкально сопровождения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух – способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение её голосом или по слуху на музыкальном инструменте.

Музыкальный слух-качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого.

Уже 3-х летних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, мы играем на фортепиано и поем песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываем вступление в разных регистрах – более высоком и более низком- и предлагаем детям угадать,кто лает: большая собака или щенок? Если звук низкий, то лает большая собака, если высокий, тонкий – щенок. Проиграв звукоподражание в низком или высоком регистре, спрашиваем ребенка, как он догадался, что лаяла собака, а не щенок. Затем предлагаем детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации.

По мере усвоения детьми высоких и низких звуков, согласно принципу систематичности и последовательности мы усложняем упражнения. В конце года 3-х летним или в начале года 4-х летним мы даем в играх-загадках звуки, менее контрастные по высоте, в пределах интервала квинты. Воспитываем их слух на ладовой основе, знакомя с основными устойчивыми звуками лада. В упражнениях для развития музыкального слухапользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении. Из мажорного лада берем только отрезок из пяти ступеней, 3-х устойчивых звуков – 1, 3, 5 – и 2-х неустойчивых – 2, 4.

Лад строим на любой высоте, в любой тональности. Название тональности даем по первой ступени – тонике. Упражнения для развития музыкального слуха подбираем в тональностях,удобных для пения: ми-бемоль, ми, фа- мажор. Упражнения начинаем с интервала квинты. Важна так называемая звуковая наглядность. Например, когда дети поют звук, музыкальный руководитель может показать движением руки его высоту – поднять руку на высоком звуке и опустить на низком. В данном случае участвуют два органа чувств –слух и зрение. Если ребенок одновременно с пением высокого звука сам поднимает руку вверх, а при пении низкого опустит, то кроме органов слуха и зрения, будет участвовать еще и мышечное чувство. Затем мы ставим перед детьми небольшую лесенку. Под каждой ступенькой, а их 6, наклеены цифры. На другой стороне цифр нет. Такое наглядное пособие повышает интерес к занятиям, способствует прочности усеваемых знаний. Ставим лесенку на возвышение, поворачиваем детям стороной без цифр. Дотрагиваясь указкой до ступеньки, спрашиваем, низко или высоко расположена она по отношению к столу. Дети отвечают.Затем проигрываем на фортепиано звук ми и поем: «низкая», показывая нижнюю ступеньку. Дети слушают, потом вместе с музыкальным руководителем поют. Таким образом знакомим детей с «высокой» (верхней) ступенькой, играя на фортепиано звук си.

Для закрепления представления о высоких и низких звуках пользуемся и другими приемами. Так, в гости к детям приходят маленькие игрушки – фигурки животных и птиц. Например, гусь не знает, на какую ступеньку ему взлететь – на низкую или на высокую, — когда звучит ми. Музыкальный руководитель предлагает детям помочь гусю встать на нижнюю ступеньку. Угадавшие поднимают руку. Вызываем одного из желающих поставить фигурку на ступеньку. Если на лестнице находится гусь, ребенок воспроизводит соответствующий звук, произнося «га-га-га». Затем все дети повторяют звукоподражание на том же звуке. Звуки могут идти в разной последовательности. затем дети поют про него песенку. Мы проводим ещё и другие игры – загадки, без лесенки., например «Угадай сколько звуков сыграю». На фортепиано 2-3 раза исполняется звук ми. Все дети про себя считают, один из отгадывающих говорит, что сыграли 2-3 раза один и тот же звук, и поет его со словами «один, два, три» Все дети повторяют. Так уточняется понятие высокого и низкого звука.

Переходим к средним звукам. Средний звук усваивается труднее, поэтому осознание и усвоение его происходит в конце года в средней группе. Знакомим детей с гаммообразным движением по ступеням лада – первая, вторая, третья, четвертая, пятая ступеньки. «Гости» ходят по ступенькам, а дети поют звукоподражания («мяу» «га» и. т. д.) с постепенным повышением звуков.

В группе детей 5-6 лет повторяются те же упражнения, но с названием ступеней. Лесенку поворачивают к детям стороной, на которой наклеены цифры. Заменяя названия нот названиями ступеней лада, мы делаем упражнения отвлеченными от конкретной высоты. Так, вместо звука ми называем «первая», вместо звука фа-диез – «вторая» и. т. д.

Во второй половине года дети исполняют упражнения, состоящие из коротких мотивов в три звука – с поступенным движением, со скачками на основные ступени и с окончанием на одной из основных ступеней, с названием их. Упражнения даются в ми-бемоль мажоре, ми мажоре и фа мажоре. С детьми 6 лет эти занятия проводятся без игрушек.

Для развития ладотонального слуха, например, в конце года в старшей группе и в начале года в подготовительной небольшие музыкальные произведения, которые дети раньше пели, слушали или двигались под эту музыку и в которых есть вводный тон, последний звук (тонику) не исполняем, а просим детей спеть.

В подготовительной группе применяем упражнение «эхо»: пропеваем звуки тонического трезвучия вверх, вниз; дети повторяют его на слог ля. После того как дети научатся петь звуки основного трезвучия, мы проигрываем звуки субдоминантового и доминантового трезвучия. Услышанные звуки дети поют как эхо. Упражнения транспонируются на полтона вверх.

Источник