Влияние компьютерных игр на развитие речи ребенка
Любовь Кутавкина
Влияние компьютерных игр на речь ребенка
В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазинах и даже на улице. Мы не представляем жизни без телефонов, и других гаджетов, ведь это так актуально быть всегда на связи. Каждый осознает вред и зависимость от этих устройств, но отказаться нам не позволяет время (век). А наши дети? На кого они смотрят? С кого берут пример? Очень важно осознавать опасность, которую приносят электронные устройства, попадая в руки малышей практически с рождения. И если нам, взрослым, уже не обойтись без этих устройств, то детей мы вполне можем ограничить. И на это есть веские причины. Как отмечают специалисты, нынешнее поколение растет с серьезными нарушениями здоровья и психического развития.
Происходит нарушение осанки, зрения, отставание в развитии тонкой и общей моторики, снижение общей двигательной активности и координации движений. А вдобавок к этому отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна, дети с трудом подбирают слова, чтоб выразить свою мысль. Все это потому, что наши дети слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Слишком много времени проводят у экранов телевизоров, где не требуется ответа, живого общения. Им не хватает «практики» общения. Все внимание уходит на зрительное восприятие картинки, на поглощение, а не на отдачу. В этом конечно большая вина родителей, после работы мы устаем, и сами усаживаем детей смотреть очередные мультики. Поэтому очень часто дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Как следствие, серьезно нарушается формирование внутренней речи. А ведь во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Им малоинтересно общаться друг с другом. Ведь куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений. Растет число страхов у детей, в том числе не свойственных их возрасту, агрессия. Герои большинства западных мультфильмов позволяют себе грубить, хамить, бить друзей, высмеивать! А вы обращали внимание на озвучку современных мультиков? Специально искаженные, шепелявые, гнусавые голоса! Это запоминается ребенком, и он начинает подражать «положительному» главному герою. Все это искажает картину мира ребенка, формирует неправильное представление о том, какой должна быть семья, дружба, какие качества ценны в человеке. В этих мультфильмах нет места таким качествам как доброта, милосердие, трудолюбие, спокойствие, мудрость. Показываемое насилие в «мультиках» и компьютерных играх учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. А родителям потом остается только удивленно восклицать «Я его таким не воспитывала!». Конечно же, не воспитывали. Телевизор и компьютер сделали это за вас.
Теперь подробно рассмотрим самые распространенные негативные последствия влияния компьютера на ребенка.
Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.
Компьютерная зависимость. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.
Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла.
Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.
Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.
Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии (человек не может грамотно говорить и писать). Самое главное, что школьники не хотят принимать знания о правильном написании! «Зачем учить правила, когда в телефоне и «ВКонтакте» не правильно написанные слова всегда подчеркиваются и исправляются», — доказывала мне ученица 4 класса.
В 2016 году было проведено анкетирование родителей детского сада (50 человек, которое показало следующие результаты:
1. У вас дома есть компьютер/планшет/другое электронное устройство с играми (далее – компьютер?
Да – 93%; нет – 7%
2. Есть ли у вашего ребенка непреодолимая тяга к игре на компьютере?
Да – 24%; нет – 76%
3. Как часто ваш ребенок играет в электронные игры?
Каждый день – 15%; несколько раз в неделю – 56%; не играет вовсе – 29%
4. Знаком ли ваш ребенок с интернетом?
Да – 49%; нет – 51%
5. «Постоянное ожидание того момента, когда можно будет сесть играть за компьютер» — это характерно для вашего ребенка?
Да – 10%; нет – 90%
6. Ваш ребенок находится в подавленном настроении, раздражительности и депрессии в том случае, если вы не разрешаете пользоваться компьютером?
Да – 7%; нет – 93%
7. Мешает ли вашему ребенку увлечение компьютерными играми общаться?
Мешает – 17%; не мешает – 83%
8. Оторванный от игры, ваш ребенок:
тревожится, не находит себе места – 12%; не знает чем заняться – 12%;
спокойно реагирует на ситуацию – 76%
9. В какое количество игр играет ваш ребенок?
Одна-две – 39%; больше, чем две – 31%; не играет – 30%
Я бы рекомендовала как можно дольше оттягивать знакомство ребёнка с компьютером до тех пор, пока он, по-настоящему, не станет большой необходимостью. В возрасте от 3 до 6 лет происходит интенсивное развитие психики: кроха всем интересуется, фантазирует и учится контролировать свое поведение. Он начинает стремиться к самостоятельной деятельности. Ребенок учится планировать свои действия и понимать чувства других людей.
Поэтому для детей этого возраста более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики (особенно игры с природными материалами, речи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. К тому же ребенок учится общаться с другими детьми.
Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но ни один компьютер никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими.
Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.
Кутавкина Любовь Александровна,
учитель-логопед
Источник
Влияние компьютера на развитие речи ребенка
Пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания.
Вот, например, по словам мамы ребенка, посещающего мои занятия, играя всего лишь на детском компьютере, за пару недель выучил весь алфавит, в то время, как мои стандартные занятия с букварем не принесли должного результата.
Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.
— Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.
— Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии.
— Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.
— Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.
Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.
Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.
Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано в книге Т.Л.Шишовой «Ребенок и компьютер». Там же рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.
Нарушение детского кругозора Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.
Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.
Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.
То, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребенка советует родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.
Детский эгоизм Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
Неправильное восприятие мира Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.
В свое время было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Были собраны две группы детей: одни не зависели от компьютера, а другие днями просиживали возле монитора. В итоге первая группа нарисовала яркий и красочный мир, с изображением деревьев, людей, солнца. А вот в рисунках второй группы четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали оружие и мертвецов. Нежелание общаться с реальными людьми
Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.
Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства.
Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии ( человек не может грамотно говорить и писать). И если ранее эти отклонения считались только психическими, то теперь они носят социальный характер.
Уменьшение живого общения между детьми продолжается, и как следствие неграмотность растет!
Данные подтверждаются статистикой. Дети 4-6 лет, которые большей частью находятся дома и проводят время перед телевизором, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребенок получает обилие разнообразной информации. Специалисты называют причину отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики.
Источник
Влияние компьютерных технологий на речевое развитие детей.
Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Сейчас компьютеры – излюбленная тема разговоров у детей, особенно у мальчиков, а компьютерные игры – это возможность подружиться даже очень разным детям. Прежде всего, особенность таких игр – активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков. Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.
«ПЛЮСЫ»
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
- Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- В-третьих, это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей.
- В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).
- В- шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки. А ждет, пока он сам исправит их.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Это способствует развитию у детей высших психических функции:
- формированию мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
- развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
- развитию творческих способностей.
развитию различных видов мышления:
- развитию наглядно-образного мышления;
- развитию словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)
коррекции недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодолению негативных качеств формирующегося характера.
формированию коммуникативной деятельности:
- обеспечению полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками.
- формированию механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формированию полноценных межличностных связей.
Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании компьютерных технологий, благотворно влияют на развитие полноценной речи детей.
«МИНУСЫ»
Компьютеризация образования детей имеет и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Занятия или игра на компьютере сопряжена с воздействием на ребенка целого комплекса факторов. Остановимся на основных из них.
Первое, на что обратили свое внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем.
Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5—6 лет это время составляет 10—15 минут. Функциональные возможности детей в этом возрасте еще очень малы. Для детей в возрасте 7—12 лет непрерывная продолжительность компьютерных занятий — 20 минут, а для ребят постарше — не более получаса. Уже после не столь продолжительных занятий у детей появляются признаки зрительного и общего утомления.
С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Второе правило — рациональная организация рабочего места. Прежде всего, компьютер необходимо разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположение рабочего места, когда у пользователя компьютера есть возможность перевести взгляд на дальнее расстояние — это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы. Следует избегать расположения рабочего места в углах комнаты или лицом к стене — расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м, экраном к окну, а также лицом к окну — свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере.
Необходимо позаботится о том, чтобы изображение на экране было четким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Для создания оптимальных условий для зрительной работы предпочтение следует отдавать позитивному изображению на экране: черные символы на белом фоне. Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр экрана или немного выше. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног . Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90°.
Следующее правило — регулярная влажная уборка и соблюдение оптимальных значений микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.
Задача взрослых- воспитать у ребенка полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.
Учитель-логопед: Е.А.Андреева
Источник