Умственное развитие ребенка психологические диагностики

Умственное развитие ребенка психологические диагностики thumbnail

Умственное развитие ребенка заключается в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, сенсорных и перцептивных процессов, мышления и воображения), накоплении опыта (что необходимо для осуществления познавательной деятельности), развитии речи. Развитие познавательных процессов идет в направлении овладения собственным поведением и собственной психикой посредством особых психологических орудий. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства.

Становление высших психических функций (по выражению Л.С. Выготского) идет через процесс интериоризации. К высшим психическим функциям относятся: произвольное запоминание и воспроизведение, произвольное внимание, логическое мышлениеи т.п. Специфика этих функций заключается в том, что они социальны, произвольны, опосредованы. В процессе психического развития психологические орудия-знаки переходят из внешней формы во внутреннюю, то есть становятся умственными средствами.

Итак, умственное развитие ребенка идет по пути усвоения (или присвоения) общественно исторического опыта человечества и формирования на этой основе специфически человеческих особенностей психики.

С точки зрения практической задача измерения различий по интеллекту представляется весьма привлекательной, особенно для профессионального отбора, осуществления дифференциации и индивидуализации в обучении, для построения прогноза психического развития. В психологии для этого используются методики, которые предназначены не для исследования, а для испытания, т.е. для выяснения того, насколько психологические качества испытуемого соответствуют уже выявленным нормам и стандартам. Цель этих применения этих методик заключается в том, чтобы фиксировать и использовать в упорядоченном виде психологические различия между людьми. Это и есть сфера применения психодиагностики: если бы не было различий, то не нужны были бы и тесты. Большинство тестов измеряют степень выраженности (количественные различия) небольшого числа общих черт психики.

Типичными задачами, решаемыми психодиагностикой, являются:

· установление наличия у человека того или иного психического свойства или особенности поведения;

· определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях;

· описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей;

· сравнение степени развитости изучаемых психических свойств у разных людей.

Для психологической диагностики умственного развития применяются тесты интеллекта, которые являются одной из разновидностей тестов и представляют собой совокупность заданий. Посредством таких тестов изучаются те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это – мышление, память и другие психические функции, обеспечивающие познание. Первые тесты подобного типа были созданы Ф. Гальтоном, понятие «тест интеллекта» («mental test») ввел в научный обиход и начал широко применять Д. Кеттел. Сначала тесты интеллекта были относительно простыми, эмпирически созданными методиками исследования логического мышления, памяти, счета и т.д.

Тесты интеллекта современного типа появляются в начале 20 века. Французские психологи А. Бине и Т. Симон создали шкалу умственного развития с целью выявления умственно неполноценных детей, не способных учиться в обычных школах. Эта шкала содержит тридцать заданий, расположенных по степени возрастания трудности. Слабоумные дети не могли решить задачи определенного уровня трудности, что это было использовано как основа для дифференциации в обучении, выделения уровней умственного развития. Постепенно шкала была доведена до взрослого возраста, были выделены уровни умственного развития для испытуемых разных возрастов. Немецкий психолог В. Штерн предложил, обратив внимание на недостатки определения умственного возраста в шкале умственного развития Бине – Симона, предложил ввести коэффициент интеллектуальности IQ[14]. В. Штерн предложил вычислять IQ по формуле:

 
, где

MA – умственный возраст,

CA – хронологический возраст.

Считается, что IQ, используемый практически во всех тестах интеллекта, измеряет общий интеллект, «всестороннюю умственную одаренность», который иногда именуют фактором «g»[15].

Позже эта шкала была модифицирована в Станфордском университете США и в наше время используется под названием шкала умственного развития Станфорд-Бине. Она позволяет изучить широкий диапазон психических функций у людей (от простого манипулирования до абстрактного суждения) в возрасте от двух лет до двадцати двух лет десяти месяцев. Это один из наиболее часто используемых тестов интеллекта в Западной Европе и США.

Целая серия шкал интеллекта была разработана Д. Векслером. Она охватывает возрастной диапазон от четырех до шестидесяти четырех лет. Позволяет изучить как вербальный, так и невербальный интеллект. Три различные формы теста Векслера, предназначенные для измерения интеллекта у представителей различных возрастных групп, широко применяются в нашей стране.

Другое направление в изучении умственного развития детей – это свободные от культуры тесты. Они предназначены для измерения интеллекта вне зависимости от факторов культуры (образования, культурной среды), так называемого «чистого интеллекта». Эти тесты предназначены для изучения невербального интеллекта.

Наиболее известные из них – культурно-свободный тест интеллектаР. Кеттела, тест Ф. Гудинаф «Нарисуй человека» и его модификация – тест рисования Гудинаф – Харрис. Уровень интеллектуального развития в последнем из этих тестов оценивается на основе того, как испытуемый изобразил части тела и детали одежды, как учтены пропорции и перспектива и т.д.

Еще один широко распространенный тест изучения невербального интеллекта — тест Д. Равена (прогрессивные матрицы Равена). Замысел разработчиков теста состоял в том, чтобы изучить выраженность фактора «g» через выявление отношений между абстрактными фигурами, представленными в виде матриц. «Прогрессивность» теста заключается в том, что предшествующие задания готовят к выполнению последующих (как бы обучает). Этот тест может использоваться и как тест скорости, и как тест результативности.

В нашей стране широко применяется ШТУР (школьный тест умственного развития), предназначенный для изучения интеллекта школьников шестого-восьмого классов и соотнесенный со школьной программой. Тест разработан отечественными психологами на основе следующих положений:

· IQ существенно зависит от социальных и культурных условий (доход семьи, образование и профессия родителей, доступность образования, возможности приобщения к культуре);

· в интеллекте многое зависит от тех требований, которые к человеку в разные годы жизни предъявляет общество;

· переменные, измеряемые тестами интеллекта не устойчивы, а изменчивы, т.е. делать на основе тестов интеллекта долговременный прогноз трудно.

Тест позволяет измерить и уровень развития отдельных свойств интеллекта, и осведомленность испытуемых по отдельным дисциплинам школьной программы. Поэтому ШТУР относится к группе критериально-ориентрованных тестов интеллекта.

Важно отметить и ограничения, которые присущи тестам интеллекта. Количественные показатели интеллекта (в частности IQ) в действительности выявляют наличие знаний, умений и навыков, степень подготовленности испытуемого.

Динамику психических изменений, способности, одаренность при помощи теста измерить нельзя. Для решения этой проблемы Л.С. Выготский предложил тестирование проводить дважды: первый раз ребенок выполняет задания самостоятельно (так выявляется зона актуального развития), второй раз ребенок выполняет задание вместе с взрослым (так выявляется зона ближайшего развития, на которую и следует ориентироваться в обучении).

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

&Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: «Наукова думка», 1989.

&Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

&Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: «Просвещение», 1995.

Дата добавления: 2015-06-14; просмотров: 2016; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10147 — | 7885 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Название: Диагностика умственного развития детей
Автор: М. К. Акимова, В. Т. Козлова
Серия: «Детскому психологу»
Издательство: СПб.Питер
Год издания: 2006
Страниц: 240
Формат: PDF, DOC
Размер: 11,3 и 3,6 Мб — соответственно
Качество: хорошее
Книга «Диагностика умственного развития детей» представляет собой руководство по использованию тестов умствен­ного развития в школьной практике. В ней приводится описание тестов, диагностирующих интеллектуальную сферу учащихся 2—11 классов, а также рассматриваются процедура тестирования, способы обработки и анализа индивидуальных и групповых данных; предлагаются образцы психологических заключений порезультатам тестирования Особое внимание уделяется проблеме коррекции умственного развития. Даны три коррекционно-развиваюшие про­граммы, позволяющие формировать некоторые мыслительные операции, интеллектуальные действия и речевые умения у учащихся 2—5 классов.

Книга «Диагностика умственного развития детей» предназначена для школьных психологов, студентов психологических факультетов, специализирующихся в области возрастной и педагогической психологии. Она также может оказаться полезной для учителей, интересующихся вопросами детской пси­хологии и стремящихся использовать психологические знания в процессе воспитания и обучения детей.

Оглавление

Содержание

Введение

Раздел I
Теоретические основы диагностики умственного развития
Глава 1. Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью
§ 1. Характеристика умственного развития и его показателей
§ 2. Умственное развитие как единство содержательного и операционального компонентов
Глава 2. Значение диагностики умственного развитиядля решения школьных проблем
§ 1. Тесты как зеркало организации учебного процесса
§ 2. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся
Глава 3. Принцип нормативности в психическом развитии и организации обучения
§ 1. Социально-психологические нормативы как основа разработки отечественных тестов умственного развития
§ 2. Специфические особенности тестов, ориентированных на социально-психологический норматив
§ 3. Коррекционность психодиагностических методик

Раздел II
Современные методы диагностики умственного развития, применяемые в школе
Глава 1. Тесты умственного развития, предназначенныедля учащихся II-VI классов
§ 1. Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ)
Руководство по проведению тестирования
Обработка результатов тестирования
Анализ соотношения вербального и невербального
компонентов в умственном развитии младшего школьника
§ 2. Тест умственного развития младших подростков (ТУРП)
Руководство по проведению тестирования
Обработка результатов тестирования
§ 3. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
Руководство по проведению тестирования
Обработка результатов тестирования
Обработка отдельных субтестов
Глава 2. Тесты умственного развития, предназначенные для учащихся VII — XI классов
§ 1. Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Руководство по проведению тестирования
Обработка результатов тестирования
§ 2. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера
Руководство по проведению тестирования
Обработка результатов тестирования
Как интерпретировать полученный учащимся общий балл по тесту?
§ 3. Тест умственного развития для выпускников средней школы и абитуриентов (АСТУР)
Руководство по проведению теста
Обработка результатов тестирования

Раздел III
Использование результатов диагностики умственного развития школьников
Глава 1. Правила и способы получения, использования и представления результатов тестирования
§ 1. Правила получения и использования диагностической информации
§ 2. Способы представления результатов тестирования
Консультативная беседа
Психологическая характеристика
Составление психологических характеристик по данным теста Р. Амтхауера и Группового интеллектуального теста (ГИТ)
§ 3. Опыт использования тестов умственного развития в школьной практике
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися
§ 1. Коррекция умственного развития как составная часть психодиагностики
§ 2. Характеристика коррекционно-развивающих программ
§ 3. Эффективность коррекционно-развивающих программ
§4. Организация коррекционно-развивающих занятий
§5. Формы коррекционно-развивающей работы
Фронтальная форма работы
Групповая форма работы
Индивидуальная форма занятий
Процедура проведения коррекционных занятий
Заключение и приложения
Литература

Приложение 1. Схемы составления психологических характеристик
Схема составления психологических характеристик по результатам Теста умственного развития младших
школьников (ТУРМШ)
Схема составления психологической характеристики по результатам Теста умственного развития младших
подростков (ТУРП)
Схема составления психологической характеристики по результатам Школьного теста умственного
развития (ШТУР-2)
Схема составления психологической характеристики
по результатам АСТУР
Приложение 2
Схема составления психологической характеристики по данным теста структуры интеллекта Р. Амтхауера
Схема составления психологической характеристики по данным теста ГИТ
Приложение 3. Коррекционно-развивающие программы
Коррекционно-развивающая программа 1 (развитие мыслительных действий с понятиями)
Коррекционно-развивающая программа 2 (развитие понимания)
Коррекционно-развивающая программа 3 (развитие активной речи)

[свернуть]

Скачать книгу «Диагностика умственного развития детей»

в формате PDF.

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

Скачать книгу «Диагностика умственного развития детей»

в формате DOC.

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

Читать книгу «Диагностика умственного развития детей»

На ту же тему:

  • Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов

Источник

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном ( какой я , какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном ( какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребенка накапливает­ся достаточно большой багаж знаний, который про­должает интенсивно пополняться. Ребенок стремит­ся поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой сто­роны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

— любопытство;

— любознательность;

 — чувство юмора;

— удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

— чувство прекрасного;

— чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

— чувство гордости;

— чувство стыда;

— чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника вомногом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными.   В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6—7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.

 Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне

Подстраницы:

Источник